город Омск |
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А81-5479/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судья Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств веб-конференции и систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа апелляционную жалобу 08АП-13692/2020) публичного акционерного общества "Газпром" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.10.2020 по делу N А81-5479/2020 (судья Беспалов М.Б.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518, (адрес) место нахождения: 117420, г. Москва, ул. Намёткина, д. 16) к Администрации муниципального образования Приуральский район (ИНН 8908001902, ОГРН 1058900024787, (адрес) место нахождения: 629620, Ямало-Ненецкий автономный округ, с. Аксарка, ул. Первомайская, д. 24), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Газпром Инвест" (ИНН 7810483334, ОГРН 1077847507759, (адрес) место нахождения: 196210, г. Санкт-Петербург, ул. Стартовая, д. 6., лит. Д), об оспаривании отказов от 16.03.2020 N 01-01-03/1266, 01-01-03/1267 и от 17.03.2020 N01-001-03/1280, 01-001-03/1281 в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждении схем расположения земельных участков,
при участии в судебном заседании представителей:
от публичного акционерного общества "Газпром" - представитель Чайковский Алексей Владимирович по доверенности от 22.01.2020 N ГП-804 сроком действия 3 года;
от Администрации муниципального образования Приуральский район - Быкова Елена Борисовна (по доверенности от 01.01.2021 N 18 сроком действия до 31.12.2021, Лаптандер Антонина Николаевна по доверенности от 01.01.2021 N 15 сроком действия до 31.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Администрации муниципального образования Приуральский район (далее - Администрация, заинтересованно лицо) об оспаривании отказов от 16.03.2020 N 01-01-03/1266, 01-01-03/1267 и от 17.03.2020 N 01-001-03/1280, 01-001-03/1281 в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждении схем расположения земельных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром Инвест" (далее - ООО "Газпром Инвест", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.10.2020 по делу N А81-5479/2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель обращает внимание на то, что общество обратилось к заинтересованному лицу только за земельным участком под наземными объектами из состава земель, которые были предоставлены заинтересованным лицом и находятся в аренде ПАО "Газпром". По мнению апеллянта, суд первой инстанции ссылается на положения статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), нормы Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона N 218-ФЗ), не применимые к настоящему делу; ни ЗК РФ, ни приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 для утверждения схемы не предусмотрено обязательное наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о постановке зданий и сооружений на кадастровый учет и сведений о местоположении этих зданий и сооружений. Как указывает апеллянт, объекты газоснабжения, для эксплуатации которых испрашиваются земельные участки, поставлены на кадастровый учет в период с мая 2016 года по июль 2016 года, на них 17.02.2017 оформлено право собственности ПАО "Газпром" (за исключением двух объектов с инвентарными номерами 516934 и 462064); для кадастрового учета в регистрирующий орган были представлены технические планы, в которых указано описание местоположения зданий и сооружений на земельных участках, номера характерных точек контуров зданий и сооружений и их координаты, в связи с чем описание местоположения объектов газоснабжения в регистрирующем органе имеется.
В письменном отзыве Администрация просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2020 по делу N А81-5479/2020 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 19.01.2021.
Определением суда апелляционной инстанции от 19.01.2021 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 04.02.2021.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции, проведенном с использованием средств веб-конференции и систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, представитель ПАО "Газпром" поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Администрации поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и ПАО "Газпром" заключены договоры аренды земельных участков в целях строительства объекта "Линейная часть, 1 нитка. Участок км 186,7 - км 526,7" в составе стройки "Система магистральных газопроводов Бованенково-Ухта" (км 186,7 - км 302,0).
Управлением строительства и архитектуры Администрации муниципального образования Приуральский район выдано разрешение от 04.05.2016 N 89-RU89507000-05-2009 на ввод объекта "Линейная часть, 1 нитка. Участок км 186,7 - км 526,7" в составе стройки "Система магистральных газопроводов Бованенково-Ухта" (км 186,7 - км 302,0) (далее - объект) в эксплуатацию.
ООО "Геотрансинжиниринг" от имени ПАО "Газпром" по доверенности обратилось в Администрацию с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков в целях эксплуатации объекта (исх. от 27.02.2020 N 246/30, N 845/30, от 03.03.2020 N 853/30, 855/30, 857/30, 860/30, 859/30, 854/30).
