11 февраля 2021 г. |
Дело N А84-135/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Кравченко В.Е.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
с участием в судебном заседании:
директора ООО "Зюйд" - Юровского Ю.В.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 21 августа 2020 года по делу N А84-135/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зюйд"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю
о признании незаконным распоряжения о проведении проверки от 10.10.2019 N 226, недействительным предписания от 30.10.2019 N 226/1/1,
УСТАНОВИЛ:
13.01.2020 нарочно общество с ограниченной ответственностью "Зюйд" (ОГРН: 1149204029589, далее - ООО "Зюйд" или заявитель) подало в Арбитражный суд города Севастополя (суд первой инстанции) заявление (с дополнением) о признании незаконными и недействительными вынесенных Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю (ОГРН: 1147746382960, далее - ГУ МЧС России по г. Севастополю или надзорный орган):
1) распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 10.10.2019,
2) предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 30.10.2019 (л.д. 6-22, 137-151 т. 1).
Требования обоснованы тем, что проверка, по результатам которой выдано предписание, проведена с грубым нарушением требований закона - без наличия оснований для проведения внеплановой выездной проверки; предписание неисполнимо, так как требует проведения капитального ремонта здания.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены частично - признаны незаконным предписание в части пунктов 2-35, 37-51, 52-73, 75, 76, 78, в остальной части требований отказано. С ГУ МЧС России по г. Севастополю в пользу заявителя взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб. (л.д. 130-141 т. 2).
Судебный акт мотивирован тем, что у ГУ МЧС России по г. Севастополю были повод и основания для проведения внеплановой выездной проверки - докладная записка должностного лица; заявитель не является собственником помещений зданий, противопожарная безопасность в которых была предметом внеплановой выездной проверки; заявитель является управляющей компанией по содержанию здания, его инженерных систем и прилегающей территории; собственники помещений зданий заявителю не передавали прав и обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности; вместе с тем, ООО "Зюйд" обязано содержать в исправном состоянии систему оповещения и управления эвакуации людей, эвакуационный знак пожарной безопасности в мастерской 1 этажа, на 5 этаже лестничной клетки правового крыла здания должна быть дверь с самозакрыванием и уплотнением в притворах, а в электрощитовой 1 этажа - перегородка 1-го типа; эти нарушения устранены в период проведения проверки.
ГУ МЧС России по г. Севастополю подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт, дело направить на новое рассмотрение суда первой инстанции по тем основаниям, что решение суда первой инстанции принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела (л.д. 7-8 т. 3).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что заявитель не согласен с ее доводами по мотивам, аналогичным доводам заявления об оспаривании предписания и распоряжения (л.д. 43-45 т. 3).
Фактически решение суда первой инстанции обжаловано в апелляционном порядке только в части удовлетворения заявленных требований; против частичного пересмотра судебного акта в апелляционном порядке возражений не поступило; в связи с чем и на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалованной части.
В удовлетворении заявленного ООО "Зюйд" ходатайства о прекращении апелляционного производства (л.д. 48 т. 3) отказано.
В судебном заседании (с перерывом с 28.01.2021 до 04.02.2021) представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы.
Представитель ГУ МЧС России по г. Севастополю в судебное заседание не явился.
О начавшемся судебном процессе по пересмотру в апелляционном порядке судебного акта ГУ МЧС России по г. Севастополю извещен определением от 19.10.2020, копию которого надзорный орган получил 24.10.2020, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 2-5 т. 2).
17.12.2020 и 29.01.2021 на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - суд апелляционной инстанции) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена информация о судебном заседании (в том числе о перерыве до 04.02.2021), о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 82,121 т. 3).
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции истребовал дополнительные доказательства (л.д. 73-76, 85-113 т. 3), установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
30.10.2019 старший инспектор территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю Яворский О.А. на основании результатов проведенной в период с 24 по 30 октября 2019 года внеплановой выездной проверки выдал предписание N 201/1/1, которым обязал ООО "Зюйд" в срок до 01.07.2020 принять меры по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в помещениях зданий по адресам: г. Севастополь, ул. 4-я Бастионная, 28/1, г. Севастополь, ул. 4-я Бастионная, 28/2 (л.д. 50-54 т. 1, 28-32 т. 2).
Названная проверка проведена на основании изданного 12.09.2019 заместителем начальника Главного управления - начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Севастополю Кустовым Э.А. распоряжения N 226 от 10.10.2019 (л.д. 34-35 т. 1, 20-21 т. 2); по согласованию с прокурором - решение N 7-60-2019/9632 от 11.10.2019 (л.д. 36 т. 1, 19 т. 2), при участии в проверке представителей ООО "Зюйд" : директора Юровского Ю.В. и ответственного за пожарную безопасность Турченникова О.Н.
О результатах проверки составлен 30.10.2019 акт проверки N 226 с фототаблицей (л.д. 70-86 т. 1, 22-27 т. 2).
Поводом к проведению и целью проверки в распоряжении указано - проверка сведений, изложенных в докладной записке старшего инспектора территориального отдела Управления надзорной деятельности и профилактической работы Управления МЧС Яворского О.А. (л.д. т. 1).
Проверкой установлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности в помещениях названных зданий :
1. Не обеспечено исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (неработоспособна система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещении кухни банкетного зала), в нарушение п. 61 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - ПП РФ N 390);
2. В помещении мастерской первого этажа здания допускается эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции, в нарушение "а" п. 42 ПП РФ N 390;
3. В холле второго этаж правой лестничной клетке здания отсутствует пожарная сигнализация, в нарушение ст.ст. 6, 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требовании пожарной безопасности", п. 1.2 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009);
4. Ширина лестничного марша в лестничной клетке левого крыла здания менее 1,2 м (1,09-1,17 м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 8.1.5 СП 1.13130.2009
"Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (далее - СП 1.13130.2009);
5. Ширина лестничного марша центральной лестничной клетки здания менее 1,2 м (1,09-1,17 м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 8.1.5 СП 1.13130.2009;
6. Ширина лестничного марша в лестничной клетке правого крыла здания менее 1,2 м (1,09-1,17 м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 8.1.5 СП 1.13130.2009;
7. Ширина эвакуационного выхода со 2-го этажа здания менее 1,2 м, в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 8.1.12 СП 1.13130.2009;
8. Высота ограждения лестницы в лестничной клетке левого крыла здания менее 1,2-м (0,9-1,05-м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009;
9. Высота ограждения лестницы центральной лестничной клетки здания менее 1,2-м (0,9-1,05-м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009;
10. Высота ограждения лестницы в лестничной клетке правого крыла здания менее 1,2-м (0,9-1,05-м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009;
11. Световой проем в наружной стене лестничной клетке правого крыла здания между вторым и третьим этажами выполнен площадью менее 1,2 кв.м (0,49 кв.м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.7 СП 1.13130.2009;
12. Световой проем в наружной стене лестничной клетке правого крыла здания между третьими и четвертыми этажами выполнен площадью менее 1,2 кв.м (0,49 кв.м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.7 СП 1.13130.2009;
13. Световой проем в наружной стене лестничной клетке правого крыла здания между четвертым и пятым этажами выполнен площадью менее 1,2 кв.м (0,49 кв.м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.7 СП 1.13130.2009;
14. Световой проем в наружной стене лестничной клетке правого крыла здания между пятым и шестым этажами выполнен площадью менее 1,2 кв.м (0,49 кв.м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.7 СП 1.13130.2009;
15. Световой проем в наружной стене лестничной клетке правого крыла здания между шестым и седьмым этажами выполнен площадью менее 1,2 кв.м (1,05 кв.м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.7 СП 1.13130.2009;
16. Световой проем в наружной стене лестничной клетке левого крыла здания между третьим и четвертым этажами выполнен площадью менее 1,2 кв.м (0,49 кв.м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.7 СП 1.13130.2009;
17. Световой проем в наружной стене лестничной клетке левого крыла здания между четвертым и пятым этажами выполнен площадью менее 1,2 кв.м (0,49 кв.м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.7 СП 1.13130.2009;
18. Световой проем в наружной стене лестничной клетке левого крыла здания между пятым и шестым этажами выполнен площадью менее 1,2 кв.м (0,49 кв.м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.7 СП 1.13130.2009;
19. Световой проем в наружной стене лестничной клетке левого крыла здания между шестым и седьмым этажами выполнен площадью менее 1,2 кв.м (1,05 кв.м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.7 СП 1.13130.2009;
20. Световой проем в наружной стене центральной лестничной клетки здания между третьим и четвертым этажами выполнен площадью менее 1,2 кв.м (0,49 кв.м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.7 СП 1.13130.2009;
21. Световой проем в наружной стене центральной лестничной клетки здания между четвертым и пятым этажами выполнен площадью менее 1,2 кв.м (0,49 кв.м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.7 СП 1.13130.2009;
22. Световой проем в наружной стене центральной лестничной клетки здания между пятым и шестым этажами выполнен площадью менее 1,2 кв.м (0,49 кв.м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.7 СП 1.13130.2009;
23. Световой проем в наружной стене центральной лестничной клетки здания между шестым и седьмым этажами выполнен площадью менее 1,2 кв.м (1,05 кв.м), в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.7 СП 1.13130.2009;
24. Дверь эвакуационного выхода со 2-го этажа здания выполнена не глухой или с остеклением из армированного стекла, в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.2.7 СП 1.13130.2009;
25. Дверь эвакуационного выхода с 5-го этажа здания выполнена не глухой или с остеклением из армированного стекла, в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.2.7 СП 1.13130.2009;
26. Дверь выхода в лестничную клетку правого крыла здания с 3-го этажа выполнена не глухой или с остеклением из армированного стекла, в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.2.7 СП 1.13130.2009;
27. Дверь выхода из центральной лестничной клетки в холл 5-го этажа здания выполнена не глухой или с остеклением из армированного стекла, в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.2.7 СП 1.13130.2009;
28. Дверь выхода из танцевального зала в лестничную клетку здания выполнена не глухой или с остеклением из армированного стекла, в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.2.7 СП 1.13130.2009;
29. Дверь, ведущая на лестничную клетку правого крыла здания на 3-м этаже в открытом положении уменьшает требуемую ширину лестничной площадки, в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.3 СП 1.13130.2009;
30. Дверь, ведущая на лестничную клетку правого крыла здания на 4-м этаже в открытом положении уменьшает требуемую ширину лестничной площадки, в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.3 СП 1.13130.2009;
31. Дверь, ведущая на лестничную клетку правого крыла здания на 5-м этаже в открытом положении уменьшает требуемую ширину лестничной площадки, в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.3 СП 1.13130.2009;
32. Дверь, ведущая на лестничную клетку правого крыла здания на 6-м этаже в открытом положении уменьшает требуемую ширину лестничной площадки, в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.3 СП 1.13130.2009;
33. Дверь, ведущая на лестничную клетку правого крыла здания на 7-м этаже в открытом положении уменьшает требуемую ширину лестничной площадки, в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.3 СП 1.13130.2009;
34. Дверь, ведущая на лестничную клетку левого крыла здания на 3-м этаже в открытом положении уменьшает требуемую ширину лестничной площадки, в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.3 СП 1.13130.2009;
35. Дверь, ведущая в центральную лестничную клетку здания на 3-м этаже в открытом положении уменьшает требуемую ширину лестничной площадки, в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4.3 СП 1.13130.2009;
36. На 5-м этаже в лестничной клетке правого крыла здания отсутствует дверь с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах, в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.2.7 СП 1.13130.2009;
37. Между вторым и третьим этажами лестничной клетки правого крыла здания окно не имеет возможности открывания изнутри, в нарушение ст.ст. 6, 88 ФЗ N 123-ФЗ, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов" (далее СП 2.13130.2012);
38. Между третьим и четвертым этажами лестничной клетки правого крыла здания окно не имеет возможности открывания изнутри, в нарушение ст.ст. 6, 88 ФЗ N 123-ФЗ, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012;
