город Омск |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А46-9074/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15376/2020) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 24.11.2020 по делу N А46-9074/2020 (судья Третинник М.А.), принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658, адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Красный путь, 3) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства "Балуево" Балуеву Александру Алексеевичу (ИНН 5532002270, ОГРНИП 1025501974651) о взыскании 3 000 000 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Шишкин В.И., представитель по доверенности от 12.01.2021 N ИСХ-21/МСХ-9 сроком действия до 31.12.2021;
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Балуево" Балуева Александра Алексеевича - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Минсельхозпрод Омской области, Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства "Балуево" Балуеву Александру Алексеевичу (далее - глава КФХ Балуев А.А., предприниматель, заинтересованное лицо) о взыскании 3 000 000 руб. 00 коп., полученных из областного бюджета в качестве гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
Решением от 24.11.2020 Арбитражного суда Омской области от 24.11.2020 по делу N А46-9074/2020 взыскано с главы КФХ Балуева А.А. в пользу Министерства 261 000 руб. 00 коп. денежных средств, полученных в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
Тем же решением взыскано с предпринимателя в доход федерального бюджета 8220 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что нарушены условия предоставления гранта, предусмотренные подпунктом 3 пункта 22 Порядка предоставления грантов из областного бюджета на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, а именно: главой КФХ Балуевым А.А. не приобретены телки годовалые в количестве 11 штук, а также бык-производитель.
Глава КФХ Балуев А.А. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя общества.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
В приложении N 2 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы содержится Порядок предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм" (далее - Порядок).
Порядок определяется цель предоставления из областного бюджета грантов на развитие семейных животноводческих ферм, критерии отбора глав крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления грантов, условия и порядок предоставления грантов, а также возврата остатков средств гранта, не использованных в течение 24 месяцев со дня их предоставления, порядок возврата грантов в случае нарушения условий их предоставления.
В целях участия в конкурсе для предоставления грантов главам КФХ на развитие семейных животноводческих ферм 10.08.2017 главой КФХ Балуевым А.А. была подана соответствующая заявка.
26.09.2017 между Министерством и главой КФХ Балуевым А.А. заключено соглашение N 12-СЖФ о предоставлении из областного бюджета в 2017 году гранта на развитие семейных животноводческих ферм (далее Соглашение) в общей сумме 3 000 000 руб. 00 коп.
Средства гранта в общей сумме 3 000 000 руб. 00 коп. зачислены 20.10.2017 на счет главы КФХ Балуева А.А. N 40601810850042060004, открытый в Управлении Федерального казначейства по Омской области.
Согласно плана расходов Бизнес - плана проекта "Развитие животноводческой фермы молочного направления", а также пункта 3.3 Соглашения средства гранта планировалось направить на приобретение:
1) Сельскохозяйственных животных (телок годовалых) - 36 голов,
2) Сельскохозяйственных животных (бык - производитель) - 1 гол.,
3) Трактор Беларус - 1 шт.,
4) Вакуумных насос - 1 шт.,
5) Охладитель для молока открытого типа - 1 шт.,
6) Пресс - подборщик рулонный - 1 шт.,
7) Сеялки СЗС - 1шт.,
8) Навесного оборудования - 1 шт.
В соответствии с представленным в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области отчетом о расходовании средств гранта по состоянию на 01 января 2020 года, ИП Главой КФХ Балуевым А.А. приобретено:
1) Сельскохозяйственных животных (телок годовалых) - 25 голов,
2) Трактор Беларус - 1 шт.,
3) Установка вакуумная водокольцевая - 1 шт.,
4) Охладитель для молока открытого типа - 1 шт.,
5) Пресс - подборщик рулонный - 1 шт.,
6) Сеялки СЗС - 1шт.,
7) Навесного оборудования - 1 шт.
С учетом изложенного, ИП главой КФХ Балуевым А.А. не приобретены сельскохозяйственные животные: телки годовалые в количестве 11 голов; бык - производитель 1 гол.