Администрацией отказано заявителю в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждении схем расположения земельных участков, так как согласно сведениям из ЕГРН информация о расположении объектов недвижимости на испрашиваемых земельных участках отсутствует, не указаны координаты местоположения границ объектов в соответствии с пунктом 4 Приказа Минэкономразвития России N 762 о требованиях к подготовке схемы расположения земельного участка (исх. от 16.03.2020 N 01-01-03/1266, 01-01-03/1267, от 17.03.2020 N 01-001-03/1280, 01-001-03/1281).
Не согласившись с данными отказами Администрации, ПАО "Газпром" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
12.10.2020 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемых отказов Администрации законодательству и нарушении этими отказами прав и законных интересов ПАО "Газпром".
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В силу статьи 1 ЗК РФ правовое регулирование земельных отношений основывается на таких принципах, как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; дифференцированный подход к установлению правового режима земель; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Законом N 218-ФЗ, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, предусмотренной статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а также форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Требования N762).
Пунктом 4 Требований N 762 предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
утвержденных документов территориального планирования;
правил землепользования и застройки;
проектов планировки территории;
землеустроительной документации;
положения об особо охраняемой природной территории;
о зонах с особыми условиями использования территории;
о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
о местоположении границ земельных участков,
о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что объекты газоснабжения, для эксплуатации которых испрашиваются земельные участки, поставлены на кадастровый учет в период с мая 2016 года по июль 2016 года, на них 17.02.2017 оформлено право собственности ПАО "Газпром" (за исключением двух объектов с инвентарными номерами 516934 и 462064); для кадастрового учета в регистрирующий орган были представлены технические планы, в которых указано описание местоположения зданий и сооружений на земельных участках, номера характерных точек контуров зданий и сооружений и их координаты.
Между тем материалами дела подтверждается, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в составе объекта "Линейная часть, 1 нитка. Участок км 186,7 - км 526,7" инвестиционного проекта "Система магистральных газопроводов Бованенково - Ухта" объекты недвижимости в пределах границ испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами 89:02:011102:117, 89:02:011102:213, 89:02:011103:97, 89:02:011102:135, 89:02:011103:92, 89:02:011102:211, 89:02:011103:54, 89:02:011003:71 отсутствуют.
Довод подателя жалобы о том, что приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 N 762 для утверждения схемы не предусмотрено обязательное наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о постановке зданий и сооружений на кадастровый учет и сведений о местоположении этих зданий и сооружений, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный, исходя из следующего.
По смыслу положений частей 3, 5, 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу части 5 статьи 24 Закона N 218-ФЗ местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура таких здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке по желанию заказчика кадастровых работ может быть дополнительно установлено посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
Таким образом, местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке может быть установлено только посредством определения координат характерных точек контура таких здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. По результатам проведения кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства оформляется технический план, который в силу статьи 14 Закона N 218-ФЗ является основанием для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что вышеуказанные спорные объекты не содержат координат местоположения границ, в связи с чем определить местоположение сооружения не представляется возможным (отсутствует привязка объектов недвижимости к земельным участкам).
В отсутствие сведений о характерных точках контура зданий, сооружений, для которых заявитель намерен образовать земельные участки для их эксплуатации и размещения, не представляется возможным образовать земельные участки путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории без нарушений требований к образуемым участкам, установленных действующим законодательством.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые отказы Администрации, изложенные в письмах от 16.03.2020 N 01-01-03/1266, 01-01-03/1267 и от 17.03.2020 N 01-001-03/1280, 01-001-03/1281, по существу соответствуют положениям ЗК РФ и не нарушают прав и законных интересов ПАО "Газпром" в сфере осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях норм материального и норм процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на ПАО "Газпром".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.10.2020 по делу N А81-5479/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-5479/2020
Истец: ПАО "Газпром"
Ответчик: Администрация муниципального образования Приуральский район
Третье лицо: ООО "Газпром Инвест", Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Восьмой арбитражный апелляционный суд