г. Воронеж |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 июня 2021 г. N Ф10-1954/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А48-4678/2020 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Протасова А.И..,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области, Акционерного общества "Орелоблэнерго" на решение Арбитражного суда Орловской области от 06.11.2020 по делу N А48-4678/2020, принятое по заявлению Муниципального унитарного предприятия ритуально-обрядовых услуг г. Орла (ОГРН 1025700824456, ИНН 5701000336) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (ОГРН 1025700826029, ИНН 5753018207) о признании незаконным и отмене постановления от 27.05.2020 N 72 о наложении штрафа по делу N 057/04/9.21-1064/2019 об административном правонарушении,
третьи лица: 1. Индивидуальный предприниматель Квасова Екатерина Александровна (ОГРНИП 315574900026111, ИНН 575204351540),
2. Акционерное общество "Орелоблэнерго" (ОГРН 1045751004716, ИНН 5751028520),
при участии в судебном заседании посредством ВКС при содействии Арбитражного суда Орловской области:
от Орловского УФАС России: Елагина Н.А., представитель по доверенности от 12.01.2021, N 48/04 сроком до 31.12.2021;
от АО "Орелоблэнерго": Олейников А.В., представитель по доверенности от 30.12.2020 N 01-27-06 сроком до 31.12.2021;
от МУП РОУ - Ветров В.И.- директор, паспорт РФ, Голосков Д.Ю. -представитель по доверенности от 11.09.2020, Овсянникова Т.Н. -представитель доверенность от 07.04.2020
от ИП Квасовой Е.А.: Квасова Е.А., лично, паспорт РФ
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие ритуально-обрядовых услуг г. Орла (далее - заявитель, МУП РОУ) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - ответчик, Орловское УФАС, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 27.05.2020 N 72 о наложении штрафа по делу N 057/04/9.21-1064/2019 об административном правонарушении (далее по тексту- постановление от 27.05.2020 N 72).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: индивидуальный предприниматель Квасова Екатерина Александровна(далее- ТП Квасова Е.А., предприниматель, третье лицо 1), Акционерное общество "Орелоблэнерго" (далее- третье лицо 2, сетевая организация).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 06.11.2020 требование МУП РОУ удовлетворено, постановление от 27.05.2020 N 72 признано незаконным и отменено полностью.
Не согласившись с данным судебным актом, АО "Орелоблэнерго" и Орловское УФАС России обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы Орловское УФАС России указало, что выводы суда не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
На момент обращения ИП Квасовой Е.А. в адрес МУП РОУ энергопринимающее устройство нежилого помещения, используемого предпринимателем на основании договора аренды N 2958 от 19.11.2019, расположенного по адресу: г. Орел, Наугорское шоссе, д. 27, пом. 4а, уже имело технологическое присоединение к сетям АО "Орелоблэнерго" через энергопринимающее устройство принадлежащее МУП РОУ, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения N 1237 от 27.11.2019, составленным АО "Орелоблэнерго" по обращению ИП Квасовой Е.А. В данном акте указана дата фактического присоединения - 22.08.2014 (акт об осуществлении технологического присоединения от 22.08.2014 N 320).
В материалах рассматриваемого дела имеется информация АО "Орелоблэнерго" (письма от 17.12.2019 исх. ЦОП/01-31-05/168840, от 15.01.2020 исх. N ЦОП /01-31-05/45ИЗ ) о том, что не требуется выполнение процедуры технологического присоединения, в том числе и разработка проектной документации, в связи с уже имеющимся надлежащим технологическим присоединении энергопринимающих устройств помещения, расположенного по адресу: г.Орел. Наугорское шоссе, д.27. пом. 4а.
Таким образом, учитывая, что технологическое присоединение - это однократный процесс и смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств не требует повторности технологического присоединения в данном случае (поскольку не меняется мощность, схема внешнего электроснабжения и категория надежности электроснабжения), то МУП РОУ в рассматриваемом случае не вправе оказывать препятствия в восстановлении ранее осуществленного надлежащим образом технологического присоединения и навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные законодательством в сфере электроэнергетики, требуя проект технологического присоединения в письме МУП РОУ (исх. N 434 от 02.12.2019).
По мнению ответчика, довод суда и МУП РОУ о том, что спорное ВРУ не находится на балансе предприятия, в хозяйственное ведение не передавалось, поэтому оно не может быть его владельцем, является не обоснованным, противоречит материалам дела, а также нормам действующего законодательства.
