г. Владивосток |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 июня 2021 г. N Ф03-2595/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А51-19656/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю",
апелляционное производство N 05АП-114/2021,
на решение от 01.12.2020
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-19656/2019 Арбитражного суда Приморского края
по иску государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю",
третьи лица - Денисов Александр Михайлович, краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Владивостокская поликлиника N 7", начальник 696 отряда судов обеспечения ТОФ Руковишников И.Н.,
о взыскании излишне выплаченной суммы пособия по временной нетрудоспособности в размере 24 576,34 рублей,
при участии:
от Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" - Говоруха Н.А. по доверенности N 15 от 17.12.2020, сроком действия до 31.12.2021, паспорт, диплом ДВС N 0912326 от 23.06.2001;
от государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Лыков В.Д. по доверенности N 118 от 25.12.2020, сроком действия до 31.12.2021, паспорт, диплом (регистрационный номер 0990 от 10.07.2020);
от Денисова Александра Михайловича, краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Владивостокская поликлиника N 7", начальника 696 отряда судов обеспечения ТОФ Руковишникова И.Н. - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-Приморское РО ФСС РФ, Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю", ответчик) о взыскании излишне выплаченной суммы пособия по временной нетрудоспособности в размере 24 576 рублей 34 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Денисов Александр Михайлович (далее - Денисов А.М.), краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Владивостокская поликлиника N 7" (далее - КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N 7"); в качестве заинтересованного лица привлечен начальник 696 отряда судов обеспечения ТОФ Руковишников И.Н.
Решением от 01.12.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю", не согласившись с вынесенным решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Апеллянт считает, что сведения, представленные им Фонду, являлись достоверными, так как на момент представления сведений ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" не знало и не могло знать о наличии у работника инвалидности ввиду непредставления последним подтверждающих документов. При этом действующее законодательство не обязывает работодателя запрашивать у работника данные о состоянии его здоровья, информацию об инвалидности, а также запрашивать документы, подтверждающие этот факт, как при приеме на работу, так и в течение периода действия трудовых отношений. Таким образом, у работодателя отсутствует возможность узнать о наличии инвалидности у работника самостоятельно.
Также ответчик настаивает на том, что истец имел возможность получить сведения об инвалидности работника из федерального реестра инвалидов. Кроме того, в случае, если страхователь (или работодатель, являющийся страхователем) представил в Фонд все необходимые документы и сведения, отвечающие требованиям полноты и достоверности, на страхователя не может быть возложено бремя принятия Фондом ошибочного решения о назначении пособия, в том числе и по той причине, что у страхователя отсутствует возможность отказать работнику в передаче его заявления в Фонд.
Также материалами дела не доказано несение Фондом убытков в результате представления ответчиком недостоверных сведений, поскольку сведения об установлении инвалидности обязательно должны содержаться в листках нетрудоспособности за период болезни застрахованного лица, как в первичном листке нетрудоспособности, так и в продолжении листка нетрудоспособности, как и во всех листках нетрудоспособности выданных больному после установления ему инвалидности. На основании изложенного ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" полагает, что факт предоставления Фонду недостоверных сведений отсутствует, как отсутствует и вина ответчика в выплате Фондом излишнего пособия. В связи с чем оснований для взыскания с ответчика излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности не имелось.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель истца сослался на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта и просил отказать в удовлетворении жалобы. Фонд указал, что дата проставления инвалидности и код "32" в строке "Приступить к работе", в частности "Иное", проставляются медицинской организацией однократно, непосредственно в том листке нетрудоспособности, закрывающим период освобождения от работы, в котором была установлена/изменена инвалидность. Позицию ответчика, что в строке "Условия исчисления" не проставлен код "45" лечебным учреждением, считает несостоятельной, в силу обязанности заполнения данного раздела именно работодателем застрахованного лица. Кроме того, так как в электронных реестрах в отношении застрахованного лица имелись все необходимые документы для начисления пособия, то оснований для направления извещений о предоставлении недостающих документов или отказа в выплате не имелись.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания третьи лица, явку своих представителей в суд не обеспечили. отзывы на апелляционную жалобу не представили, что с учетом их надлежащего извещения о времени и месте проведения заседания не препятствовало коллегии в рассмотрении жалобы по существу в их отсутствие применительно к статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании апелляционной инстанции представители истца и ответчика привели свои правовые позиции, дав соответствующие доводам апелляционной жалобы и отзыва на нее пояснения.
Рассмотрев ходатайство представителя апеллянта о приобщении дополнительных доказательств, судебная коллегия, совещаясь на месте, на основании статей 159, 266, 268 АПК РФ определила отказать в приобщении писем ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" в адрес КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N 1" от 04.09.2020 N 543/7/7700, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" в адрес ФКУ "ГБ МСЭ по Приморскому краю Минтруда России" от 01.09.2020 N 543/7/7727, ФКУ "ГБ МСЭ по Приморскому краю Минтруда России" в адрес ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 22.09.2020 N 04-02/2187, поскольку не усматривает уважительных причин невозможности их представления в суд первой инстанции. Документы возвращены представителю апеллянта в судебном заседании.
В судебном заседании был объявлен перерыв на основании статей 163, 184, 185 АПК РФ до 10.02.2021 до 14 часов 00 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в 10.02.2021 в 14 часов 01 минуту в указанном составе суда, при том же секретаре, с участием тех же представителей истца и ответчика, в отсутствие надлежаще извещенных третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
С 28.09.2017 ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" предоставляло в Фонд (Филиал N 3) электронные реестры сведений для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в отношении застрахованного лица - Денисова А.М.:
- по листку нетрудоспособности N 290568072757 за период болезни с 16.04.2018 по 20.04.2018;
- по листку нетрудоспособности N 290568561006 за период болезни с 15.06.2018 по 27.07.2018;
- по листку нетрудоспособности N 290568741420 за период болезни с 28.07.2018 по 07.09.2018;
- по листку нетрудоспособности N 300992529256 за период болезни с 08.09.2018 по 19.10.2018;
- по листку нетрудоспособности N 300992982855 за период болезни с 20.10.2018 по 29.10.2018.
В целях осуществления учета и контроля для начисления выплат и пособия по временной нетрудоспособности в системе обязательного социального страхования Фонд провел контроль над полнотой и достоверностью предоставленных страхователем сведений в связи с большим количеством оплаченных дней по листкам нетрудоспособности.
В ходе проверки Фонд установил, что 13.11.2018 страхователем предоставлен электронный реестр по листку нетрудоспособности N 300992982855 в отношении Денисова А.М. за период болезни с 20.10.2018 по 29.10.2018 с указанием группы инвалидности 1, дата регистрации документов 30.10.2018, срок освидетельствования 30.10.2018, в строке "иное" указан код "32", что означает - установлена инвалидность.
Предыдущие электронные реестры в отношении застрахованного за 2018 год направлены в Фонд без указания информации об инвалидности.
Между тем, согласно сведениям федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" от 27.09.2018 N 04-02/1214 Денисов А.М. впервые признан инвалидом 2 группы с причиной "общее заболевание" 20.03.2018 сроком на 1 год.
По указанным листкам нетрудоспособности Денисову А.М. было оплачено 137 дней, в то время как застрахованное лицо имело право на получение пособия по временной нетрудоспособности не более четырех месяцев подряд с 15.06.2018 по 15.10.2018, то есть 123 дня, в связи с чем, излишне выплачено пособие по временной нетрудоспособности в размере 24 576 рублей 34 копеек.
Посчитав, что в силу части 3 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N255-ФЗ), из средств федерального бюджета застрахованному лицу излишне выплачено пособие за 14 дней в размере 24 576 рублей 34 копеек, Фондом 18.03.2019 в адрес страхователя направлено письмо о выявленных нарушениях с предложением возврата излишне уплаченной суммы пособия в добровольном порядке.
Неисполнение требования о возврате излишне выплаченных сумм, послужило основанием для обращения заявителя в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, основываясь на том, что на страхователе лежит ответственность за достоверность представленных сведений для начисления социального пособия и последний был обязан знать об инвалидности работника.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на неё, заслушав правовые позиции представителей истца и ответчика, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ установлено, что страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является, в том числе пособие по временной нетрудоспособности.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу служит наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
В силу статьи 1.3 Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности признается временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего закона.
Частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ определено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
Частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В порядке части 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 данной статьи.
Согласно части 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.
В соответствии с пунктом 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (далее - Правила N 95), гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности (листок нетрудоспособности) и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документ (пункт 37 Правил N 95).
Таким образом, факт установления инвалидности подтверждается справкой и листком нетрудоспособности. Лицу, признанному инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается с учетом ограничения, установленного части 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено "Положение об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Положение N 294).
