город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 июля 2021 г. N Ф08-4282/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
11 февраля 2021 г. |
дело N А32-48752/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малыхиной М.Н.,
судей Абраменко Р.А., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой О.В.,
при участии:
от истца: представителя Склярова А.А. по доверенности от 15.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги - филиала "РЖД"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2020 по делу N А32-48752/2019
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги - филиала "РЖД"
к обществу с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Новороссийск"
о взыскании долга, процентов,
принятое в составе судьи Баганиной С.А.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги - филиала "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Новороссийск" о взыскании 370 016,21 рублей, в том числе, 347880,52 рублей долга по оплате за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, 22 135,69 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.11.2018 по 23.09.2019, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на сумму долга в размере 347880,52 руб. с 24.09.2019 по день фактической уплат долга, а также 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Исковые требования мотивированы нахождением вагонов на путях общего пользования в октябре 2018 года. Несвоевременная оплата дает истцу право на взыскание процентов, начисленных на основании статьи 395 ГК РФ.
Решением суда от 26.10.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд установил, что между сторонами заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, в связи с нарушением ответчиком технологических сроков и норм выгрузки и занятостью путей необщего пользования. Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что акты общей формы не подтверждают позицию истца. Истец не предоставил доказательств, указывающих, что он не имел возможности подавать ответчику вагоны единовременной группой на каждые из 6-ти выставочных путей ООО "НТМ" по причинам, зависящим от ответчика. Проанализировав представленную информацию о звонках, судом установлено, что приложенные истцом выписки из книги уведомлений не подтверждают обстоятельств соблюдения истцом положений статьи 20 Устава ж/д транспорта, пункта 3.5 Правил 26, пункта 6 Договора N 266/2, а также пунктов 1, 4 подраздела 3.1 раздела 3 Инструкции, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р., в связи с чем отказал в иске.
С принятым судебным актом не согласился истец, обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просил решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе истец настаивает на исковых требованиях, указал, что суд неверно установил обстоятельства дела, сроки доставки вагонов нарушены, нарушение ответчиком сроков технологического оборота вагонов подтверждено актами общей формы и памятками приемосдатчика. Неверным является вывод суда о том, что акты общей формы не являются доказательствами, подтверждающими простой вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи, по причинам, зависящим от грузополучателя. Судом первой инстанции не дана правовая оценка доводам ОАО "РЖД" о том, что ответчик не предоставил доказательств тому, что у него имелась возможность принимать вагоны на выставочные пути 6-11, что подтверждается актами и памятками.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, будучи извещенным о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" и ООО "Кубанский топливный терминал" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Кубанский топливный терминал" при станции Новороссийск СКЖД N 266/2 от 16 марта 2017 (далее Договор). (в деле нет) Указанным договором урегулирован порядок подачи и уборки вагонов, технологический срок оборота вагонов, порядок определения времени нахождения вагонов у владельца на путях необщего пользования, а также платежи, которые вносит владелец перевозчику.
В соответствии с пунктом 1 Договора осуществляется эксплуатация принадлежащего Владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 536 к железнодорожному пути необщего пользования N 12 ООО "НМТ". Обслуживание пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Согласно пункту 14 договора вагоны подаются контрагенту ООО "ТрансбункерНовороссийск".
Согласно п. 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно, по уведомлению.
Уведомление передается перевозчиком владельцу круглосуточно, не позднее, чем за 2 час.а до подачи вагонов: приемосдатчик груза и багажа станции Новороссийск по телефону 918-246-91-03 мастеру владельца с последующей записью в книге уведомлений. (п. 6 договора).
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из свободных вставочных путей N 6,7,8,9,10,11 ООО "НМТ" (п. 7 договора) Правоотношения ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ООО "ТрансбункерНовороссийск" (контрагент) урегулированы соглашением от 16 марта 2017 г. о порядке расчета за услуги, оказываемые ООО "Трансбункер-Новороссийск" при подаче вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Кубанский топливный терминал" при станции Новороссийск СКжд заключенного между ОАО "РЖД, ООО "Кубанский топливный терминал" и ООО "Трансбункер-Новороссийск" (далее Соглашение).
Согласно пункту 1 Соглашения ОАО "РЖД" в соответствии и на условиях договора N 266/2 от 16,03.2017 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Кубанский топливный терминал" осуществляет подачу и уборку вагонов для Контрагента. Передача вагонов между перевозчиком и контрагентом производится на железнодорожных выставочных путях NN 6,7,8,9,10,11 ООО "НМТ".
Пунктом 12 Договора установлен технологический срок оборота на путях необщего пользования при сливе темных нефтепродуктов (вязких и застывающих грузов) в теплый период времени с 16 апреля по 15 октября -7 час.ов.
В соответствии с подпунктом г) пункта 3 Соглашения контрагент в соответствии с пунктами 14 - 16 договора N o266/2 уплачивает перевозчику с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуг плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от Контрагента по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 г. М127-т/1 с учетом индексации.
Как указано в исковом заявлении, в октябре 2018 на путях общего пользования станции Новороссийск СКЖД в ожидании подачи простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика. О предстоящей подаче вагонов ответчик был своевременно уведомлен, что подтверждается выписками из книги уведомлений о времени подачи вагонов под выгрузку.
По данному факту в соответствии с требованиями ст. 19 УЖТ РФ, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45) и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены Приказом МПС РФ от 18.03.2003 N 26) истцом составлены акты общей формы, в описании которых указано "Вагоны простаивают на путях общего пользования станции Новороссийск в ожидании подачи по причине, не зависящей от перевозчика в связи с занятостью выставочных путей ООО "НМТ":
Так, по АОФ N 18/1144 от 28.09.2018 на путях общего пользования простаивает 61 вагон. Начало простоя с 02.00 28.09.2018.
АОФ N 18/1146 от 01.10.2018 простаивает 15 вагонов. Начало простоя с 05.30 01.10.2018.
АОФ N 18/1148 от 01.10.2018 простаивает 12 вагонов. Начало простоя с 17.20 01.10.2018.
АОФ N 18/1150 от 02.10.2018 простаивает 3 вагона. Начало простоя с 15.00 02.10.2018.
АОФ N 18/1151 от 03.10.2018 простаивает 9 вагонов. Начало простоя с 04.00 03.10.2018.
АОФ N 18/1149 от 01.10.2018 простаивает 9 вагонов. Начало простоя с 17.20 01.10.2018.
АОФ N 18/1152 от 03.10.2018 простаивает 8 вагонов. Начало простоя с 17.00 03.10.2018.
АОФ N 18/1153 от 03.10.2018 простаивает 5 вагонов. Начало простоя с 22.55 03.10.2018.
АОФ N 18/1147 от 01.10.2018 простаивает 5 вагонов. Начало простоя с 06.00 01.10.2018.
АОФ N 18/1154 от 04.10.2018 простаивает 9 вагонов. Начало простоя с 16.00 04.10.2018.
АОФ N 18/1161 от 05.10.2018 простаивает 8 вагонов. Начало простоя с 14.40 05.10.2018.
АОФ N 18/1156 от 04.10.2018 простаивает 49 вагонов. Начало простоя с 16.07 04.10.2018.
АОФ N 18/1163 от 06.10.2018 простаивает 6 вагонов. Начало простоя с 07.40 06.10.2018.
АОФ N 18/1168 от 07.10.2018 на путях общего пользования простаивает 13 вагонов. Начало простоя с 03.00 07.10.2018.
АОФ N 18/1169 от 07.10.2018 на путях общего пользования простаивает 13 вагонов. Начало простоя с 07.40 06.10.2018.
АОФ N 18/1172 от 08.10.2018 на путях общего пользования простаивает 9 вагонов. Начало простоя с 14.00 08.10.2018.
АОФ N 18/1182 от 11.10.2018 простаивает 13вагонов. Начало простоя с 04.10 11.10.2018.
АОФ N 18/1173 от 08.10.2018 простаивает 15вагонов. Начало простоя с 14.00 08.10.2018.
АОФ N 18/1186 от 12.10.2018 простаивает 12 вагонов. Начало простоя с 00.20 12.10.2018.
АОФ N 18/1174 от 08.10.2018 простаивает 11 вагонов. Начало простоя с 15.21 08.10.2018.
АОФ N 18/1155 от 04.10.2018 простаивает 1 вагон. Начало простоя с 16.00 04.10.2018.
АОФ N 18/1190 от 13.10.2018 на путях общего пользования простаивает 10 вагонов. Начало простоя с 00.10 13.10.2018.
АОФ N 18/1192 от 08.10.2018 на путях общего пользования простаивает 12 вагонов. Начало простоя с 02.00 08.10.2018.
АОФ N 18/1179 от 09.10.2018 на путях общего пользования простаивает 7 вагонов. Начало простоя с 20.45 09.10.2018.
АОФ N 18/1193 от 15.10.2018 на путях общего пользования простаивает 8 вагонов. Начало простоя с 09.40 15.10.2018.
АОФ N 18/1191 от 14.10.2018 на путях общего пользования простаивает 14 вагонов. Начало простоя с 02.00 14.10.2018.
АОФ N 18/1195 от 16.10.2018 на путях общего пользования простаивает 9 вагонов. Начало простоя с 16.00 16.10.2018.
АОФ N 18/1194 от 15.10.2018 на путях общего пользования простаивает 3 вагонов. Начало простоя с 09.40 15.10.2018.
АОФ N 18/1197 от 17.10.2018 на путях общего пользования простаивает 7 вагонов. Начало простоя с 13.20 17.10.2018.
АОФ N 18/1203 от 18.10.2018 на путях общего пользования простаивает 23 вагонов. Начало простоя с 16.20 18.10.2018.
АОФ N 18/1199 от 17.10.2018 на путях общего пользования простаивает 19 вагонов. Начало простоя с 13.20 17.10.2018.
АОФ N 18/1202 от 18.10.2018 на путях общего пользования простаивает 4 вагона. Начало простоя с 00.28 18.10.2018.
АОФ N 18/1204 от 19.10.2018 на путях общего пользования простаивает 53 вагона. Начало простоя с 01.45 19.10.2018.
АОФ N 18/1198 от 17.10.2018 на путях общего пользования простаивает 53 вагона. Начало простоя с 13.20 17.10.2018.
АОФ N 18/1220 от 20.10.2018 на путях общего пользования простаивает 7 вагонов. Начало простоя с 20.15 20.10.2018.
АОФ N 18/1196 от 16.10.2018 на путях общего пользования простаивает 7 вагонов. Начало простоя с 17.30 16.10.2018.
АОФ N 18/1221 от 20.10.2018 на путях общего пользования простаивает 1 вагон. Начало простоя с 20.15 20.10.2018.
АОФ N 18/1181 от 09.10.2018 на путях общего пользования простаивает 1 вагон. Начало простоя с 23.25 09.10.2018.
АОФ N 18/1222 от 22.10.2018 на путях общего пользования простаивает 13 вагонов. Начало простоя с 17.20 22.10.2018.
АОФ N 18/1223 от 26.10.2018 на путях общего пользования простаивает 12 вагонов. Начало простоя с 20.00 26.10.2018.
АОФ N 18/1228 от 25.10.2018 на путях общего пользования простаивает 61 вагон. Начало простоя с 22.00 25.10.2018.
АОФ N 18/1242 от 28.10.2018 на путях общего пользования простаивает 13 вагонов. Начало простоя с 19.50 28.10.2018.
АОФ N 18/1243 от 29.10.2018 на путях общего пользования простаивает 6 вагонов. Начало простоя с 16.30 29.10.2018.
АОФ N 18/1245 от 30.10.2018 на путях общего пользования простаивает 1 вагон. Начало простоя с 08.10 30.10.2018.
АОФ N 18/1248 от 30.10.2018 на путях общего пользования простаивает 7 вагонов. Начало простоя с 17.30 30.10.2018.
АОФ N 18/1249 от 30.10.2018 на путях общего пользования простаивает 6 вагонов. Начало простоя с 17.30 30.10.2018.
Акты подписаны ответчиком с возражениями.
В целях подтверждения фактов нарушения технологического оборота помимо актов общей формы истец представил памятками приемосдатчика. В графе 6 памятки указано время подачи вагонов на пути необщего пользования. В графе 7 памятки указано время возврата вагонов на выставленный путь.
Номер памятки Графа 6 время подачи вагонов на пути необщего пользования Графа 7 время возврата вагонов на выставленный путь N 499 N 506 N 507 N 509 N 511 N 513 N 514 N 515 N 517 N 519 N 521 N 523 N 525 N 527 N 530 N 533 N 535 N 537 N 538 N 541 N 543 N 544 N 545 N 546 N 547 N 548 N 549 N 552 N 556 N 562 N 563 N 567 N 569 N 572 N 571 28.09.2018 02.00 час. 01.10.2018 05.30 час. 01.10.2018 05.40 час. 01.10.2018 17.20 час. 02.10.2018 15.00 час. 03.10.2018 04.00 час. 03.10.2018 17.00 час. 03.10.2018 22.55 час. 04.10.2018 16.00 час. 05.10.2018 14.40 час. 05.10.2018 14.40 час. 03.10.2018 17.00 час. 07.10.2018 04.30 час. 08.10.2018 14.00 час. 09.10.2018 20.45 час. 11.10.2018 04.10 час. 12.10.2018 00.20 час. 13.10.2018 00.10 час. 14.10.2018 02.00 час. 15.10.2018 09.40 час. 15.10.2018 02.00 час. 16.10.2018 17.30 час. 17.10.2018 13.20 час. 16.10.2018 17.30 час. 17.10.2018 13.20 час. 18.10.2018 16.20 час. 18.10.2018 16.35 час. 18.10.2018 20.15 час. 22.10.2018 17.20 час. 25.10.2018 22.00 час. 26.10.2018 20.00 час. 28.10.2018 19.50 час. 28.10.2018 19.50 час. 29.10.2018 23.00 час. 30.10.2018 08.10 час. 03.10.2018 22.55 час. 06.10.2018 07.40 час. 07.10.2018 03.00 час. 07.10.2018 23.00 час. 16.10.2018 16.00 час. 17.10.2018 14.00 час. 18.10.2018 05.45 час. 18.10.2018 05.45 час. 29.10.2018 16.30 час. 30.10.2018 17.30 час.
За нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, истец начислил ООО "Трансбункер-Новороссийск" плату в сумме 347 880,52 руб.
Претензия истца от 14.11.2018 за N 1354 ответчиком получена 14.11.2018 вход. N 354. Уклонение ответчика от добровольного исполнения требования явилось основанием для обращения с иском в суд.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик в отзыве на иск пояснил, что использование в содержании каждого акта стандартной формулировки "Вагоны простаивают на путях общего пользования станции Новороссийск ж.д. в ожидании подачи по причине, не зависящей от перевозчика в связи с занятостью выставочных путей ООО "НТМ", не подтверждает невозможность подачи вагонов на выставочные пути ООО "НТМ" по причинам, зависящим от ответчика. Истец не предоставил доказательств, указывающих, что он не имел возможности подавать ответчику вагоны единовременной группой на каждые из 6-ти выставочных путей ООО "НТМ" по причинам, зависящим от ответчика. Согласно п. 5 - 6 договора N 266/2 от 16.03.2017 -подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Как полагает ответчик, истцом не соблюдалась процедура уведомления ответчика о времени готовности вагонов к подаче на выставочные пути. Информация о фактах уведомления, указанные истцом в Книге уведомлений, как полагает ответчик, не соответствует действительности. Согласно детализации разговоров по абонентскому номеру +7 (918)-246-91-03 ни в одну из дат и время, отраженные истцом в книге уведомлений с номера истца 38-907 уведомительных звонков не производилось. Кроме того, Истец не учитывает технологический срок оборота вагонов.
В обоснование доводов ответчик представил: распечатки страниц, детализирующих информацию звонков на указанный в Договоре и книге уведомлений номер ответчика, в дни, указанные в книге уведомлений: 28.09.2018,01.10.2018, 04.10.2018, 08.10.2018, 14.10.2018, 15.10.2018, 16.10.2018, 17.10.2018, 18.10.2018 и 25.10.2018.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
В соответствии со статьей 2 УЖТ РФ железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Статьей 39 УЖТ РФ определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 г. N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы.
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом от 18.06.2003 г. N 45 МПС РФ.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом от 18.06.2003 г. N 26 МПС РФ) установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно части 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Акты были подписаны ответчиком с возражениями.
Согласно выработанной правовой позиции наличие разногласий либо отказ от подписи актов общей формы не является правовым основанием для освобождения грузополучателя от взимания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования (определение ВАС РФ N 14112/09 от 11.11.2009 по делу N А51-905/2008).
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае на истца возложено бремя доказывания наличия обстоятельств, за которые отвечает ответчик.
Для подтверждения правильности определения сроков простоя истец в соответствии со статьей 65 АПК РФ обязан доказать соблюдение им требований статьи 20 Устава ж/д транспорта, согласно которой перевозчик уведомляет грузополучателя о времени подачи вагонов по погрузку не позднее чем за 2 (два) часа до такой подачи.
Аналогичное требование содержится и в пункте 3.5 Правил N 26.
В обоснование исковых требований истец ссылается на акты общей формы и памятки приемосдатчика.
Вместе с тем, заявленным в апелляционной жалобе доводам истца судом первой инстанции уже была дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 71 АПК РФ и оснований не согласиться с такой оценкой судебная коллегия не находит.
Так, согласно пункту 4.6 Правил N 26 при задержке вагонов на ж/д станции в ожидании подачи их на ж/д путь необщего пользования под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, на каждый случай задержки составляется акт общей формы с заключением в него всех вагонов, находящихся на ж/д станции в момент задержки, готовых к подаче на эти ж/д пути необщего пользования.
При этом в любом акте, составленном по основаниям, перечисленным в пункте 4.6 Правил 26, обязательно должны указываться (согласно подпунктам "а", "б" и "в" пункта 4.6):
- причина задержки в подаче вагонов;
- количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на ж/д путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию;
- время начала и окончания задержки.
Из содержания приведенных положений пункта 4.6 Правил 26 следует, что основанием для составления акта общей формы является наличие (скопление) на ж/д станции (общих путях) вагонов, готовых к подаче под выгрузку на ж/д пути необщего пользования для грузополучателя, но по причинам, зависящим от последнего, вынужденно простаивающих на общих (станционных) путях перевозчика (Истца).
Ведение книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку (форма ГУ2/ГУ-2ВЦ/) регламентировано подразделом 3.1 разделом 3 "Книги" Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД", утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 1 марта 2007 г. N 333р.
Пунктом 4 подраздела 3.1. раздела 3 Инструкции определен порядок ведения Книги, в частности "в графе 8 формы ГУ-2-ВЦ указывается номер телефона, по которому передано уведомление".
Согласно пункту 1 Соглашения (указано выше) его предметом является осуществление истцом подачи и уборки вагонов для Ответчика в соответствии и на условиях вышеназванного Договора N 266/2.
В соответствии с пунктами 5 - 6 Договора N 266/2 подача вагонов на ж/д путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
В пункте 6. договора N 266/2 указан номер телефона 918-246-91-03 или 38-033, по которому истец, не позднее чем за 2 часа до подачи вагона должен уведомлять об этом мастера ответчика, с последующей записью в книге уведомлений.
В пункте 10 Договора указан номер - 38-907 (для выхода в город вместо цифр "38" набираются цифры "768") приемосдатчика груза и багажа станции Новороссийск (т.е. Истца), через который должна осуществляться уведомительная процедура.
Таким образом, приведенные положения и Устава, Правил 26 и Договора обязывают истца уведомлять ответчика о готовности прибывших груженых вагонов к подаче с общих ж/д путей на ж/д пути необщего пользования (выставочные пути ООО "НМТ").
Однако, как верно отмечено судом, ни в одном из приложенных к иску актов общей формы нет информации о том, что вагоны, которые истец перечислил в них и определил как простаивающие (ожидающие подачу) действительно были готовы к подаче на выставочный путь ООО "НМТ" для ответчика. В описании обстоятельств составления каждого из представленных истцом Актов нет указания об этом.
На основании представленной ответчиком книги уведомлений за даты: 28.09.2018,01.10.2018, 04.10.2018, 08.10.2018, 14.10.2018, 15.10.2018, 16.10.2018, 17.10.2018, 18.10.2018 и 25.10.2018, судом проведена детализация информации о звонках на указанный в Договоре номер телефона ООО "Трансбункер-Новороссийск".
При этом, судом верно установлено, что информация о фактах уведомления, указанных истцом, не соответствует действительности.
Истец указал в Книге уведомлений, приложенной к иску в виде выписок на 30-ти листах номер телефона Ответчика - 918-246-91-03, причем некоторые страницы повторяются либо содержат информацию об уведомлении другого грузополучателя - ООО "НМТ" либо о вагонах, которые не подавались Ответчику (приложение N 9 к иску).
Согласно детализации разговоров по абонентскому номеру +7 (918)246-91-03, сформированному оператором сотовой связи - МТС по заданным параметрам на странице сайта "МТС Виртуальный менеджер" ни в одну из дат и время, отраженные Истцом в выписках из Книги уведомлений с номера Истца 38-907 (городской набор 768-907) уведомительных звонков на номер Ответчика +7 (918)246-91-03 не производилось.
В подтверждение этому обстоятельству ответчиком представлены распечатки страниц (на 12-ти листах), детализирующих информацию о звонках на указанный в Договоре и Книге номер ответчика в дни, указанные в выписках из Книги уведомлений: 28.09.2018, 01.10.2018, 04.10.2018, 08.10.2018, 09.10.2018, 14.10.2018, 15.10.2018, 16.10.2018, 17.10.2018, 18.10.2018 и 25.10.2018.
Фамилии мастеров ответчика, указанные в выписке из Книги уведомлений, отражались в программном режиме на основе информации, содержащейся в памятках приемосдатчика (то есть кто из мастеров ответчика ставил подпись в соответствующей памятке, его фамилия автоматически и отражалась в Книге Истца), а не уведомительных телефонных сообщениях Истца в адрес Ответчика как того требуют нормативные правила и условия Договора N 266/2.
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что приложенные истцом выписки из Книги уведомлений не подтверждают обстоятельств соблюдения мстцом положений статьи 20 Устава ж/д транспорта, пункта 3.5 Правил 26, пункта 6 Договора N 266/2, а также пунктов 1, 4 подраздела 3.1 раздела 3 Инструкции, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р.
Детализацию ответчиком телефонных звонков истец не опроверг.
Довод ответчика об отсутствии подачи уведомлений со стороны истца влечет недостоверность расчета к иску, поскольку в соответствии с частью 13 статьи 39 Устава ж/д транспорта оплачиваемое время ожидания подачи вагонов исчисляется по истечении 2-х часов с момента уведомления перевозчиком грузополучателя о прибытии груженых вагонов и готовности их к подаче.
Таким образом, обоснованным является вывод суда о том, что информация, содержащаяся в Расчете к иску, не подтверждена документально.
Согласно пункту 4.6 Правил МПС N 26 фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
В соответствии с пунктом 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.06.2003 N 4856) в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
Однако, положенные в основу расчета истца платы акты общей формы не соответствуют фактическим обстоятельствам, существовавшим в момент их составления.
Так, из материалов дела следует, что технологический срок оборота вагонов, поданных по соответствующей памятке приемосдатчика (пункт 12 Договора N 266/2) еще не начал исчисляться (и не истек соответственно), а истец уже данную памятку принял за основание открытия акта на начало простоя вагонов, то есть, дата и время памятки приемосдатчика на подачу вагонов и акта общей формы на начало простоя совпали, что неправомерно, так как груженые вагоны только поданы истцом на выставочный путь ООО "НМТ", но еще не доставлены локомотивом ООО "НМТ" на подъездные пути (фронт выгрузки) ответчика.
В этой ситуации апелляционная коллегия приходит к выводу, что срок технологического оборота вагонов еще не начал исчисляться по условиям договора, но истец уже открыл (составил) акт на начало простоя. Закрытием Акта на начало простоя истец указывал порой сразу несколько актов на окончание простоя, а в основании их составления лежали уже другие памятки приемосдатчика на подачу вагонов, не связанные с той памяткой, на основании которой истец изначально открыл Акт на начало простоя (то есть первоначальный акт).
Согласно информации в актах на начало и окончание простоя вагоны из памятки, указанной в начальном акте простаивали на выставочных путях ООО "НМТ" весь период действия акта, несмотря на то, что они уже были разгружены ответчиком, затем возвращены в порожнем состоянии на выставочный путь ООО "НМТ" и в последующем убраны (вывезены) перевозчиком (истцом) с него. В этой связи, основание, положенное истцом для открытия (составления) акта на начало простоя прекратило существование, однако акт продолжает действовать и закрывается другим актом с другими вагонами.
Нормативного обоснования такого подхода при составлении актов общей формы в спорный период, характеризующейся несвязанностью оснований открытия и закрытия соответствующего акта, со стороны Истца не представлено.
Из анализа актов судом первой инстанции верно установлено следующее.
Так, акт общей формы N 18/1144 составлен на 61 вагон; Начало простоя 02-00 28.09.2018. Вагоны сданы порожними перевозчику 29.09.2018 в 13.00 памятка N 502. Однако перевозчик закрывает АОФ 18/1144 по окончании простоя только:
01.10.2018 в 5.30 час. АОФ N 18/1146 (15 вагонов) памятки N 506,507;
01.10.2018 в 17.20 час. АОФ N 18/1148 (12 вагонов) памятки N 509;
02.10.2018 в 15.00 час. АОФ N 18/1150 (3 вагона) памятки N 507;
03.10.2018 в 17.00 час. АОФ N 18/1152 (8 вагонов) памятки N 514;
04.10.2018 в 16.00 час. АОФ N 18/1154 (9 вагонов) памятки N 517.
При этом, не учитывается подача- уборка вагонов в период действия АОФ N 18/1144 по памяткам N 500 (уборка 28.09.2018 в 14.20), N 501 (подача 29.10.2018 в 11.30) N 502 (уборка 29.10.2018 в 13.00), N 503 (подача 29.09.2018 в 16.00), N 504 (уборка 30.09.2018 в 10.30);
По акту общей формы N 18/1149 зафиксировано простой 9 вагонов начало простоя с 17.20 01.10.2018. Вагоны сданы порожними перевозчику 03.10.2018 в 22.55, памятка N 515. Перевозчик закрывает АОФ N 18/1149 на окончание простоя 03.10.2018 в 04.00 АОФ N 18/151 (9 вагонов) памятка N 513.
При этом, истцом не учитывается подача-уборка вагонов в период действия АОФ N 18/1149 по памятке N 506 (подача 01.10.2018 в 05.30), N 507 (подача 01.10.2018 в 5.40), N 511 (подача 02.10.2018 в 15.00).
По акту общей формы N 18/1147 - 5 вагонов; начало простоя с 06.00 01.10.2018. Вагоны сданы порожними перевозчику 02.10.2018 в 02.00, памятка N 510. Перевозчик закрывает АОФ N 18/1147 на окончание простоя 03.10.2018 в 22.55 АОФ N 18/1147 (5 вагонов) памятка N 510.
