г. Санкт-Петербург |
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А26-6183/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от заявителя: представитель Зубкова О.В., на основании доверенности от 27.04.2020,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
от 3-го лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35824/2020) Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.10.2020 по делу N А26-6183/2020, принятое по иску:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью "ЛифтСтрой"
заинтересованное лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
третье лицо: Администрация Петрозаводского городского округа
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лифтстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 10:01:0030112:103, изложенного в письме от 29.06.2020 N 14561/12.4-4, возложении на Министерство обязанности принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды данного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Петрозаводского городского округа.
Решением от 14.10.2020 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с указанным решением, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, считая решение незаконным, принятым с нарушением норм права. Податель жалобы указывает, что исходя из карты градостроительного зонирования, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 10:01:0030112:103 расположен в территориальной зоне: "Жм. Зона застройки многоэтажными жилыми домами"; градостроительным регламентом территориальной зоны "Жм. Зона застройки многоэтажными жилыми домами" не предусмотрено такого вида использования, как "для строительства и эксплуатации специализированной конькобежной дорожки". Полагает, что в настоящее время определить параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:01:0030112:103 не представляется возможным. Указанное обстоятельство является основанием для принятия решения уполномоченным органом об отказе в проведении аукциона в отношении земельного участка в силу подпункта 3 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
В настоящем судебном заседании представитель Общества просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29.04.2020 в Министерство на бланке заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности Республики Карелия, поступило заявление Общества (входящий номер 10697) о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 10:01:0030112:103 с целью использования под строительство и эксплуатации специализированной конькобежной дорожки.
Данное заявление было подано через сайт "Госуслуги" 27.04.2020 (заявка N 106964).
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован в статье 39.11 ЗК РФ и предусматривает, что уполномоченный орган проводит проверку наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принимает в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решение о проведении аукциона либо решение об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований (подпункт 9 пункта 4).
По результатам рассмотрения заявления Общества от 29.04.2020 N 10697 Министерством вынесено оспариваемое решение об отказе в проведении аукциона по продаже спорного земельного участка.
Предъявленное в арбитражный суд требование заявитель обосновал отсутствием препятствий для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Основаниями для принятия оспариваемого решения послужили три обстоятельства, как-то:
- ограниченность оборота спорного земельного участка, находящегося в границах второго пояса зоны санитарной охраны водного объекта, используемого для целей питьевого и хозяйственно-бытового назначения;
- возможность размещения на земельном участке объекта недвижимости в случае реализации заявленной цели его использования;
- отсутствие установленных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении спорного земельного участка.
В качестве правового обоснования названного решения Министерство сослалось на пункт 7, подпункты 3 и 11 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ определено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.
Поскольку заявитель подтверждает, что на испрашиваемом земельном участке предполагается строительство спортивного объекта (крытой площадки), в отношении этого участка должны быть определены предельные размеры разрешенного строительства.
Согласно пункту 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 10:01:0030112:103 площадью 5 610 кв.м расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 10:01:030112, относится к землям населенных пунктов и находится на территории города Петрозаводска в районе улицы Московской.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости данный земельный участок разрешен к использованию для строительства и эксплуатации специализированной конькобежной дорожки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 N 390-П, полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы государственной власти Республики Карелия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ определено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны, в том числе предельные параметры разрешенного строительства.
Градостроительные регламенты включаются в состав Правил землепользования и застройки (пункт 2 статьи 30 ГрК РФ).
В пункте 2 статьи 85 ЗК РФ указано, что Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно пунктам 1 и 2 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
В статье 34 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771, указаны предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, в том числе для всех видов основного и условно разрешенного использования, не относящихся к зданиям жилой застройки, минимальная площадь земельного участка, минимальное и максимальное количество надземных этажей, минимальные отступы от границ земельного участка и максимальный процент застройки в границах земельного участка, которые принимаются с учетом соблюдения действующего законодательства в части строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Суд верно указал, что тот факт, что в статье 34 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа не указан такой вид разрешенного использования земельного участка как "для строительства и эксплуатации специализированной конькобежной дорожки" не может явиться основанием для отказа в проведении аукциона на право заключения договора аренды этого участка, поскольку согласно названной норме в зону застройки многоэтажными жилыми домами (Жм) входят земельные участки с видом разрешенного использования "Обеспечение занятий спортом в помещениях", что соотносится с установленным в отношении спорного земельного участка видом разрешенного использования.
Исходя из изложенного, обоснованный положениями подпункта 3 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ довод Министерства суд первой инстанции правомерно посчитал неверным.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ определено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок частично находится во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого назначения.
Следовательно, по указанной причине земельный участок с кадастровым номером 10:01:0030112:103 не может быть предметом продажи с аукциона.
Согласно пункту 7 статьи 39.11 ЗК РФ в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статьей 39.18 ЗК РФ установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Таким образом, поскольку реализация установленного в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:01:0030112:103 вида разрешенного использования предполагает строительство объекта недвижимости, что заявителем и не отрицается, спорный участок не может быть предметом продажи с аукциона.
Вместе с тем, названные обстоятельства не могли, по мнению суда первой инстанции, явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления Общества, поданного 27.04.2020, поскольку не имели отношения к предмету заявления.
Судом установлено, что действительно в тексте представленного Министерством бланка заявления Общества, поступившего в Министерство в электронном виде, указано о проведении аукциона о продаже земельного участка.
Однако сам бланк, а также и содержание оформленной в электронном виде заявки N 106964, свидетельствуют об ином намерении обратившегося за госуслугой лица, а именно о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
В связи с изложенным суд пришел к верному выводу о том, что приведенные в оспариваемом решении основания не могли повлечь отказ в удовлетворении заявления Общества о проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка.
Пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлен перечень оснований, при которых земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона. К их числу, в том числе отнесены: отсутствие в отношении земельного участка сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений (подпункт 4); предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды (подпункт 7); расположение на земельном участке здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, принадлежащих гражданам или юридическим лицам (подпункты 8 и 9); предназначение земельного участка для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой (подпункт 15); принятие в отношении земельного участка решения о предварительном согласовании его предоставления (подпункт 16).
О наличии таких оснований, относящихся к случаям проведения аукциона как по продаже, так и по аренде, ответчиком и третьим лицом не заявлено.
Соответственно, в рассматриваемой ситуации суд первой инстанции обоснованно не нашел причин возлагать на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление Общества от 27.04.2020, но уже по вопросу аренды земельного участка, и правильно посчитал, что по результатам рассмотрения настоящего спора в целях устранения нарушенных прав заявителя необходимо возложить на Министерство обязанность принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы повторяют аргументы Министерства, положенные в основу обоснования отзыва. Они рассмотрены судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. В связи с изложенным доводы жалобы отклоняются апелляционной инстанцией как несостоятельные. Новых доводов в обоснование жалобы заявителем не приведено.
Нарушение процессуальных норм, которые привели к неправильному решению судом первой инстанции, не были допущено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.10.2020 по делу N А26-6183/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6183/2020
Истец: ООО "ЛифтСтрой"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Третье лицо: Администрация Петрозаводского городского округа, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия