г. Пермь |
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А60-44455/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Риб Л.Х., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корневой Е.И.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5)
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 ноября 2020 года по делу N А60-44455/2020
по заявлению открытого акционерного общества "Каменск-Уральский хлебокомбинат" (ИНН 6665001380, ОГРН 1026600932489)
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252)
о признании незаконным отказа N 03-46/03-4641 от 29.07.2020,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Каменск-Уральский Хлебокомбинат" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании незаконным отказа N03-46/03-4641 от 29.07.2020 в возврате капитализированных платежей в сумме 1 756 264,04 руб.,
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 ноября 2020 года заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 5) N 03-46/03-4641 от 29.07.2020 в возврате открытому акционерному обществу "Каменск-Уральский хлебокомбинат" капитализированных платежей в сумме 1756264 руб. 04 коп., на Фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата капитализированных платежей в сумме 1 756 264 руб. 04 коп.
Не согласившись с судебным актом, Фонд обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Фонд указывает, что сумма капитализированных платежей не может быть признана излишне уплаченной, поскольку определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2019 по делу N А60-30962/2018 требования Фонда по внесению капитализированных платежей в размере 10 833 556,00 руб. (в том числе сумма 1 756 264 руб. 04 коп.) включены в реестр требований кредиторов, расчет суммы капитализации в отношении Невьянцевой Ю.С. произведен в соответствии с законодательством, с Методикой расчета размера капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ от 30.07.2001 N 72, расчет проверен судом; Фонд отмечает, что действующим законодательством об обязательном социальном страховании не предусмотрен порядок и механизм возврата излишне уплаченных капитализированных платежей в случаях, когда юридическое лицо в процессе ликвидации исполнило свою обязанность по перечислению в Фонд капитализированных платежей и впоследствии процедура ликвидации в отношении него была прекращена; по мнению Фонда, нормы статей 26.12, 26.13 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которыми урегулирована процедура возврата сумм излишне уплаченных и излишне взысканных страховых взносов, применению не подлежат, поскольку
страховые взносы и капитализированные платежи различны по своей правовой
природе.
Заявитель в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами апеллянта, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; Фонд заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. На основании ч.3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается судом апелляционной инстанции без участия сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.11.2018 по делу N А60-30962/2018 ОАО "Каменск-Уральский Хлебокомбинат" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
В соответствии с определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2019 по делу N А60-30962/2018, согласно сведениям филиала N 5 ГУ-Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 28.12.2018 N 03-51/03-9881 ОАО "Каменск-Уральский хлебокомбинат" имеет задолженность по капитализированным платежам в общей сумме 10 833 556 руб.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2020 по делу N А60-30962/2018 в реестр требований кредиторов в составе третьей очереди включены требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области в сумме 12 215 502 руб. 09 коп., из которых: 11 583 108 руб. 32 коп. налог, 569 287 руб. 03 коп. - пени, 63 106 руб. 74 коп. - штраф, в данную сумму включены капитализированные платежи в размере 10 833 556 руб.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 03.02.2020 по делу А60-30962/2018 между ОАО "Каменск-Уральский Хлебокомбинат" и конкурсными кредиторами утверждено мировое соглашение, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) прекращено.
По условиям п. 2.4. мирового соглашения от 29.11.2019, включенные в реестр требований кредиторов Должника с очередностью удовлетворения в составе третьей очереди требования Межрайонная ИФНС России N 22 по Свердловской области к ОАО "Каменск-Уральский хлебокомбинат" в размере: 8 859 666 руб. 36 коп. на основании определения Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2018 по делу А60-30962/2018, в размере 12215502 руб. 09 коп. на основании определения Арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2019 по делу А60-30962/2018. Всего: 21 075 168 руб. 45 коп., включая капитализированные платежи в размере 10 833 556 руб.
Заявитель в пользу Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 5 платежным поручением N 273 от 13.07.2020 перечислил денежные средства в размере 1 756 264,04 руб.
Перечисленные денежные средства являлись капитализированными платежами при ликвидации, банкротстве юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
23.07.2020 ОАО "Каменский - Уральский хлебокомбинат" обратилось в отделение фонда с заявлением о возврате уплаченных капитализированных платежей в размере 1 756 264,04 руб.
Письмом N 03-46/03-4641 от 29.07.202 в возврате капитализированных платежей заявителю отказано.
Полагая, что отказ фонда в возврате капитализированных платежей является незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что уплаченные в период банкротства капитализированные платежи в настоящее время являются для общества излишне уплаченной суммой и подлежат возврату, поскольку заявитель после прекращения производства по делу о банкротстве должен в общем порядке уплачивать страховые взносы, в том числе и на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125- ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 20 Закона N 125-ФЗ средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются, в том числе, за счет обязательных страховых взносов страхователей, а также капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей.
На основании пункта 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Указанный Порядок регулирует вопросы внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами - страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованным и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Статьей 18 Закона N 125-ФЗ установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации как страховщик обязан своевременно осуществлять обеспечение по страхованию. В этих целях Фонд осуществляет сбор страховых взносов и аккумулирует капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.
Обязанность по внесению юридическим лицом в Фонд капитализированных платежей возникает только в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, так как ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы, а Фонд социального страхования Российской Федерации продолжает предоставлять в установленном порядке обеспечение по обязательному социальном) страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат.
Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации банкротство является одним из способов ликвидации юридического лица.
В силу пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей", Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.
Как следует из пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" заключение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.
Согласно части второй данной статьи в случаях, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, применяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве, установленные статьей 56 данного Федерального закона, если иное не установлено этим Федеральным законом.
В силу статьи 56 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом и являющихся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.
Таким образом, обязанность по уплате капитализированных платежей в Фонд возникает у страхователя только в случае ликвидации юридического лица с целью погашения указанным фондом требований лиц, которые имеют право на получение страховых взносов по Закону N 125-ФЗ после ликвидации причинителя вреда.
В случае прекращения процесса ликвидации обязанность по уплате капитализированных платежей отпадает, поскольку данные платежи не подлежат выплате лицам, имеющим на это право в соответствии с Законом N 125-ФЗ, а удовлетворение их требований производится в общем порядке за счет выплат страхователя, продолжающего свою деятельность.
Из материалов дела следует, что производство по делу Арбитражного суда Свердловской области N А60-30962/2018 о несостоятельности (банкротстве) ОАО "Каменский - Уральский хлебокомбинат" прекращено.
Факт перечисления капитализированных платежей в размере 1 756 264,04 руб. подтверждается платежным поручением N 273 от 13.07.2020 и Фондом не оспаривается.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, уплаченные страхователем капитализированные платежи являются для общества излишне уплаченной суммой и подлежат возврату.
С учетом изложенного, суд сделал правильный вывод, что отказ Фонда в возврате уплаченных капитализированных платежей является незаконным.
Довод Фонда об отсутствии в действующем законодательстве механизма возврата капитализированных платежей не является основанием для удержания денежных средств.
На основании изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта, в связи с чем распределение государственной пошлины не производится.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 ноября 2020 года по делу N А60-44455/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-44455/2020
Истец: ОАО КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ
Ответчик: ГУ ФСС N5
Третье лицо: ГУ СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