г. Воронеж |
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А64-7763/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М., судей Маховой Е.В.,
Ореховой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Офицеровой А.В.,
при участии:
от Управления по регулированию тарифов Тамбовской области: до перерыва: Киреевой М.А., представителя по доверенности N 01-34/02 от 11.01.2021, паспорт РФ, после перерыва: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации города Котовска Тамбовской области: до перерыва: Чемеркиной О.В., представителя по доверенности N 1 от 05.11.2020, паспорт РФ, после перерыва: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Котовская ТЭЦ": до и после перерыва: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Котовская ТЭЦ" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.08.2020 по делу N А64-7763/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Котовская ТЭЦ" (ОГРН 1136820001174, ИНН 6825005970) к Управлению по регулированию тарифов Тамбовской области (ОГРН 1106829008274, ИНН 6829071170) об установлении размера компенсации,
третье лицо: Администрация города Котовска Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Котовская ТЭЦ" (далее - ООО "Котовская ТЭЦ", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Управлению по регулированию тарифов Тамбовской области (далее - УРТ области, ответчик) об определении размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с продолжением эксплуатации источников тепловой энергии (паровых котлов ст.N 4, N 5 и паровой турбины ст.N 4) по требованию Администрации города Котовска Тамбовской области, за период с 01.06.2015 по 31.05.2018 в сумме (с учетом уточнения) 377 832 885,20 руб. с ежеквартальной разбивкой:
- июнь 2015 года - 7 045 137,60 руб.;
- 3 квартал 2015 года - 18 189 485,75 руб.;
- 4 квартал 2015 года - 26 870 698,75 руб.;
- 1 квартал 2016 года - 25 428 351,65 руб.;
- 2 квартал 2016 года - 32 367 964,03 руб.;
- 3 квартал 2016 года - 30 159 395,11 руб.;
- 4 квартал 2016 года - 46 974 692,29 руб.;
- 1 квартал 2017 года - 8 830 709,45 руб.;
- 2 квартал 2017 года - 29 519 922,45 руб.;
- 3 квартал 2017 года - 31 012 045,32 руб.;
- 4 квартал 2017 года - 35 072 288,66 руб.;
- 1 квартал 2018 года - 65 333 678,95 руб.;
- 2 квартал 2018 года - 21 028 515,20 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Котовска Тамбовской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.04.2019 определен размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков ООО "Котовская ТЭЦ", связанных с продолжением эксплуатации источников тепловой энергии за период с 01.06.2015 по 31.05.2018 в сумме 78 089 998,78 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Судебные расходы по оплате судебной экспертизы оставлены за ответчиком. С Управления по регулированию тарифов Тамбовской области в пользу ООО "Котовская ТЭЦ" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб., в пользу ЗАО "Экспертная группа "КУТРИ" взысканы расходы за производство экспертизы в размере 13 304 руб.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.04.2019 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21.02.2020 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.04.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по делу N А64-7763/2017 в части требований об определении 11 874 655 руб. 56 коп. убытков отменено и дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области. В остальной части обжалуемые судебные акты оставлены без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.03.2020 настоящее дело, принято к производству.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий ООО "Котовская ТЭЦ" Левашов Игорь Владимирович.
При новом рассмотрении дела истец просил суд определить величину компенсации убытков за период с 01.10.2017 по 31.05.2018 в сумме 121 434 482,81 рублей.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.08.2020 в удовлетворении исковых требований в сумме 11 874 655,56 рублей отказано. В части требований в размере 109 559 827,25 рублей производство по делу прекращено.
Не согласившись с указанным решением и ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Котовская ТЭЦ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить.
Представитель УРТ области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Администрация города Котовска Тамбовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ООО "Котовская ТЭЦ" не явился.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения ООО "Котовская ТЭЦ", о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание проходило посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 27.01.2021 до 03.02.2021.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (часть 1 статьи 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывы на жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает, что решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Администрации города Котовска от 18.07.2014 N 1417 "Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа города Котовск Тамбовской области на период 2014-2029 годы" ООО "Котовская ТЭЦ" определена в качестве единой теплоснабжающей организации на территории городского округа, которая является производителем и поставщиком тепловой и электрической энергии в городе Котовске Тамбовской области.
В рассматриваемый период ООО "Котовская ТЭЦ" осуществляло эксплуатацию оборудования Котовской ТЭЦ, функционирующей в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии установленной электрической мощностью 80 МВт.
ООО "Котовская ТЭЦ" являлось собственником магистральных и квартальных сетей протяженностью 55,693 км, в муниципальной собственности находились подводящие сети от квартальных сетей до конечных потребителей общей протяженностью 25,290 км.
В связи с неэффективностью работы энергетического оборудования ООО "Котовская ТЭЦ" принято решение о выводе с 01.06.2015 из эксплуатации энергетического оборудования, расположенного по адресу: Тамбовская область, г.Котовск, Железнодорожный проезд, д.8, а именно: паровых котлов N 4, 5 типа БКЗ-320-140 ГМ и паровой турбины ст.N 4 типа ПТ-80/100-130/13, о чем орган местного самоуправления уведомлен письмом от 16.09.2014 N ВН-555/486 (л.д. 41 т.1).
Указав в письме от 25.03.2014 N 01.01-18/3726 на то, что вывод данных источников тепловой энергии из эксплуатации с 01.06.2015 приведет к угрозе возникновения дефицита тепловой энергии для теплоснабжения потребителей в городе Котовске, Администрация города Котовска Тамбовской области, согласовала вывод вышеперечисленного энергетического оборудования из эксплуатации только с 01.06.2018 (л.д. 45 т.1).
Таким образом, действия ООО "Котовская ТЭЦ" по выводу из эксплуатации вышеуказанного оборудования по решению Администрации г.Котовска Тамбовской области приостановлены сроком на 3 года.
Заключением ОАО "СО ЕЭС" также признано необходимым приостановление на 3 года вывода из эксплуатации турбоагрегата N 4 Котовской ТЭЦ-2 в связи с наличием угрозы возникновения дефицита теплоснабжения населения (приложение к письму от 22.10.2014 N Б41-1-2-19-13341) (л.д.59-60 т.1).
Приказом Минэнерго России от 26.02.2015 N 94 ООО "Котовская ТЭЦ" согласован вывод из эксплуатации турбоагрегата N 4 Котовской ТЭЦ-2 с 06.03.2017 (л.д.16 т.200).
С учетом вышеизложенного, на основании п.19 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889, теплоснабжающей организацией в адрес УРТ области направлен на согласование расчет компенсации некомпенсируемых финансовых убытков эксплуатации Котовской ТЭЦ (л.д.46 т.1).
УРТ области проведен анализ представленного ООО "Котовская ТЭЦ" расчета некомпенсируемых финансовых убытков за май-сентябрь 2017 года, исключены экономически необоснованные расходы и до администрации г.Котовска доведена информация о плановом размере компенсации - 27,351 млн.руб. (письмо от 24.04.2017 N 03-15/593). Соответствующая информация также направлена в администрацию области письмом от 20.04.2017 N 03-14/576.
21.08.2017 Администрацией города Котовска Тамбовской области и ООО "Котовская ТЭЦ" заключено Соглашение о порядке выплаты компенсации ООО "Котовская ТЭЦ" некомпенсируемых финансовых убытков в результате вывода из эксплуатации источников тепловой энергии, согласно которому администрация обязуется выплатить обществу денежные средства в счет компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, обусловленных приостановлением по требованию Администрации города Котовска эксплуатации обществом энергетического оборудования, с помощью которого будет осуществляться выработка тепловой энергии для горячего водоснабжения потребителей города Котовска в период с 30.04.2017 по 30.09.2017.
Величина компенсации за период с 30.04.2017 по 30.09.2017 определена в разделе 2 Соглашения в размере 27 378 400 руб. (л.д.85-87 т.1).
Платежными поручениями N 603728 от 30.08.2017, N 603730 от 30.08.2017, N 126045 от 30.10.2017, N 126044 от 30.10.2017 Администрацией города Котовска Тамбовской области исполнены обязательства по соглашению на сумму 25 732 380 руб. с учетом фактически понесенных и документально подтвержденных некомпенсируемых финансовых убытков.
Письмами от 26.06.2017 N 01.01-18/2521 и от 18.08.2017 N 01.01-18/3307 Администрация города Котовска Тамбовской области уведомила ООО "Котовская ТЭЦ" о проводимых работах по строительству 6 блочно-модульных котельных на территории города, указав на то, что дата вывода из эксплуатации, установленная администрацией города - 01.06.2018, в соответствии с п.16 постановления Правительства РФ от 06.09.2012 N889 является предельной, до которой должны быть выполнены работы по устранению образующегося дефицита тепловой энергии.