При этом, не учитывается подача-уборка вагонов в период действия АОФ N 18/1147 по памятке N 508 (подача 01.10.2018 в 07.50), N 509 (подача 01.10.2018 в 17.20), N 511 (подача 02.10.2018 в 15.00), N 512 (уборка 02.10.2018 в 17.50), N 513 (подача 03.10.2018 в 04.00), N 514 (подача 03.10.2018 в 17.00).
По акту общей формы N 18/1156 - 49 вагонов; начало простоя с 16.07 04.10.2018. Вагоны сданы порожними перевозчику 05.10.2018 в 16.30, памятка N 520. Перевозчик закрывает АОФ N 18/1147 на окончание простоя:
05.10.2018 в 14.00 АОФ N 18/1161 (8 вагонов) памятки N 506,507,
06.10.2018 в 07.40 АОФ N 18/1163 (6 вагонов) памятка N 521,
07.10.2018 в 03.00 АОФ N 18/1168 (13 вагонов) памятки N 523,
07.10.2018 в 23.00 АОФ N 18/1169 (13 вагонов) памятки N 525,
08.10.2018 в 14.00 АОФ N 18/1172 (9 вагонов) памятки N 527.
При этом, не учитывается подача-уборка вагонов в период действия АОФ N 18/1156 по памятке N 518 (уборка 04.10.2018 в 23.00), N 519 (подача 05.10.2018 в 14.40), N 520 (уборка 05.10.2018 в 16.30), N 521 (уборка 06.10.2018 в 17.40), N 522 (подача 06.10.2018 в 10.05), N 523 (подача 07.10.2018 в 03.00).
По акту общей формы N 18/1173 на 15 вагонов; начало простоя с 08.10.2018 в 14-00. Вагоны из памятки N 527 сданы порожними перевозчику 09.10.18 в 10-30 памятка N 529. Однако перевозчик закрывает АОФN 18/1156 на окончание простоя только:
11.10.18 в 04-10 АОФN 18/1182 (13 вагонов) памятка N 533,
12.10.18 в 00-20 АОФ N 18/1186 (2вагона) памятка N 535.
При этом, не учитывается подача-уборка вагонов в период действия АОФN 18/1173 по памяткам N 530 (подача 09.10.2018 в 20-45), N 531 (уборка 09.10.2018 в 23-30), N 532 (уборка 11.10.2018 в 00-20), N 534 (уборка 12.10.2018 в 00-55), а также необеспечение ответчика вагонами под выгрузку в период: с 11.10.18 с 00-20 по 11.10.18 до 04-10 (памятка уборки N 532-памятка подачиМ533);
По акту общей формы N 18/1155 на 1 вагон; начало простоя с 04.10.2018 в 14-00. Вагоны из памятки N 517 сданы порожними перевозчику 05.10.18 в 16-30 памятка N 520.Однако перевозчик закрывает АОФN 18/1155 на окончание простоя только 12.10.18 в 00-20 АОФ N 18/1186 (1 вагон) памятка N 535.
При этом, не учитывается подача-уборка вагонов в период действия АОФN 18/1155 по памяткам N 518 (уборка 04.10.2018 в 23-00), N 519 (подача 05.10.2018 в 14-40), N 520 (уборка 05.10.2018 в 16-30), N 521 (уборка 06.10.2018 в 17-40), N 522 (подача 06.10.2018 в 10-05), N 523 (уборка 07.10.2018 в 03-00), N 524 (подача 07.10.2018 в 04-30), N 525 (уборка 07.10.2018 в 23-00), N 526 (подача 08.10.2018 в 05-40), N 530 (подача 09.10.2018 в 20-45), N 531 (уборка 09.10.2018 в 23-30), N 532 (уборка 11.10.2018 в 00-20), N 534 (уборка 12.10.2018 в 00-55), а также необеспечение ответчика вагонами под выгрузку в период: с 11.10.18 с 00-20 по 11.10.18 до 04-10 (памятка уборки N 532-памятка подачи Жз533);
По акту общей формы N 18/1174 на 11 вагонов; начало простоя с 08.10.2018 в 15-21. Вагоны из памятки N 527 были сданы порожними перевозчику 09.10.18 в 10-30 памятка N 529. Однако перевозчик закрывает АОФN 18/1174 на окончание простоя только:
12.10.18 в 00-20 АОФ N 18/1186 (9вагонов) памятка N 535,
14.10.18 в 02-00 АОФ N 18/1192 (2вагонов) памятка N 538.
При этом, не учитывается подача-уборка вагонов в период действия АОФN 18/1174 по памяткам N 530 (подача 09.10.2018 в 20-45), N 531 (уборка 09.10.2018 в 23-30), N 532 (уборка 11.10.2018 в 00-20), N 533 (подача 11.10.18 в 04-10), N 534 (уборка 12.10.2018 в 00-55), N 535 (подача 12.10.18 в 00-20), N 536 (уборка 12.10.18 в 21-50), N 537 (подача 13.10.18 в 00-10), а также необеспечение ответчика вагонами под выгрузку в период: с 11.10.18 с 00-20 по 11.10.18 до 04-10 (памятка уборки М532-памятка подачи МЗЗЗ);
По акту общей формы N 18/1175 на 18 вагонов; начало простоя с 08.10.2018 в 15-21. Вагоны из памятки N 527 были сданы порожними перевозчику 09.10.18 в 10-30 памятка N 529. Однако перевозчик закрывает АОФN 18/1175 на окончание простоя только 13.10.18 в 00-10 АОФ N 18/1192 (8 вагонов) памятка N 538.
При этом, не учитывается подача-уборка вагонов в период действия АОФN 18/1175 по памяткам N 530 (подача 09.10.2018 в 20-45), N 531 (уборка 09.10.2018 в 23-30), N 532 (уборка 11.10.2018 в 00-20), N 533 (подача 11.10.18 в 04-10),N 534 (уборка 12.10.2018 в 00-55),N 535 (подача 12.10.18 в 00-20),N 536 (уборка 12.10.18 в 21-50), а так же необеспечение ответчика вагонами под выгрузку в период: с 11.10.18 с 00-20 по 11.10.18: до 04-10 (памятка уборки М532-памятка подачи МЗЗЗ);
По акту общей формы N 18/1144 на 61 вагон; начало простоя с 02-00 28.09.2018 г. Вагоны из памятки N 499 сданы порожними перевозчику 29.09.18 в 13-00 памятка: N 502. Однако перевозчик закрывает АОФN 18/1144 на окончание простоя только 14.10.18 в 02-00 АОФN 18/1192 (1 вагон) памятка N 538.