Довод МУП РОУ о том, что данное ВРУ им не используется по причине неисправности, о чем имеется заключение ООО "Энергосервис", по мнению Орловского УФАС, не может быть принят в качестве обоснования действий по препятствованию перетока электроэнергии для ИП Квасовой Е.А., так как, во-первых, заключение ООО "Энергосервис" не было представлено в рамках административного дела в Управление, на момент рассмотрения административного дела N 05704/9.21-1064/20019 данный документ не существовал, во- вторых, данная информация является не соответствующей действительности, так как по итогу 17.01.2020 после предоставления ИП Квасовой Е.А. технической документации по электроснабжению принадлежащего ей нежилого помещения, мероприятия по электроснабжению были выполнены.
Между МУП РОУ и АО "Орелоблэнерго" имеется акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 01.04.2010, в котором на балансе АО (ОАО) "Орелоблэнерго" находится ТП-83, КЛ-0,4кВ от ТП-83 до ВРУ котельной по ул. Наугорское шоссе, 27А, на балансе потребителя (МУП РОУ г.Орла): от ВРУ котельной до ВРУ гаража, ВРУ гаража с прибором учета электроэнергии, внутренние электрические сети гаража, КЛ-0,4кВ от ТП-83 РУ-0,4кВ до ВРУ административного здания, ВРУ административного здания с приборами учета электроэнергии, внутренние электрические сети административного здания по ул. Наугорское шоссе, 27А. Таким образом, МУП РОУ г. Орла является лицом, владеющим объектами электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации (АО "Орелоблэнерго") энергопринимающие устройства ИП Квасовой Е.А. Факт нахождения электросетевого хозяйства в законном владении у МУП РОУ установлен также решением Советского районного суда г. Орла от 09.07.2020 по делу N 12-100/2020, имеющимся в материалах судебного дела (стр. 2, абз.5).
Апеллянт также ссылается на договор N 57010251005275 от 01.11.2019 на поставку электроэнергии, заключенный ИП Квасовой Е.А. с гарантирующим поставщиком, который заключается при наличии состоявшегося надлежащим образом выполненного технологического присоединения (п.36 Постановления Правительства РФ N 442), что подтверждается соответствующими документами, а именно актом об осуществлении технологического присоединения от 27.11.2019 N 1237, составленным между ИП Квасовой Е.А. и сетевой организацией.
Орловское УФАС указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считал установленными, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, что в силу ч.1,2 ст.270 АПК РФ является основаниями для отмены судебного акта.
АО "Орелоблэнерго" в своей апелляционной жалобе указало, что вводно-распределительное устройство (далее по тексту-ВРУ) дома N 27А по Наугорскому шоссе г. Орла находится на территории склада заявителя, при этом склад запирается. В этой связи ИП Квасова Е.А. не имела возможности осуществить подключение своих энергопринимающих устройств к ВРУ без согласия МУП РОУ.
В акте об осуществлении технологического присоединения от 27.11.2019 г. N 1237, составленном третьим лицом 2 по заявлению ИП Квасовой Е.А., указана дата фактического присоединения объектов электросетевого хозяйства, расположенных в нежилом помещении по адресу: г. Орёл, Наугорское шоссе, 27А (акт об осуществлении технологического присоединения от 22.08.2014 N 320).Данное обстоятельство подтверждается договором энергоснабжения от 01.11.2019 N 57010251005275, заключённым между предпринимателем и ООО "Орловский энергосбыт". Кроме того, АО "Орелоблэнерго" своим письмом от 17.12.2019 г. за исх. N ЦОП/01-31-05168840 сообщило, что в соответствии с п. 2 Правил N 861 не требуется выполнение процедуры технического присоединения энергопринимающих устройств и разработки проектной документации, поскольку уже имеется надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств в помещении, расположенном по адресу: г. Орёл, Наугорское шоссе, 27А.
Таким образом, с 28.11.2019 г. по 17.01.2020 г. ИП Квасова Е.А. по вине МУП РОУ была лишена возможности осуществлять свою предпринимательскую деятельность, в связи с чем понесла материальные убытки.
