г. Москва |
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А41-40942/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Беспалова М.Б.,
судей Ханашевича С.К., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания Князевым Н.В.,
при участии в судебном заседании:
от ООО ЧОП "Викториал Секьюрити" - представитель Федоров В.В. по доверенности от 28 августа 2020, паспорт;
от Главного управления записи актов гражданского состояния МО - представитель Никольская С.Ю. по доверенности от 10 января 2020 N 34 ИСХ-61/2020, паспорт;
от ООО "ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "СТАРТ-В" - представитель Сутидзе Д.В. по доверенности от 09 января 2020, паспорт;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВИКТОРИАЛ СЕКЬЮРИТИ" на Решение Арбитражного суда Московской области от 30.11.2020 по делу N А41-40942/20 по заявлению общества с ограниченной ответственностью ЧОП "Викториал Секьюрити" (ИНН 7743057560) к ГУ ЗАГС Московской области (ИНН 7709026844) и обществу с ограниченной ответственностью "ЧОО "СТАРТ-В" (ИНН 7728313890) о признании торгов (0450100110.244.226) и государственного контракта N 0148200001920000006 недействительными
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ЧОП "Викториал Секьюрити" (далее - истец, ЧОП "Викториал Секьюрити") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ГУ ЗАГС Московской области (далее - ответчик, ГУ ЗАГС Московской области) и обществу с ограниченной ответственностью "ЧОО "СТАРТ-В" (далее - ответчик, ООО "ЧОО "СТАРТ-В") о признании торгов (0450100110.244.226) и государственного контракта N 0148200001920000006 недействительными, а также о применении последствий недействительной сделки.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.11.2020 по делу N А41- 40942/20 в удовлетворении исковых требований и заявления о взыскании расходов на оплату услуг представителя отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО ЧОП "Викториал Секьюрити" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ответчика и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что 14 мая 2020 г. в 9:44 (МСК) Главное управление ЗАГС Московской области (далее - Заказчик) разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения Государственного контракта на оказание услуг по охране объектов и имущества Главного управления записи актов гражданского состояния Московской области (0450100110.244.226), конкурсную документацию открытого конкурса в электронной форме (реестровый номер извещения 0148200001920000006).
Начальная (максимальная) цена контракта - 35 446 603,21 рублей. Дата начала срока подачи заявок - 14.05.2020 в 09:44. Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) - 05.06.2020 в 10:00 (МСК).
Дата подведения итогов: 11.06.2020 (МСК).
Срок оказания услуг: с 01.07.2020 по 31.12.2020.
11 июня 2020 года в соответствии с протоколом подведения итогов в открытом конкурсе в электронной форме N ППИ1 от 11 июня 2020 года победителем закупки объявлено ООО "ЧОО "СТАРТ-В" с общим количеством баллов - 96,96, ООО ЧОП "ВИКТОРИАЛ СЕКЬЮРИТИ" заняло третье место с общим количеством баллов - 61,24.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ, пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы заинтересованных лиц.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Исходя из смысла указанной нормы, основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов (конкурсов) могут выступать лишь нарушения процедуры (правил) проведения торгов. При этом, основанием для признания торгов недействительными является не всякое нарушение процедуры, а только установленное законом и являющееся существенным.
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
В соответствии с разъяснениями статьи 449 ГК РФ, данными в пункте 44 совместного Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
В силу части 2 статьи 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.
На основании пункта 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 101 суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
Из буквального толкования указанных норм следует, что признание торгов недействительными возможно только в случае грубого нарушения их правил.
Статьей 448 ГК РФ установлены общие требования к организации и порядку проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными как по нарушению правил (процедуры) проведения торгов, так и в силу противоречия и несоблюдения требований действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Из материалов дела следует, что истец подал жалобу в Управление ФАС по Московской области.
В соответствии с ч. 7 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) Уведомлением о поступлении и рассмотрении жалобы N 50/06/24489эп/20 УФАС по Московской области приостановило определение исполнителя в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Данное уведомление размещено 22.06.2020 22:57 (МСК).
Решением по делу N 50/06/24489эп/20 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок жалоба ООО ЧОП "Викториал Секьюрити" признана обоснованной, в действиях заказчика установлено нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, в действиях Конкурсной комиссии - нарушение части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
В связи с установлением при рассмотрении жалобы факта заключения контракта N 0148200001920000006 предписания не выдавались.
Контракт N 0148200001920000006 по результатам проведения спорных торгов заключен 22 июня 2020 года.
При этом в общедоступном источнике https://www.rts-tender.ru/poisk/search/?id=f39d338e-c952-43c3-8d8c-e3827918702f есть информация о времени подписания контракта. 22.06.2020 0:00 мск.
Согласно пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
В силу п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (абз. 2 п. 1 ст. 449 ГК РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании части 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила N 1085).
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно пункту 3 правил N 1085 оценка - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями данных правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 4 правил N 1085 к нестоимостным критериям оценки относятся качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок.
Пунктом 10 правил N 1085 предусмотрено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 правил N 1085 для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 названных правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Процедура оценки заявок участников на заключение государственного контракта проведена с соблюдением Закона N 44-ФЗ и правил N 1085, основания для признания протокола рассмотрения и оценки заявок недействительными отсутствуют.
При этом, исходя из ответа Отдела по лицензионно-разрешительной работе ЮЗАО ГУ Росгвардии по г. Москве от 21.10.2020 года N 20106/9/7-3150, судом установлено обстоятельство представление ООО "ЧОО "СТАРТВ" в составе заявки недостоверных сведений о количестве охранников.
Доказательства того, что у заказчика или комиссии была возможность установить недостоверность указанных сведений до заключения государственного контракта, у суда отсутствуют.
Лицо может быть признано заинтересованным в оспаривании торгов, если данными торгами прямо нарушены какие-либо его субъективные гражданские права.
Согласно системному толкованию, данному Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 N 739-О-О и Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.01.2004 N 10623/03, положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Кодекса - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Истец должен доказать, что порядком проведения торгов затронуты его имущественные интересы и права, и они могут быть восстановлены признанием торгов недействительными.
При таких обстоятельствах, поскольку спорный контракт исполнен, с учетом специфики предмета спорного договора (оказание охранных услуг) признание контракта недействительным не приведет к восстановлению прав истца, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Других надлежащих доказательств истец не представил (ст.ст. 9, 65, 68 АПК РФ).
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30.11.2020 по делу N А41-40942/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Б. Беспалов |
Судьи |
С.К. Ханашевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40942/2020
Истец: ООО ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВИКТОРИАЛ СЕКЬЮРИТИ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАПИСИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "СТАРТ-В"
Третье лицо: Отдел лицензионно-разрешительной работы по ЮЗАО Главного управления Росгвардии по г. Москве