г. Хабаровск |
|
12 февраля 2021 г. |
А16-2330/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усенко Ж.А.
судей Дроздовой В.Г., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от Прокуратуры Еврейской автономной области: Старовойтова С.Л., представитель по доверенности N 8-02-2021/412 от 05.02.2021;
от общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение п. Известковый": представитель не явился;
от Администрации Известковского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Известковского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области
на решение от 11.11.2020
по делу N А16-2330/2020
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по иску Прокуратуры Еврейской автономной области (ОГРН 1027900512166, ИНН 7900001585) в интересах муниципального образования "Известковое городское поселение" Облученского муниципального района Еврейской автономной области в лице Администрации Известкового городского поселения
к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение п. Известковый" (ОГРН 1187901000430, ИНН 7902536988)
к Администрации Известковского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области (ОГРН 1067907000963, ИНН 7902525986)
о признании недействительным договора безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности Известковского городского поселения, для целей теплоснабжения населения от 30.04.2019, заключенного администрацией муниципального образования "Известковское городское поселение" Облученского муниципального района Еврейской автономной области и обществом с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение п. Известковый", о применении последствия недействительности ничтожных сделок, обязав общество с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение п. Известковый" возвратить администрации муниципального образования "Известковское городское поселение" Облученского муниципального района Еврейской автономной области муниципальное имущество, перечисленное в приложении N 2 договора безвозмездного пользования муниципального имущества от 30.04.2019,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Еврейской автономной области (далее - Прокурор, истец) в интересах муниципального образования "Известковое городское поселение" Облученского муниципального района Еврейской автономной области в лице администрации Известкового городского поселения в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение п. Известковый" (далее - ООО "Теплоснабжение п. Известковый", Общество), к администрации Известковского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области (далее - Администрация Известковского городского поселения, Администрация) о признании недействительным (ничтожным) договора безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности Известковского городского поселения, для целей теплоснабжения населения от 30.04.2019, заключенного администрацией муниципального образования "Известковское городское поселение" Облученского муниципального района Еврейской автономной области и обществом с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение п. Известковый", применении последствий недействительности ничтожных сделок, обязав общество с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение п. Известковый" возвратить администрации муниципального образования "Известковское городское поселение" Облученского муниципального района Еврейской автономной области муниципальное имущество, перечисленное в приложении N 2 договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 30.04.2019.
Исковые требования нормативно обоснованы статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 15, частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьями 3, 4, 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", статьей 41.1 Федерального Закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и мотивированы тем, что договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 30.04.2019 был заключен с нарушением положений части 3 статьи 41.1 Федерального Закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", предусматривающих специальный порядок передачи прав владения и пользования в отношении государственных и муниципальных систем водоснабжения (водоотведения), имеющих значительный период эксплуатации (более 5 лет), по концессионным соглашениям; оспариваемая сделка повлекла несоблюдение принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств, эффективности использования муниципального имущества, нарушение прав муниципального образования.
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 11.11.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Известковского городского поселения обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на необходимость заключения договора от 30.04.2019 с ресурсоснабжающей организацией в отопительный период. Ссылается на то, что фактическое прекращение договора безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности Известковского городского поселения, для целей теплоснабжения населения от 30.04.2019 может повлечь за собой возникновение неблагоприятных последствий чрезвычайного характера для жителей городского поселения (срыв отопительного сезона).
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 апелляционная жалоба оставлена без движения.
После устранения допущенных нарушений, определением апелляционного суда от 11.01.2021 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к рассмотрению в судебное заседание на 09.02.2021 на 15 часов 00 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В отзыве на апелляционную жалобу прокурор просил оставить решение от 11.11.2020 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Ответчики извещались о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не прибыли. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчиков.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца в судебном заседании, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Администрацией муниципального образования "Известковское городское поселение" и ООО "Теплоснабжение п. Известковый" заключен договор безвозмездного пользования имуществом, находящимся в собственности Известковского городского поселения, для целей теплоснабжения населения от 30.04.2019 (далее - договор от 30.04.2019) на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах на территории Известковского городского поселения.
По условиям договора Администрация (Ссудодатель) передает ООО "Теплоснабжение п. Известковый" (Ссудополучатель) в безвозмездное временное пользование и владение объекты теплоснабжения в пос. Известковый и с. Двуречье (далее - Имущество), согласно приложению N 2 указанного договора.
Согласно пункту 1.2. договора, имущество передается в целях теплоснабжения Известковского городского поселения.
Пунктом 1.5. договора установлен срок действия настоящего договора - с 12 часов 00 минут 30.04.2019 года до заключения концессионного соглашения на имущество.
Согласно приложению N 2 к договору от 30.04.2019 ссудополучателю передано муниципальное имущество:
1.1. Здание котельной в п. Известковый;
1.2. котлы КВр-1,45 (2 шт.);
1.3. котел КВр-1,25;
1.4. дымосос ДН-6,3 (3 шт.);
1.5. насос IL80/190-18/2
1.6. насос 22 кВт;
1.7. вентиляторы (3 шт.);
1.8. золоуловители (5 шт.);
1.9. теплообменник;
1.10. тепловые сети от котельной "п. Известковый";
1.11. труба дымовая;
1.12. щит управления включения, защиты дымососа, вентилятора, сигнализации и защиты котла (3 шт.);
1.13. щит управления включения, защиты насосов GPL 1 -2x30N- 1x11N- ММ430- (3 шт.);
1.14. циклон типа ЦН-15 диаметром 600 мм (3 шт.);
1.15. фильтр-ловушка зернистых материалов (3 шт.);
1.16. аквамагнит (2 шт.);
1.17. верстак инструментальный;
1.18. щит на освещение 380 Вольт;
1.19. кабель силовой центробежный;
1.20. прибор учета холодной воды;
1.21. прибор учета горячей воды;
1.22. бак расширительный;
1.23. установка генераторная дизельная, модель: УГД-11500ЕТ;
2.1 здание котельной в с. Двуречье;
2.2. котлы КВр-0,6 (2 шт.);
2.3. вентилятор (2 шт.);
2.4. дымосос ДН-6,3 (2 шт.);
2.5. насос BL65/160-11/2 (2 шт.);
2.6. насос подпиточный IK8/18 (2 шт.);
2.7. тепловые сети от котельной "с. Двуречье";
2.8. труба дымовая;
2.9. вентилятор поддува (2 шт.);
2.10. расширительный бак Y=4,5 м (помещение насосной);
2.11. шкаф для инструментов (деревянный);
2.12. щит пожарный;
2.13. щитовая 380 В;
2.14. щитовая Щ-С;
2.15. щитовая с пускателями;
2.16. узел учета тепловой энергии (приборы учета ТКМ-Н-130).
В порядке части 1 статьи 52 АПК РФ, пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", прокурор, ссылаясь на ничтожность договора от 30.04.2019, ввиду нарушения ответчиками режима законодательного регулирования порядка передачи во владение и (или) пользование объектов водоснабжения и водоотведения, установленного Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ), Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ), обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" разъяснено, что, предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах 2 и 3 части 1 статьи 52 АПК РФ, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно применил следующие нормы материального права.
Статьей 153 ГК РФ установлено, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Пунктами 1, 2 статьи 168 ГК РФ установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В пунктах 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума от 23.06.2015 N 25) разъяснено, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц; применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании пункта 4.3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ предусмотрено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ к объектам концессионного соглашения относятся объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Передача прав владения и (или) пользования объектами холодного водоснабжения и (или) отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В пункте 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ установлено, что передача прав владения и (или) пользования системами и (или) объектами водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, не допускается передача органами местного самоуправления прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, иначе как на основании договоров аренды или концессионных соглашений, заключенных по результатам конкурсных процедур, обязательность которых закреплена Законом N 416-ФЗ и Законом N 115-ФЗ.
Эксплуатация объектов указанных в приложении к договору безвозмездного пользования муниципального имущества осуществляется с момента дат их выпуска и (или) введения в эксплуатацию.
Согласно реестру муниципальной собственности муниципального образования "Известковское городское поселение", утвержденный решением Собрания депутатов от 27.12.2019 N 103 "Об утверждении реестра муниципальной собственности муниципального образования "Известковское городское поселение" Облученского муниципального района Еврейской автономной области на 2020 год", и выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости представленных суду по состоянию на 03.08.2020 здание котельной в п. Известковый построено и введено в эксплуатацию в 1983 году; здание котельной в с. Двуречье построено и введено в эксплуатацию построено в 1967 году.
Поскольку в состав муниципального имущества, переданного обществу по оспариваемому договору, входит имущественный комплекс - объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для оказания услуг водоснабжения и водоотведения на территории Известковского городского поселения, орган местного самоуправления имел возможность передать юридическому лицу данное имущество исключительно по концессионному соглашению или по результатам конкурса на основании договора аренды.
Заключение спорного договора вне предусмотренных законом обязательных конкурсных процедур нарушает права муниципального образования на эффективное и рациональное использование муниципального имущества, на развитие добросовестной конкуренции.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.
В силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Дав оценку по правилам статьи 71 АПК РФ имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе условиям договора от 30.04.2019, суд первой инстанции установил, что названный договор заключен ответчиками без соблюдения конкурсных процедур, обязательность которых закреплена Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ, что нарушает права муниципального образования на эффективное и рациональное использование муниципального имущества, на развитие добросовестной конкуренции.
Поскольку договор от 30.04.2019 нарушает публичные интересы, а также права и охраняемые законом интересы третьих лиц - неопределенного круга потенциальных арендаторов, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемая сделка является недействительной в силу ничтожности.
Доказательств принятия Администрацией мер, по соблюдению установленного законодательством порядка передачи спорного имущества, суду не представлено.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Принимая во внимание, что в связи с заключением договора от 30.04.2019 в распоряжение ООО "Теплоснабжение п. Известковый" по акту приема-передачи (приложение N 1 к договору) переданы объекты теплоснабжения, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о применении последствий недействительности ничтожной сделки, возложив на ООО "Теплоснабжение п. Известковый" обязанность по возврату Администрации Известковского городского поселения муниципального имущества, приведенного в приложении N 2 договора от 30.04.2019.
Довод апеллянта, о том, что прекращение действия договора от 30.04.2019 с ресурсоснабжающей организацией в отопительный период может привести к возникновению неблагоприятных последствий чрезвычайного характера (срыв отопительного сезона), сводится к необходимости признания указанного договора действительным, данный довод отклоняется апелляционной коллегией, как не влияющий на правильность обжалуемого судебного акта. Передача прав владения и (или) пользования объектами холодного водоснабжения и (или) отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения прямо закреплена Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При данных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
От уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы заявитель освобожден на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 11.11.2020 по делу А16-2330/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.А. Усенко |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-2330/2020
Истец: Прокуратура Еврейской автономной области
Ответчик: Администрация Известковского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области, ООО "Теплоснабжение п. Известковый"