39. Между четвертым и пятым этажами лестничной клетки правого крыла здания окно не имеет возможности открывания изнутри, в нарушение ст.ст. 6, 88 ФЗ N 123-ФЗ, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012;
40. Между пятым и шестым этажами лестничной клетки правого крыла здания окно не имеет возможности открывания изнутри, в нарушение ст.ст. 6, 88 ФЗ N 123 -ФЗ, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012;
41. Между шестым и седьмым этажами лестничной клетки правого крыла здания окно не имеет возможности открывания изнутри, в нарушение ст.ст. 6, 88 ФЗ N 123 -ФЗ, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012;
42. Между третьим и четвертым этажами лестничной клетки левого крыла здания окно не имеет возможности открывания изнутри, в нарушение ст.ст. 6, 88 ФЗ N 123-ФЗ, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012;
43. Между четвертым и пятым этажами лестничной клетки левого крыла здания окно не имеет возможности открывания изнутри, в нарушение ст.ст. 6, 88 ФЗ N 123 -ФЗ, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012;
44. Между пятым и шестым этажами лестничной клетки левого крыла здания окно не имеет возможности открывания изнутри, в нарушение ст.ст. 6, 88 ФЗ N 123-ФЗ, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012;
45. Между шестым и седьмым этажами лестничной клетки левого крыла здания окно не имеет возможности открывания изнутри, в нарушение ст.ст. 6, 88 ФЗ N 123 -ФЗ, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012;
46. Между третьим и четвертым этажами центральной лестничной клетки здания окно не имеет возможности открывания изнутри, в нарушение ст.ст. 6, 88 ФЗ N 123-ФЗ, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012;
47. Между четвертым и пятым этажами центральной лестничной клетки здания окно не имеет возможности открывания изнутри, в нарушение ст.ст. 6, 88 ФЗ N 123 -ФЗ, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012;
48. Между пятым и шестым этажами центральной лестничной клетки здания окно не имеет возможности открывания изнутри, в нарушение ст.ст. 6, 88 ФЗ N 123-ФЗ, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012;
49. Между шестым и седьмым этажами центральной лестничной клетки здания окно не имеет возможности открывания изнутри, в нарушение ст.ст. 6, 88 ФЗ N 123-ФЗ, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012;
50. На втором этаже в лестничной клетке правого крыла здания отсутствует стена, отделяющая лестницу от холла, в нарушение ст.ст. 6, 88 ФЗ N 123-ФЗ, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012;
51. Не произведена огнезащитная обработка стропил т обрешетки огнезащитным составом в зависимости от степени огнестойкости здания, в нарушение ст.ст. 6, 88 ФЗ N 123-ФЗ, п. 5.4.5 СП 2.13130.2012;
52. На нижней площадке отсутствует площадка для разворота пожарной техники не менее чем 15х15 м, в нарушение ст.ст. 6, 89 ФЗ N 123-ФЗ, п. 8.14 СП 4.13130.2013
"Системы противопожарной защиты. Ограничение распространение пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130.2013);
53. На первом этаже здания в торгово-офисных помещениях расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5-15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009
"Системы противопожарной системы. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 3.13130.2009);
54. На втором этаже здания в правом крыле здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5-15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
55. На третьем этаже здания в правом крыле здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5-15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
56. На четвертом этаже здания в правом крыле здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5-15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
57. На пятом этаже здания в правом крыле здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5-15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
58. На шестом этаже здания в правом крыле здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5-15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
59. На седьмом этаже здания в правом крыле здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5-15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
