город Ростов-на-Дону |
|
10 февраля 2021 г. |
дело N А32-31559/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общество "НЭСК-электросети"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.12.2020 по делу N А32-31559/2020
по заявлению акционерного общество "НЭСК-электросети" (ИНН 2308139496,
ОГРН 1072308013821)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
(ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Рынок"
(ИНН: 2314013438, ОГРН: 1022302348760)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - заявитель, АО "НЭСК-электросети", общество) обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 16.07.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-2330/2020.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество "НЭСК-электросети" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба и дополнение мотивированы тем, что в действиях общества отсутствует состав и событие правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. При рассмотрении административного дела УФАС по КК не учло, что согласование проектной документации с обществом не являлось обязательным согласно заключенному между сторонами договора и выданных технических условий. Переписка между обществом и заявителем имеет добровольный, а не императивный характер, направленный, прежде всего, на оказание содействия заявителю по созданию для него благоприятных условий для надлежащего исполнения с его стороны мероприятий в рамках заключенного договора об осуществлении технологического присоединения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Рынок" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От АО "НЭСК-электросети" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили ходатайства об участии представителей в онлайн судебном заседании.
Суд удовлетворил ходатайства об участии представителей АО "НЭСК-электросети" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в онлайн судебном заседании.
Суд в назначенное время присоединился к онлайн-трансляции.
Представители АО "НЭСК-электросети" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю не обеспечили явку в судебное заседание посредством проведения онлайн-трансляции.
Суд посчитал возможным рассмотреть доводы апелляционной жалобы по имеющимся материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступил рапорт помощника Лабинского межрайонного прокурора Матвеева А.В. на действия АО "НЭСК-электросети" (Сетевая организация) (вх. N 5535 от 24.04.2020), из которого следует, что третье лицо - ООО "Рынок" направило 07.02.2020 и 03.03.2020 в адрес Сетевой организации заявление о внесение изменений и согласование проектной документации; по результатам рассмотрения заявления Сетевой организацией отказано в согласовании ввиду некорректности расчета реактивной мощности, отсутствия расчетов и исполнительных чертежей, на основании которых должны быть выполнены строительно-монтажные работы; при этом Сетевой организацией не указано на несоответствие представленного проекта нормативно-проектной документации.
По результатам рассмотрения указанной информации антимонопольный орган установил в действиях АО "НЭСК-электросети" нарушение требований п. 18.5 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
03.07.2020 антимонопольным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 023/04/9.21-2330/2020 по признакам нарушения ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении антимонопольным органом 16.07.2020 принято постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-2330/2020 в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, считая его незаконным и подлежащим отмене, заявитель обратился в суд с указанным заявлением.
В силу положений ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
По делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов дела следует и судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 03.07.2020 N 023/04/9.21-2330/2020 соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что, с учётом положений ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет использовать его в качестве документального доказательства по делу об административном правонарушении; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется, суду представлено не было.
Общество надлежащим образом было извещено о месте и времени составления указанного протокола об административном правонарушении определением от 05.06.2020, содержащим указание о составлении в отношении заявителя протокола об административном правонарушении 03.07.2020 в 11 час. 30 мин.; протокол составлен 03.07.2020 в отсутствие надлежащим образом уведомленного лица, привлекаемого к административной ответственности.
Определением от 03.07.2020 N 023/04/9.21-2330/2020 общество извещалось о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении 16.07.2020 в 11 час. 00 мин.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что материалы дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-2330/2020 рассмотрены в присутствии представителя общества по доверенности Коваленко Л.В.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что доказательств, свидетельствующих о нарушении административным органом порядка применения административного наказания, в материалах дела не имеется; при принятии оспариваемого постановления административным органом не допущено существенных нарушений порядка применения административного наказания, являющихся безусловными основаниями для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Из материалов дела следует, что между ООО "Рынок" (Заявитель, третье лицо) и Сетевой организацией заключен договор от 25.01.2020 N 3-43-19-2324 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор), неотъемлемым приложением к договору являются технические условия N 3-43-19-2324 (далее - ТУ).
В соответствии с п. 1 Договора, Сетевая организация приняла на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения ЭПУ, расположенное на земельном участке для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, расположенного в г. Лабинске по ул. Воровского, 111; максимальная мощность присоединяемого ЭПУ составляет 150 кВт, категория надежности Ш, класс напряжения электрических сетей к которым осуществляется присоединение 0,4 кВ, ранее присоединенная мощность составляет 50 кВт. В свою очередь Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение.
В п. 11.6 раздела 11 ТУ (Заявитель осуществляет) указано: предусмотреть проектирование мероприятий п. 11, кроме случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, проектирование и строительство выполняются организациями, имеющими свидетельство на соответствующий вид работ (в случае если данные мероприятия необходимы для соблюдения требований нормативно-правовых актов РФ).
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
В соответствии с п. 18 Правил технологического присоединения, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем);
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил;
д(1)) выполнение мероприятий по вводу объектов электроэнергетики заявителя, сетевой организации и иных лиц, построенных (реконструированных, модернизированных) в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также входящих в их состав оборудования, комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления в работу в составе электроэнергетической системы в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.
Согласно с п. 18.5 Правил технологического присоединения заявитель, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 150 кВт включительно, вправе в инициативном порядке представить в сетевую организацию, разработанную им в соответствии с подпунктом "в" пункта 18 настоящих Правил проектную документацию на подтверждение ее соответствия техническим условиям. Сетевая организация, а также соответствующий субъект оперативно-диспетчерского управления, в случае если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления, подтверждают соответствие представленной документации требованиям технических условий или предоставляют заявителю информацию о несоответствии представленной документации требованиям технических условий.
Срок подтверждения соответствия документации требованиям технических условий не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией документации от заявителя, а в случае если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления, указанный срок не должен превышать 25 дней.
При этом действия сетевой организации, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления, связанные с подтверждением и (или) предоставлением заявителю информации о соответствии (несоответствии) представленной документации требованиям технических условий, совершаются ими без взимания платы.
Краснодарским УФАС России установлено, что третье лицо 07.02.2020 подало в Сетевую организацию (вх. от 07.02.2020 N 106) заявление о согласовании проектной документации.
О результатах рассмотрения заявления Сетевая организация сообщила письмом от 20.02.2020 N 43.НС-08/172.
Однако, с учётом требований п. 18.5 Правил технологического присоединения Сетевая организация должна была сообщить третьему лицу о результатах рассмотрения 17.02.2020.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том,что Сетевой организацией нарушен срок, определенный п. 18.5 Правил технологического присоединения.
В суде первой инстанции и апелляционной жалобе АО "НЭСК-электросети" указывает, что переписка между обществом и третьим лицом имела добровольный, а не императивный характер, фактически была направлена на оказание содействия третьему лицу по созданию для него благоприятных условий для надлежащего исполнения с его стороны мероприятий в рамках заключенного договора об осуществлении технологического присоединения.
Однако, с учётом срока, установленного в п. 18.5 Правил технологического присоединения N 861, а также принимая во внимание дату поступления заявления о согласовании проектной документации (07.02.2020), Сетевая организация должна была направить в адрес третьего лица результаты рассмотрения заявления в срок до 17.02.2020.
Апелляционной коллегией отклоняются доводы общества о добровольности переписки между третьим лицом и Сетевой организацией, как не основанные на правильном, верном толковании вышеуказанных норм Правил технологического присоединения N 861; срок подтверждения соответствия документации требованиям технических условий установлен императивно требованиями Правил, не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией документации от заявителя (п. 18.5 Правил технологического присоединения N 861); иных выводов буквальный и логический анализ указанных положений Правил N 816 сделать не позволяет.
При этом само по себе несоответствие документации требованиям технических условий не исключает обязанности Сетевой организации своевременного рассмотрения указанного Заявления и направления ответа третьему лицу в срок, установленный п. 18.5 Правил технологического присоединения N 861.
В свою очередь, АО "НЭСК-электросети" не сообщило ООО "Рынок" о результатах рассмотрения заявления о согласовании проектной документации в срок применительно к п. 18.5 Правил технологического присоединения.
АО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
На основании изложенного в действиях АО "НЭСК-электросети", выразившихся в нарушении требований п. 18.5 Правил технологического присоединения, установлены признаки правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения (часть 2), предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Антимонопольный орган в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении установил, что ранее АО "НЭСК-электросети" УФАС по Краснодарскому краю было привлечено к административной ответственности по ч. 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из оспариваемого постановления, антимонопольный орган при вынесении оспариваемого постановления указал на повторность совершения административного правонарушения (дело N А32-48566/2018), квалифицировав допущенное обществом правонарушение по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом первой инстанции установлено, что ранее АО "НЭСК-электросети" на основании постановления УФАС по Краснодарскому краю от 01.11.2018 по делу об административном правонарушении N 336А/2018 привлечено к административной ответственности по ч. 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
АО "НЭСК-электросети" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления от 01.11.2018 по делу об административном правонарушении N 336А/2018.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2019 по делу N А32-48566/2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.04.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановление от 01.11.2018 по делу об административном правонарушении N 336А/2018 вступило в законную силу.
Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повторным признается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания (то есть с 30.04.2019) до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В соответствии с протоколом по делу об административном правонарушении нарушении от 03.07.2020, а также постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 16.07.2020, установлено время совершения правонарушения: 17.02.2020 - дата, в которую обществу необходимо сообщить ООО "Рынок" о результатах рассмотрения заявления о согласовании проектной документации (вх. АО "НЭСК-электросети" от 07.02.2020 N 106), согласно п. 18.5 Правил технологического присоединения.
На основании вышеизложенного, АО "НЭСК-электросети", будучи подвергнутым административному наказанию совершило повторное правонарушение (17.02.2020), ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеприведенная квалификация повторности соответствует п. 56 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018).
Таким образом, с учётом того, что ранее АО "НЭСК-электросети" было подвергнуто административному наказанию по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях АО "НЭСК-электросети", антимонопольным органом установлено нарушение п. 18.5 Правил технологического присоединения N 861, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерной квалификации антимонопольным органом рассматриваемого правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений п. 2 ч.1 ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повторным признается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Оспариваемое постановление принято в пределах срока давности привлечения к ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; при принятии оспариваемого постановления применен минимальный размер санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что возможность для соблюдения заявителем правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имелась, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, исключающих наличие у общества, как хозяйствующего субъекта, объективной возможности по своевременному и надлежащему принятию мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, в материалах дела не имеется и суду представлено не было; доказательств, свидетельствующих об обратном, совокупность и логическая взаимосвязь названных документальных доказательств, представленных в материалы дела, сделать не позволяет.
На основании части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Пунктом 2 части 1 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что за совершение административных правонарушений может устанавливаться и применяться административный штраф.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оспариваемым постановлением о привлечении к административной ответственности обществу назначено административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - 600 000 руб.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества, как доминирующего субъекта на соответствующем товарном рынке, к исполнению публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства.
Статус субъекта, занимающего доминирующее положение на том или ином рынке, придает действиям указанного субъекта характер особой значимости, поскольку затрагивает не только частный интерес конкретного лица, с которым взаимодействует, но и публичную сферу.
Суд первой инстанции оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не установил, так как негативные последствия от данного правонарушения отразились на ООО "Рынок", интересы которого были ущемлены бездействием сетевой организации; бездействие сетевой организации привело к лишению указанного лица возможности получения результата рассмотрения заявления о согласовании проектной документации в установленные сроки; иных выводов обстоятельства, установленные судом, сделать не позволяют; фактически указанное нарушение выявлено с учётом поступившего в прокуратуру обращения ООО "Рынок", что также указывает на пренебрежительное отношение заявителя к указанным публичным обязанностям как субъекта, занимающего доминирующее положение на указанном рынке услуг.
С учётом того, что применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда, вывод о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях делается судом с учётом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
При совокупности указанных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что совершенное обществом правонарушение малозначительным не является; возможность применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлена; в материалы дела доказательств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, не представлено.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, как это предусмотрено, в частности, частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьи 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти законоположения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией (сто тысяч рублей и более), и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Доказательства того, что реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 000 рублей, в деле отсутствуют, как и доказательства того, что взыскание штрафа в таком размере повлечет за собой для общества необратимые последствия и приведет фактически к банкротству и невозможности дальнейшего нормального осуществления своей деятельности.
Кроме того, отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах (600 000 рублей) не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя и его доминирующее положение на рынке оказания спорных услуг, назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, поскольку в сфере спорных правоотношений на стороне лиц, занимающих доминирующее положение, выступают, как правило, устойчивые и крупные с экономической точки зрения субъекты, от законности действий которых на рынке оказания спорных услуг во многом зависит возможность нормального осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности другими субъектами.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2020 по делу N А32-31559/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31559/2020
Истец: АО "НЭСК-электросети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: ООО Рынок