На основании Соглашения N 1/17 о передаче имущества в счет погашения задолженности (соглашение об отступном) от 20.12.2017, заключенного ООО "Котовская ТЭЦ" и ТОГУП "Водное и газовое хозяйство", переданы квартальные сети теплоснабжения города Котовска протяженностью 21 607 м., принадлежащие ООО "Котовская ТЭЦ" на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав недвижимости 18.01.2017 сделана запись регистрации 68:25:0000000:711-68/012/2017-1.
Также переданы в собственность Тамбовской области, в частности, участок магистрального трубопровода системы отопления и горячего водоснабжения, а также зданий ЦТП-1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Указанное Соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке.
Администрация города Котовска Тамбовской области, получив в муниципальную собственность квартальные тепловые сети и центральные тепловые пункты города, передала их по концессионному соглашению ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" (концессионер), в соответствии с которым общество обязано осуществлять горячее водоснабжение потребителей города.
Ввиду отсутствия у концессионера установленного тарифа на данный регулируемый вид деятельности, ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" (арендодатель) и ООО "Котовская ТЭЦ" (арендатор) заключен договор аренды имущества N 06/17-891-1- 001345 от 11.05.2017, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду имущество - объекты инженерной инфраструктуры города Котовска Тамбовской области, а также оборудование для оказания потребителям города Котовска Тамбовской области услуг горячего водоснабжения сроком с 11.05.2017 по 30.09.2017.
Соглашением от 23.08.2017 договор аренды имущества N 06117-891-1-001345 от 11.05.2017 расторгнут с 04.09.2017.
Приказом УРТ области от 05.10.2017 N 70-т утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" потребителям г.Котовска на 2017-2020 годы.
Письмом от 21.08.2017 N 01.01-18/3346 Администрация города Котовска Тамбовской области обратилось в ООО "Котовская ТЭЦ" с просьбой о прекращении с 04.09.2017 отпуска тепловой энергии в виде горячей воды для городских потребителей.
Постановлением Администрации города Котовска Тамбовской области от 23.08.2017 N 1246 ООО "Котовская ТЭЦ" признано утратившим статус единой теплоснабжающей организации города Котовска, вместе с тем, в соответствии с п.3 названного постановления общество исполняло функции единой теплоснабжающей организации города Котовска до присвоения в установленном порядке указанного статуса другой теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации.
Письмом от 06.09.2017 N АА-01.02/1746 ООО "Котовская ТЭЦ" вновь обратилось в Управление с требованием о согласовании размера компенсации некомпенсируемых убытков. В данном письме общество сослалось на письмо Минэнерго России N ВК784/10 от 02.02.2015, а также направило на согласование расчеты по компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, полученных ООО "Котовская ТЭЦ" от осуществления регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения, за период с 01.06.2015 по 31.05.2018 в размере 433,9 млн. руб. с приложением обосновывающей документации.
Письмом от 06.10.2017 N 03-16/1694 Управление сообщило о рассмотрении обращения ООО "Котовская ТЭЦ" от 06.09.2017 и об отказе в согласовании указанного размера компенсации.
В данном письме, в числе прочего, Управление ссылалось на то, что размер убытков общества за период с 30.04.2017 по 30.09.2017 уже определен в Соглашении о порядке выплаты компенсации от 21.08.2017 и компенсируется в установленном порядке.
Ссылаясь на возникновение у ООО "Котовская ТЭЦ" в связи с приостановлением вывода из эксплуатации энергетического оборудования убытков, подлежащих компенсации и невозможность согласования их размера в порядке, предусмотренном действующим законодательством, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При новом рассмотрении дела, разрешая спор по существу, суд первой инстанции отказывая в удовлетворении исковых требований в сумме 11 874 655,56 рублей, правомерно исходил из следующего.
Статьей 21 Федерального закона РФ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) предусмотрена возможность и определена процедура вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
Согласно п.4 ст.21 Федерального закона N 190-ФЗ, собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.
В соответствии с п. 5 ст. 21 Федерального закона N 190-ФЗ, орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 3 и 5 ст.21 указанного Федерального закона порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей, а также порядок компенсации некомпенсируемых финансовых убытков устанавливается Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 N 889 (в ред. от 16.08.2014 на момент возникновения правоотношений сторон) (далее - Правила вывода из эксплуатации источников тепловой энергии N889, Правила N889) в соответствии с положениями настоящей статьи, с особенностями, установленными для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.12 настоящего Федерального закона, и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.
В соответствии с пп. "в" п.2 Правил вывода из эксплуатации источников тепловой энергии N 889 "вывод из эксплуатации" - окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года.
В силу п.19 Правил в случае, если продолжение эксплуатации объектов по требованию органа местного самоуправления ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена компенсация в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, в период с 01.10.2017 по 31.05.2018 производство тепловой энергии ООО "Котовская ТЭЦ" в целях поставки потребителям не осуществлялось, что подтверждается заключением судебной экспертизы, из которой следует, что ООО "Котовская ТЭЦ" не осуществляло реализацию тепловой энергии потребителям, начиная с 01.10.2017, и у ООО "Котовская ТЭЦ" не было выручки от реализации тепловой энергии потребителям.
ТЭЦ производило тепловую энергию исключительно для удовлетворения собственных хозяйственных нужд. Все потребители ООО "Котовская ТЭЦ" были присоединены к другим источникам тепловой энергии.
ООО "Котовская ТЭЦ" в период с 01.10.2017 по 31.05.2018 не продавало тепловую энергию потребителям; для нее не были утверждены тарифы на поставку тепловой энергии потребителям, договоры с потребителями не были пролонгированы (л.д.38, том 205).
При этом в период с 07.09.2017 в г. Котовске были введены в действие 6 новых модульных котельных и потребность в поставке тепловой энергии истцом отсутствовала, о чем он заблаговременно был поставлен в известность Администрацией города Котовска, что подтверждается письмами от 26.06.2017 N 01.01-18/2521 и от 18.08.2017 N 01.01- 18/3307 (л.д.6-7, том 195), от 21.08.2017 N 01.01-18/3346.
Постановления Администрации г. Котовска Тамбовской области от 23.08.2017 N 1246 ООО "Котовская ТЭЦ" было лишено статуса единой теплоснабжающей организации.
У ООО "Котовская ТЭЦ" отсутствовали теплосетевые объекты за исключением участка магистральной тепловой сети и осуществлен технологический разрыв на сетях, принадлежащих третьему лицу, что подтверждается актами о технологическом разрыве N 1-3 от 08.09.2017 (л.д.80-85, том 204), и вследствие чего поставка тепловой энергии не представлялась возможной.
Представленный ООО "Котовская ТЭЦ" акт от 05.07.2018 N Б/Н, которым истец подтверждает создание видимого разрыва между участками теплосети общества и городскими тепловыми сетями, не опровергает наличие технологического разрыва сетей, принадлежащих третьему лицу в сентябре 2017 года, а лишь констатирует наличие разрыва на момент актирования в июле 2018 года (л.д.72-76 т.224).
Кроме того, Администрация города Котовска в письме от 18.10.2017 N 01.01- 18/4266 (л.д.8, том 195) указала на наличие у ООО "Котовская ТЭЦ" права досрочного вывода из эксплуатации энергооборудования в связи со строительством и вводом в эксплуатацию в сентябре 2017 года 6-ти блочно-модульных котельных, что позволило досрочно восполнить дефицит тепловой энергии для потребителей города.
Таким образом, из указанных письменных доказательств следует, что в период с 01.10.2017 по 31.05.2018 Администрация города Котовска требований об эксплуатации оборудования котельной ООО "Котовская ТЭЦ" для осуществления выработки и поставки тепловой энергии потребителям не предъявляла.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе, в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Пунктом 19 Правил N 889 установлен единственный способ определения размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков как разницы между экономически обоснованными фактически понесенными расходами, отнесенными регулируемой организацией на соответствующий вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, субсидиями (компенсациями), выплачиваемыми регулируемой организации из бюджетов всех уровней, и выручкой от реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по тарифам (ценам), установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Определением суда от 14.04.2017 по ходатайству ответчика по настоящему делу назначалась комплексная экспертиза, производство которой было поручено ЗАО "Экспертная группа "КУТРИ" (л.д. 7-118, т. 205).
Согласно заключению финансово-экономической экспертизы (л.д.25-31 т.205) по первому вопросу, экспертами сделан вывод, что в бухгалтерском учете ООО "Котовская ТЭЦ" невозможно выделить затраты на содержание (эксплуатацию) паровой турбины и 2-х паровых котлов БКЗ-320/140 из общих затрат, относимых на вид производства - "Комбинированная выработка энергии" и затраты на содержание (эксплуатацию) отдельных видов оборудования при формировании себестоимости готовой продукции, в связи с чем, определить экономически обоснованную величину затрат на содержание вышеназванного оборудования на основании данных бухгалтерского учета ООО "Котовская ТЭЦ" невозможно.