Срок использования полученного гранта истек 21.10.2019.
Согласно отчету, представленному главой КФХ Балуевым А.А. в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Балуевым А.А. не созданы постоянные рабочие места.
Поскольку главой КФХ Балуевым А.А. нарушено условие представления гранта, а именно: средства гранта использованы не в полном соответствии с планом расходов бизнес - плана, не созданы постоянные рабочие места, в адрес главы КФХ Балуева А.А. было направлено уведомление от 03.03.2020 о возврате средств областного бюджета, полученных в виде гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
Так как денежные средства главой КФХ Балуевым А.А. не были возвращены в установленный срок, Министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с главы КФХ Балуева А.А. 3 000 000 руб. 00 коп.
Требования Минсельхозпрода Омской области удовлетворены судом первой инстанции частично, с чем истец не согласился, реализовав право на апелляционное обжалование решения Арбитражного суда Омской области от 24.11.2020 по делу N А46-9074/2020.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ. Бюджетная система РФ основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно при их использовании по целевому назначению.
На момент заключения соглашения от 26.09.2017 Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
В приложении N 2 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы содержится Порядок предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм" (далее - Порядок).
Порядок определяется цель предоставления из областного бюджета грантов на развитие семейных животноводческих ферм, критерии отбора глав крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления грантов, условия и порядок предоставления грантов, а также возврата остатков средств гранта, не использованных в течение 24 месяцев со дня их предоставления, порядок возврата грантов в случае нарушения условий их предоставления.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 17 Порядка одним из условий предоставления гранта является использование гранта на развитие КФХ в соответствии со статьями расходов, указанными в плане расходов бизнес-плана.
Изменение главой КФХ плана расходов бизнес-плана, в том числе в пределах предоставленного гранта на развитие КФХ, подлежит согласованию с конкурсной комиссией в порядке, утвержденном Министерством.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно плана расходов бизнес - плана проекта "Развитие животноводческой фермы молочного направления", а также пункта 3.3 Соглашения средства гранта планировалось направить на приобретение: Сельскохозяйственных животных (телок годовалых) - 36 голов, Сельскохозяйственных животных (бык - производитель) - 1 гол., Трактор Беларус - 1 шт., Вакуумных насос - 1 шт., Охладитель для молока открытого типа - 1 шт., Пресс - подборщик рулонный - 1 шт., Сеялки СЗС - 1шт., Навесного оборудования - 1 шт.
Исходя из представленного в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области отчета о расходовании средств гранта по состоянию на 01 января 2020 года, ИП Главой КФХ Балуевым А.А. приобретено: Сельскохозяйственных животных (телок годовалых) - 25 голов, Трактор Беларус - 1 шт., Установка вакуумная водокольцевая - 1 шт., Охладитель для молока открытого типа - 1 шт., Пресс - подборщик рулонный - 1 шт., Сеялки СЗС - 1шт., Навесного оборудования - 1 шт.
Использование средств гранта главой КФХ Балуевым А.А. на приобретение сельскохозяйственных животных и техники, не оспаривается заявителем и следует из представленных заинтересованным лицом документов.
Поскольку денежные средства, полученные в качестве гранта, об из расховании которых глава КФХ Балуев А.А. представил по установленной форме отчет, использованы были по целевому назначению, в силу указанных выше норм бюджетного законодательства оснований для возврата не имеется. По этим же причинам, ссылка в жалобе на то обстоятельство, что главой КФХ Балуевым А.А. не созданы постоянные рабочие места, не является основанием для взыскания гранта в полном объеме.
Вместе с тем, в нарушение подпункта 3 части 17 Порядка. Главой КФХ Балуево А.А. не приобретены в соответствии с планом расходов Бизнес проекта сельскохозяйственные животные: телки годовалые в количестве 11 голов; бык - производитель 1 гол.
