г. Киров |
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А29-9118/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Коми:
представителя заявителя - Бартош Е.А., действующей на основании доверенности от 19.08.2020;
представителя ответчика - Якоби И.Н., действующей на основании доверенности от 14.05.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПрезиДент"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2020 по делу N А29-9118/2020,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПрезиДент" (ИНН: 1101042961, ОГРН: 1041100434210)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (ИНН: 1101481359, ОГРН: 1041130401091)
о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении субсидии,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПрезиДент" (далее - заявитель, ООО "ПрезиДент", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее - ответчик, ИФНС России по г. Сыктывкару, Инспекция) о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, выраженного в сообщении от 08.06.2020 N 1049709.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ПрезиДент" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что отказ в предоставлении субсидии по формальным основаниям лишил Общество, фактически осуществляющее деятельность по оказанию стоматологических услуг, получения гарантированных государством мер поддержки. Общество ссылается на то, что обращаясь в налоговый орган с заявлением о предоставлении субсидии, ООО "ПрезиДент" приложило копию лицензии N ЛО-11-01-001369 от 20.03.2015, в качестве приложения содержащую указание на осуществляемые Обществом виды деятельности, среди которых, в том числе поименована стоматология. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, поданное заявление является обоснованным и подтверждено документально, иные условия, необходимые для включения в реестр в целях предоставления субсидии, соблюдены. В подтверждение изложенной в жалобе позиции заявитель ссылается на судебную практику.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором отразил, что не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 14.01.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.01.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В силу статьи 153.1 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали занятую по делу позицию.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о предоставлении за апрель 2020 года субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
По результатам рассмотрения заявления ИФНС России по г. Сыктывкару сообщением от 08.06.2020 N 1049709 отказала в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, в связи с тем, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
В письме от 09.07.2020 N 18-15-1/09158@ Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми со ссылкой на письмо от 02.07.2020 N 18-15-1/08751@ отказало Обществу в отмене сообщения от 08.06.2020 N 1049709.
Полагая, что решение Инспекции об отказе в предоставлении субсидии, выраженное в сообщении от 08.06.2020 N 1049709, не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "ПрезиДент" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания оспариваемого решения незаконным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленного отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Порядок предоставления субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункты 1 и 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Субсидии не являются безусловно гарантированными юридическим лицам выплатами из средств бюджета, они подлежат выплате только лишь при полном соблюдении установленных законом требований к их оформлению.
В статье 28 БК РФ отражено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила N 576).
Правила N 576 устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 1 Правил N 576 указано, что в целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Согласно пункту 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица, или в виде почтового отправления по форме согласно приложению;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 Правил N 576;
г) получатель субсидии-организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 рублей;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень N 434).
Таким образом, при определении наличия права у юридического лица на получение субсидии в соответствии с Правилами N 576 определяющим критерием является информация о коде ОКВЭД, содержащаяся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01.03.2020, а не фактическое осуществление деятельности Обществом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Правил N 576 налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил N 576, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе.
Налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 Правил N 576, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления (пункт 6 Правил N 576).
Из материалов настоящего дела следует, что в качестве основного вида деятельности ООО "ПрезиДент" в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01.03.2020 была указана "Деятельность в области здравоохранения" (код ОКВЭД 2 - 86).
Между тем в Перечне N 434 к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, отнесен не весь класс 86 "Деятельность в области здравоохранения", а лишь отдельная его группа, в частности 86.23 "Стоматологическая практика".
На основании заявления, поданного Обществом (л.д. 48-51), 21.04.2020 регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации N 2240А (л.д. 40) и внесена запись об изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в частности с 21.04.2020 в качестве основного вида деятельности Общества указана "Стоматологическая практика" (ОКВЭД 2 - 86.23) (л.д. 39).
Согласно решению, изложенному в сообщении от 08.06.2020 N 1049709, основанием для отказа в предоставлении Обществу субсидии за апрель 2020 года послужил тот факт, что отрасль, в которой Общество осуществляет деятельность, не относится к отраслям, утвержденным Перечнем N 434.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что сообщение об отказе в предоставлении субсидии соответствует нормам действующего законодательства, суд апелляционной инстанции исходит из того, что положения Правил N 576 не подразумевают расширительного толкования либо установления фактического вида деятельности лица, обратившегося с заявлением о предоставлении субсидии.
Как было указано ранее, на основании пункта 1 Правил N 576 получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 1 марта 2020 года.
В силу пункта 2 Правил N 576 субсидии предоставляются на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой по форме согласно приложению, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 Правил N 576, что предполагает предварительный расчет указанных лимитов.
В Правилах N 576 Правительство Российской Федерации прямо указало источник сведений о виде экономической деятельности - Единый государственный реестр юридических лиц и дату, на которую основный вид деятельности юридического лица должен быть включен в Единый государственный реестр юридических лиц, - 01.03.2020.
Поскольку предоставление субсидии направлено на поддержку организаций, ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, включение в класс 86 группы 86.23 не свидетельствует об ошибочности решения Инспекции - в рассматриваемом случае воля законодателя направлена на поддержку конкретной деятельности (стоматологической практики), а не целого класса 86. Расширительное толкование абзаца 2 пункта 1 N 576 Правил является недопустимым, указание в государственном реестре ОКВЭД 2 86 не означает указание в качестве основного вида деятельности именно 86.23.
Само по себе изменение в ЕГРЮЛ основного вида деятельности Общества с деятельности в области здравоохранения (код ОКВЭД 2 - 86) на стоматологическую практику (ОКВЭД 2 - 86.23) лишь 21.04.2020 также не свидетельствует о наличии оснований для предоставления ООО "ПрезиДент" субсидии. Заявитель несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с несвоевременным внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении основного вида деятельности.
Фактическое осуществление юридическим лицом деятельности в сфере, которая включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, равно как и изменение основного вида деятельности после 01.03.2020, не являются обстоятельствами, которые свидетельствуют о наличии оснований для предоставления ООО "ПрезиДент" субсидии по Правилам N 576.
Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, правовых оснований для исследования и оценки фактически осуществляемых Обществом видов деятельности в целях предоставления субсидии не имеется, поскольку Правила устанавливают конкретные условия для ее получения, при проверке соблюдения которых надлежит руководствоваться видом деятельности, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01.03.2020. Налоговый орган определяет получателя субсидии по формальным признакам и не наделен правомочием проверять фактическую деятельность претендента на получение субсидии, осуществлять сопоставление заявленного в государственном реестре основного вида деятельности с фактически осуществляемым.
Налоговый орган, отказывая в предоставлении субсидии, обоснованно руководствовался данными, включенными в Единый государственный реестр юридических лиц по состоянию на 01.03.2020 в части основного вида деятельности, поскольку именно такая формулировка заложена в Правилах N 576.
Ввиду того, что в рамках настоящего дела проверяется законность отказа налогового органа в предоставлении юридическому лицу субсидии ввиду несоблюдения конкретного условия (отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434), указание Общества на соответствие его деятельности всем иным условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил N 576, отклоняется судом апелляционной инстанции как не влияющее на правомерность принятого Инспекцией решения.
Приведенная заявителем ссылка на судебную практику не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, установленные иными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных обстоятельств, а также доводов и доказательств, представленных сторонами.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данной ситуации отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания решения ИФНС России по г. Сыктывкару, выраженного в сообщении от 08.06.2020 N 1049709 об отказе в предоставлении Обществу субсидии за апрель 2020 года, незаконным. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции заявителя, отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "ПрезиДент" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2020 по делу N А29-9118/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПрезиДент" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-9118/2020
Истец: ООО "ПРЕЗИДЕНТ"
Ответчик: Инспекция ФНС по г. Сыктывкару
Третье лицо: Второй арбитражный апелляционный суд