При этом, не учитывается подача-уборка вагонов в период действия АОФN 18/1144 по, памяткам N 500 (уборка 28.09.2018 в 14-20), N 501 (подача 29.10.2018 в 11-30), N 502 (уборка 29.10.2018 в 13-00), N 503 (подача 29.09.2018 в 16-00), N 504 (уборка 30.09.2018 в 10-30, N 506 (подача 01.10.2018 в 05-30), N 507 (подача 01.10.2018 в 05-40), N 511 (подача 02.10.2018 в 15-00), N 518 (уборка 04.10.2018 в 23-00), N 519 (подача 05.10.2018 в 14-40), N 520 (уборка 05.10.2018 в 16-30), N 521 (уборка 06.10.2018 в 17-40), N 522 (подача 06.10.2018 в 10-05), N 523 (уборка 07.10.2018 в 03-00), N 524 (подача 07.10.2018 в 04-30), N 525 (уборка 07.10.2018 в 23-00), N 526 (подача 08.10.2018 в 05-40), N 530 (подача 09.10.2018 в 20-45), N 531 (уборка 09.10.2018 в 23-30), N 532 (уборка 11.10.2018 в 00-20), N 534 (уборка 12.10.2018 в 00-55), N 537 (подача 13.10.18 в 00-10), а также необеспечение ответчика вагонами под выгрузку в период: с 11.10.18 с 00-20 по 11.10.18 до 04-10 (памятка уборки М532-памятка подачиМ533);
По акту общей формы N 18/1179 на 8 вагонов; начало простоя с 09.10.2018 в 20-45. Вагоны из памятки N 530 сданы порожними перевозчику 11.10.18 в 00-20 памятка N 532. Однако перевозчик закрывает АОФN 18/1179 на окончание простоя только: 14.10.18 в 02-00 Акт общей формы N 18/1192 на 2вагона, памятка N 538.
При этом, не учитывается подача-уборка вагонов в период действия АОФN 18/1179 по памяткам N 531 (уборка 09.10.2018 в 23-30), N 532 (уборка 11.10.2018 в 00-20), N 533 (подача 11.10.18 в 04-10, N 534 (уборка 12.10.2018 в 00-55),N 535 (подача 12.10.18 в 00-20), N 536 (уборка 12.10.18 в 21-50), N 537 (подача 13.10.18 в 00-10), а также необеспечение ответчика вагонами под выгрузку в период: с 11.10.18 с 00-20 по 11.10.18 до 04-10 (памятка уборки М532-памятка подачиМ533);
По акт общей формы N 18/1191 на 14 вагонов; начало простоя с 14.10.2018 в 02-00. Вагоны из памятки N 538 сданы порожними перевозчику 14.10.18 в 21-30 памятка N 540,15.10.18 в 11-40 памятка N 542. Однако перевозчик закрывает АОФN 18/1191 на окончание простоя только:
15.10.18 в 09-40АОФ N 18/1193 (8вагонов) памятка N 541,
16.10.18 в 16-00 АОФ N 18/1195 (5вагонов) памятка N 543.
При этом, не учитывается подача-уборка вагонов в период действия АОФN 18/1191 по памяткам N 539 (уборка 14.10.2018 в 03-00), N 540 (уборка 14.10.2018 в 21-30), N 542 (уборка 15.10.18 в 11-40), а также необеспечение ответчика вагонами под выгрузку в период: с 11.10.18 с 00-20 по 11.10.18 до 04-10 (памятка уборки N 532-памятка подачиМ533);
По у общей формы 18/1194 на 3 вагона; начало простоя с 15.10,2018 в 09-40. Вагоны из памятки N 541 сданы порожними перевозчику 16.10.18 в 16-00 памятка N 543. Однако, перевозчик закрывает АОФN 18/1191 на окончание простоя 16.10.18 в 16-00. N 18/1195 (3 вагона) памятка N 543.
При этом, не учитывается подача-уборка вагонов в период действия АОФN 18/1194 по памяткам N 542 (уборка 15.10.18 в 11-40), а также необеспечение ответчика вагонами под выгрузку в период: с 11.10.18 с 00-20 по 11.10.18 до 04-10 (памятка уборки N 532--памятка подачиN 533);
По акту общей формы N 18/1179 на 8 вагонов; начало простоя с 09.10.2018 в 20-45. Вагоны из памятки N 530 были сданы порожними перевозчику 11.10.18 в 00-20 памятка N 532. Однако перевозчик закрывает АОФN 18/1179 на окончание простоя только: 17.10.18 в 13-20 АОФ N 18/1197 (7вагонов) памятка N 546.
При этом, не учитывается подача-уборка вагонов в период действия АОФN 18/1179 по памяткам N 531 (уборка 09.10.2018 в 23-30), N 532 (уборка 11.10.2018 в 00-20), N 533 (подача: 11.10.18 в 04-10), N 534 (уборка 12.10.2018 в 00-55), N 535 (подача 12.10.18в00-20), N 536 (уборка 12.10.18 в 21-50), N 537 (подача 13.10.18 в 00-10), N 538 (подача14.10.18 02-00),N 539 (уборка 14.10.18 03-00), N 540 (уборка14.10.18 в 21-30), N 541 (подача 15.10.18 в 09-40), N 542 (уборка 15.10.18 11-40),N 543 (уборка 16.10.18 в 16-00), N 544 (подача 16.10.18 в 17-30), а также необеспечение ответчика вагонами под выгрузку в период: с 11.10.18 с 00-20 по 11.10.18 до 04-10 (памятка уборки М532-памятка подачиN 533);
По акту общей формы N 18/1199 на 9 вагонов; начало простоя с 17.10.2018 в 13-20. Вагоны из памятки N 545 сданы порожними перевозчику 18.10.18 в 05-45 памятка N 547. Однако перевозчик закрывает АОФN 18/1199 на окончание простоя 17.10.18 в 16- 20 АОФ N 18/1203 (19 вагонов) памятка N 548,549. В АОФ М1203 перевозчик допустил ошибку при закрытии АОФ N 18/1203, указав, что окончание простоя 17.10.2018 в 16-20 памятки 548.549. Вагоны по памятке N 548 поданы 18.10.18 в 16-20, по памятке N 549 вагоны поданы 18.10.2018 в 16-35. Памятки N 548,549 подписаны ответчиком с возражением.
Поскольку вагоны, поданные 17.10.18 в 13-20 по памятке N 545 сданы перевозчику порожними 18.10.18 в 05-45 по памятке N 547,а следующие вагоны под выгрузку поданы ответчику только 18.10.18 в 16-20 памятка N 548,549, следовательно, в период с18.10.18 с 05-45 до 18.10.18 в 16-20 перевозчик не обеспечил подачу вагонов ответчику.
По акту общей формы N 18/1202 на 4 вагона; начало простоя с 18.10.2018 в 00-28.
Вместе с тем, в действительности памятка N 547 является памяткой на уборку вагонов, которые 18.10.18 в 05-45 ответчиком были возвращены порожними перевозчику на выставочные пути ООО "НМТ" и простояли там до 18.10.18 до 17-00, по причине того, что перевозчик своевременно не забирал порожние вагоны с выставочных путей ООО "НМТ".
Однако, перевозчик закрывает АОФ N 18/1202 на окончание простоя 17.10.18 в 16-20 АОФ N 18/1203 (3 вагона).
По акту общей формы N 18/1198 на 53 вагона; начало простоя с 17.10.2018 в 13-20. Вагоны из памятки N 545 были сданы порожними перевозчику 18,10.18 в 05-45 памятка N 547. Однако перевозчик закрывает АОФN 18/1198 на окончание простоя только 19.10.18 в 01-45 АОФ N 18/1204 (53 вагона) в связи с обстоятельствами телефонограммы N 313.
При этом, не учитывается, что в период с 18.10.18 с 05-45 до 18,10.18 в 16-20 перевозчик не обеспечил вагонами ответчика.
По акту общей формы N 18/1196 на 7 вагонов; начало простоя с 16.10.2018 в 17-30. Вагоны из памятки N 544 были сданы порожними перевозчику 17.10.18 в 14-00 памятка N 546. Однако перевозчик закрывает АОФN 18/1196 на окончание простоя только 20.10.18 в 20-15 АОФ N 18/1220 (7 вагонов), но уже в связи с занятостью выставочного пути ООО "НМТ"N 11 памяткой N 552.
При этом, не учитывается подача-уборка вагонов в период действия АОФN 18/1196 по памяткам N 545 (подача 17.10.18 в 13-20), N 546 (уборка 17.10.18 в 14-00), N 547 (уборка 18.10.18 в 05-45), N 548 (подача 18.10.18 16-20), N 549 (подача 18.10.18 в 16-35), N 550 (уборка 19.10.18 в 19-30),N 551 (уборка 20.10.18 в 14-45), а также необеспечение ответчика вагонами под выгрузку в период: с 18.10.18 с 05-45 по 18.10.18 до 16-20 (памятка уборки N 547-памятка подачиN 548), с 20.10.18 с 14-30 по 20.10.18 20-15 (памятка уборки N 551-памятка подачи N 552);
По акту общей формы N 18/1181 на 1 вагон; начало простоя с 09.10.2018 в 23-25. Вагоны из памятки N 530 сданы порожними перевозчику 11.10.18 в 00-20 памятка N 532. Однако, перевозчик закрывает АОФN 18/1221 на окончание простоя только 20.10.18 в 20-15.
При этом, не учитывается подача-уборка вагонов в период действия АОФШ8/1Ш по памяткам N 531 (уборка 09.10.2018 в 23-30), N 532 (уборка 11.10.2018 в 00-20), N 533 (подача 11.10.18 в 04-10), N 534 (уборка 12.10.2018 в 00-55), N 535 (подача 12.10.18 в 00-20), N 536 (уборка 12.10.18 в 21-50), N 537 (подача 13.10.18 в 00-10), N 538 (подача14.10.18 02-00), N 539 (уборка 14.10.18 03-00), N 540 (уборка14.10.18 в 21-30), N 541 (подача 15.10.18 в 09-40), N 542 (уборка 15.10.18 11-40), N 543 (уборка 16.10.18 в 1-6-00), N 544 (подача 16.10.18 в 17-30), N 545 (подача 17.10.18 в 13-20), N 546 (уборка 17.10.18 в 14-00), N 547 (уборка 18.10.18 в 05-45),N 548 (подача 18.10.18 16-20),N 549 (подача 18.10.18 в 16-35), N 550 (уборка 19.10.18 в 19-30), N 551 (уборка 20.10.18 в 14-45), а также необеспечение ответчика вагонами под выгрузку в период: с 11.10.18 с 00-20 по 11.10.18 до 04-10 (памятка уборки М532-памятка подачиМ533); с 18.10.18 с 05-45 по 18.10.18 до 16-20 (памятка уборки N 547-памятка подачиN 548), с 20.10.18 с 14-30 по 20.10.18 20-15 (памятка уборкиМ551-памятка подачи N 552).
По акту общей формы N 18/1228 на 61 вагон; начало простоя с 22-00 25.10.2018. По памятке N 562 25.10.18 в 22-00 были поданы 13 вагонов на выставочные пути ООО "HMT", которые сданы порожними перевозчику 27.10.18 в 04-40 памятка N 564.Однако перевозчик закрывает АОФN 18/1228 на окончание простоя только: 26.10.18 в 20-00 АОФN 18/1233 (12 вагонов) памятка N 563; 28.10.18 в 19-50 АОФN 18/1242 (13 вагонов) памятка N 567; 29.10.18 в 16-30 АОФN 18/1243 (6 вагонов) памятка N 569; 30.10.18 в 08-10 АОФN 18/1245 (1 вагон) памятка N 571; 30.10.18 в 17-30 АОФN 18/1249 (6 вагонов) памятка N 572.
При этом, не учитывается в период действия АОФN 1228 необеспечение ответчика вагонами под выгрузку: с 25.10.18 с 14-30 по 25.10.18 до 22-00 (памятка уборки N 561-памятка подачиN 562); с 28.10.18 с 00-40 по 28.10.18 до 02-40 (памятка уборки N 565-памятка подачиN 566), с 29.10.18 с 16-30 по 29.10.18 23-00 (памятка уборкиN 569-памятка подачи N 570);
По акту общей формы N 18/1205; начало простоя с 01-45 19.10.2018. Ответчиком дан отказ от подачи вагонов телефонограммой N 313, но 22.10.2018 в 17-20 на выставочные пути ООО "НМТ", перевозчиком поданы 13 вагонов (памятка N 556), указанные в АОФ18/1205, следовательно, обстоятельства указанные в телефонограмме N 313, завершились 22.10.2018 в 17-20.
Однако перевозчик закрывает АОФN 1205 на окончание простоя только на 13вагонов, поданных по памятке N 556 АОФN 18/122, и 30.10.18 в 17-30 АОФN 18/1248 (7 вагонов) памятка N 572.
При этом, не учитывается в период действия АОФN 1205 необеспечение ответчика вагонами под выгрузку: с 25.10.18 с 14-30 по 25.10.18 до 22-00 (памятка уборки N 561-памятка подачи N 562); с 28.10.18 с 00-40 по 28.10.18 до 02-40 (памятка уборки Л°565-памятка подачи N 566), с 29.10.18 с 16-30 по 29.10.18 23-00 (памятка уборки N 569-памятка подачи N 570).
Ответчик составил таблицу 2: "Таблица сопоставления Актов общей формы на начало и окончание простоя с памятками приемосдатчика (подготовлена на основе Расчета исковых требований ОАО "РЖД")", из которой видно, что акты общей формы N N 18/1144, 18/1149, 18/1147, 18/1156, 18/1173, 18/1155, 18/1174, 18/1175, 18/1179, 18/1191, 18/1194, 18/1199, 18/1198, 18/1196, 18/1181, 18/1205, 18/1228 составлены по времени в момент подачи вагонов на выставочные пути ООО "НМТ".
