г. Хабаровск |
|
08 февраля 2024 г. |
А73-15913/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в судебном заседании:
от муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах": представитель не явился;
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах"
на решение от 06.12.2023
по делу N А73-15913/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах"
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
об отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах" (далее - МУП г. Хабаровска "УО МКД", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об отмене постановления Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Управление, административный орган) от 14.09.2023 о назначении административного наказания по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 125000 руб.
Решением суда от 06.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением суда, МУП г. Хабаровска "УО МКД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель жалобы утверждает следующее: причиной образования трещин и разрушений штукатурного отделочного слоя в квартире N 7, трещин на стенах и перекрытиях, является невыполнение текущего ремонта в данном жилом помещении; находящаяся квартира в маневренном фонде, предоставлена жильцам, переселенным ранее из аварийного фонда, обязанности по ремонту квартиры не могут быть возложены на заявителя, так как они не отнесены к работам по содержанию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, которым определен состав общедомового имущества; те виды работ, которые необходимо выполнить для приведения жилого помещения в нормальные условия, обязан выполнять собственник данного жилого помещения, поскольку именно собственник, в рассматриваемом случае - Администрация г. Хабаровска, несет бремя содержания принадлежащей ему квартиры; ответственность за наличие прогибов декоративной потолочной плитки в квартире N 11 также не может быть возложена на заявителя в силу того, что элементы декора жилого помещения не являются общедомовым имуществом, ответственность за состояние которого несет заявитель; на момент вынесения постановления у административного органа имелись достоверные сведения о том, что состояние дома является неудовлетворительным, позволяет отнести его к разряду аварийных и подлежащих сносу, проведение работ по восстановлению конструкций жилого дома является нецелесообразным; постановление вынесено при отсутствии у заявителя возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность; цель административного наказания могла быть достигнута при применении административного наказания в виде предупреждения с учетом всех обстоятельств дела и наличия у заявителя статуса муниципального унитарного предприятия в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с решением от 24.07.2023 N 709-рлк был проведен внеплановый инспекционный визит в отношении МУП г. Хабаровска "УО МКД" в рамках осуществления лицензионного контроля в связи с поступившими обращениями от 12.07.2023 N У27-05-11086, от 14.07.2023 N У27-05-11086/1, У27-05-11298.
Согласно лицензии от 13.04.2015 N 027-000058 и договору управления от 13.01.2022 N 738 МКД N 12 находится под управлением МУП г. Хабаровска "УО МКД".
Проверка проводилась по адресу: г. Хабаровск, ул. Урицкого, д. 12 (далее - МКД N 12).
В ходе проверки подъездов N 1, 2 и жилого помещения N 7 МКД установлено: наличие деформаций несущих конструкций (трещины, разрушения дранки в жилом помещении N 7, трещины на стыках стен и перекрытий); полы жилого помещения N 7 МКД имеют просадки.
Также при осмотре жилого помещения N 11 МКД установлено, что потолок обшит декоративными панелями, конструкция панелей имеет прогибы, отклонения.
Составлен акт от 26.07.2023 N В2023-02.1-0423.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении в адрес МУП г. Хабаровска "УО МКД" направлено уведомление от 08.08.2023, которое вручено последним 14.08.2023.
Управлением в отношение МУП г. Хабаровска "УО МКД" составлен протокол об административном правонарушении от 24.08.2023 N 02.1-12-952/2023.
Копия протокола, с информацией о времени и месте рассмотрения дела направлена МУП г. Хабаровска "УО МКД".
На рассмотрение дела явился представитель МУП г. Хабаровска "УО МКД" по доверенности от 28.12.2022 N 6419.
Постановлением от 14.09.2023 МУП г. Хабаровска "УО МКД" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 125000 руб.
МУП г. Хабаровска "УО МКД" не согласившись с постановлением, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федеральный закон N 99-ФЗ лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Перечень в отношении лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами установлен в разделе X "лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами" Жилищного кодекса Российский Федерации (далее - ЖК РФ) и утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение N 1110).
Согласно пункту 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ N 99 являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
На основании пп. "а", "б", "г" п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
В соответствии с абзацем 3, 4 подпункта 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В пункте 4.2.1.3 Правил N 170 указано, что не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей.
Согласно пункту 4.3.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пунк 4.4.1 Правил N 170).
В силу пункта 3 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень) работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов предусматривают выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств.
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов: выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, выявления прогибов, трещин и колебаний (пункт 4 Минимального перечня).
Согласно пункту 12 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания полов помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка состояния основания, поверхностного слоя и работоспособности системы вентиляции (для деревянных полов).
При таких обстоятельствах суд верно посчитал факт административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ доказанным.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих, что предприятие предприняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Довод предприятия о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащими сносу или реконструкции верно отклонен судом, поскольку не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах, до отселения проживающих в нем лиц.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, Минимальным перечнем и являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Довод предприятия на пункт 2.3.7 Правил N 170 с учетом того, что постановлением администрации г. Хабаровска многоквартирный дом по адресу: г. Хабаровск, ул. Урицкого, д. 12 признан аварийным и подлежащим сносу, судом верно отклонен.
Согласно пункту 2.3.7 в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования), при этом непринятие мер к ремонту здания может привести к ущербу имуществу, жизни и здоровью граждан, проведение местного (текущего) ремонта для обеспечения нормативных условий для проживания граждан не исключается, а напротив, входит в обязанности управляющей организации. Кроме того Правила N 491 не содержат каких-либо исключений или особенностей в части исполнения обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с Правилами N 170 управляющей организацией, осуществляющей деятельность по содержанию жилого фонда, переданного ей в управление.
Обстоятельств, позволяющих расценить совершенное заявителем правонарушение, как малозначительное, судом не установлено.
Штрафная санкция, предусмотренная частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, предусматривает наложение штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Назначенный предприятию административный штраф в размере 125000 руб. соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Поскольку предупреждение устанавливается при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, в данном случае положения статьи 4.1.1 КоАП РФ применению не подлежат.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что правовых оснований для признания незаконным оспариваемого постановления нет.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06 декабря 2023 года по делу N А73-15913/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15913/2023
Истец: МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края