По расчетам экспертов финансовые потери ООО "Котовская ТЭЦ", обусловленные сверхнормативными потерями тепловой энергии за период с 01.06.2015 по 31.05.2018, составили 47 320 298,02 руб. (по второму вопросу).
Величина экономически обоснованных фактически понесенных расходов ООО "Котовская ТЭЦ" за указанный период составила 446 803 075,75 руб., выручки - 342 980 696,97 руб. (по третьему и четвертому вопросам).
По пятому и шестому вопросу экспертами установлено: размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, равно как и разницу между экономически обоснованными фактически понесенными расходами, отнесенными на деятельность по теплоснабжению и выручкой от реализации тепловой энергии (мощности) и от оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по тарифам (ценам), установленным Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области в сфере теплоснабжения за период с 01.06.2015 по 31.05.2018 составляет 103 822 378,78 руб. (с поквартальной разбивкой: июнь 2015 г. - (- 4 021 850,92) руб., 3 квартал 2015 г. - (-14 762 312,85) руб., 4 квартал 2015 г. - (- 987 439,21) руб., 1 квартал 2016 г. - (- 8 893 584,80) руб., 2 квартал 2016 г. - (- 18 635 506,72) руб., 3 квартал 2016 г. - (- 26 851 801,24) руб., 4 квартал 2016 г. - 5 910 505,38 руб., 1 квартал 2017 г. - 9 501 284,95 руб., 2 квартал 2017 г. - (- 8 731 052,12) руб., 3 квартал 2017 г. - (-17 410 312,30) руб., 4 квартал 2017 г. - (- 8 969 880,81) руб., 1 квартал 2018 г. - (-7 895 598,26) руб., 2 квартал 2018 г. - (- 2 074 829,90) руб.).
Расчет размера некомпенсируемых финансовых убытков произведен экспертами с применением тарифов, утвержденных Приказами Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 17.12.2014 N 202-т, от 17.12.2014 N 202/1-т, от 16.12.2015 N 224-т, от 16.12.2015 N 225-т, от 15.12.2016 N 198-т, от 15.12.2016 N 199-т.
Ввиду возникновения у сторон неясностей и уточняющих вопросов, в судебном заседании 29.01.2019 в порядке ч.3 ст.86 АПК РФ экспертами ЗАО "Экспертная группа "КУТРИ" Бутаковой Н.О. и Магдановым Р.С. даны пояснения относительно экспертного исследования, судом приобщены к материалам дела письменные пояснения экспертов (л.д.110-127 т.209, л.д.99-106 т.210, л.д. 42-63 т.212).
В пункте 117 Методических указаний для целей расчета тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания) указано, что при комплексном теплоснабжении, когда производство, передача и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя производится одним юридическим лицом (регулируемой организацией), расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя учитывают стоимость производства тепловой энергии (мощности) источниками тепловой энергии такой регулируемой организации, определяемую по расчетной величине тарифа на тепловую энергию (мощность), отпускаемой от источников тепловой энергии, в соответствии с главой IX.I настоящих Методических указаний.
Согласно п. 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), при определении фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Таким образом, на основании положений пункта 117 Методических указаний и пункта 31 Основ ценообразования, при определении экономически обоснованных фактических расходов исключены расходы ООО "Котовская ТЭЦ" на производство тепловой энергии в объеме сверхнормативных потерь исходя из стоимости их производства.
На основании пунктов 18 и 19 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 в рамках проведенной экспертизы учтены все экономически обоснованные расходы ООО "Котовская ТЭЦ", относящиеся на деятельность по теплоснабжению за период с 01.06.2015 по 31.05.2018. В том числе, экспертами определены экономически обоснованные и фактически понесенные ООО "Котовская ТЭЦ" расходы, относящиеся на деятельность по производству и передаче тепловой энергии, за период с 01.10.2017 по 31.05.2018, в размере 18 935 790,65 руб. (стр. 107-108 экспертного заключения, таблицы 37-38, л.д.113- 114 т.205).
Сумма затрат, не относящаяся на деятельность по теплоснабжению, за период с 01.10.2017 по 31.05.2018, по расчету экспертов, составила 124 238 116,13 руб. и не была учтена в качестве экономически обоснованных расходов ООО "Котовская ТЭЦ", относящихся на деятельность по теплоснабжению.