Указанным постановлением установлено, что с 01.07.2017 Приморский край участвует в реализации пилотного проекта по прямым выплатам страхового обеспечения, в соответствии с которым, пособия оплачиваются застрахованному лицу непосредственно Государственным учреждением - Приморским региональным отделением Фонда социального страхования РФ.
Согласно пункту 8 Положения N 294 после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
В силу пункта 2 Положения N 294 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом.
Согласно пункту 4 Положения N 294 страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что ответчиком в электронном форме представлены в Фонд реестры сведений для назначения пособия по временной нетрудоспособности Денисова А.М. по листкам нетрудоспособности:
- N 290568072757 за период болезни с 16.04.2018 по 20.04.2018;
- N 290568561006 за период болезни с 15.06.2018 по 27.07.2018;
- N 290568741420 за период болезни с 28.07.2018 по 07.09.2018,
- N 300992529256 за период болезни с 08.09.2018 по 19.10.2018.
- N 300992982855 за период болезни с 20.10.2018 по 29.10.2018.
При этом, в листках нетрудоспособности N 290568072757, N290568561006 и N 290568741420 в строке "Условия начисления" не был указан код 45.
06.11.2018 страхователем был предоставлен электронный реестр по листку нетрудоспособности N 300992529256 в отношении Денисова А.М. за период болезни с 08.09.2018 по 19.10.2018. В указанном реестре в разделе "Данные для расчета пособия", заполняемом страхователем в графе "условия исчисления" указан код "45" - лицо, имеющее инвалидность, то есть страхователь, направляя данный электронный реестр, знал, что застрахованному лицу установлена инвалидность.
13.11.2018 страхователем предоставлен электронный реестр по листу нетрудоспособности N 300992982855 в отношении Денисова А.М. за период болезни с 20.10.2018 по 29.10.2018 с указанием группы инвалидности 1, дата регистрации документов 30.10.2018, срок освидетельствования 30.10.2018, в строке "приступить к работе", в частности, "иное" указан код "32", что означает - установлена инвалидность. В разделе "Данные для расчета пособия", заполняемом страхователем, в графе "условия исчисления" указан код "45" - лицо, имеющее инвалидность.
Согласно сведениям федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" от 27.09.2018 N 04-02/1214 впервые инвалидом 2 группы с причиной "общее заболевание" сроком на 1 год Денисова А.М. был признан 20.03.2018.
Таким образом, электронные реестры и листы нетрудоспособности за 2018 год в отношении застрахованного Денисова А.М. были направлены ответчиком на оплату без указания информации об инвалидности в данных для расчета пособия по листкам нетрудоспособности N 290568072757, N290568561006, N 290568741420.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.04.2011 N 347н утверждена форма бланка листка нетрудоспособности.
Форма листка нетрудоспособности согласно указанному Приказу состоит из трех разделов. В первый из них записи вносит врач, во второй - работодатель. Третий раздел заполняется врачом и остается в медицинской организации.
Согласно пункту 59 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (утратил силу с 14.12.2020), при направлении на медико-социальную экспертизу (МСЭ) в листке нетрудоспособности указываются соответствующие даты в строках: "Дата направления в бюро МСЭ: - - -", "Дата регистрации документов в бюро МСЭ: - - -", "Освидетельствован в бюро МСЭ: - - -". В строке "Установлена/изменена группа инвалидности" арабскими цифрами указывается группа инвалидности (1, 2, 3) в случае, если в результате освидетельствования в учреждении МСЭ лицу установлена либо изменена группа инвалидности. В поле "Подпись руководителя бюро МСЭ" ставится подпись руководителя бюро МСЭ.
На основании вышеупомянутого пункта суд апелляционной инстанции признает ошибочным вывод суда первой инстанции, что при заполнении листка нетрудоспособности проставление группы инвалидности в строке "Установлена/изменена группа инвалидности", при наличии инвалидности у застрахованного лица, является обязательным для страхователя, поскольку данная графа заполняется при установлении инвалидности по результатам медико-социальной экспертизы медицинским учреждением, страхователь не имеет права заполнять указанную графу, равно как и не принимать листки нетрудоспособности без заполнения указанной графы.
Однако данный ошибочный вывод не повлиял на правильность принятого судебного акта.
