г. Пермь |
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А60-17990/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от истца - Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области: Капустина М.В. (паспорт, доверенность от 12.01.2021, диплом);
от ответчика, от третьего лица, представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании, проведенном в режиме видео-конференц-связи при технической поддержке Арбитражного суда Свердловской области, апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма" АрКо"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 октября 2020 года по делу N А60-17990/2020
по иску Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817)
к обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма" АрКо" (ИНН 6601012650, ОГРН 109661100529)
третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 23 по Свердловской области,
о взыскании 10350981 руб. 51 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО "АрКо" (далее - истец, общество, получатель субсидии) о взыскании 10 350 981,51 руб., в том числе 413 405,12 руб. субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам в агропромышленном комплексе, 4 340 986,89 руб. субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, 5 594 436,83 руб. субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, 2 152,67 руб. неустойки.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд привлек к участию в деле третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонную ИФНС России N 23 по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.10.2020 иск удовлетворен. С ответчика в пользу истца взыскано 10 350 981,51 руб., в том числе полученные в 2017 году субсидии: на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе в размере 413 405,12 руб.; на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в размере 4 340 986,89 руб.; на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере 5 594 436,83 руб.; неустойку в размере 2 152,67 руб., а также с ответчика в доход федерального бюджета взыскана госпошлина по иску в размере 74 755 руб.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, приять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска. Заявитель жалобы настаивает на том, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, не применены нормы права, подлежащие применению, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, отмечает, что исходя из условий предоставления субсидий, установленных в подпункте 1 пункта 14 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 24.01.2013 N 51-ПП, части второй пункта 19 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 25.02.2014 N 115-ПП, части второй пункта 15 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 11.03.2013 N 289-ПП, а также исходя из представленных ИФНС сведений, датой, на которую у ООО "Агрофирма "АрКо" отсутствовала задолженность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет - 01.01.2017; все три нормативных правовых акта, регулирующих предоставление субсидий (далее - Порядки), предусматривают, что условием получения субсидий является отсутствие у получателя задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации либо на 1 января текущего финансового года, либо на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить соглашение о предоставлении субсидии. Условие же об отсутствии у получателя субсидии задолженности по штрафам и пеням, уплачиваемым в бюджет, было включено уже после заключения между Министерством и ответчиком соответствующих соглашений и получения указанных субсидий. Ответчик ссылается на то, что по состоянию на 01.01.2017 задолженность ООО "Агрофирма "АрКо" касалась только сумм начисленных пеней, которые не являются ни налогами, ни сборами, ни иными обязательными платежами в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. При этом указанные суммы пеней ООО "Агрофирма "АрКо" были погашены полностью 20.01.2017, т.е. до заключения соглашений о получении субсидий (21.03.2017, 22.03.2017, 24.03.2017 соответственно). По мнению ответчика, в связи с тем, что действующие на момент получения субсидий нормативные акты, регламентирующие порядок предоставления субсидий, не связывали выдачу субсидий с отсутствием неуплаченных штрафных санкций, то наличие начисленных ООО "Агрофирма "АрКо" пеней не может быть принято во внимание при оценке фактических обстоятельств, касающихся рассмотрения вопроса о нарушении получателем субсидии порядка, связанного с ее предоставлением. Также ответчик полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене и по процессуальным основаниям, поскольку истцом пропущен трехлетний срок для обращения с настоящими требованиями.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Третье лицо также представило письменный отзыв на апелляционную жалобу ответчика с пояснениями относительно наличия задолженности и переплаты у ООО "Агрофирма "АрКо" по налогам, сборам, страховых взносах, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 01.01.2017 и 01.02.2017.
В заседании суда апелляционной инстанции, проведенном в режиме видео-конференц-связи при технической поддержке Арбитражного суда Свердловской области, представитель истца поддержал доводы письменного отзыва на жалобу.
Ответчик, третье лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. В порядке статьи 159 АПК РФ судом рассмотрено и удовлетворено ходатайство третьего лица о рассмотрении дела без участия представителя налоговой инспекции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в 2017 году между Министерством и обществом были заключены:
1) соглашение от 24.03.2017 N 72-11 о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (далее - соглашение N 72-11);
2) соглашение от 21.03.2017 N 144 о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (далее - соглашение N 144);
3) соглашение от 22.03.2017 N 135 о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее - соглашение N 135).
На основании указанных соглашений получателю субсидии были предоставлены субсидии:
1) на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе в размере 413 405,12 руб.;
2) на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в размере 4 527 993 руб.;
3) на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере 5 594 436,83 руб.
Указанные обстоятельства подтверждены платежными поручениями, представленными в материалах дела, и сторонами не оспариваются.
В целях получения субсидий ООО "Агрофирма "АрКо" обратилось в Алапаевское управление агропромышленного комплекса с заявлениями о предоставлении субсидий от 20.03.2017 N 31, от 20.03.2017 N б/н и от 22.03.2017 N б/н. К заявлениям в подтверждение соответствия получателя субсидий требованиям, установленным порядками предоставления субсидий, помимо прочих документов, были приложены справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов N 4582 и N 4683, выданные МИФНС N 23 по Свердловской области, согласно которым общество на 01.01.2017 и на 01.02.2017 (то есть на первое число, месяца, предшествовавшего месяцу в котором были заключены соглашения о предоставлении субсидий) не имело неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.
Рассмотрев представленный обществом пакет документов, Министерство сочло ООО "Агрофирма "АрКо" соответствующим требованиям, установленным порядками предоставления субсидий, и приняло решение о выплате ответчику указанных субсидий.
В 2019 году на основании приказа Министерства от 11.09.2019 N 387 "О проведении проверки в ООО "АрКо"" Министерством была проведена проверка правомерного получения и целевого использования субсидий, выделенных из федерального и областного бюджетов за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, оформленная актом проверки от 22.11.2019.
В целях проверки достоверности информации, содержащейся в справках N 4582 и N 4683, в МИФНС России N 23 по Свердловской области Министерством был направлен запрос от 24.09.2019 N 06-01-82/7387 о предоставлении информации о том выдавались ли обществу такие справки и, если выдавались, то какого они были содержания.
На указанный запрос от МИФНС N 23 по Свердловской области поступил ответ от 30.10.2019 N 07 23/10456 о том, что указанные справки обществу действительно выдавались, но при этом в них было отражено, что по состоянию на 01.01.2017 и 01.02. 2017 у общества/налогоплательщика имелась задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (с приложением копий выданных ответчику справок).
Указывая на то, что ответчик в целях получения субсидий предоставил в Министерство документы, содержащий недостоверную информацию, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Признав требование Министерства обоснованным, суд первой инстанции удовлетворил иск.
Ответчик по доводам жалобы настаивает на том, что решение подлежит отмене.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Предоставление Министерством в 2017 году спорных субсидий осуществлялось в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: Бюджетный кодекс Российской Федерации; Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 (в редакции от 19.11.2016) (далее - Общие требования N 887); Порядок предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 24.01.2013 N 51-ПП (в редакции от 17.03.2017) (далее - Порядок N 51-ПП); Порядок предоставления субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 24.02.2014 N 115-ПП (в редакции от 17.03.2017) (далее - Порядок N 115-ПП); Порядок предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 11.03.2013 N 289-ПП (в редакции от 17.03.2017) (далее - Порядок N 289-ПП).
Пунктами 2, 3 и 3.1. статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и определять помимо прочего:
1) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
2) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 4 Общих требований постановления N 887 установлено, что при определении условий и порядка предоставления субсидий в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок предоставления субсидий из соответствующего бюджета, указывается следующая информация:
требования, которым должны соответствовать на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), получатели субсидий;
у получателей субсидий должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом).
Положения данного пункта продублированы в Порядках предоставления субсидий.
Так, согласно подпункту 1 пункта 14 Порядка N 51-ПП:
- на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии у заемщика должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части второй пункта 19 Порядка N 115-ПП и части второй пункта 15 Порядка N 289-ПП:
- на первое января текущего финансового года или первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидий, у получателя субсидий должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 20 Порядка N 51-ПП, подпункта 1 пункта 15 Порядка N 115-ПП и подпункта 1 пункта 23 Порядка 289-ПП несоответствие получателя указанным требованиям является основанием для принятия Министерством решения об отказе в предоставлении субсидий.