60. На третьем этаже здания в левом крыле здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5-15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
61. На четвертом этаже здания в левом крыле здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5-15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
62. На пятом этаже здания в левом крыле здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5- 15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
63. На шестом этаже здания в левом крыле здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5-15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
64. На седьмом этаже здания в левом крыле здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5-15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
65. На третьем этаже центрального блока здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5- 15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
66. На четвертом этаже центрального блока здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5-15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
67. На пятом этаже центрального блока здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5- 15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
68. На шестом этаже центрального блока здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5- 15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
69. На седьмом этаже центрального блока здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5-15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
70. В холле 5-го этажа здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5-15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
71. В помещении ресторана (банкетного зала) здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5-15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
72. В помещениях танцевального зала здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5- 15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
73. В помещениях гостиничных номеров здания расположение настенных звуковых извещателей от полотка до верхней части оповещателя на расстояние менее 150 мм (5- 15 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009;
74. В помещении мастерской первого этажа здания эвакуационный знак пожарной безопасности не включается одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения, в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 5.1 СП 3.13130.2009;
75. Диаметр медных жил проводов и кабелей соединительных и питающих линий систем пожарной автоматики в приборе приемно-контрольном пожарном частично составляет менее 0,5 мм (0,35 мм), в нарушение ст.ст. 6, 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 13.15.12 СП 5.13130.2009;
76. Отсутствует подтверждение показателя пожарной опасности не ниже ПРГП 4 на кабели и провода системы противопожарной защиты здания, в нарушение ст.ст. 6, 82 ФЗ N 123-ФЗ, п. 4.4. СП "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требование пожарной безопасности";
77. Помещение электрощитовой на первом этаже здания не выделено противопожарной перегородкой 1-го типа, в нарушение ст.ст. 6, 88 ФЗ N 123-ФЗ, п. 5.2.6 СП 4.13130.2013;
78. Помещение генераторной не отделено от смежных помещений противопожарной стеной 2-го типа или противопожарной перегородкой 1-го типа, в нарушение ст.ст. 6, 88 ФЗ N 123-ФЗ, п.п. 5.1.5, 6.9.6 СП 4.13130.2013.
По итогам проведенной проверки, кроме вышеназванного предписания, Главным управлением МЧС России по г. Севастополю составлены 30.10.2019 протоколы об административном правонарушении N 374 и N 375 и 12.12.2019 вынесены постановления о назначении по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ административного наказания N 374/2019 ООО "Зюйд" - административный штраф в размере 150.000 руб. (л.д. 87-92 т. 1) и N 374/2019, директору ООО "Зюйд" Юровскому Ю.В. - 6.000 руб.
23.06.2020 решением Ленинского районного суда г. Севастополя по делу N 13-291/2020 постановление о привлечении к административной ответственности директора ООО "Зюйд" Юровского Ю.В. по пунктам 2-78 признано незаконным, так как по ним состава правонарушения нет (л.д. 104-115 т. 2).
14.08.2020 решением Севастопольского городского суда по делу N 21-330/2020 постановление N 374 от 12.12.2020 о привлечении к административной ответственности ООО "Зюйд" отменено, производство по делу о привлечении к административной ответственности прекращено за недоказанностью вины в совершении административного правонарушения (л.д. 46-47 т. 3).
