9 февраля 2021 г. |
Дело N А83-10448/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 февраля 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А |
|
судей |
|
Рыбиной С.А., |
|
|
|
Чертковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гордон А.С.,
при участии в судебном заседании:
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия - Крупичко Е.В. по доверенности от 26.12.2020;
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания представителей: Администрации города Феодосии Республики Крым; Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Джанкой "Городская управляющая компания";
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Джанкой Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.11.2020 по делу N А83- 10448/2020 по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Джанкой к Администрации города Джанкой Республики Крым о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Джанкой (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Джанкой Республики Крым (далее - Администрация) о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию в сумме 26 911,26 руб.
Определением от 13.07.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Джанкой "Городская управляющая компания" (далее - Управляющая компания).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.11.2020 по делу N А83-10448/2020 исковые требования удовлетворены частично. С Администрации города Джанкой Республики Крым взыскана задолженность за период с ноября 2017 года по февраль 2019 года за поставленную тепловую энергию в жилые помещения, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Джанкой, пер. Спортивный, д. 7, ком. 15, ком. 17, в размере 18 349,30 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация города Джанкой Республики Крым обратилась с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что истцом не доказано, что в спорный период времени объекты тепловой энергии находились во владении и пользовании МУП "Городская управляющая компания", которое их обслуживало и эксплуатировало и являлось фактическим потребителем тепловой энергии. В связи с чем, Администрация не является надлежащим ответчиком по делу.
В представленном отзыве Предприятие "Крымтеплокоммунэнерго" изложило свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МУП "Городская Управляющая компания" в своем отзыве указала, что собственником спорных помещений является Администрация, в связи с чем, довод апелляционной жалобы о ненадлежащем ответчике, несостоятелен. Управляющая компания не эксплуатирует спорные помещения.
В судебное заседание не явились представители Администрации г. Джанкой и Управляющей компании, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, истец является централизованным поставщиком тепловой энергии в г. Джанкой, осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения.
В отопительные периоды 2017 -2019 годов истцом осуществлялось отопление комнат N 15, 17 в общежитии по адресу: Республика Крым, г. Джанкой, пер. Спортивный, д. 7, задолженность за оказанные услуги теплоснабжения за период с 01.11.2017 по 07.02.2019 составила 26 911,26 руб.
Договор теплоснабжения в 2017-2019 годах на отопление указанного жилого помещения не заключался.
Претензия N 5211 от 29.10.2019, направленная Главе Администрации города Джанкой, с предложением оплатить задолженность оставлена без удовлетворения (л.д. 16).
Администрация города Джанкой Республики Крым в ответе на претензию истца сообщила о том, что комнаты общежития N 15 и N 17, расположенные по адресу: г. Джанкой, ул. пер. Спортивный, переданы на праве хозяйственного ведения МУП "Городская управляющая компания" (л.д.17).
В свою очередь Управляющая компания в письме N 2804 от 28.11.2019 сослалась на обязанность Администрации погасить задолженность в полном объеме.
Оставление претензии ресурсонабжающей организации без удовлетворения послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с соответствующим иском.
Факт поставки теплоэнергии без договора, объем и правильность расчетов сторонами не оспариваются, разногласия сторон касаются установление лица, обязанного оплатить потребленный ресурс.
Ссылаясь на передачу спорных помещений в хозяйственное ведение третьего лица. Администрация представила решение 21 сессии первого созыва N 216 от 29.07.2015 "О закреплении муниципального имущества городского округа Джанкой Республики Крым", согласно которому общежитие, расположенное по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, г. Джанкой, пер. Спортивный, д. 7, изъято из хозяйственного ведения Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Джанкой "Жилищно-эксплуатационное объединение города Джанкоя", подлежащего ликвидации, и закреплено на правах хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Джанкой "Городская управляющая компания" (л.д.62).
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
На основании пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат, в том числе право оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции, действующей в спорный период, права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Статьями 294, 297 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и предприятия в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в хозяйственное ведение имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" указано, что эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Суд установил, что решение N 216 от 29.07.2015 осталось не реализованным. Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, правообладателем комнат (собственником) N 15 и N 17, расположенных по адресу: г. Джанкой, ул. пер. Спортивный является Муниципальное образование городской округ Джанкой Республики Крым.
Таким образом, апеллянт не представил доказательств, подтверждающих регистрацию в установленном порядке права хозяйственного ведения на жилые помещения за Предприятием "Городская управляющая компания". Более того, Администрация не представила ни договора о передаче имущества в хозяйственное ведение третьему лицу, ни акта о такой передаче.
С учетом изложенного довод апелляционной жалобы о том, что Администрация является ненадлежащим ответчиком, апелляционным судом отклоняется.
Проанализировав сложившиеся правоотношения, суд первой инстанции пришел к верным выводам о том, что у истца и ответчика сложились фактические отношения по отпуску и потреблению тепловой энергии.
Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.
В соответствии с договором теплоснабжения теплоснабжающая организация осуществляет поставку тепловой энергии (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель при условии соблюдения режима потребления тепловой энергии (пункт 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8.08.2012 N 808.
В качестве правового основания исковых требований истец указал на установление фактов неоплаты фактического потребления тепловой энергии.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом либо договором.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания помещения и если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Из пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" следует, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны в соответствии с пунктом 3 части 438 Гражданского кодекса Российской Федерации расценивается как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Таким образом, между истцом и собственником сложились фактические отношения, которые рассматриваются как договорные, связанные с теплоснабжением, регулируемые нормами об энергоснабжении (глава 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Теплоснабжающие установки спорной квартиры присоединены к сетям ресурсоснабжающей организации. Таким образом, в отсутствие заключенного договора энергоснабжения между сторонами сложились фактические отношения, регулируемые статьями 539 - 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, и применительно к положениям указанных норм тепловая энергия как самостоятельное экономическое благо подлежит оплате потребившим ее лицом вне зависимости от отсутствия письменного договора энергоснабжения между сторонами и фактического использования отапливаемых помещений ответчиком в своей деятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2017 по делу N 303-ЭС16-14807 и от 01.03.2017 N 303-ЭС16-15619, ресурсоснабжающая организация (исполнитель коммунальных услуг) в отсутствие заключенного с ней договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора безвозмездного пользования. Поэтому в отсутствие договора между ссудополучателем нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией (исполнителем коммунальных услуг), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора безвозмездного пользования, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (ссудодателе) нежилого помещения.
Ответчик не оспаривает факт поставки тепловой энергии в комнаты N 15,17 общежития, расположенного: Республика Крым, г. Джанкой, пер. Спортивный, д. 7 за период с ноября 2017 года по февраль 2019 года.
Стоимость потребленной энергии истец определил на основании тарифов, утвержденных Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым N 52/40 от 20.12.2016, N 57/11 от 19.12.2017, N10/2 от 28.02.2019.
Актами и паспортами готовности системы теплоснабжения потребителя к отопительным периодам с 2017 по 2020 годов подтверждается факт присоединения теплопотребляющих установок объекта по адресу: г. Джанкой, ул. пер. Спортивный, д. 7.
Специфика потребления тепловой энергии посредством системы центрального отопления предполагает непрерывность подачи ресурса и невозможность, по общему правилу, прекращения его передачи в отопительный период в жилое помещение с учетом температуры окружающего воздуха в целях сохранения отопительной системы здания.
При таких обстоятельствах на ответчике лежит бремя доказывания отсутствия потребления спорными жилыми помещениями энергии на отопление в спорный период, и это бремя ответчиком не реализовано (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Доказательства оплаты стоимости тепловой энергии ответчик не представил.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, с учетом применения площади спорных помещений, указанных в выписке ЕГРН (34,1 кв.м.), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца в части взыскания задолженности в размере 18 349,30 руб.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.11.2020 по делу N А83-10448/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Джанкой Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
С.А. Рыбина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-10448/2020
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ДЖАНКОЙ "ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"