город Ростов-на-Дону |
|
11 февраля 2021 г. |
дело N А32-40341/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Одиссея"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.11.2020 по делу N А32-40341/2020
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Одиссея"
(ИНН: 2304074223, ОГРН: 1182375117924)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
(ОГРН 1062308033700, ИНН 2308124796)
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Прораб" (ИНН 2304067360, ОГРН 1152304000100)
о признании недействительным решения о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части включения сведений о многоквартирном доме в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат - ООО УК "Прораб",
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Одиссея" (далее - заявитель, ТСН "Одиссея", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) от 19.08.2020 N 1741 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части включения сведений о многоквартирном доме по адресу: г. Геленджик, село Кабардинка, ул. Мира, д. 15 в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат - ООО УК "Прораб".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что заявителем не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решения от 19.08.2020 N 1741 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и не доказано, что этими действиями и ненормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСН "Одиссея" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, признать решение, вынесенное Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края, незаконным и подлежащем отмене. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в качестве доказательств незаконности принятия Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края решения от 19.08.2020 N 1741 о включении многоквартирного жилого дома в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО УК "Прораб" ТСН "Одиссея" предоставлены распечатки скриншотов Интернет - страницы ГИС ЖКХ, подтверждающих нарушение ООО УК "Прораб" ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Государственной жилищной инспекции Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на рассмотрение в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края 07.08.2020 поступило заявление ООО УК "Прораб" (ИНН 2304067360, лицензия от 12.05.2015 N 222) вх. N Л75-2062 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части включения сведений о многоквартирном доме N 15 по ул. Мира в с. Кабардинка в г. Геленджике (далее - МКД) в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК "Прораб" в связи с заключением договора управления МКД от 31.05.2020 N 1 -2020 на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 31.05.2020 N 1-2020.
В ходе рассмотрения заявления и представленных документов проведена проверка наличия оснований для внесения изменений в реестр лицензий Краснодарского края, по результатам которой Государственной жилищной инспекции Краснодарского края принято решение от 19.08.2020 N 1741 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края, в части включения сведений о МКД в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК "Прораб".
Не согласившись с вышеуказанными действиями Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, ТСН "Одиссея" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 19.08.2020 N 1741.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемыми актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту. При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного Кодекса РФ, деятельность по управлению многоквартирными домами относят к лицензируемым видам деятельности. Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами выдается органом государственного жилищного надзора, которым в Краснодарском крае является Государственная жилищная инспекция Краснодарского края (пункт 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденного постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2006 N 861).
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензирующие органы ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.
Пунктом 2 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 установлено, что лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).
Согласно пункту 15 Положения N 1110 лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Закона N 99-ФЗ, с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных ЖК РФ.
Нормы ЖК РФ содержат особенности по ведению реестра лицензий, связанные с изменением перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиата.
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий содержит раздел, включающий в себя сведения об адресе многоквартирного дома (адресах многоквартирных домов), деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра предусмотрены статьей 198 ЖК РФ.
В силу частей 1, 2 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ); в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в ГИС ЖКХ, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
На основании части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Во исполнение требований части 3 статьи 198 ЖК РФ приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) копию договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Пунктом 5 Порядка N 938/пр установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения таких условий, как:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя (подпункт в ред. Приказа Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр);
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом;
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия инспекции, оспариваемые товариществом, осуществлены компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий и установленной компетенции.
Судом первой инстанции установлено, что договор управления МКД, заключенный с ТСН "Одиссея" расторгнут по инициативе собственников помещений в МКД решением общего собрания, оформленным протоколом общего собрания от 31.05.2020 N 1 -2020, и выбрана управляющая организация ООО УК "Прораб", с которой собственниками помещений в МКД заключен договор управления.
Информация о признании недействительным протокола общего собрания собственников помещений от 31.05.2020 N 1 -2020 в материалах дела отсутствует.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что собственники помещений многоквартирного дома, выбрав в качестве способа управления многоквартирным домом ТСН "Одиссея", не лишены права на изменение выбранного способа управления, в том числе на выбор способа управления управляющей организацией.
По результатам внеплановой документарной проверки нарушений условий, установленных пунктом 5 Порядка, являющихся основанием для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края, Госжилинспекцией края не выявлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, руководствуясь пунктами 7 Порядка, инспекцией правомерно принято решение от 19.08.2020 N 1741 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края, в части включения сведений о МКД в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК "Прораб".
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о неисполнении ООО УК "Прораб" требований по размещению на официальном сайте раскрытия информации соответствующего протокола и договора управления, заключенного с собственниками МКД.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ установлено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в ГИС ЖКХ. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в ГИС ЖКХ, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ установлено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в ГИС ЖКХ, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минсвязь РФ) и Минстроя России от 30.12.2014 N 504/934/пр "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определен адрес официального сайта ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": URL: www.dom.gosuslugi.ru.
Во исполнение частей 1 и 2 статьи 198 ЖК РФ лицензиаты обязаны размещать информацию, в частности, о заключении договора управления многоквартирным домом на сайте www.dom.gosuslugi.ru.
Состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в ГИС ЖКХ (на сайте dom.gosuslugi.ru), утвержден приказом Минсвязи РФ и Минстроя России от 29.09.2015 N 368/691/пр.
Пунктами 1, 2 указанного приказа предусмотрено, что к числу вышеозначенных сведений относятся:
- адрес МКД;
- номер и дата договора управления МКД;
- дата начала осуществления обязанностей по управлению МКД;
- дата окончания осуществления обязанностей по управлению МКД;
- дата расторжения договора управления МКД;
- основание заключения договора управления МКД;
и размещение электронных образов документов, в том числе протокола общего собрания, договора управления.
Судом первой инстанции установлено, что из скриншота сайта ГИС ЖКХ, представленного в материалы дела, ООО УК "Прораб" посредством ГИС ЖКХ направлена заявка на включение сведений в реестр лицензий субъекта РФ.
Согласно данной заявке (скриншот ГИС ЖКХ) ООО УК "Прораб" размещены электронные образы договора управления многоквартирным домом от 31.05.2020 и протокола общего собрания собственников N 1-2020 от 31.05.2020.
Таким образом, довод заявителя о несоблюдении ООО УК "Прораб" требований о размещении информации на официальном сайте для раскрытия информации, не нашел своего подтверждения, поскольку Госжилинспекцией при проверке заявления ООО УК "Прораб" о внесении изменений в реестр лицензий установлено, что требование, предусмотренное частью 2 статьи 198 ЖК РФ управляющей организацией соблюдено: сканы-образы как протокола общего собрания от 31.05.2020, так и договора управления от 31.05.2020 на официальном сайте государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) www.dom.gosuslugi.ru (утвержден приказом Министерства связи РФ и Минстроя РФ от 30.12.2014 N 504/934/пр) размещены, что подтверждается представленными в материалы дела документальными доказательствами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что заявителем не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решения от 19.08.2020 N 1741 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и не доказано, что этими действиями и ненормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В заявлении ТСН "Одиссея" отсутствует указание на реальные неблагоприятные последствия для ТСН "Одиссея".
Сведения о МКД включены в реестр лицензий ООО УК "Прораб", которую выбрали собственники помещений в МКД.
В соответствии с частью 1.1 статьи 46 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 статьи 46 ЖК РФ подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
В отношении решений и протокола общего собрания, собственников помещений МКД от 31.05.2020 N 1-2020, оригинал протокола и решений на хранение в соответствии с требованиями части 1.1 статьи 46 ЖК РФ поступили посредством почтового отправления от ООО УК "Прораб" и зарегистрированы в инспекцией 09.06.2020.
Таким образом, подлинник протокола общего собрания собственников помещений МКД от 31.05.2020 N 1-2020 в соответствии с требованиями части 1.1 статьи 46 ЖК РФ имеет право сдать на хранение не только исключительно ТСН "Одиссея".
В соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Таким образом, условием для начала осуществления деятельности по управлению МКД является включение в реестр лицензий субъекта Российской Федерации соответствующих сведений об управлении многоквартирным домом соответствующей управляющей организацией.
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение об изменении управляющей организации или изменения способа управления для управления многоквартирным домом принимается исключительно собственниками помещений в многоквартирном доме. Принятие инспекцией решения о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края само по себе не может привести к нарушению прав и законных интересов ТСН "Одиссея", так как является следствием принятого собственниками на общем собрании решения.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2020 по делу N А32-40341/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40341/2020
Истец: ТСН "Одиссея "
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Третье лицо: ООО "УК "Прораб", ООО Управляющая компания "Прораб"