Из истребованных судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств следует, что помещения в зданиях по адресам: г. Севастополь, ул. 4-я Бастионная, 28/1, г. Севастополь, ул. 4-я Бастионная, 28/2, на праве собственности принадлежат :
ООО "Офис" (ОГРН: 1159204000669) - в здании ул. 4-я Бастионная, 28/1 :
- офисно-торговые помещения (помещения второго этажа с N Х-5 по N Х-10) площадью 209,5кв.м.,
- офисно-торговые помещения (помещения третьего этажа N ХIII-8А, с N ХIII-9 по N ХIII-19) площадью 235,4кв.м.,
- офисно-торговые помещения (помещения седьмого этажа N ХIII-1 по N ХIII-13) площадью 220,4кв.м., в подтверждение чего представлены выданные по законодательству Украины свидетельства (л.д. 74, 75 т. 3);
ООО "Трансавто" (ОГРН: 1149204036123) - на 4-м этаже здания по ул. 4-я Бастионная, 28/1, нежилые помещения офиса ХV-1, ХV-17, ХVI-1 площадью 190 кв.м.;
Афоничевой А.К. - на 3-м этаже здания по ул. 4-я Бастионная, 28/1, нежилые помещения офиса N ХIII-1 - N ХIII-8 площадью 89,9кв.м.;
Биляловой Э.С. - на 1-м этаже здания по ул. 4-я Бастионная, 28/2, нежилые офисно-торгового помещения с N VIII-1 по N VIII-2 площадью 114,9кв.м.;
Булдаковой А.В. - на 1-м этаже здания по ул. 4-я Бастионная, 28/1, нежилые помещения с N III-1 по N III-3 площадью 81,2кв.м.;
Замятину А.Г. - на 2-м этаже здания по ул. 4-я Бастионная, 28/2, нежилые помещения N ХIХ-1, ХIХ-7, ХIХ-12 площадью 217,5кв.м.;
Игонину И.М. - на 5-м этаже здания по ул. 4-я Бастионная, 28/1, нежилые помещения с N III-1 по N III-3площадью 81,2кв.м.;
Кочуковой Г.Ю. - в здании по ул. 4-я Бастионная, 28/2, нежилые помещения гостиничной секции на 5-м этаже с N 53-1 по N 53-3, с N 54-1 по N 54-3, с N 55-1 по N 55-4, с N 56-1 по N 56-4, ХIХ-1а, ХIХ-2, ХIХ-4, ХIХ-5 площадью 116,7кв.м.; на 6-м этаже : с 65-1 по N 65-4, с N 66-1 по N 66-3, с N 67-1 по N 67-4, с N 68-1 по N 68-3, ХХII площадью 134,7кв.м.;
Фетислямову К.З. - в здании по ул. 4-я Бастионная, 28/2, нежилые помещения офиса гостиничного блока на 1-м этаже с N YI-1 по N YI-9 площадью 141,5кв.м.; на 2-м этаже : с ХI-1 по ХI-11 площадью 176,1кв.м., что следует из выписок ЕГРН (л.д.85-114 т.3).
По договору от 01.12.2014 с одним из собственником помещений - ООО "Офис", заявитель принял на себя обязательства по содержанию здания, его инженерных систем и территории, для чего обязался обеспечить техническую эксплуатацию, профилактику и текущий ремонт здания и инженерных систем, подготовку системы теплоснабжения к отопительную сезону, приобретения комплектующих и расходных материалов для эксплуатации здания и инженерных систем, поставку электроэнергии, газа, воды, услуг связи, вывоз мусора (л.д. 26-27 т. 1).
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в ред. от 27.12.2018, далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
По требованиям статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьи 54, 88 Закона N 123-ФЗ (которые, по мнению надзорного органа, нарушил заявитель) устанавливают требования к системам обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках, требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.
В соответствии со статьями 84, 89 Закона N 123-ФЗ разработаны и утверждены СП 1.13130.2009, СП 3.13130.2009, являющиеся нормативными документами по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения.
Статьями 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. от 26.07.2019, действовавшей на момент проведения проверки, далее - Закон N 69-ФЗ) установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ и пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (в ред. от 20.09.2019, действовавшей на 30.10.2019 - проведение проверки) также предусмотрено, что непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несение персональной ответственности за соблюдение требований пожарной безопасности осуществляют руководители организаций; при монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 90 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказ МЧС России от 30.11.2016 N 644, в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны) с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения.
Как установлено, заявителю не принадлежат на праве собственности, аренды или ином законном основании помещения в проверяемых зданиях; ему также не переданы полномочия по эксплуатации здания; а потому пункты предписания, для исполнения которых необходим капитальный ремонт или реконструкция здания, незаконно возлагают на заявителя обязанность совершить определенные действия.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; иных оснований (в том числе безусловных) для его отмены не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 21 августа 2020 года по делу N А84-135/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-135/2020
Истец: ООО "Зюйд"
Третье лицо: ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю, Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю