г. Хабаровск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 июня 2021 г. N Ф03-2334/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
11 февраля 2021 г. |
А73-11741/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Воронцова А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Хабаровские энергетические системы": Чесноков Г.И., представитель по доверенности от 02.03.2020
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Хабаровские энергетические системы"
на решение от 22.11.2020
по делу N А73-11741/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Управления ЭТИК и КХ
к АО "Хабаровские энергетические системы"
о взыскании 68808143,18 руб.
УСТАНОВИЛ:
Управление энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (Управление ЭТИК и КХ, истец) обратилось в арбитражный суд к АО "Хабаровские энергетические системы" (далее --АО "ХЭС", ответчик) с иском о взыскании 68808143,18 руб. переплаты субсидии, полученной ответчиком в счет компенсации убытков от предоставления населению г.Советская Гавань услуг по поставке тепловой энергии по социальному тарифу (выпадающих доходов) за период 2019 г., январь 2020 г.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.11.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе, принятой к производству Шестого арбитражного апелляционного суда, АО "Хабаровские энергетические системы" просит решение суда отменить, в иске истцу отказать. Приводит доводы о том, что исковое заявление подано Управлением ЭТИК и КХ как ненадлежащим истцом, поскольку с 01.07.2020 прекращено осуществление органами самоуправления Советско-гаванского муниципального района Хабаровского края переданных им полномочий Хабаровского края по компенсации убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивая на её удовлетворении.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период до 24.08.2020 ответчик на территории г.Советская Гавань осуществлял предоставление населению города коммунальной услуги по поставке тепловой энергии по пониженным установленным органами государственного управления Хабаровского края тарифам (пониженный социальный 2286,74 руб./Гкал, экономически обоснованный 5704,52 руб./Гкал). В соответствии со ст.157.1 ЖК, Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения", Законом Хабаровского края от 31.12.2007 N150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению", "Порядком расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах", утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр, Порядком предоставления организациям, осуществляющим производство и (или) передачу, и (или) сбыт тепловой энергии населению, субсидий на компенсацию убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденным постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 26.12.2019 г. N877 (далее -- Порядок предоставления субсидий) ответчику в 2019-2020 годах перечислялись субсидии в счет возмещения соответствующих выпадающих доходов.
В целях реализации указанных положений действующего законодательства между истцом, в соответствии с Порядком предоставления субсидий являющимся главным распорядителем бюджетных средств, передававшихся из краевого бюджета на возмещение соответствующих убытков ответчика, и ответчиком заключено соглашение N 5КУ/2020 от 14.01.2020 о предоставлении из районного бюджета субсидии ответчику на компенсацию соответствующих убытков.
В соответствии с сп.3.3 соглашения определение размера компенсации убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление отапливаемой площади, жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения в соответствии с Законом N 222. Согласно п.3.7 соглашения по итогам расчетов между сторонами составляется акт сверки. Итоги актов сверки за предыдущий финансовый год учитываются истцом при предоставлении субсидии ответчику.
В силу п.4.2.4 соглашения истец наделен полномочиями обращаться в суд в случае если в течение 20 рабочих дней со дня получения требования о возврате субсидии ответчик не произведет возврат средств субсидии.
Подписанным сторонами актов сверки по состоянию на 31.12.2019 подтверждается, что с учетом принятых в тот момент истцом составленных ответчиком расчетов объемов теплопотребления населения за указанный период переплата средств субсидии составила 185.714.750,31 руб.
С учетом произведенных истцом платежей по субсидиям в январе 2020 года ) п/п. N 330977 от 15.01.2020 и N 531234 от 30.01.2020 на общую сумму 102.900.000 руб. в целях закупки топлива (производились на счет ООО "Межрайтопливо" по указанию ответчика) в сравнении с суммой убытков исходя из объемов теплопотребления, заявленных ответчиком (218.806.607,13 руб.) сумма переплаты составила 68.808.143,18 руб.
Данный размер переплаты подтвержден и актом сверки, подписанным сторонами по состоянию на 09.06.2020.
Обстоятельство переплаты в пользу ответчика суммы 68 808 143, 18 руб. не опровергнуто АО "ХЭС" в предусмотренном процессуальным законодательством порядке в суде первой инстанции, как и не оспаривается в апелляционном суде.
В связи с тем, что с 20.08.2020 ответчик утрачивает право на предоставление коммунальной услуги теплоснабжения населению г.Советская-Гавань, и, соответственно - на получение субсидий, истцом направлено требование от 08.06.2020 исх.N 002- 14-125 на возврат переплаты субсидии на вышеуказанную сумму.
Удовлетворяя требование истца, суд правомерно руководствовался положениями статьи 78 БК РФ, регулирующий порядок и цели предоставления субсидий, а также разъяснениями пункта 32 "Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2018)", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018, согласно которому, в случае нецелевого использования бюджетной субсидии получатель субсидии обязан возвратить указанную сумму как неосновательное обогащение и уплатить на нее проценты в порядке, предусмотренном ст. 395 и 1107 ГК РФ.
С учетом установленного обстоятельства перефинансирования АО "ХЭС" в 2019-2020 года на сумму 68 808 143, 18 руб., являющуюся неосновательным обогащением ответчика, суд правомерно признал обоснованным и удовлетворил требование истца о взыскании в пользу Управлением ЭТИК и КХ переплаты субсидии в указанном размере.
При этом, обстоятельства прекращения осуществления органами местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению в связи со вступлением в силу Закона Хабаровского края N 57 от 25.03.2020 не влияет на обязанность ответчика по возврату излишне предоставленной суммы субсидий Управлению ЭТИК и КХ, как и на право последнего истребовать её в судебном порядке у ответчика в силу п.4.2.4 соглашения.
Согласно статье 2 Закона Хабаровского края N 57 от 25.03.2020, неиспользованные остатки субвенций, предоставленных бюджету Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края для осуществления государственных полномочий, подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем доводы о том, что Управление ЭТИК и КХ не является надлежащим истцом по настоящему иску, несостоятельны и подлежат отклонению апелляционным судом.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 22.11.2020 по делу N А73-11741/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11741/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ, ТРАНСПОРТА, ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ СОВЕТСКО-ГАВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Ответчик: АО "ХАБАРОВСКИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ"