г. Санкт-Петербург |
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А56-53130/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2021 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Демина И.А. по доверенности от 19.11.2020,
от ответчика: Хлыстова Е.Н. по доверенности от 07.07.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31269/2020) рассмотрев апелляционную жалобу ТСЖ "Орловский каскад" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2020 (резолютивной часть от 22.09.2020) по делу N А56-53130/2020, принятое в порядке упрощенного производства
по иску АО "Петербургская сбытовая компания"
к ТСЖ "Орловский каскад"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Петербургская сбытовая компания" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Орловский Каскад" о взыскании 14 1504,50 рублей долга по договору энергоснабжения от 23.11.2018 N 78020000312590 (далее - Договор), за период с 01.12.2019 по 31.03.2020, 593,09 рублей неустойки и 5263 рублей возмещения расходов по оплате госпошлины.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2020 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что приборы учета, на основании показаний которых Истец выставляет Ответчику счета, не являются коллективными приборами учета электрической энергии, которые указываются в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 354 коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Как следует из позиции ответчика, потребленная МКД электроэнергия рассчитывается Истцом согласно Приложения 2.1. договора по приборам учета электрической энергии, находящихся в отдельно стоящей РТП, то есть установленных за внешней границей стены многоквартирного дома и не входящих в состав общего имущества собственников помещений, согласовать с истцом перенос приборов учета из РТП в ГРЩ МКД ответчику не удалось.
Поскольку Правила N 354 не содержат порядка осуществления расчетов за коммунальный ресурс, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме, исходя из приборов учета, установленного за пределами многоквартирного дома, расчет потребленной электроэнергии на общедомовые нужды должен быть произведен по нормативу.
Истец в возражениях на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, указывая на то, что расчеты производятся им в соответствии с условиями договора.
Определением от 22.12.2020 было назначено судебное заседание, истцу предложено произвести расчет задолженности, исключив из расчетов исчисленный расчетным способом объем потерь электрической энергии в этих сетях. Кроме того, провести с ответчиком сверку расчетов за спорный период.
Ответчику предложено представить доказательства невозможности установки ОДПУ на границе балансовой принадлежности (стена дома), доказательства уклонения истца от согласования переноса ПУ; Контррасчет задолженности; позицию с учетом проведенной между сторонами сверки расчетов.
В настоящем судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы, указала на то, что истец уклоняется от переноса узла учета, расчет должен быть произведен по нормативу.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указывая на то, что расчеты производятся в соответствии с условиями договора, тепловые потери выставляются в размере равном нулю, прибор учета установлен сетевой организацией.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Истцом и Ответчиком заключен договор энергоснабжения от 23.11.2018 N 78020000312590, в соответствии с условиями которого Истец обязался подавать электрическую энергию при определенной договором мощности (далее - мощность), а Ответчик своевременно оплачивать потребляемую энергию и мощность.
В соответствии с приложением А к Договору, энергоснабжаемым объектом по Договору является многоквартирный дом, расположенный по адресу: 197375, г. Санкт-Петербург, ул. Афанасьевская, д. 1, лит. А (далее - МКД).
В соответствии с пунктом 4.4 платежные документы оплачиваются Ответчиком в срок до 18-го числа месяца, в котором был выставлен платежный документ.
Ссылаясь на то, что электроэнергия, потребленная за период с 01.12.2019 г. по 31.03.2020, не оплачена в полном объеме, задолженность составила 141 504,50 рублей, АО "ПСК" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании основного долга, а также неустойки.
Суд первой инстанции требования признал обоснованными по праву и по размеру.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований не согласиться с выводами, изложенными в решении.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 4 статьи 37 Закона N 35-ФЗ отношения по договору энергоснабжения регулируются Основными положениями в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
Пунктом 136 Основных положений установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в разделе Х Основных положений приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета, а при отсутствии приборов учета и в определенных в названном разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных Основными положениями и приложением N 3 к ним.
В соответствии с пунктом 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности; при отсутствии технической возможности установки прибора учета на указанной границе прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к ней.
Положения Закона N 261-ФЗ устанавливают приоритет учетного способа определения объема поставленных энергоресурсов, основанного на его измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров, в том числе купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 124).
По общему правилу, установленному подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме производят плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги, должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
Пунктом 48 Правил N 354 предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
Пунктом 44 Правил N 354 урегулирован порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению.
Согласно пункту 150 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") (далее - основные положения) в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (пункт 150 Основных положений).
По общему правилу, установленному пунктом 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка установку прибора учета в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
Прибор учета электроэнергии при наличии технической возможности должен быть установлен на границе балансовой принадлежности сетей.
В случае, если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (п. 144 основных положений).
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином основании является границей балансовой принадлежности.
Граница балансовой принадлежности определяется в соответствии с актом о технологическом присоединении, составляемым потребителем и сетевой организацией на завершающем этапе процедуры технологического присоединения к электрической сети (пункт 7 Правил технологического присоединения).
Таким образом, действующее законодательство РФ не содержит запретов на установку прибора учета для целей определения объемов потребления электрической энергии в многоквартирном доме в границах смежных субъектов розничного рынка.
Таким образом, установка общедомового прибора учета электроэнергии за пределами внешней стены многоквартирного дома, в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, возможно только либо в случае отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, либо по соглашению между смежными субъектами розничного рынка.
Как следует из материалов дела, из акта об осуществлении технологического присоединения от 25.06.2019 N 9781111111-ОД-СПб-37176-18/52295-Э-18-42160, граница балансовой принадлежности электроустановок сетевой организации и Ответчика находится в РУ-0,4 кВ РТП 29160 (щит 0,4 кВ N 1, Т-1 и щит 0,4 кВ N 2, Т-2) и кабельных наконечников кабельных линий 0,4 кВ, отходящих в сторону ГРЩД-1, ГРЩД-2 Ответчика (ввод 1, ввод 2). Там же установлены приборы учета, допущенные в эксплуатацию, по показаниям которых осуществляется начисление задолженности. При этом, такая обязанность ответчиком самостоятельно не исполнена, приборы учета установлены сетевой организацией.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
При заключении договора энергоснабжения Ответчиком были предоставлены акты допуска в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета МКД от 20.06.2019, оформленные Ответчиком и сетевой организацией ПАО "Ленэнерго". При этом акты были подписаны со стороны Ответчика без разногласий.
Допущенные в эксплуатацию приборы учета были внесены в приложение 2.1 к Договору и используются для определения объема коммунального ресурса по электроснабжению, поданного в МКД.
Поскольку Ответчиком в адрес Истца во исполнение условий договора передаются показания данных приборов учета, Истец правомерно при определении объема и стоимости электроэнергии, потребленной в МКД, руководствуется передаваемыми показаниями приборов учета, что, собственно, и установлено сторонами в договоре.
Как следует из приложения 2.1 к договору, потери определены равными "О", доказательств того, что истцом потери выставляются к оплате в большем размере, в нарушение требований 65 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.
При указанных обстоятельствах, поскольку расчет истца произведен в соответствии с условиями договора, заключенного и действующего между сторонами в спорный период, факт поставки коммунального ресурса в меньшем объеме и ненадлежащем качестве, чем заявлено АО "ПСК", подтвержден документально, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2020 по делу N А56-53130/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-53130/2020
Истец: АО "ПЕТЕРБУРГСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ТСЖ "ОРЛОВСКИЙ КАСКАД"