Общая сумма затрат за период с 01.10.2017 по 31.05.2018, отнесенная ООО "Котовская ТЭЦ" на деятельность по теплоснабжению, согласно документам бухгалтерского и управленческого учета ООО "Котовская ТЭЦ", предоставленным экспертам в рамках судебного дела, составляет 143 173 906,78 руб., что меньше указанной в ходатайстве истца от 24.12.2018 суммы в размере 164 918 305 руб.
На стр. 28-30 экспертного заключения (л.д. 34-36 т.205) отражено, что в бухгалтерском учете ООО "Котовская ТЭЦ" невозможно выделить затраты на эксплуатацию отдельных видов оборудования, участвующего в производстве тепловой энергии (в том числе и на котлы КВГМ-6,5). Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области тарифы на производство тепловой энергии для горячего водоснабжения потребителей для ООО "Котовская ТЭЦ" в период с 01.06.2015 по 31.05.2018 не устанавливались. Соответственно, не представляется возможным определить финансовый результат исключительно от осуществления деятельности по производству тепловой энергии для горячего водоснабжения потребителей.
Суд первой инстанции отметил, что в рамках проведенной экспертизы учтены как все доходы от деятельности по теплоснабжению (включая компенсацию убытков в размере 25 732 380 руб.), так и все экономически обоснованные расходы ООО "Котовская ТЭЦ", относящиеся на деятельность по теплоснабжению, за период с 01.06.2015 по 31.05.2018.
В соответствии с пунктом 103 Методических указаний распределение косвенных расходов между производством тепловой и электрической энергии осуществляется органом регулирования одним из способов по предложению регулируемой организации: пропорционально полезному отпуску (или выработке) электрической и тепловой энергии; пропорционально расходам условного топлива; в соответствии с учетной политикой регулируемой организации.
Экспертами отмечено, что в период с 01.10.2017 по 31.05.2018 у ООО "Котовская ТЭЦ" отсутствовал полезный отпуск тепловой энергии, отсутствовал расход топлива на отпуск тепловой энергии потребителям; а в учетной политике ООО "Котовская ТЭЦ" не был установлен порядок деления затрат, соответствующий принципам определения экономически обоснованных затрат по регулируемым видам деятельности (стр. 91-104 экспертного заключения, л.д.97-110 т.205).
Таким образом, как верно отметил суд области, на основании положений пункта 103 Методических указаний, отсутствовала возможность распределения косвенных расходов.
В составе вопросов, поставленных судом перед экспертами в определении от 17.04.2018, были также сформулированы вопросы финансово-экономической экспертизы, основный смысл которых состоял в определении экономически обоснованных фактически понесенных расходов ООО "Котовская ТЭЦ", относящихся на деятельность по теплоснабжению, за период с 01.06.2015 по 31.05.2018, и соответственно в определении размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков ООО "Котовская ТЭЦ", связанных с продолжением эксплуатации объектов теплоснабжения по письму Администрации г. Котовска (исх. 01.01-18/3726 от 25.09.2014) с учетом требования пункта 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей".
В рассматриваемый период ООО "Котовская ТЭЦ" осуществляло выработку энергии для обеспечения работы паровых котлов. В период работы котлов БКЗ отсутствовала техническая необходимость перехода на отопление зданий от водогрейных котлов типа КВГ-7,56. Расчет затрат на топливо с использованием котлов типа КВГ-7,56 выполнен экспертами с целью корректного определения минимально необходимых экономически обоснованных затрат ООО "Котовская ТЭЦ" в период с 01.10.2017 по 31.05.2018, относимых на деятельность по теплоснабжению, в условиях физического разрыва тепловой сети и невозможности оперативного (с помощью действий оперативного персонала) подключения Котовской ТЭЦ к тепловой сети при возникновении аварий на других источниках теплоснабжения.
Управление по регулированию тарифов расходы в общей сумме 11 874 655,56 руб. квалифицировало как экономически необоснованны.
К указанным расходам относятся: условно-постоянные затраты в размере 10 024 164 рублей, которые отнесены на производство тепловой энергии в доле от общих условно-постоянных затрат, равной 8,1% (стр.106 экспертного заключения, т. 205), в том числе:
в 4 квартале 2017 г. - 4 503 649,35 руб.,
в 1 квартале 2018 г. - 3 761 282,84 руб.,
в апреле-мае 2018 г. - 1 759 231,80 руб.;
- затраты на технологическое топливо (природный газ) в сумме 1023806,66 руб., в том числе:
в 4 квартале 2017 г. - 401 395,03 руб.,
в 1 квартале 2018 г. - 567 755,12 руб.,
в апреле 2018 г. - 54 656,51 руб. (стр.105 экспертного заключения т.205);
- прочие расходы на содержание теплоэнергетического оборудования в сумме 826684,90 руб., в том числе:
в 4 квартале 2017 г. - 234 197,06 руб.,
в 1 квартале 2018 г. - 33 1546,25 руб.,
в апреле-мае 2018 г. - 260 941,59 руб. (стр.106 экспертного заключения, том 205).