Пункт 61 Порядка N 624н предусматривает, что в строке "Приступить к работе" в ячейках указывается дата восстановления трудоспособности следующим днем после осмотра и признания гражданина трудоспособным. В строке "Иное": указывается следующий двухзначный код:
31 - в случае, если гражданин продолжает болеть и ему выдают новый листок нетрудоспособности (продолжение);
32 - при установлении инвалидности;
33 - при изменении группы инвалидности;
34 - в случае смерти;
35 - в случае отказа от проведения медико-социальной экспертизы;
36 - в случае, когда гражданин после выдачи или продления листка нетрудоспособности на прием не являлся, а при очередном посещении признан трудоспособным;
37 - в случае направления на долечивание непосредственно после стационарного лечения.
Вслед за двухзначным кодом, проставляемым в строке "Иное", в ячейках для кодов 32, 33, 34 и 36 проставляется также дата установления, изменения группы инвалидности, дата смерти гражданина, дата явки трудоспособным. Лицом, выдавшим листок нетрудоспособности, при закрытии листка нетрудоспособности пустые строки таблицы "Освобождение от работы" аккуратно прочеркиваются одной горизонтальной линией.
Вопреки мнению апеллянта, дата установления инвалидности и код "32" в графе приступить к работе, в частности "иное", проставляются однократно, непосредственно в листке нетрудоспособности, закрывающем период освобождения от работы, в котором и была установлена или изменена инвалидность.
Согласно пункту 62 Порядка N 624н в строке листка нетрудоспособности "Выдан листок (продолжение) N" указывается номер продолжения листка нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 66 Порядка N 624н при заполнении раздела "ЗАПОЛНЯЕТСЯ РАБОТОДАТЕЛЕМ" в строке "Условия исчисления" указывается соответствующий двухзначный код (при необходимости несколько кодов):
45 - в случае, если застрахованное лицо имеет инвалидность;
49 - в случае, если продолжительность заболевания превышает 4 месяца подряд - для застрахованных лиц, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая. Данный код не проставляется в случае указания кода "11" в строке "Причина нетрудоспособности";
50 - в случае, если продолжительность заболевания превышает 5 месяцев в календарном году - для застрахованных лиц, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая. Данный код не проставляется в случае указания кода "11" в строке "Причина нетрудоспособности";
Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 579, действующим с 29.01.2018, утверждены формы реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения.
Пунктом 3.17 указанного Порядка предусмотрено, что в графе 32 "Условия исчисления пособий" проставляется код (при необходимости несколько кодов):
код 45 - если на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия по временной нетрудоспособности имеет группу инвалидности. При отсутствии у получателя пособия по временной нетрудоспособности группы инвалидности, а также для получателей пособия по беременности и родам и единовременного пособия при постановке на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности в данной графе указанный код не проставляется;
код 49 - в случае, если продолжительность заболевания превышает 4 месяца подряд - для получателей пособия, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая. Данный код не проставляется в случае указания кода "11" в строке "Причина нетрудоспособности" листка нетрудоспособности (поле электронного листка нетрудоспособности);
код 50 - в случае, если продолжительность заболевания превышает 5 месяцев в календарном году - для получателей пособия, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая. Данный код не проставляется в случае указания кода "11" в строке "Причина нетрудоспособности" листка нетрудоспособности (поле электронного листка нетрудоспособности).
Согласно пункту 3.23. Приказа ФСС РФ от 24.11.2017 N 579 в графе 42 "Иная информация, влияющая на право получения пособия или исчисление его размера" указывается информация, влияющая на право получения пособия или определение его размера (периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается в соответствии с законодательством, наличие и реквизиты справки (справок) от другого страхователя (других страхователей) о том, что подача документов для обеспечения выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам территориальным органом Фонда этим страхователем не осуществлялась, - в случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, наличие оснований, предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона N 255-ФЗ с указанием наименования и реквизитов документов, их подтверждающих, дата подачи заявления о замене календарных годов (календарного года) в случае, указанном в части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, при работе застрахованного лица в районах и местностях, в которых в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации применяются районные коэффициенты к заработной плате, указывается размер районного коэффициента, а также название такого района или местности и др.
При этом из анализа указанных норм права именно на работодателе лежит обязанность по заполнению строки "Условия исчисления" в листке нетрудоспособности и именно страхователь должен отразить соответствующие сведения при направлении реестра в Фонд.
Проставление данных кодов необходимо для контроля органами ФСС РФ и порядка исчисления пособия инвалидам в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ.
