г. Владивосток |
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А51-11851/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Г.Н. Палагеша, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-8620/2020
на решение от 07.12.2020
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-11851/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Эко квартал" (ИНН 2540234416, ОГРН 1182536013428)
к Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2540188030, ОГРН 1122543024262)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении в области долевого строительства N 5-112/2020 от 17.07.2020,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Эко квартал": Кульченовская Н.А. по доверенности от 07.09.2020 сроком действия на 3 года, диплом (регистрационный номер 61422);
от Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Эко квартал" (далее - заявитель, общество, ООО "СЗ "Эко квартал") обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 5-112/2020 от 17.07.2020, производство по делу об административном правонарушении в области долевого строительства по статье 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении директора ООО СЗ "Эко Квартал" Дворникова В.Г. прекратить.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.12.2020 требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление инспекции.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. В обоснование своей правовой позиции инспекция выражает несогласие с выводами суда об истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
ООО СЗ "Эко Квартал" по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, заявлений, ходатайств не представила, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без ее участия по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В ходе проведения Прокуратурой Советского района мониторинга единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по поручению Прокуратуры края от 12.05.2020 N 7/3-14-2020 было установлено, что застройщиком - ООО "СЗ "ЭКО Квартал" осуществляется строительство объекта "Три жилых дома с автопарковкой по ул. Давыдова в г. Владивостоке. Корректировка".
При проверке было установлено, что общество в нарушение части 3.2 статьи 3.1; пункта 7 части 2, пункта 11 статьи 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 294-ФЗ), подпунктов "к", "н " пункта 9 Правил размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.03.2019 N 319 "О единой информационной системе жилищного строительства", в Единой информационной системе жилищного строительства на сайте https://наш.дом.рф/ не размещена (не раскрыта) следующая информация в Единой информационной системе жилищного строительства: бухгалтерская отчетность за четвертый квартал 2019 год и первый квартал 2020 года; аудиторское заключение за 2019 год; документы, содержащие информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика за первый квартал 2020 года; фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства размещены в единой информационной системе жилищного строительства за март 2020 года с нарушением установленного срока, только 04.04.2020.
Данные нарушения были отражены в акте осмотра от 25.06.2020.
Результаты проведенной проверки послужили основанием для вывода о наличии в действиях ООО "СЗ "ЭКО Квартал" признаков совершения им административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ, в связи с чем, постановлением от 02.07.2020 прокуратуры было возбуждено дело об административном правонарушении и материалы проверки с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, были направлены по подведомственности в инспекцию для рассмотрения по существу.
Постановлением инспекции по делу об административном правонарушении от 17.07.2020 N 05-111/2020 ООО "СЗ "ЭКО Квартал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
ООО "СЗ "ЭКО Квартал" не согласилось с вынесенным административным органом постановлением и обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, застройщиком, публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.
Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с размещением предусмотренной Закон N 214-ФЗ информации в единой информационной системе жилищного строительства.
Объективная сторона правонарушения выражается в неразмещении в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства либо в нарушении установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации, либо в размещении информации не в полном объеме, либо размещение заведомо искаженной информации.
Субъектом рассматриваемого административного правонарушения являются, в том числе застройщики.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регламентированы Законом N 214-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной настоящим Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в статье 23.3 настоящего Федерального закона. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.
Единая информационная система жилищного строительства представляет собой систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном строительстве, а также иной информации, связанной с жилищным строительством (часть 1 статьи 23.3 Закона N 214-ФЗ).
Частью 2 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ установлен Перечень подлежащей размещению в системе информации, которую обязан раскрывать застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства.
Согласно части 3 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ информация, указанная в части 2 настоящей статьи, подлежит размещению в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в статье 23.3 настоящего Федерального закона, в течение пяти рабочих дней после дня получения заключения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона. Фотографии, указанные в пункте 8 части 2 настоящей статьи, подлежат размещению в указанной системе ежемесячно. Сведения, указанные в пункте 11 части 2 настоящей статьи, подлежат размещению застройщиком в указанной системе на ежеквартальной основе одновременно с размещением информации, предусмотренной частью 5 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 26.03.2019 N 319 "О единой информационной системе жилищного строительства", вступившим в законную силу 28.05.2019, утверждены "Правила размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства" (далее - Правила), устанавливающие порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства (далее - Правила N 319).
Материалами дела подтверждено и не опровергнуто обществом обстоятельство нарушения ООО "СЗ "ЭКО Квартал" части 1 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ, пунктов "и", "к", "л", "н" пункта 9 Правил N 319, поскольку в Единой информационной системе жилищного строительства на сайте https://наш.дом.рф/ по состоянию на 25.06.2020 не размещена (не раскрыта) информация при осуществлении строительства объекта "Три жилых дома с автопарковкой по ул. Давыдова в г. Владивостоке. Корректировка", а именно: и) промежуточная бухгалтерская отчетность за I квартал 2020 года должна быть размещена не позднее 30.04.2020, ООО "СЗ "ЭКО размещена в системе ЕСЖИС - 29.06.2020; к) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение в отношении отчетности за 2019 год должны быть размещены в системе ЕСЖИС не позднее 30.04.2020, ООО "СЗ "ЭКО Квартал" бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2019 год размещена в системе ЕСЖИС - 25.06.2020, аудиторское заключение размещено в системе ЕСЖИС - 30.06.2020; л) фотографии каждого строящегося (создаваемого) застройщиком объекта недвижимости, информация о проекте строительства которого раскрыта в составе каждой размещенной в системе жилищного строительства проектной декларации размещаются в ЕСЖИС ежемесячно, фото за март 2020 года ООО "СЗ "ЭКО Квартал" размещены - 04.04.2020; н) информация о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика за первый квартал 2020 года размещается ежеквартально, ООО "СЗ "ЭКО Квартал" размещена в системе ЕСЖИС - с 01.04.2020 по 18.05.2020.
Таким образом, неразмещение вышеуказанной информации является достаточным основанием для вывода о наличии объективной стороны вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ.
Обязанность раскрытия определенной Законом N 214-ФЗ информации посредством обеспечения свободного к ней доступа любых иных лиц непосредственно возложена на застройщика.
Следовательно, вступая в регулируемые Законом N 214-ФЗ правоотношения при строительстве объекта многоквартирного жилого дома, застройщик принимает на себя обязанность по выполнению предусмотренных данным законом условий, в том числе по обеспечению застройщиком доступа к информации о нем и строящемся им объекте.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 Постановления N 10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц названный Кодекс формы вины не выделяет (статья 2.2 настоящего Кодекса).
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
С учетом установленных в ходе рассмотрения спора обстоятельств доказательства отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении инспекции не были представлены.
При таких условиях, коллегия соглашается с выводом суда о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Между тем, осуществляя в соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ проверку оспариваемого постановления на предмет соблюдения срока давности привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске административным органом указанного срока.
Признавая правомерным данный вывод суда и отклоняя доводы апеллянта об обратном, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", определено, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Аналогичная позиция изложена в абзаце втором пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым разъяснено, что невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является дляшимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Исходя из анализа вышеуказанных норм, такое правонарушение, как нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, не может относиться к категории длящихся правонарушений и считается оконченным с момента истечения срока, установленного законодательством.
В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела срок размещения информации в системе ЕСЖИС истек 30.04.2020, следовательно, двухмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности истек 30.06.2020, при этом оспариваемое постановление вынесено 17.07.2020 (после истечения срока давности привлечения к административной ответственности).
Ссылка административного органа на положения подпункта "н" пункта 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.03.2019 N 319 "О единой информационной системе жилищного строительства" о необходимости применения при исчислении срока опубликования документов, содержащих информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика, предусматривающие условие о предоставлении справки застройщика о размере собственных средств и соблюдении норматива финансовой устойчивости за каждый истекший квартал не позднее истечения 30 рабочих дней после окончания каждого квартала, в течение которого застройщиком осуществляется проект строительства объекта (объектов) недвижимости, информация о котором содержится в размещенной в системе жилищного строительства проектной декларации, не может быть принята судом, поскольку Федеральный закон от 30.12.2004 N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", устанавливающий срок размещения информации в календарных днях, имеет большую юридическую силу, чем вышеуказанное Постановление Правительства РФ.
Также апелляционный суд отмечает, что Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2448 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесены изменения в пункт "н" пункта 9 Правил N 319, в соответствии с которым предложение второе абзаца второго изложено в следующей редакции: "В последующем размещение указанных справок осуществляется застройщиком ежеквартально одновременно с размещением промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.", из чего следует, что порядок определения сроков размещения информации были приведен в соответствие с законом.
При таких условиях, вывод суда об истечении на момент вынесения формации оспариваемого постановления от 17.07.2020 двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности является верным.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, учитывая установленные судом обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое постановление инспекции правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.12.2020 по делу N А51-11851/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Г.Н. Палагеша |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11851/2020
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ЭКО КВАРТАЛ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