Пунктом 16 Порядка N 51-ПП, подпунктом 2 пункта 11 Порядка N 115-ПП и подпунктом 2 части 3 пункта 17 Порядка N 289-ПП установлено, что получатель вправе в подтверждение своего соответствия вышеуказанному требованию предоставить в территориальное управление Министерства (в данном случае - Алапаевское управление агропромышленного комплекса) справку из налогового органа об отсутствии у получателя по состоянию на 01 января текущего финансового года или на 01 число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение с Министерством соглашения о предоставлении субсидии, задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленного пояснения и справок Межрайонной ИФНС N 23 по Свердловской области по состоянию на 01.02.2017 задолженность ООО "Агрофирма "АрКо" за 2016 год по земельному налогу составляла 2 335 353 руб. (подтверждена пояснениями третьего лица, представленными в суд апелляционной инстанции).
Таким образом, на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планировалось заключение соглашения о предоставлении субсидий, у получателя субсидий имелась задолженность по налогам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пунктам 30 и 31 Порядка N 51-ПП, пунктам 33 и 34 Порядка N 115-ПП и пунктам 35, 36 и 37 Порядка N 289-ПП при выявлении Министерством, Управлением или органами государственного финансового контроля Свердловской области нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней с момента получения Получателем соответствующего требования.
В случае выявления Министерством, Управлением или органами государственного финансового контроля Свердловской области нарушения Получателем условий предоставления субсидии, а также фактов неправомерного получения субсидии Министерство в течение 15 рабочих дней со дня оформления акта проверки направляет Получателю требование о возврате субсидии в областной бюджет.
Требование о возврате в областной бюджет субсидий в общей сумме 10 348 828,84 руб. от 12.12.2019 N 06-01-82/9819 было направлено в адрес общества 15.12.2019 и получено последним 29.12.2019. Срок добровольного возврата субсидии истек 30.01.2020.
Согласно пункту 32 Порядка N 51-ПП, пункту 35 Порядка N 115-ПП и пункту 38 Порядка N 289-ПП в случае несоблюдения получателем срока возврата субсидии, указанного в пункте 30 настоящего Порядка, получатель уплачивает неустойку, размеры и порядок расчета которой устанавливается заключаемым между Министерством и получателем соглашением о предоставлении субсидии.
В силу подпункта 6 пункта 5.1. Соглашения N 144 и Соглашения N 135 размер неустойки составляет 1/300 ключевой ставки Банка России на дату регистрации требования о возврате субсидии.
В соглашении N 72-11 условие о неустойке не предусмотрено.
Согласно информационным сообщениям Банка России от 25.10.2019 и 13.12.2019 в период с 28.10.2019 по 16.12.2019 размер ключевой ставки составлял 6,5% годовых.
Расчет размера суммы неустойки ((4340986,89 + 5594436,83) х 6,5%)/300=2152,67 руб. судами проверен и признан верным.
Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 310, 408 ГК РФ).
Поскольку доказательств возврата субсидии ответчиком не представлено, требования истца о взыскании с ответчика предоставленных в 2017 году субсидии правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, судом апелляционной инстанции отклоняются, как необоснованные.
Так, ответчик настаивает на том, что все Порядки предусматривают, что условием получения субсидий является отсутствие у получателя задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации либо на 1 января текущего финансового года, либо на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить соглашение о предоставлении субсидии.
Между тем не все перечисленные ответчиком в жалобе нормативные акты предусматривают, что условием получения субсидий является отсутствие у получателя задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации либо на 1 января текущего финансового года, либо на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить соглашение о предоставлении субсидии.
Согласно подпункту 1 пункта 14 Порядка предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 24.01.2013 N 51-ПП (в редакции от 17.03.2017) у заемщика на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии (то есть на 01.02.2017) должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иных дат данным Порядком не предусмотрено.
При этом по информации, представленной налоговым органом, у ответчика на 01.02.2017 имелась задолженность по уплате земельного налога в сумме 2 335 353 руб.
Довод жалобы о том, что пени и штрафы, подлежащие уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не относятся к налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и, соответственно, наличие задолженности по их уплате не является основанием для отказа в предоставлении субсидий и действующие на дату заключения соглашений о предоставлении субсидии (на 21,22 и 24 марта 2017 года) редакции Порядков не связывали выдачу субсидий с отсутствием у получателя на определенные даты неуплаченных штрафных санкций, также подлежит отклонению.
Региональный порядок N 51-ПП, Региональный порядок N 115-ПП и Региональный порядок N 289-ПП предусматривают положения:
- получатель для реализации своего права на получение субсидии вправе по собственной инициативе предоставить в Министерство справку из налогового органа об отсутствии у получателя по состоянию на соответствующую дату задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- в случае если получатель не представил такую справку по собственной инициативе Министерство получает ее посредством межведомственного запроса у территориального налогового органа;
- в случае если в полученной посредством межведомственного запроса справке будет содержаться информация о наличии у получателя на соответствующую дату задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации, получатель вправе представить в Министерство документы территориального налогового органа (уточненную справку), подтверждающие отсутствие у получателя по состоянию на соответствующую дату задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 и пунктом 2.1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы обязаны представлять налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов, налоговым агентам по их запросам справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, предусмотренных Налоговым кодексом, на основании данных налоговых органов, порядок заполнения формы которой утвержден приказом ФНС России от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@ (далее - Порядок, Справка)
В силу совокупности вышеуказанных норм для целей получения субсидий у ответчика как на 01.01.2017, так и на 01.02.2017 должны были отсутствовать задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом отсутствие такой задолженности подтверждается Справкой.
Данная позиция подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 01.03.2019 N 09-01-10/1409.
Доводы жалобы о том, что Порядки предоставления субсидий (N 51-ПП, 289-ПП, N115-ПП) ко времени предъявления исковых требований были уже отменены, отклоняются как несостоятельные.
В соответствии со статьей 111 Областного закона от 10.03.1999 N 4-ОЗ (ред. От 24.09.2018) "О правовых актах в Свердловской области" правовой акт Свердловской области, утративший юридическую силу, применяется к отношениям, возникшим до утраты им юридической силы, если иное не установлено законом Свердловской области или судебным решением.
Ссылки ответчика на то, что имевшаяся у него на 01.01.2017 задолженность по уплате пеней и штрафов была незначительной и была полностью погашена еще до 20.01.2017 (то есть до заключения соглашений о предоставлении субсидий) юридического значения не имеют с учетом установленной задолженности по земельному налогу на 01.02.2017 в сумме 2 335 353 руб.
Более того, отмечая, что имевшаяся на 01.01.2017 задолженность у ответчика/получателя субсидии имелась, хоть и была незначительной, ответчик подтверждает, что для получения субсидии общество представило в Министерство документы, содержащие заведомо недостоверные сведения - справки МИФНС N 23 по Свердловской области от 17.01.2017 N 4582 и от 14.02.2017 N 4683, согласно которым у общества на 01.01.2017 и на 01.02.2017 отсутствовала неисполненная обязанность по уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.
Довод жалобы о том, что Министерством пропущен срок для обращения в суд с настоящими требования, отклоняется.
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного Кодекса.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
Абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ установлено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В настоящем случае срок исковой давности с учетом положений пунктов 30 и 31 Порядка N 51-ПП, пунктов 33 и 34 Порядка N 115-ПП и пунктов 35, 36 и 37 Порядка N 289-ПП начал течь с 01.02.2020, то есть с даты истечения 30-дневного срока для добровольного возврата ответчиком субсидии в областной бюджет.
С учетом предъявления иска в суд 20.04.2020 срок исковой давности истцом не пропущен.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на судебную практику по аналогичным спорам, в том числе на судебные акты принятые в рамках дела N А60-31598/19, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами. В рассматриваемом случае суд первой инстанции оценил обстоятельства конкретного дела и сделал соответствующие выводы. Оснований не согласиться с установленными обстоятельствами и выводами суда у суда апелляционной инстанции не имеется.
При этом, правовая позиция по делу N А60-31598/19 сформирована судами с учетом иных фактических обстоятельств: была подтверждена достоверность справки, представленной для получения субсидии и налоговые органы подтверждали в тот период выдачу соответствующих справок об отсутствии задолженности; имелась незначительная задолженность по штрафам и пеням и отсутствовала задолженность по налогам; исследовались и не были установлены обстоятельства нецелевого использования выделенной субсидии. В настоящем деле в материалы дела представлены два варианта справок налогового органа от 01.01.2017, 01.02.2017 с различной информацией; налоговый орган подтверждает наличие задолженности, в том числе по налогам, в значительной сумме; вопрос целевого использования субсидии судом не исследовался.
Иные обстоятельства, приведенные в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Изложенные в жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2020 года по делу N А60-17990/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17990/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "АГРОФИРМА "АРКО"
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 23 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