То есть истец составлял АОФ до наступления оснований для их составления в соответствии с нормативными положениями и условиями Договора N 266/2.
Так, в АОФ N 18/1203 истец в одностороннем рукописном порядке вносит исправления в части "окончание простоя с 16-20 17/10 2018" на "окончание простоя с 16-20 18/10 2018" уже после составления Акта и подписания его ответчиком с возражениями.
В АОФ 18/1202 в описании обстоятельств указано: "Начало простоя с 00-28 18/10 2018. Памятка под 547". Однако, истец не учитывает, что памятка N 547 является памяткой уборки вагонов. Уведомление о завершении грузовой операции и возврате вагонов на выставочные пути подано Ответчиком 18.10.2018 в 05-45, в связи с чем срок грузовой операции не нарушен; а истцом допущено нарушение порядка ведения документации.
Исходя из указанного следует, что в содержании соответствующего акта изложил обстоятельства, которые при сопоставлении актов на начало простоя и актов на окончание простоя приводят к противоречивой и непоследовательной информации, отразившейся на достоверности расчета. В каждом рассмотренном случае истец необоснованно открывал (составлял) Акты общей формы на начало простоя в момент подачи вагонов на выставочные пути ООО "НМТ".
Согласно абзацу 4 пункта 3.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС РФ от 18.03.2003 N 26 (далее - Правила 26): "При передаче вагонов на выставочных железнодорожных путях количество одновременно подаваемых вагонов определяется по полезной длине выставочного железнодорожного пути".
Указывая в пункте 8 Договора N 266/2 максимальное количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Истцом на один из свободных выставочных путей ООО "НТМ" (пункт 7 Договора N 266/2), не превышающей 13 цистерн, стороны исходили из полезной длины путей необщего пользования ООО "КТТ", эксплуатируемых ответчиком, предназначенных для выгрузки грузов из вагонов (фронт выгрузки), указанных в Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО "Кубанский топливный терминал", примыкающего к станции Новороссийск СКЖД.
Инструкция утверждена Генеральным директором ООО "КТТ" и согласована Заместителем начальника СКЖД по Краснодарскому территориальному управлению (региону) на основании пункта 1.7 Правил 26 и согласована со стороны ООО "НМТ" и ОАО "ИПП".
В целях обоснования отсутствия у перевозчика невозможности подачи вагонов ответчик выполнил анализ памяток приемосдатчика на подачу/уборку вагонов ООО "Трансбункер-Новороссийск" на выставочные пути ООО "НМТ" локомотивом ОАО "РЖД" (Истца) в спорный период с 28.09.2018 по 30.10.2018.
Из анализа видно, что в спорный период подача груженых вагонов на выставочные пути ООО "НМТ" и их последующая разгрузка на подъездных путях ответчика с последующим возвратом в порожнем состоянии на эти же выставочные пути, не препятствовали истцу обеспечивать фронт выгрузки ответчика со стабильной периодичностью в соответствии с условиями пунктов 8, 12 и 13 Договора N 266/2, осуществляя подачу единовременных групп вагонов с учетом их максимального количества, суточной перерабатывающей способности подъездных путей и технологического срока, определенных договором.
Как видно из анализа, ответчик нередко простаивал в ожидании подачи вагонов от истца, причем в отдельные дни (периоды) это ожидание доходило от пяти до семнадцати часов при отсутствии у ответчика вагонов на фронтах выгрузки:
- с 30.09.2018 c 10-30 по 30.09.2018 до 13-00 - 2 час. 30 мин.;
- с 06.10.2018 с 07-40 по 06.10.2018 до 10-05 - 2 час. 25 мин.;
- с 07.10.2018 с 03-00 по 07.10.2018 до 04-30 - 1 час. 30 мин.;
- с 07.10.2018 с 23-00 по 08.10.2018 до 05-40 - 6 час. 40 мин.;
- с 11.10.2018 с 00-20 по 11.10.2018 до 04-10 - 3 час. 50 мин.;
- с 12.10.2018 с 21-50 по 13.10.2018 до 00-10 - 2 час. 20 мин.;
- с 14.10.2018 с 21-30 по 15.10.2018 до 09-40 - 12 час. 00 мин.;
- с 16.10.2018 с 16-00 по 16.10.2018 до 17-30 - 1 час. 30 мин.;
- с 18.10.2018 с 05-45 по 18.10.2018 до 16-20 - 10 час. 35 мин.;
- с 20.10.2018 с 14-30 по 20.10.2018 до 20-15 - 5 час. 45 мин.;
- с 21.10.2018 с 23-50 по 22.10.2018 до 17-20 - 17 час. 30 мин.;
- с 24.10.2018 с 03-35 по 24.10.2018 до 19-00 - 15 час. 25 мин.;
- с 25.10.2018 с 14-30 по 25.10.2018 до 22-00 - 7 час. 30 мин.;
- с 28.10.2018 с 04-40 по 28.10.2018 до 02-30 - 1 час. 50 мин.;
- с 29.10.2018 с 16-30 по 29.10.2018 до 23-00 - 6 час. 30 мин.;
- с 30.10.2018 с 17-30 по 30.10.2018 до 20-00 - 2 час. 30 мин.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истец не обеспечивал ответчика даже тем максимальным количеством вагонов, которые мог подавать единовременной группой в количестве 13-ти цистерн (пункт 8 Договора N 266/2).
В нарушение статей 9,65 АПК РФ истец не представил доказательств, указывающих на то, что он не имел возможности подавать ответчику вагоны единовременной группой на каждый из 6-ти выставочных путей ООО "НМТ" по причинам, зависящим от ответчика.
О существовании каких-либо технологических ограничений для подачи вагонов одновременно на все 6 (шесть) выставочных путей ООО "НМТ" истец ответчику не сообщал.
Количество вагонов, которое истец в реальности подавал ответчику, как правило, не обеспечивало полноценную работу фронта выгрузки на подъездных путях необщего пользования ООО "КТТ", эксплуатируемых ответчиком.
Таким образом, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что представленные истцом акты общей формы и памятки приемосдатчика не доказывают, что задержка вагонов на ж/д путях станции Новороссийск в ожидании подачи под выгрузку происходила по причинам, зависящим от ответчика.
Доводы жалобы об обратном не принимаются апелляционным судом.
Доводы жалобы об обратном основаны на неверном понимании норм материального права апеллянтом и противоречат материалам дела. Апеллянт фактически повторил доводы иска, никак не опровергая установленный судом первой инстанции факт отражения в накладных иной причины задержки вагонов.
Требование о взыскании процентов является дополнительным обязательством, и следует судьбе основного обязательства, и не может быть удовлетворено при констатации отсутствия задолженности.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2020 по делу N А32-48752/2019 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48752/2019
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги - филиала "РЖД"
Ответчик: ООО Трансбункер-Новороссийск