Как верно отметил суд первой инстанции, выводы экспертов о необходимости учесть данные расходы при расчете компенсации опровергаются следующими обстоятельствами.
В период с 01.10.2017 по 31.05.2018 включительно, ООО "Котовская ТЭЦ" теплоснабжение потребителей не осуществляло, услуг по поддержанию резервной тепловой мощности также не оказывало.
Котовская ТЭЦ-2 была исключена из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2018 год.
Из анализа документов, представленных истцом для проведения исследования, экспертами выявлено отсутствие реализации тепловой энергии потребителям, что подтверждается отчетом по форме 46-ТЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей" за 4 квартал 2017 г., данными бухгалтерского учета ООО "Котовская ТЭЦ" об отсутствии выручки по счету 90 "Продажи" (стр.28, 32 экспертного заключения том 205).
Согласно отчетам "Основные технико-экономические показатели ТЭЦ ООО "Котовская ТЭЦ" за 4 квартал 2017 г. и январь-май 2018 г. ТЭЦ производила тепловую энергию исключительно для удовлетворения собственных хозяйственных нужд (стр.32 экспертного заключения том 205).
Работа Котовской ТЭЦ-2 в качестве резервного источника тепловой энергии также была невозможна, что подтверждается представленными третьим лицом актами о физическом разрыве между трубопроводами ООО "Котовская ТЭЦ" и ООО "Компьюлинк инфраструктура ТО" (л.д. 71-85 том 204).
Поэтому магистральная тепловая сеть ООО "Котовская ТЭЦ" не является смежной с котельными и тепловыми сетями ООО "Компьюлинк инфраструктура ТО". Истец не располагал технической возможностью в установленные сроки обеспечить замещение тепловой энергии от своего источника.
Кроме того, обратившись в Администрацию г. Котовска за согласованием вывода из эксплуатации магистральной тепловой сети, истец указал на отсутствие подключенных к данной сети потребителей, что подтверждается письмом от 15.08.2018 N АА-01.02/1212 (л.д. 74 том 204).
Условно-постоянные затраты (по счетам 20, 23, 25 и 26 по видам производства "Выработка электроэнергии", "Комбинированная выработка энергии", "Обессоленная вода", "Умягченная вода") в доле, равной 8,1% также являются экономически необоснованными.
Доля условно-постоянных затрат 8,1% экспертами была определена следующим образом. Котовская ТЭЦ-2 производила тепловую энергию в режиме комбинированной выработки с электрической энергией.
Эксперты использовали следующий алгоритм: 80 МВт - максимальная установленная электрическая мощность Котовской ТЭЦ-2; 6,0613 Гкал/ч или 7,049 МВт - максимальная договорная нагрузка абонентов, не расторгнувших договор с ООО "Котовская ТЭЦ", исходя из представленного истцом реестра договоров (том 205, стр.32 экспертного заключения); складывая максимальные величины оставшейся договорной нагрузки по тепловому потреблению и электрической мощности, эксперты получили величину 7,049+80=87,049 МВт.
Разделив тепловую нагрузку на суммарную максимальную мощность, экспертная организация вывела исходный процент распределения условно-постоянных затрат, равный 8,1% (7,049/(7,049+80)* 100%).
Фактически, тепловая нагрузка потребителей составила 0 Гкал или 0 МВт., поскольку тепловую энергию ООО "Котовская ТЭЦ" не поставляло. Начиная с октября 2017 года, договоры теплоснабжения с потребителями заключила другая единая теплоснабжающая организация - ООО "Компьюлинк инфраструктура ТО", что соответствует части 2 статьи 13, части 2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и пункту 12 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации.
Представленный ООО "Котовская ТЭЦ" реестр договоров с потребителями не подтверждает исполнение обязанностей по теплоснабжению потребителей.
