г. Санкт-Петербург |
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А42-4322/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от истца: Бойков В.М. по доверенности от 17.05.2020;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37000/2020) ТСН "Проспект" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.11.2020 г. по делу N А42-4322/2020, принятое
по иску товарищества собственников недвижимости (жилья) "Проспект"
к Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска
3-е лицо: Мурманское муниципальное бюджетное учреждение "Управление дорожного хозяйства"
о понуждении,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости (жилья) "Проспект" (далее - истец, Товарищество, ТСН "Проспект") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с уточненным иском к Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее - ответчик, Комитет) о понуждении в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда устранить повреждения асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги местного значения - проезда, примыкающего к проспекту Ленина, и расположенного в 102 квартале города Мурманска между зданиями N 42 и 42 корп.1 на пр. Ленина (с одной стороны) и зданиями 46 и 48 на пр. Ленина (с другой стороны) протяженностью 7 м. от края тротуара пр. Ленина в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Мурманское муниципальное бюджетное учреждение "Управление дорожного хозяйства".
Решением суда первой инстанции от 05.11.2020 г. в удовлетворении иску Товариществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ТСН "Проспект" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, примыкающий к проспекту Ленина внутриквартальный проезд в городе Мурманске относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения и не является собственностью ни Товарищества, ни собственников помещений многоквартирных домов; кроме того, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 51:20:0002102:48 никогда не предоставлялся для строительства этого проезда, то обязанность по содержанию этого автомобильного проезда и как автомобильной дороги общего пользования и как объекта благоустройства 102 квартала города Мурманска возложена на администрацию города Мурманска в силу закона.
В судебном заседании представитель Товарищества доводы жалобы поддержал.
Ответчик и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
От Комитета поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решениями собственников помещений в многоквартирных домах 46, 48, 50 на пр. Ленина в г. Мурманске, оформленными протоколами от 26.04.2017, создано Товарищество собственников недвижимости (жилья) "Проспект".
Многоквартирные дома расположены на земельном участке с кадастровым номером 51:20:0002102:48.
Считая, что проезд, примыкающий к проспекту Ленина между зданиями N 42 и 42 корпус 1 на проспекте Ленина и зданиями 46 и 48 на проспекте Ленина, относится к автомобильным дорогам общего пользования, а повреждения дорожного покрытия затрудняют проезд автомобильного транспорта с разрешенной скоростью, ненадлежащее состояние этого участка дороги нарушает права Товарищества и собственников помещений в МКД 46, 48, 50 на свободный и беспрепятственный проезд к своему общему имуществу, и соответственно, препятствует использовать это имущество под стоянку автотранспорта на условиях аренды, снижает коммерческую привлекательность земельного участка, принадлежащего собственникам помещений в МКД, Товарищество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска Товариществу отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Согласно статье 3, части 11 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Постановлением администрации города Мурманска от 16.07.2010 N 1261 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Мурманск. В пункте 52 перечня указана дорога: проспект Ленина, протяженностью 3,61 км. Категория "магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные, поселковые дороги".
Как следует из технического паспорта автодороги и публичной кадастровой карты на сайте Росреестра в сети интернет https://pkk.rosreestr.ru/, граница автодороги общего пользования "проспект Ленина" проходит вдоль фасадов зданий N 46, 48 на пр. Ленина. Проезд, примыкающий к проспекту Ленина между зданиями N 42 и 42 корп.1 и зданием N 46 на пр. Ленина, является частью земельного участка N 51:20:0002102:48, на котором расположены дома Товарищества.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 N 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости не требуется.
В целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, исходя из правовой природы общего имущества таких домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, в Жилищном кодексе Российской Федерации установлено общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме, а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 66 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ). В силу частей 2 и 5 статьи 16 названного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, положениями подпунктов "е" и "ж" пункта 2 которых также предусмотрено, что в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В указанных Правилах установлены обязанности управляющей организации по обеспечению исправного состояния жилого дома, в том числе следующие требования: уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами (пункт 3.6.1); просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7). В пункте 17 приложения N 7 к данным Правилам в перечне работ, относящихся к текущему ремонту, указан ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмостков ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
Согласно информации с сайта Росреестра земельный участок с кадастровым номером 51:20:0002102:48, на котором расположены дома 46, 48, 50 по проспекту Ленина, поставлен на учет 28.07.2005, то есть после введения в действие ЖК РФ, следовательно, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Указанные обстоятельства подтверждают фактическое наличие такого земельного участка в составе общего имущества и его использование собственниками помещений при эксплуатации МКД.
Из материалов дела следует, что рассматриваемая территория в силу прямого указания закона входит в состав придомовой территории МКД, управление которой осуществляет Товарищество. Следовательно правильным является вывод суда первой инстанции о том, что именно Товарищество несет ответственность за восстановление дорожного покрытия.
Довод Товарищества о том, что примыкающий к проспекту Ленина внутриквартальный проезд относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, и обязанность по содержанию этого автомобильного проезда возложена на администрацию города Мурманска в силу закона, отклоняется апелляционным судом.
Согласно части 1 статьи 5 Закон N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешённого использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (часть 2 статьи 5 Закона N 257-ФЗ).
При этом частью 3 статьи 5 Закона N 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.
Постановлением Администрации города Мурманска от 16.07.2010 N 1261 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Мурманск, где применительно к спорному проспекту Ленина автодорогой общего пользования местного значения города Мурманска признается автодорога протяжённостью 3,61 км (пункт 52). Какие-либо дворовые проезды, как по проспекту Ленина, так и в целом по городу Мурманску, к дорогам общего пользования местного значения данный Перечень не относит, следовательно, у муниципального образования город Мурманск отсутствует обязанность по их содержанию.
В качестве доказательств принадлежности спорной территории к автомобильной дороге истец ссылается на термин улично-дорожная сеть, данный в пункте 3.3.7. СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", указывая при этом, что территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Вместе с тем, Товариществом не учтено, что границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями.
Границы красных линий закреплены постановлением администрации города Мурманска от 28.08.2015 N 2396 "О внесении изменений в приложение к ПАГМ от 12.05.2020 N727 "Об установлении красных линий кварталов 102 и 103 в городе Мурманске". При этом заявленный истцом участок находится за пределами красных линий.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорный участок не относится к муниципальной автодороге общего пользования, соответственно требования о понуждении устранить недостатки асфальтобетонного покрытия земельного участка, являющегося общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах ТСЖ "Проспект", удовлетворению не подлежат.
Судом дана надлежащая оценка представленным доказательством, правильно применены и истолкованы нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Несогласие подателя жалобы с выводами суда, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о незаконности принятого судебного акта и не является основанием для его отмены либо изменения, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлине в размере 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы. Государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату товариществу собственников недвижимости (жилья) "Проспект" из федерального бюджета как излишне уплаченная на основании платежного поручения от 09.11.2020 г. N 225.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05 ноября 2020 года по делу N А42-4322/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости (жилья) "Проспект" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников недвижимости (жилья) "Проспект" из федерального бюджета РФ 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, уплаченной платежным поручением от 09.11.2020 г. N 225.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4322/2020
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ (ЖИЛЬЯ) "ПРОСПЕКТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА, Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска
Третье лицо: МУРМАНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА"