г. Москва |
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А40-125957/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.02.2021 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева,
судей Т.В. Захаровой, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.М. Мурадян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.11.2020 по делу А40-125957/2020, принятое судьёй Жбанковой Ю.В.
по иску ООО "Ленский транзит" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании пени
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Игнатов А.С. по доверенности от 18.06.2020
от ответчика - Петрова Е.В. по доверенности от 01.12.2020
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Ленский транзит" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") о взыскании пени за просрочку доставки грузов в размере 3 482 548 руб.
Решением от 13.11.2020 г. суд взыскал с ответчика в пользу истца пени в размере 2 350 000 руб. В остальной части иска отказал.
ОАО "РЖД" не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что по накладным N N ЭЙ658353, ЭЙ658430, ЭЙ658481, ЭЙ658532 срок доставки грузов увеличивается по основанию пункта 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом МПС РФ от 07.08.2015 N 245, чему судом первой инстанции дана ненадлежащая оценка.
Истец представил письменные объяснения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что в июне 2019 г. согласно транспортным железнодорожным накладным ответчик доставлял грузы истца с нарушениями установленных сроков доставки.
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлена обязанность перевозчиков доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов перевозчик указывает в транспортной железнодорожной накладной.
Пунктом 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России N 39 от 18.06.2003 г., предусмотрено, что расчетную дату истечения срока доставки груза в графе "срок доставки истекает" заполняет сам перевозчик.
Статьей 97 Устава предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9 (девяти) процентов от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные. Расчетное время - Московское.
Доводы апелляционной жалобы об увеличении сроков доставки грузов по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами в соответствии с 6.7 Правил N 245 принимаются судом апелляционной инстанции.
Пунктом 6.7 Правил N 245 установлено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами. О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), для удостоверения задержки груза в пути следования в случаях, указанных в Правилах N 245, составляется акт общей формы.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), установлено, что задержка вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей. На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Порядок оформления задержек вагонов в пути следования и порядок действий уполномоченных работников станции назначения предусмотрен п. 3 Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30 декабря 2016 г. N 2827р.
Таким образом, для удостоверения обстоятельств, при которых произошла задержка вагонов на промежуточной железнодорожной станции по причинам, зависящим от грузополучателя, перевозчиком должны были быть представлены по каждому случаю надлежаще оформленные приказ на временное отставление от движения грузового поезда, акт общей формы о начале задержки, доказательства извещения грузополучателя о задержке вагонов в пути следования, акт общей формы об окончании задержки.
Ответчиком в материалы дела представлены договор от 27.05.2019 N ВС19/10-19БПРЖД, заключенный ОАО "РЖД" и грузополучателем ООО "Ленский транзит" (истец), на оказание услуги по размещению груженных и (или) порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе), заявки истца на оказание услуги по размещению грузовых вагонов на путях общего пользования, акты общей формы на начало задержки и окончания задержки грузовых вагонов, на увеличение сроков доставки вагонов, составленные на промежуточных станциях, распоряжения о временном отставлении от движения вагонов в связи с неприемом станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
Таким образом, в отношении оспариваемых заявителем жалобы вагонов ответчиком представлен весь необходимый комплект документов, предусмотренных пунктом 4.7 Правил N 26, подтверждающих задержку вагонов в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателя.
Возражения истца о том, что причиной направления заявок явились неправомерные действия ответчика по затариванию станции назначения и фактической невозможности своевременной разгрузки прибывших вагонов истцом отклоняются как документально необоснованные и противоречащие пункту 1.2 заключенного сторонами договора от 27.05.2019 г. N ВС 19/10-19 БП РЖД, предусматривающего подачу заявок в случае невозможности грузополучателем принять груз.
Сам по себе факт направления истцом заявок на размещение вагонов на путях общего пользования свидетельствует о том, что причина невозможности приема вагонов станцией назначения зависит от грузополучателя, а не от перевозчика.
Вывод суда первой инстанции, которым поддержан соответствующий довод ответчика, о том, что поданы заявки на отставление вагонов на пути общего пользования на 3-4 дня, в то время как ответчиком заявлено 18 суток, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку согласно представленным заявкам, первоначально заявлено об отставлении вагонов на 3 дня, и впоследствии данный срок неоднократно продлялся, что составило заявленный ответчиком период (л.д.62-81).
В этой связи, ответчиком правомерно увеличен срок доставки грузов по основанию пункта 6.7 Правил N 245, в связи с чем иск предъявлен правомерно на сумму пени 586 567, 53 рублей.
Между тем, суд апелляционной инстанции соглашается с применением судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и признанием размера пени несоразмерным последствиям нарушенного ответчиком обязательства по основаниям, приведенным в обжалуемом решении суда, поэтому при применении аналогичной примененной судом первой инстанции пропорции, пени подлежат уменьшению до 395 815 руб. 77 коп.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит изменению, а исковые требования - удовлетворению в размере 395 815 руб. 77 коп.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269, 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2020 по делу N А40-125957/2020 изменить.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "Ленский транзит" пени в размере 395 815 руб. 77 коп., 4 593 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с ООО "Ленский транзит" в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-125957/2020
Истец: ООО "ЛЕНСКИЙ ТРАНЗИТ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"