Согласно пункту 5.3.5 Соглашения получатель гранта обязуется обеспечить использование Субсидии в течение 24 месяцев со дня предоставления.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, грант был зачислен на счет главы КФХ 20.10.2017, срок использования гранта истекает 21.10.2019.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, согласно приказу Главного управления ветеринарии Омской области от 14.05.2019 N 21 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Саргатского муниципального района Омской области в соответствии со статьей 17 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", инструкцией о мероприятиях по профилактике и ликвидации парагриппа - 3 крупного рогатого скота, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 17.05.1985, инструкции о мероприятиях по профилактике и ликвидации заболевания крупного рогатого скота инфекционным ринотрахеитом, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 01.04.1989, в связи с выявлением парагриппа - 3 инфекционного ринотрахеита крупного рогатого скота (экспертиза N 1202-1209 от 30.04.2019 БУ "Омская областная ветеринарная лаборатория"), в целях ликвидации парагриппа-3 и инфекционного ринотрахеита крупного рогатого скота и предупреждения их дальнейшего распространения установлены ограничительные мероприятия (карантин) в границах территории, занимаемой животноводческой фермой КФХ "Балуево". Ограничительные меры на территории Саргатского муниципального района Омской области введены на определенный период до 06.06.2019. Причина возникновения инфекции не определена.
Как верно указано судом первой инстанции, несмотря на то, что доказательств того, что глава КФХ Балуев А.А. в связи с указанным обстоятельством обращался в Министерство с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном пунктом 17 Порядка, в материалы дела не представлено, само по себе данное обстоятельство попреки доводам заявителя не является основанием для полного прекращения обязательств.
Отклоняя доводы министерства о том, что полученные заинтересованным лицом средства гранта подлежат возврату в полном объеме областной бюджет, суд апелляционной инстанции исходит из того, что целью государственной подпрограммы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, является формирование эффективного, конкурентоспособного, многоукладного агропромышленного производства.
Достижение цели обеспечивает решением задач подпрограммы:
- улучшение финансового состояния малых форм хозяйствования за счет роста объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- развитие системы сельскохозяйственной кооперации как фактора повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий;
- создание и развитие системы поддержки фермеров и сельской кооперации.
В данном случае апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции относительно того, что, поскольку срок освоения гранта истек, а главой КФХ Балуевым А.А. не использованы денежные средства гранта, полученные на приобретение сельскохозяйственных животных, а также и в связи с указанным выше обстоятельством Балуевым А.А. не предприняты действия по изменению условий Соглашения, неиспользованная до настоящего времени сумма гранта подлежит возврату заявителю в размере, определенном пропорционально исходя из Плана расходов.
Оценивая действия предпринимателя, апелляционный суд учитывает правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453, согласно которой возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии); при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Указанные обстоятельства материалами дела в настоящем случае не подтверждаются.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в настоящем случае полученные предпринимателем средства представляют собой вид публичной поддержки участнику гражданского оборота - частному лицу, осуществляющему деятельность, заинтересованность в которой проявлена государством, имеют целевое назначение и именно использование им поддержки в соответствии с ним составляет суть таковой.
При этом материалами дела подтверждается и заявителем не опровергнуто то обстоятельство, что средства гранта в большей части использованы заинтересованным лицом согласно целям, для которых таковой был предоставлен, в связи с чем, оснований для возврата указанной суммы не имеется с учетом условий пункта 24 Порядка.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, частично удовлетворив исковые требования Министерства, взыскав сумму гранта в размере 261 000 руб. 00 коп., суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Поскольку министерство освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина за рассмотрение настоящей жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 24.11.2020 по делу N А46-9074/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9074/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП глава крестьянского фермерского хозяйства "Балуево" Балуев Александр Алексеевич, ИП КРЕСТЬЯНСКОЕ/ФЕРМЕРСКОЕ/ХОЗЯЙСТВО "БАЛУЕВО" ГЛАВА КРЕСТЬЯНСКОГО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА БАЛУЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