По мнению АО "Орелоблэнерго" штраф на МУП РОУ был наложен с связи с оказанием препятствия ИП Квасовой Е.А. в восстановлении технологического присоединения к электросетям в нежилом помещении обоснованно, строго в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
МУП РОУ в письменном отзыве на апелляционные жалобы и дополнениях просит отказать в их удовлетворении и оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Заявитель указывает, что согласно акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 01.04.2010 г., заключенному между ОАО "Орелоблэнерго" и МУП РОУ, на балансе предприятия находятся ВРУ, приборы учета электрической энергии, внутренние электрические сети гаража и административного здания, расположенного по адресу: Орловская область, г. Орел, Наугорское шоссе, д. 27а, однако спорное ВРУ находится на 1 этаже здания, расположенного по адресу: Орловская область, г. Орел, Наугорское шоссе, д. 27(площадью 316,5кв.м.). Таким образом, ни в протоколе по делу об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении N 72 о наложении штрафа по делу N 057/04/9.21-1064/2019 от 27.05.2020 г. об административном правонарушении принадлежность спорного ВРУ МУП РОУ на законных основаниях, его надлежащее присоединение к сетям гарантирующего поставщика, в том числе техническая возможность присоединения к данному устройству энергопринимающих устройств ИП Квасовой Е.А., обеспечивающая переток электроэнергии, административным органом в ходе рассмотрения дела не устанавливались. Право хозяйственного ведения на 1-й этаж нежилого помещения (Орловская обл., г..Орел,Наугорское шоссе, д.27), не подтверждает вещное право на спорное ВРУ.
По мнению МУП РОУ, оно не препятствовало передаче электрической энергии и требование по предоставлению технической документации считает
обоснованными и правомерными. Заявитель считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, соответственно вина юридического лица, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, не доказана.
В нарушение ст.26.1 КоАП РФ ответчиком не выяснены обстоятельства по делу, в том числе наличие вины в действиях заявителя.
В объяснениях от 03.02.2021 МУП РОУ указало также на то, что при вынесении постановления административный орган руководствовался недостоверными сведениями УМИЗ о принадлежности МУП РОУ электросетевого хозяйства с 27.12.1991 и по настоящее время, поскольку МП РОУ было реорганизовано в соответствии с постановлением Администрации г.Орла от 10.06.2002 N 1582 в МУП РОУ, спорное помещение передано МУП РОУ по акту приема-передачи основных средств от 19.06.2008, документы, подтверждающие передачу спорного ВРУ отсутствуют.
ИП Квасова Е.А. в письменном отзыве указала, что 15.01.2020 в ходе выездного заседания Региональной общественной приемной партии "Единая Россия" выяснилось, что никакой технической документации для восстановления энергоснабжения арендуемого предпринимателем помещения не требуется, что подтверждается также ответом сетевой организации от 17.12.2019, а также действиями МУП РОУ по присоединению к спорному ВРУ 17.01.2020. Документация по внутреннему энергоснабжению нежилого помещения, подготовленная ООО "Энергомонтаж", не имеет отношения к проекту технического присоединения и не является его составной частью.
Третье лицо 1 также обращает внимание суда апелляционной инстанции на то обстоятельство, что решением Советского районного суда г.Орла от 18.01.2021 по делу N 12-11/2021 директор МУП РОУ Ветров В.И. привлечен к ответственности, предусмотренной ч.1 ст.9.21 КоАП РФ как должностное лицо.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, по результатам электронного аукциона 19.11.2019 между Управлением муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла (арендодатель) и ИП Квасовой Е.А. (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения N 2958, в соответствии с которым арендодатель сдает во временное пользование арендатору помещение, назначение: нежилое, общая площадь: 124,6 кв.м., этаж: 2, расположенное по адресу: Орловская область, г. Орел, Наугорское шоссе, д. 27, пом. 4а (т. 1, л.д. 144-150).19.11.2019 между сторонами подписан акт приема-передачи в аренду помещения (т.1, л.д.152).
Между ИП Квасовой Е.А. и ООО "ИНТЕР РАО -Орловский энергосбыт" заключен договор энергоснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: Орловская область, г. Орел, Наугорское шоссе, д. 27, пом. 4а (т.2, л.д.12-25).
27.11.2019 между ИП Квасовой Е.А. и АО "Орелоблэнерго" подписан акт осуществления технологического присоединения N 1237 (т.1 л.д. 59-61,159-160), в котором указано, что дата фактического присоединения объектов элетроэнергетики находящихся по адресу: г. Орел, Наугорское шоссе, д. 27, пом. 4а состоялось по акту технологического присоединения от 22.08.2014 N 320. Приложением к акту N 1237 является акт проверки прибора учета электрической энергии (т.1, л.д.160).
28.11.2019 ИП Квасова Е.А. обратилась в МУП РОУ с письменным заявлением о подключении арендуемого ею помещения к электрической энергии (т. 1, л.д. 29). В качестве приложений ИП Квасовой Е.А. представлены документы АО "Орелоблэнерго" и договор энергоснабжения.
