город Томск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 мая 2021 г. N Ф04-1904/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А02-1211/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Киреевой О.Ю., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В., |
|
|
Стасюк Т.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Касьян В.Ф., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (N 07АП-12681/2020) на решение от 29.10.2020 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1211/2020 (судья Якшимаева Ф.Ю.) по иску Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (ОГРН 1187746579690, ИНН 9710062939, ул. Тверская, д. 11, стр. 1,4, г. Москва) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Опытная станция "Алтайское экспериментальное сельское хозяйство" (ОГРН 1180400003673, ИНН 0400009248, ул. Свиридова, д. 17, с. Черга, р-н. Шебалинский, Республика Алтай) о взыскании 11961253 руб. 79 коп.,
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий" (ОГРН 1032202071505)
без участия представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Минобрнауки России, Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Опытная станция "Алтайское экспериментальное сельское хозяйство" (далее - ФГБУ "ОС "Алтайское экспериментальное сельское хозяйство", Учреждение, ответчик) о взыскании части чистой прибыли, полученной в 2015 г в сумме 8331880 руб. 74 коп. и части чистой прибыли, полученной в 2017 г. в размере 3629373 руб. 05 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 29.10.2020 (резолютивная часть объявлена 22.10.2020) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт: взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Опытная станция "Алтайское экспериментальное сельское хозяйство" в доход федерального бюджета задолженность по уплате части чистой прибыли за 2017 г. в размере 3 629 373 рублей 05 копеек. В остальной части о решение Арбитражного суда Республики Алтай от 29 октября 2020 г. оставить без изменения, ссылаясь, в том числе на то, что судом первой инстанций не верно дана оценка понятию субсидии и целям их предоставления сельхозтоваропроизводителям, не были применены надлежащие к применению положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации; вывод суда первой инстанции о том, что полученные предприятием из бюджета субсидии являются целевым финансированием, по мнению Минобрнауки России является ошибочным; поскольку полученные предприятием бюджетные средства подлежат учёту в составе доходов предприятия, по мнению Минобрнауки России они также подлежат учёту при перечислении части прибыли предприятия в федеральный бюджет.
От Федерального Алтайского научного центра агробиотехнологий в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступило возражение на апелляционную жалобу, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, отмечая, что полученные ответчиком в виде субсидий денежные средства не позволяют квалифицировать такие средства как прибыль от использования государственного имущества, так как указанные средства получаются не от использования имущества, а имеют строго целевое назначение и направление части полученных субсидий на уплату собственнику приведет к снижению эффективности выделения этих средств и недостижению изначальной цели для их выделения, что противоречит установленным статьей 38 Бюджетным кодексом Российской Федерации принципам адресного и целевого характера бюджетных средств.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Учитывая, что до начала судебного заседания от лиц, участвующих в деле, соответствующих возражений не поступило, апелляционным судом проверяется законность и обоснованность обжалуемого решения только в части отказа во взыскании задолженности по уплате части чистой прибыли за 2017 г. в размере 3 629 373 рублей 05 копеек.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с пунктом 4.3.22 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 г. N 682, Минобрнауки России осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закреплённого за указанными организациями.
Согласно пункту 8 раздела II Перечня организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 г. N 1293-р "Федеральное государственное унитарное предприятие "Алтайское экспериментальное сельское хозяйство" является предприятием, подведомственным Министерству.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Закон N 161-ФЗ) собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Аналогичные нормы закреплены пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (согласно которому собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия) и подпунктом "д" пункта 28 устава ФГУП "Алтайское экспериментальное сельское хозяйство" (согласно которому предприятие обязано ежегодно перечислять в федеральный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в установленном порядке), утверждённого приказом ФАНО России (правопредшественник) от 14 августа 2018 г. N 610.
Частью 2 статьи 17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закреплённого в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" (Правила N228) устанавливают, что часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 числа на основании отчёта о деятельности предприятия за прошедший год и утверждённой программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утверждённых в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счёт чистой прибыли, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации (пункт 6), перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня (пункт 8).
Аналогичные нормы закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", согласно подпункту "н" пункта 1 которого федеральные органы исполнительной власти осуществляют в отношении подведомственных предприятий принятие решений, предусматривающих перечисление в федеральный бюджет 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за календарный год, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 сентября 2016 г. N ДМ-П13-61 пр Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти было поручено при формировании проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов учесть увеличение до 50 процентов поступлений в федеральный бюджет доходов в виде прибыли федеральных государственных унитарных предприятий.
В связи с этим Федеральным законом от 05 декабря 2017 года N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" предусмотрено поступление в федеральный бюджет доходов от перечисления части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, по нормативу 50 процентов.
Во исполнение указанных выше решений, а также постановлений Правительства Российской Федерации "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закреплённого в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" и "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", Федеральное Агентство Научных Организаций России был издан приказ от 13.02.2017 N 90 "О перечислении федеральными государственными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части чистой прибыли в федеральный бюджет в соответствии предписанием Счётной палаты Российской Федерации от 17.01.2017 г. N ПП 01-7/14-02 по итогам деятельности за 2015 год", ФГУП "АЭСХ" было обязано в срок до 15.03.2017 перечислить до начисленную часть прибыли в доход федерального бюджета в размере 8331 880 рублей 74 копейки.
Кроме того, приказом от 27 апреля 2018 г. N 345 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, также определено перечисление части прибыли в федеральный бюджет в 2018 году". Данным приказом был утверждён реестр начислений части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2018 году федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными министерству, в размере не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В соответствии с названным приказом от 27 апреля 2019 г. N 345 ФГУП "Алтайское экспериментальное сельское хозяйство" было обязано в срок до 15 июня 2018 г. перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2017 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утверждённых в составе программы деятельности предприятия на 2018 год, но не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, указанном в реестре.
Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" ФАНО России упразднено.
Функции по нормативно-правовому урегулированию оказание государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом переданы Министерству науки и высшего образования Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 N 1055 р организации, ранее находившееся в ведении упраздняемого Агентства, переданы в ведение Минобрнауки России, которое становилось, в том числе, правопреемником по обязательствам, возникшим в результате хозяйственной деятельности.
В тоже время распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 658-р Федеральное государственное унитарное предприятие "Алтайское экспериментальное сельское хозяйство" было реорганизовано в форме его преобразования в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Опытная станция "Алтайское экспериментальное сельское хозяйство". В последующем с присоединением его к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологии".
Как указывает истец, по состоянию на 15 июня 2019 г. и по настоящее время указанные выше требования законодательства Российской Федерации и приказа Минобрнауки России о перечислении части чистой прибыли за 2015 и 2017 в федеральный бюджет ФГБУ выполнены не были.
В этой связи Учреждению была направлена претензия от 5 февраля 2020 г. N МН-13/105-МЛ об уплате указанных сумм задолженности, которая была оставлена без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона N 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Пунктами 1 и 2 Правил N 228 предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта программы деятельности предприятий, который руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно составляет и представляет федеральному органу исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 228 руководитель предприятия ежегодно, до 5 апреля, вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти годовую бухгалтерскую отчетность.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил N 228 часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия.
При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы "чистой" прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет "чистой" прибыли.
В соответствии со статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях указанной главы признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (пункт 1 статьи 247 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
При этом, исходя из положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии ее целевого и своевременного использования.
Целевые поступления не учитываются при определении налоговой базы (статья 251 НК РФ). Статья 250 НК РФ не относит целевое бюджетное финансирование к внереализационным доходам.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, полученные ответчиком в виде субсидий денежные средства не позволяют квалифицировать такие средства как прибыль от использования государственного имущества, так как указанные средства получаются не от использования имущества, а имеют строго целевое назначение и направление части полученных субсидий на уплату собственнику приведет к снижению эффективности выделения этих средств и недостижению изначальной цели их выделения, что противоречит установленным статьей 38 Бюджетным кодексом Российской Федерации принципам адресности и целевого характера бюджетных средств.
Предоставленные Предприятию из федерального и регионального бюджетов субсидии для целей поддержки сельскохозяйственных производителей могут расходоваться только в соответствии с целями их предоставления и не подлежат перераспределению в пользу собственника имущества Предприятия.
Вместе с тем, средства, перечисленные Предприятию из бюджета на реализацию целевых программ, не должны приниматься во внимание при определении размера чистой прибыли, 50% которой подлежит перечислению в доход федерального бюджета.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, в том числе отчет о результатах финансовой деятельности за 2017 год, согласно которому ФГУП "ОС "АЭСХ" имело убытки по балансу в размере 5534000 руб., учитывая, что из пояснительной записки к годовому бухгалтерскому отчету следует, что прибыль по балансу 14517000 руб. сложилась за счет полученных субсидий в размере 18952000 руб. Данные цифры следуют и из Справки о полученных субсидиях (фN 2). Получение субсидий в размере 18952000 руб. подтверждены платежными документами - платежными поручениями., аудиторским заключением бухгалтерский учет по итогам 2017 г. признан достоверным с небольшой оговоркой, не касающейся образования и размера чистой прибыли, суд первой инстанции пришел к обоснованному вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в обжалуемой части.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.10.2020 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1211/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1211/2020
Истец: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Ответчик: ФГБУ "Опытная станция "Алтайское экспериментальное сельское хозяйство"
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АЛТАЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР АГРОБИОТЕХНОЛОГИЙ"