В силу вышеуказанного страхователь был обязан в столбце 32 "Условия исчисления пособий" проставить код 45, поскольку на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия по временной нетрудоспособности имеет группу инвалидности, указать размер, дату начала и окончания периода подлежащего оплате за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности. Соответственно дополнительно указывать код "49" (сверх 4 месяцев) или код "50" (сверх 5 месяцев) в случае, если у лица, имеющего инвалидность, продолжительность заболевания превышает 4 месяца подряд или 5 месяцев в календарном году.
В силу части 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, установлены два ограничения выплаты пособия по временной нетрудоспособности: не более четырех месяцев подряд и не более пяти месяцев в календарном году.
В рассматриваемом случае нетрудоспособность застрахованного лица на основании листков нетрудоспособности составила более 4 месяцев по одному страховому случаю (с 15.06.2018 по 29.10.2018).
Таким образом, фондом было оплачено 137 дней, в то время как застрахованное лицо имело право на получение пособия по временной нетрудоспособности не более четырех месяцев подряд с 15.06.2018 по 15.10.2018, то есть 123 дня, в связи с чем, излишне выплачено пособие по временной нетрудоспособности в размере 24 576 рублей 34 копеек.
Согласно части 1 статье 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В силу пункта 16 Положения N 294 за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда являются федеральной собственностью. Излишне перечисленные денежные средства на лицевой счет застрахованному лицу, являются федеральной собственностью.
Заявленная сумма фактически представляет собой убытки Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщик вправе обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176 указал, что указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Для взыскания убытков необходимо наличие одновременно следующих обстоятельств: противоправности поведения причинителя вреда, наступления вреда и причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступившим вредом.
Поскольку материалами дела подтвержден факт излишней выплаты застрахованному лицу пособия в размере 24 576,34 рублей в связи с представлением страхователем неверной информации в реестрах сведений, что также не оспаривается сторонами, и заявленная сумма по смыслу части 2 статьи 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ представляет собой сумму убытков, понесенных заявителем, требования о взыскании излишне перечисленного уплаченного пособия по временной нетрудоспособности в отношении Денисова А.М. заявлены истцом правомерно.
Довод апеллянта о том, что он на момент направления реестра для выплаты пособия по временной нетрудоспособности не имел сведений о наличии имеющейся у Денисова А.М. инвалидности, был предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку при заполнении реестра сведений ответчик обязан был проверить указанные сведения и запросить у застрахованного лица информацию относительно наличия инвалидности. ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" не было принято необходимых и достаточных мер для получения достоверных сведений. Переложение в этом случае ответственности за непредставление справки на работника необоснованно.
Поскольку страхователем неверно заполнены электронные реестры и листки нетрудоспособности N 290568561006 за период болезни с 15.06.2018 по 27.07.2018 и N 290568741420 за период болезни с 28.07.2018 по 07.09.2018, Денисов А.М. является инвалидом, выплаты осуществлялись более 4 месяцев по одному страховому случаю, суд первой инстанции правомерно взыскал излишне выплаченное пособие по временной нетрудоспособности.
Между тем, довод апеллянта о возможности Фонда получить сведения об инвалидности работника из федерального реестра инвалидов, в части проверки достоверности указанных в предоставляемых документах на начисление и выплату пособия по временной нетрудоспособности, отклоняется по следующим основаниям.
Согласно статье 5.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N181-ФЗ) оператором Федерального реестра инвалидов является Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Сведения, подлежащие включению в реестр в соответствии с частью 4 статьи 5.1 Закона N 181-ФЗ, представляются Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам (далее - поставщики информации) (пункт 5 Правил).
Исходя из положений пунктов 14, 15 статьи 5.1 Закона N 181-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации предоставляет в Федеральный реестр инвалидов информацию об инвалидах, которые уже стоят на учете и получают в Фонде технические средства реабилитации, протезно-ортопедические изделия, путевки на санаторно-курортное лечение.
При этом доказательств того, что Денисов А.М. обращался в Фонд за предоставлением технических средств реабилитации, протезно-ортопедических изделий, санаторно-курортного лечения, материалы дела не содержат, соответственно данной информаций фонд располагать не мог.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины коллегией не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.12.2020 по делу N А51-19656/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19656/2019
Истец: ГУ ПРИМОРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ"
Третье лицо: Денисов Александр Михайлович, КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N1", Войсковая часть N 44751, Начальник 696 отряда судов обеспечения ТОФ Рукавишников И.Н.