В ответ на обращение ИП Квасовой Е.А. письмом от 02.12.2019 N 434 МУП РОУ сообщило, что готово разрешить технологическое присоединение указанного объекта при наличии представления проекта технологического присоединения и выполнения данных работ сотрудниками АО "Орелоблэнерго", а также подписанного акта об осуществлении технологического присоединения между АО "Орелоблэнерго", ИП Квасовой Е.А.и МУП РОУ (т. 1, л.д. 162).
05.12.2019 ИП Квасова Е.А. обратилась в Орловское УФАС России с жалобой на действия МУП РОУ, которые, по мнению ИП Квасовой Е.А., препятствуют восстановлению технологического присоединения к электросетям арендуемого ею нежилого помещения (т. 1, л.д. 142,164).
17.12.2019 сетевая организация сообщила ИП Квасовой Е.А. о том, что энергопринимающее устройство помещения, расположенное по адресу: Орловская область, г. Орел, Наугорское шоссе, д. 27, пом. 4а имеет надлежащее технологическое присоединение к электрическим сетям, выполнение процедуры технологического присоединения, в том числе проектной документации не требуется (т.2, л.д.26).
30.12.2019 Орловским УФАС России вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 057/04/9.21-1064/2019 и проведении административного расследования (т. 2, л.д. 1-7).
В ходе административного расследования административным органом установлено, что МУП РОУ г. Орла на праве хозяйственного ведения переданы муниципальные объекты недвижимости: административное здание общей площадью 2 662,60 кв.м., расположенное по адресу: Орловская область, г. Орел, Наугорское шоссе, д. 27а, и помещение N 1 общей площадью 316,50 кв.м. (1 этаж), расположенное по адресу: Орловская область, г. Орел, Наугорское шоссе, д. 27 (т.1, л.д.62-88, т.2 л.д.119).
У МУП РОУ имеется акт от 01.04.2010 разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон с сетевой организацией, в котором зафиксировано спорное ВРУ (т.1, л.д.57-58, т.2 л.д.102-103).
МУП РОУ заключен договор энергоснабжения ООО "ИНТЕР РАО -Орловский энергосбыт" от 20.02.2019 N 57010251000324,в приложении N3 которого обозначена точка поставки - г. Орел, Наугорское шоссе, д. 27 предыдущего арендатора ИП Алейкиной Л.В. (т.1, л.д.30-36, 40)
ИП Алейкиной Л.В 22.08.2014 были подписаны с сетевой организацией акт разграничения балансовой принадлежности и акт об осуществлении технологического присоединения от 22.08.2014 N 320 (т.2 л.д.111-113). Как следует из указанных документов, а также объяснений главного инженера МУП РОУ Пирняка А.С. ИП Алейкиной Л.В. подключено напряжение 380 вольт (т.2 л.д.117).
15.01.2020 состоялось выездное заседание Региональной общественной приемной партии "Единая Россия" по обращению ИП Квасовой Е.А., после чего 17.01.2020 МУП РОУ осуществило действия по присоединению объектов элетроэнергетики находящихся по адресу: г. Орел, Наугорское шоссе, д. 27, пом. 4а, арендуемых ИП Квасовой Е.А, к спорному ВРУ.
28.02.2020 антимонопольным органом в отношении МУП РОУ составлен протокол по делу об административном правонарушении N 057/04/9.21- 1064/2019 (т.2, л.д.40-47).
27.05.2020 Орловским УФАС России вынесено постановление N 72 о наложении штрафа по делу N 057/04/9.21-1064/2019 об административном правонарушении, которым МУП РОУ привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 руб. (т.1, л.д.8-19).
Административный орган указал, что МУП РОУ нарушило требования, установленные ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее- Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ) и п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативнодиспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861) в части оказании препятствия ИП Квасовой Е.А. в восстановлении ранее осуществленного надлежащим образом технологического присоединения энергопринимающего устройства нежилого помещения, используемого ею на основании договора аренды, расположенного по адресу: г. Орел, Наугорское шоссе, 27, пом. 4а, а также в навязывании ИП Квасовой Е.А. услуг и обязательств, не предусмотренных законодательством в сфере электроэнергетики.
15.06.2020 МУП РОУ оспорило постановление от 27.05.2020 N 72 в Арбитражный суд Орловской области.