Услуг по поддержанию резервной тепловой мощности истец также не оказывал. Согласно части 3 статьи 13, статье 16 Федерального закона "О теплоснабжении" резервирование мощности осуществляется в отношении потребителей, которые не потребляют тепловую энергию, но не отсоединили принадлежащие им теплопотребляющие установки от тепловой сети в целях сохранения возможности возобновить потребление тепловой энергии при возникновении такой необходимости.
В рассматриваемом случае, наличие таких потребителей истцом не доказано.
По смыслу пункта 113 и раздела XIII Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации обязанность поддерживать резервную тепловую мощность в системе теплоснабжения несет единая теплоснабжающая организация.
Услуги по поддержанию резервной тепловой мощности предоставляются на основании соответствующего договора (соглашения) по ценам, определенным соглашением сторон договора.
Для социально значимых категорий потребителей плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности регулируется государством, в порядке, предусмотренном разделом VI Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
Вместе с тем, истец не обращался в Управление за установлением платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности, оказываемые физическим лицам, исполнителям коммунальных услуг, бюджетным и казенным учреждениям и другим социально значимым потребителям, перечень которых определен в пункте 115 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области, что с 01.10.2017 ООО "Котовская ТЭЦ" фактически прекратило осуществлять деятельность, связанную с поставкой тепловой энергии и теплоносителя потребителям, а эксплуатировало ТЭЦ-2 с целью выработки и продажи электрической энергии на оптовом рынке электроэнергии.
При повторном рассмотрении требований (за период с 01.10.2017 по 31.05.2018 в размере 11 874 655,56 руб.) истец просил определить величину компенсации убытков за период с 01.10.2017 по 31.05.2018 в размере 121 434 482,81 руб., основываясь на первоначально заявленных основаниях.
Учитывая тождество предмета и основания, суд сделал вывод о том, что при первоначальном разрешении спора данные требования рассматривались судом и решение об отказе в удовлетворении требований в указанной части вступило в законную силу.
Согласно п.2 ч.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда.
Прекращение производства по делу в данной части не нарушает имущественных прав истца, так как суд отказал в удовлетворении требований об определении размера компенсации за период с 01.10.2017 по 31.05.2018 независимо от размера заявленных требований, не признав за ним право на компенсацию в указанный период.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в части определения размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в размере 11 874 655,56 руб.
Оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушение процедуры оформления уведомления, на которые ссылается заявитель жалобы, не опровергает факта такого уведомления и его обоснованности. Пояснения истца о принимаемых органами местного управления актах также не подтверждают наличие законодательно установленных обязательных требований к форме согласования.
Довод апелляционной жалобы относительно однократности принятия решения о согласовании вывода из эксплуатации генерирующего оборудования и недопустимости пересмотра сроков вывода не следует из содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 и не может являться основанием для отмены решения суда, так как, согласно указаниям суда кассационной инстанции, суд первой инстанции принял во внимание имеющиеся в материалах дела доказательства уведомления истца со стороны Администрации года Котовска об отсутствии потребности в работе теплоснабжающего оборудования.
Доводы заявителя жалобы о неправильном определении судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, также не могут повлиять на оценку выводов суда как правомерных, так как обстоятельство, подлежащее доказыванию, а именно, продолжительность запрета на вывод из эксплуатации источников тепловой энергии, установленного органом местного самоуправления, и уведомление истца о сроках такого запрета, было исследовано судом и ему дана оценка с учетом прямых доказательств (писем) и совокупности косвенных (отсутствие дефицита тепловой энергии, статуса ТСО, договоров с потребителями, наличие физического разрыва и т.д.).
В связи с тем, что судом было отказано в удовлетворении компенсации расходов за период с 01.10.2017 по 31.05.2018 за отсутствием оснований к возмещению, довод об отклонении ходатайства о назначении экспертизы для расчета размера компенсации не может быть признан состоятельным.
Иных доводов, основанных на имеющихся в деле доказательствах и свидетельствующих о неправомерности выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. согласно статье 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.08.2020 по делу N А64-7763/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Котовская ТЭЦ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7763/2017
Истец: ООО "Котовская ТЭЦ"
Ответчик: Управление по регулированию тарифов Тамбовской области
Третье лицо: Администрация г.Котовска, АО "Системный оператор Единой энергетической системы", АО Филиал "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистемами Липецкой и Тамбовской областей", ЗАО "Экспертная группа "КУТРИ", ООО "Рандеву", Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тамбовской области
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3705/19
28.08.2020 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7763/17
21.02.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5260/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5260/19
02.08.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3705/19
15.04.2019 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7763/17