г. Пермь |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А71-8017/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Дельта-Строй"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 30 ноября 2020 года
по делу N А71-8017/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дельта-Строй" (ОГРН 1125902003589, ИНН 5902888746)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485)
о признании решения, предписания незаконными в части,
при участии в деле в качестве третьих лиц, без самостоятельных требований, Администрации муниципального образования "Город Ижевск", Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 20",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дельта-Строй" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республики (далее - антимонопольный орган, Управление) от 10.06.2020 по делу N 018/01/16-678/2019. Заявление принято судом к производству с присвоением делу N А71-8017/2020.
ООО "Дельта-Строй" также обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению о признании незаконным и отмене решения от 10.06.2020 по делу N 018/01/16-678/2019. Определением суда от 31.08.2020 заявление принято судом к производству с присвоением делу N А71-10072/2020.
На основании части 2.1 статьи 130 АПК РФ определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.08.2020 по делу N А71-10072/2020, дела N N А71-8017/2020 и А71-10072/2020 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А71-8017/2020.
Судом принято ходатайство ООО "Дельта-Строй" об уточнении предмета заявленных требований, в соответствии с которым просит признать незаконным и отменить решение и предписание Управления от 10.06.2020 по делу N 018/01/16-678/2019 в части, касающейся ООО "Дельта-Строй".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что при заключении договора на выполнение работ по строительству детского сада ООО "Дельта-Строй" действовало в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N223-ФЗ). Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ) осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком. Поэтому обязанность заключить контракт с соблюдением установленных законодательством процедур в первую очередь возлагается именно на заказчика, который будет оплачивать эти услуги за счет бюджетных средств. Соответственно, ответственности за соблюдение процедур, установленных федеральным законодательством о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях надлежащего оформления правоотношений по расходованию бюджетных средств, Подрядчик не несет. В действиях заявителя не имеется признаков недобросовестности; заявитель не извлекал какие-то преимущества при выполнении работ, таким образом, в рассматриваемом случае нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в действиях ООО "Дельта-Строй" отсутствует. Предложение на выполнения комплекса работ по строительству детского сада поступило в адрес ООО "Дельта-Строй" от МАДОУ "Детский сад N 20", в ответ на которое направлено в адрес МАДОУ "Детский сад N 20" коммерческое предложение о возможности выполнить данные работы по цене 150 000 000 рублей, кроме того ООО "Дельта-Строй" располагает сведениями, что запрос предложений также поступал в иные строительные организации; также в материалах дела имеется Положение о закупках товаров работ, услуг, для нужд автономного учреждения, утвержденное 19.12.2013 и пояснения МАДОУ "Детский сад N 20". Поскольку решение антимонопольного органа в части признания ООО "Дельта-Строй" нарушившим статью 16 Федерального закона "О защите конкуренции" приводит к привлечению ООО "Дельта-Строй" к административной ответственности по статье 14.32 КоАП РФ, которая подразумевает назначение административного штрафа, то данное решение приведет к нарушению прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, поскольку нанесет значительный ущерб финансово-хозяйственной деятельности общества.
Антимонопольный орган с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу; решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации г. Ижевска от 19.12.2013 N 1565 МАДОУ "Детский сад N 20" определено в качестве застройщика по строительству здания детского сада в Ленинском районе г. Ижевска на 220 мест по ул. Баранова, 70 в Ленинском районе г. Ижевска (далее - здание детского сада на 220 мест), МКУ г.Ижевска "Служба городского строительства" наделено полномочиями технического заказчика по строительству и оснащению здания детского сада на 220 мест.
20.12.2013 между МАДОУ "Детский сад N 20" и ООО "Дельта-Строй" заключен договор N 87/20, предметом которого определено строительство "под ключ" здания детского сада на 220 мест. Поставка оборудования общепита, мебели, медицинского оборудования, прачечного оборудования, оргтехники осуществляется Заказчиком, стоимость объекта определена в размере 150 000 тыс.руб. Срок окончания работ определен до 01.09.2015.
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 31.12.2014 N 287 предоставлена субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности автономным учреждениям, подведомственным Управлению дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевск, в перечень которых вошло МАДОУ "Детский сад N 20" с объектом: здание детского сада на 220 мест.
Дополнительным соглашением N 1 от 07.04.2015 к договору N 87/20 срок окончания работ продлен до 30.12.2016.
Дополнительным соглашением N 2 от 29.12.2016 к договору N 87/20 действие договора приостановлено на основании распоряжения Администрации г. Ижевска от 05.09.2016 N 1052 "О консервации незавершенного строительства здания детского сада на 220 мест".
Дополнительным соглашением N 3 от 08.09.2017 к договору N 87/20 на основании распоряжения Администрации г. Ижевска от 05.09.2017 N 1058 "О возобновлении строительства здания детского сада на 220 мест" действие договора возобновлено.
Дополнительным соглашением N 4 от 28.04.2017 к договору N 87/20 сумма договора увеличена до 164 455 тыс.руб. Срок окончания работ увеличен до 31.12.2018.
Дополнительным соглашением N 5 от 27.04.2018 к договору N 87/20 сумма работ увеличена до 188 734 510 руб. Пункт 1.2 Договора изложен в следующей редакции: "Подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными силами и силами привлеченных субподрядных организаций строительство (все работы и поставку инженерного и технологического оборудования, в том числе кухонного оборудования, спортивного и прачечного оборудования, медицинского оборудования, оргтехники, музыкального и хозяйственно-бытового оборудования, мебели и инвентаря, в том числе мягкого) объекта, указанного в пункте 1.1, в соответствии с условиями настоящего договора и проектно-сметной документацией, включая возможные работы, определенно в нем не упомянутые, но необходимые для полного выполнения работ по договору".
С целью предоставления субсидий на строительство объекта: здание детского сада на 220 мест между Управлением дошкольного образования г. Ижевска и МАДОУ "Детский сад N 20" заключены следующие соглашения:
25.12.2013 между Управлением дошкольного образования г. Ижевска и МАДОУ "Детский сад N 20" заключено соглашение о предоставлении бюджетных инвестиций N 1/1ц-л, согласно которому размер бюджетных инвестиций определен в размере 4000 тыс.руб.
В соответствии с соглашением от 28.11.2014 о предоставлении субсидий, заключенным между Управлением дошкольного образования г. Ижевска и МАДОУ "Детский сад N 20", общий объем целевых субсидий составляет 4010 тыс.руб., размер целевых субсидий составляет 10000 руб. Соглашением от 24.12.2015 о предоставлении субсидий, заключенным между Управлением дошкольного образования г. Ижевска и МАДОУ "Детский сад N 20", предусмотрено, что общий объем целевых субсидий составляет 4135 тыс.руб., в том числе 2014 год - 4010 тыс.руб., 2015 год - 124 700 руб.
Согласно соглашению от 11.05.2016 о предоставлении субсидий, заключенному между Управлением дошкольного образования г. Ижевска и МАДОУ "Детский сад N 20", общий объем целевых субсидий составляет 7040 тыс.руб., в том числе 2014 год - 4010 тыс.руб., 2015 год - 124 700 руб., 2016 год - 2906 тыс.руб.
Согласно дополнительного соглашения от 11.05.2016 N 2 к соглашению о предоставлении субсидий, заключенному между Управлением дошкольного образования г. Ижевска и МАДОУ "Детский сад N 20", общий объем субсидии составляет 17 723 тыс.руб., в том числе 2014 год - 4010 тыс.руб., 2015 год - 124 700 руб., 2016 год - 13 589 тыс.руб.
В соответствии с соглашением от 23.05.2017 о предоставлении субсидий, заключенным между Управлением дошкольного образования г. Ижевска и МАДОУ "Детский сад N 20", размер субсидии составляет 157 170 тыс.руб.
Согласно дополнительного соглашения от 23.05.2017 N 5 к соглашению о предоставлении субсидий, заключенному между Управлением дошкольного образования г. Ижевска и МАДОУ "Детский сад N 20", размер субсидии составляет 375 043 тыс.руб.
Соглашением от 27.04.2018 о предоставлении субсидий, заключенным между Управлением дошкольного образования г. Ижевска и МАДОУ "Детский сад N 20", предусмотрено, что размер субсидии в 2018 году составляет 191 860 тыс.руб.
Согласно дополнительного соглашения от 27.04.2018 N 2 к соглашению о предоставлении субсидий, заключенному между Управлением дошкольного образования г. Ижевска и МАДОУ "Детский сад N 20", размер субсидии в 2018 году составляет 195 240 тыс.руб.
В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 28.12.2018 N 18-RU18303000-142-2018 объект капитального строительства "Дополнительное здание МАДОУ N 20 на 220 мест по ул.Баранова, 70 в Ленинском районе г.Ижевска" введен в эксплуатацию.
01.10.2013 МАДОУ N 20 направило в адрес ООО "Дельта-Строй", ООО "РМСК", ООО "СпецСтрой" письмо N 54 с просьбой предоставить коммерческое предложение на строительство объекта "Дополнительное здание МАДОУ N 20 на 220 мест по ул.Баранова, 70 в Ленинском районе г.Ижевска".
Письмом от 22.10.2013 ООО "Дельта-Строй" сообщило МАДОУ "Детский сад N 20" о наличии возможности строительства, с ценой предложения 150 000 000 рублей.
Комиссия Удмуртского УФАС России при рассмотрении дела установила, что рынок оказания строительных услуг в Удмуртской Республике является конкурентным. В соответствии с информацией, размещенной в сети Интернет, на территории Удмуртской Республики осуществляют деятельность по строительству и реконструкции объектов не менее 30 строительных компаний, таких как: ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России", ООО "Уралдомстрой", ООО "Ремист", ООО "Капитал-Строй", ООО "Строительно-монтажное управление "ДОМ" и другие.
Удмуртским УФАС России при рассмотрении дела N 018/01/16-678/2019 составлено заключение об обстоятельствах дела N 018/01/16-678/2019 от 18.05.2020 о нарушении антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что Администрация города Ижевска наделила автономное учреждение, которое оказывает муниципальные услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования, функциями муниципального заказчика по строительству здания детского сада. При этом выполнение работ по строительному подряду не может являться муниципальной услугой.
Администрация, Детский сад и ООО "Дельта-Строй" заключили ограничивающее конкуренцию соглашение, направленное на уход от проведения процедуры торгов при строительстве спорного объекта, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства. Тем самым, в действиях указанных юридических лиц установлено нарушение требований статьи 16 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения материалов дела N 018/01/16-678/2019 10.06.2020 Удмуртским УФАС России принято решение о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с которым Администрация г. Ижевска, МАДОУ "Детский сад N 20", ООО "Дельта-Строй" признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, целью которого являлось строительство объекта: здания детского сада на 220 мест, без проведения торгов.
В пункте 2 решения указано о том, что выдать Администрации г. Ижевска, МАДОУ "Детский сад N 20", ООО "Дельта-Строй" предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В пункте 3 решения указано о том, что передать материалы дела N 018/01/16-678/2019 в отношении Администрации г. Ижевска, МАДОУ "Детский сад N 20", ООО "Дельта-Строй" уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по статье 14.32 КоАП РФ.
На основании данного решения Удмуртским УФАС России ООО "Дельта-Строй" выдано предписание по делу N 018/01/16-678/2019 от 10.06.2020, в соответствии с которым ООО "Дельта-Строй" в течение 30 дней с даты получения копии предписания предписано прекратить ограничивающее конкуренцию соглашение, факт заключения которого установлен решением по делу N 018/01/16-678/2019, и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем проведения среди должностных лиц организационных и технических мероприятий, направленных на недопущение заключения соглашения с органами государственной власти Удмуртской Республики, органами местного самоуправления Удмуртской Республики, органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов при заключении договоров на выполнение работ, оказание услуг, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (пункт 2 предписания).
Несогласие заявителя с решением и предписанием в части, касающейся ООО "Дельта-Строй", послужило основанием для их обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение, не установил оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Статьей 16 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на заключение соглашений между федеральными органами исполнительной власти, органами государств той власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В спорный период отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, регламентировались Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N94-ФЗ).
Закон N 94-ФЗ регулировал отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения таких заказов (статья 1 Закона N 94-ФЗ).
Обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, являются муниципальными нуждами (статьи 1, 3 Закона N 94-ФЗ).
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном указанным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (статья 5 Закона N 94-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 1 указанного Закона единый порядок размещения заказов устанавливается в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказа должно осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, а также без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика на биржах).
В соответствии со статьей 4 Закона N 94-ФЗ муниципальными заказчиками выступают органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.
Данный закон утратил силу с 01.01.2014, в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона N 44-ФЗ муниципальным заказчиком является муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее-Закон N 223-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе автономными учреждениями.
Данный закон вступил в силу с 01.01.2012 (часть 1 статьи 8 Закона N 223-ФЗ), при этом, в силу части 8 статьи 8 Закона N 223-ФЗ муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями, применяют положения настоящего Федерального закона с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 2.1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя муниципального автономного учреждения вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить муниципальные автономные учреждения, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации г. Ижевска от 19.12.2013 N 1565 МАДОУ "Детский сад N 20" определено в качестве застройщика по строительству дополнительного здания детского сада в Ленинском районе г. Ижевска (объект "Дополнительное здание МАДОУ N 20 на 220 мест по ул. Баранова, 70 в Ленинском районе г. Ижевска"), МКУ г.Ижевска "Служба городского строительства" наделено полномочиями технического заказчика по строительству и оснащению здания детского сада на 220 мест.
Согласно статей 2, 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях), основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано; учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).
Возможность создания автономного учреждения для осуществления деятельности по выполнению функций заказчика на строительство объектов, Законом об автономных учреждениях не предусмотрена.
Согласно Уставу МАДОУ "Детский сад N 20", учреждением оказывается муниципальная услуга по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ муниципальная услуга - предоставляемая органом местного самоуправления деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ и уставами муниципальных образований.
Исследовав материалы дела, суд установил, что на МАДОУ "Детский сад N 20" возложена обязанность выполнения работ, относящихся к потребностям муниципального образования и являющихся полномочиями органов местного самоуправления.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся, в том числе, ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.
Таким образом, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено выделение автономным учреждениям субсидий, в том числе, на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с муниципальным заданием, порядок предоставления и определения объема которых устанавливается местной администрацией.
Следовательно, предоставление субсидий автономным учреждениям производится в случае выполнения ими муниципальных заданий по оказанию услуг или выполнению работ физическим и юридическим лицам, а не в отношении тех услуг (работ), которые оказываются для органа местного самоуправления в целях обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, автономные учреждения не входили в перечень получателей бюджетных средств, предусмотренных положениями статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции от 25.12.2012) и, следовательно, не могли выступать в качестве государственных или муниципальных заказчиков в отношениях, регулируемых Законом N 94-ФЗ.
Администрация должна была самостоятельно разместить муниципальный заказ либо через подведомственные бюджетные учреждения.
Буквальное толкование и применение вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации не означало право автономного учреждения заключать договор с конкретным хозяйствующим субъектом без осуществления торгов и иных публичных процедур, направленных на обеспечение конкуренции среди хозяйствующих субъектов на товарном рынке и создание равных условий всем потенциальным участникам рынка состязаться за возможность заключить договор на выполнение работ, являющихся потребностью Администрации города Ижевска муниципальной нуждой, финансируемых за счет бюджетных средств.
Судом из пояснений МАДОУ "Детский сад N 20" установлено, что в период строительства детского сада на 220 мест, этапы и сроки строительства обсуждались на совещаниях, приводимых Администрацией г. Ижевска, на которых давались директивы по срокам и исполнению условий договора подряда, в том числе по заключению дополнительного соглашения N 5 к договору N 87/20, которым предмет договора дополнен поставкой силами подрядчика инженерного и технологического оборудования, а сумма договора была увеличена до 188 734 510 руб. Объект здание детского сада на 220 мест введен в эксплуатацию 28.12.2018. Все работы оплачены в 2018 году.
Администрацией г. Ижевска пояснено, что МАДОУ "Детский сад N 20" в целях реализации полномочий застройщика заключило договор с ООО "Дельта-Строй" без проведения конкурентных процедур, так как положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ не распространялись на автономные учреждения.
Довод ООО "Дельта-Строй" о том, что заключение договора на строительство объекта: здание детского сада на 220 мест происходило в рамках Федерального закона N 223-ФЗ по Положению, утвержденному МАДОУ "Детский сад N20", не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Судом установлено, что на момент наделения МАДОУ "Детский сад N 20" функциями застройщика по строительству здания детского сада на 220 мест у Учреждения отсутствовало Положение о закупках.
Представленное в материалы дела Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд автономного учреждения не свидетельствует о том, что договор с ООО "Дельта-Строй" заключался с проведением конкурентных способов закупки.
Кроме того, из письма МАДОУ "Детский сад N 20" в Удмуртское УФАС России следует, что договор N 87/20 от 20.12.2013 заключался в соответствии с Гражданским кодексом РФ без проведения конкурентных процедур либо в соответствии с Положением о закупках.
С учетом изложенных обстоятельств, Администрацией МО "Город Ижевск", МАДОУ "Детский сад N 20" и ООО "Дельта-Строй" заключено ограничивающее конкуренцию соглашение, направленное на уход от проведения процедуры торгов, предусмотренной действующим законодательством, заключение договора подряда на строительство объекта "Дополнительное здание МАДОУ N 20 на 220 мест по ул. Баранова, 70 в Ленинском районе г. Ижевска" с ООО "Дельта-Строй" без проведения торгов.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о доказанности в действиях заявителя нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Поскольку оспариваемое решение антимонопольного органа является соответствующим требованиям антимонопольного законодательства, вынесенное на основании указанного решения предписание от 10.06.2020 по делу N 018/01/16-678/2019, является законным и обоснованным.
Вопреки доводам жалобы, ООО "Дельта-Строй", получив предложение от МАДОУ "Детский сад N 20" с проектом договора на выполнение подрядных строительных работ по строительству объекта, обладало информацией об источнике средств, выделенных на строительство объекта и порядке выбора лица, осуществляющего строительство объекта в соответствии с положениями Закона о размещении заказов, при этом не возразило против предложения МАДОУ "Детский сад N 20" в обход проведения публичных процедур.
Доказательств проведения конкурентных процедур либо доказательств наличия Положения о закупках в момент заключения договора, в материалы дела заявителем не представлено.
По изложенным в постановлении мотивам апелляционный суд признает, что суд первой инстанции правомерно поддержал решение антимонопольного органа, вынесенное в соответствии с Законом о защите конкуренции.
Суд апелляционной инстанции не установил совокупности оснований, установленных частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ, необходимых для признания недействительными решения и предписания заинтересованного лица.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 ноября 2020 года по делу N А71-8017/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8017/2020
Истец: ООО "Дельта-Строй"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
Третье лицо: Администрация г.Ижевска УР в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства, МАДОУ "Детский сад N 20"