Удовлетворяя требования МУП РОУ и отменяя постановление от 27.05.2020 N 72, суд первой инстанции сделал вывод, что из протокола по делу об административном правонарушении N 057/04/9.21- 1064/2019 от 28.02.2020 и оспариваемого постановления N 72 о наложении штрафа по делу N057/04/9.21-1064/2019 об административном правонарушении принадлежность спорного ВРУ заявителю на законных основаниях, его надлежащее присоединение к сетям гарантирующего поставщика, техническая возможность присоединения к данному устройству энергопринимающих устройств ИП Квасовой Е.А., обеспечивающая переток электроэнергии, административным органом в ходе рассмотрения дела не устанавливались. При изложенных обстоятельствах у административного органа отсутствовали основания для вывода о нарушении заявителем установленного п. 6 Правил N 861 запрета препятствовать перетоку через его объекты электроэнергии для ИП Квасовой Е.А.
Суд апелляционной инстанции не может признать указанный вывод обоснованным ввиду следующего.
Частью 1 ст.9.21 КоАП РФ установлено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определяются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно п.1 ст.26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно п.4 ст.26 Федерального закона N 35-ФЗ в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики заключается договор технологического присоединения. Размер платы по такому договору устанавливается в соответствии с требованиями настоящей статьи. Деятельность по осуществлению технологического присоединения и оказанию услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций.
Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв.Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 установлены понятия:
документы о технологическом присоединении - документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон;
точка присоединения к электрической сети - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации;
энергопринимающие устройства потребителя - находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв.Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно п.19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
Пунктом 36 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" установлено, что документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.
На момент обращения ИП Квасовой Е.А. в МУП РОУ (28.11.2019) нежилое помещение по адресу г. Орел, Наугорское шоссе, д. 27, пом. 4а уже имело технологическое присоединение по акту технологического присоединения от 22.08.2014 N 320, кроме того АО "Орелоблэнерго" подписан акт осуществления технологического присоединения от 27.11.2019 N 1237 (т.1 л.д. 59-61,159-160), в котором указано, что дата фактического присоединения объектов элетроэнергетики находящихся по адресу: г. Орел, Наугорское шоссе, д. 27, пом. 4а состоялось по акту технологического присоединения от 22.08.2014 N 320.
Доказательством наличия технологического присоединения является заключение договора энергоснабжения нежилого помещения, расположенное по адресу: Орловская область, г. Орел, Наугорское шоссе, д. 27, пом. 4а, между предпринимателем и ООО "ИНТЕР РАО -Орловский энергосбыт" (т.2, л.д.12-25).
При этом в силу п.34 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора.
Как следует из материалов дела, МУП РОУ заключен договор энергоснабжения ООО "ИНТЕР РАО -Орловский энергосбыт" от 20.02.2019 N 57010251000324, в приложении N3 которого обозначена точка поставки - г. Орел, Наугорское шоссе, д. 27 предыдущего арендатора ИП Алейкиной Л.В. (т.1, л.д.30-36, 40). У МУП РОУ имеется акт от 01.04.2010 разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон с сетевой организацией, в котором зафиксировано спорное ВРУ (т.1, л.д.57-58, т.2 л.д.102-103).
В п.2 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 дано следующее понятие: точка поставки на розничном рынке - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
В ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции МУП РОУ подтвердило, что спорное ВРУ находится в административном здании, находящемся на праве хозяйственного ведения у заявителя, доступ к которому закрыт для других лиц, там же хранится имущество МУП РОУ, на территории имеется охрана.
Довод МУП РОУ о том, что ВРУ 0,4кВ в Административно-хозяйственном корпусе находится в ненадлежащем состоянии и не пригодно для использования, что подтверждается заключением ООО "Энергосервис" от 03.07.2020 (т.3, л.д.4) не принят арбитражным апелляционным судом, поскольку это не являлось основанием для отказа ИП Квасовой Е.А. 02.12.2019, кроме того, заключение не относится к спорному периоду (ноябрь 2019-январь 2020). Действиями заявителя по подключению ИП Квасовой Е.А. к спорному ВРУ(17.01.2020) опровергается довод о его неисправности по состоянию на 02.12.2019.
Вывод суда первой инстанции о демонтаже предыдущим арендатором всех энергопринимающих устройств по адресу: г. Орел, Наугорское шоссе, д. 27, пом. 4а сделан без учета объяснений лиц, участвующих в деле, и представленных по делу доказательств.
27.11.2019 ИП Квасовой Е.А. и АО "Орелоблэнерго" подписан акт осуществления технологического присоединения от 27.11.2019 N 1237 (т.1 л.д. 59-61,159-160), в котором указано, что дата фактического присоединения объектов элетроэнергетики находящихся по адресу: г. Орел, Наугорское шоссе, д. 27, пом. 4а состоялось по акту технологического присоединения от 22.08.2014 N 320. Приложением к акту N 1237 является акт проверки прибора учета электрической энергии, содержащий, в том числе все данные о точке поставки (т.1, л.д.160).
Кроме того, ООО "ИНТЕР РАО -Орловский энергосбыт" письмом от 28.11.2019 сообщало тип и номер прибора учета, принадлежащего ИП Квасовой Е.А. (т.2, л.д.12).
Представитель собственника имущества- Управление муниципального имущества и землепользования г.Орла письмом от 16.03.2020 сообщало антимонопольному органу об отсутствии информации о демонтаже ранее осуществленного технологического присоединения. Кроме того, помещение неоднократно осматривалось претендентами в ходе аукциона (т.3, 105-106)
АО " Орелоблэнерго" письмом от 25.05.2020 сообщало антимонопольному органу о том, что 16.09.2019 был демонтирован только прибор учета электрической энергии и составлен акт проверки прибора учета электроэнергии (т.3, л.д.60-63).
Также суд апелляционной инстанции учитывает письмо Управления муниципального имущества и землепользования от 25.09.2020, представленное в суд первой инстанции, согласно которому электросетевое хозяйство расположено в нежилом помещении N 1 по адресу г. Орел, Наугорское шоссе, д. 27 площадью 316,5 кв.м, которое с 27.12.1991 закреплено за МУП РОУ на праве хозяйственного ведения (т.3, л.д.104). Кроме того, УМИЗ представлена в дело выписка из реестра муниципального имущества, переданного МУП РОУ по адресу Наугорское шоссе д.27 (т.3,л.д.80).
Довод МУП РОУ о том, что оно было реорганизовано в соответствии с постановлением Администрации г.Орла от 10.06.2002 N 1582 из МП РОУ в МУП РОУ, спорное помещение передано МУП РОУ по акту приема-передачи основных средств от 19.06.2008, документы, подтверждающие передачу спорного ВРУ отсутствуют, не опровергает вывод представителя собственника муниципального имущества о принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в нежилом помещении, используемом заявителем (как правопреемникм) на праве хозяйственного ведения.
Более того, если принять довод заявителя о том, что спорное ВРУ ему не было передано на праве хозяйственного ведения, у МУП РОУ вообще отсутствовали основания чинить препятствия ИП Квасовой Е.А. в присоединении к электросетям и не допускать приглашенных ею специалистов в спорное помещение- административно-хозяйственный корпус.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения норм действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о своевременном принятии заявителем всех необходимых мер, направленных на соблюдение закона и недопущение правонарушения, в материалах дела не имеется.
Совокупность действий МУП РОУ свидетельствует о недобросовестном исполнении своих обязательств по осуществлению технологического присоединения, и фактически указывает на уклонение от исполнения обязательств по осуществлению технологического присоединения в период с 28.11.2019 по 17.01.2020. При изложенных обстоятельствах антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о наличии неправомерных действий (бездействия) заявителя в отношении ИП Квасовой Е.А., что свидетельствует о наличии состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности (1 год).
Назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18, 18.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценив конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения и роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вменяемое МУП РОУ правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным. В данном случае угроза правоотношениям в сфере установленного порядка подключения (технологического присоединения) заключалась в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей
по соблюдению требований, предусмотренных Федеральным законом N 35-ФЗ и Правилами технологического присоединения N 861, и существенно нарушены права потребителя, что является существенным нарушением охраняемых общественных отношений. Кроме того, МУП РОУ не обосновало исключительность случая совершенного им правонарушения.
Оснований для назначения наказания ниже низшего предела санкции в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не имеется, поскольку каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, не установлено; соответствующих доказательств в материалы дела не представлено.
Правовых оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ судом также не установлено, поскольку заявитель не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявленного требования следовало отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 104, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 06.11.2020 по делу N А48-4678/2020 отменить.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Возвратить Акционерному Обществу "Орелоблэнерго" (ОГРН 1045751004716, ИНН 5751028520) из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины. Выдать справку на возврат.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4678/2020
Истец: МУП ритуально-обрядовых услуг г. Орла
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области
Третье лицо: АО "ОРЕЛОБЛЭНЕРГО", ИП Квасова Екатерина Александровна