город Ростов-на-Дону |
|
11 февраля 2021 г. |
дело N А32-41337/2020 |
Судья Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юг Инвест Строй" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2020 по делу А32-41337/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юг Инвест Строй"
к департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Юг Инвест Строй" (далее - ООО "Юг Инвест Строй", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 30.07.2020 N 1477/2019 о привлечении ООО "Юг Инвест Строй" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 60 000 рублей.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 20.11.2020 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Юг Инвест Строй" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что на основании полученного заключения о степени готовности проекта строительства N 69-04-7185/19 от 30.07.2049 к застройщику будет применяться старая схема привлечения денежных средств участников долевого строительства, соответственно требования по использованию счетов эскроу не распространяются, ввиду чего сумма денежных средств на счетах может не соответствовать сумме привлеченных денежных средств.
От Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность решения суда.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, уполномоченным должностным лицом Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края в отношении ООО "Юг Инвест Строй" составлен протокол об административном правонарушении от 19.12.2019 N 1477/2019 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
В протоколе указано, что ООО "Юг Инвест Строй" зарегистрировано в качестве юридического лица и является застройщиком, осуществляющим деятельность в области долевого строительства, а именно, объекта "Многоквартирный жилой дом с подземной автостоянкой по адресу: г. Краснодар, ул. Фабричная, 4".
В соответствии с заданием от 30.07.2019 N 151-2Д-2019 на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края в отношении ООО "Юг Инвест Строй" проведено мероприятие по контролю "Наблюдение за соблюдением застройщиком обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях застройщика, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных электронных систем) возложена на застройщика в соответствии с федеральным законом" (далее по тексту - мероприятие по контролю).
По итогам проведения мероприятия по контролю установлено, что ООО "Юг Инвест Строй" представлена ежеквартальная отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 2 квартал 2019 года, с нарушениями, что отражено в заключении о проведенном мероприятии по контролю без взаимодействия с юридическими лицами в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости от 05.08.2019.
Так, по результатам анализа представленной ООО "Юг Инвест Строй" ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 2 квартал 2019 года выявлено, что сведения о сумме денежных средств участников долевого строительства (в млн. руб.) на последнюю календарную дату отчетного периода в строке 11.6 раздела II "Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства" указаны в размере 363,20 млн. руб., что превышает размер денежных средств, отраженный по строке бухгалтерского баланса 1250.
Таким образом, контролирующим органом сделан вывод, что информация в отчетности ООО "Юг Инвест Строй" за 2 квартал 2019 года содержит недостоверные сведения
Протокол составлен в отсутствие законного представителя ООО "Юг Инвест Строй", извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола, поскольку почтовое отправление N 35099136464615 с уведомлением от 01.10.2019 N69-04-10707/19 было вручено представителю организации 01.11.2019 (л.д. 98-103 том 1).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края вынесено постановление от 30.07.2020 N 1477/2019 о привлечении ООО "Юг Инвест Строй" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 60 000 рублей.
Постановление вынесено в отсутствие представителя общества, который считается извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку телеграмма-уведомление не была доставлена обществу ввиду отсутствия представителей, по извещению за телеграммой представители также не явились, о чем орган связи проинформировал отправителя (л.д. 72 том 1).
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии с частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 21.10.2015 N 3255-КЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - администрации Краснодарского края", постановлениями главы администрации от 27.10.2015 N 993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края", от 21.12.2015 N 1245 "О департаменте по надзору в строительной сфере Краснодарского края" с 01.01.2016 признано утратившим силу Постановление главы администрации Краснодарского края от 28.07.2014 N 769, Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края присоединено к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края, которое, в свою очередь, переименовано в Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края.
С 01.01.2016 департамент является правопреемником Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края, то есть органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Краснодарского края.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 27 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства
(создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Пунктом 6 части 6 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что контролирующий орган ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.10.2018 N 656/пр утвержден Порядок предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - Порядок N 656/пр).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 656/пр отчетность составляется застройщиком по форме, утвержденной настоящим приказом. К отчетности должна прилагаться бухгалтерская (финансовая) отчетность (промежуточная по итогам I - III кварталов и годовая по итогам IV квартала), составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Согласно пункту 3 Порядка N 656/пр отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган ежеквартально при условии, что в течение отчетного периода действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор участия в долевом строительстве), или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору участия в долевом строительстве.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в том числе протокола об административном правонарушении, в нарушение приведенных положений законодательства, ООО "Юг Инвест Строй" допустило представление недостоверных сведений в отчетности за 2 квартал 2019 года, поскольку сведения о сумме денежных средств участников долевого строительства (в млн. руб.) на последнюю календарную дату отчетного периода в строке 11.6 раздела II "Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства" указаны в размере 363,20 млн. руб., что превышает размер денежных средств, отраженный по строке бухгалтерского баланса 1250.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ, является доказанным.
Общество, будучи застройщиком и лицом, привлекающим денежные средства в целях строительства, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ. Имея возможность для недопущения представление недостоверных сведений, общество не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него публично-правовой обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности заявителем не представлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что на основании полученного заключения о степени готовности проекта строительства N 69-04-7185/19 от 30.07.2019 к застройщику будет применяться старая схема привлечения денежных средств участников долевого строительства, соответственно требования по использованию счетов эскроу не распространяются, ввиду чего сумма денежных средств на счетах может не соответствовать сумме привлеченных денежных средств.
Строка 11.6 раздела 2 отчетности застройщика предусматривает указание фактически оставшейся суммы денежных средств участников долевого строительства (млн. рублей) на последнюю календарную дату отчетного периода.
При этом в строке 1250 бухгалтерского баланса в частности отражается на отчетную дату остатки денежных средств на расчетных счетах и в кассе застройщика, среди которых также должны быть и учтены денежные средства участников долевого строительства.
Таким образом, значение строки 11.6 раздела 2 отчетности застройщика не может превышать значение строки 1250 бухгалтерского баланса за один и тот же отчетный период. Иное указывает на недостоверность сведений, отраженных в соответствующей отчетности.
Получение заключения о степени готовности проекта строительства, позволяющее застройщику привлекать денежные средства участников долевого строительства без использования счетов эскроу, не является обстоятельством, которое бы допускало отсутствие на счетах застройщика фактически привлеченных и неизрасходованных по целевому назначению денежных средств участников долевого строительства на последнюю календарную дату отчетного периода, значение суммы которой должно быть отражено в строке 11.6 раздела 2 отчетности.
Соответственно, доводы общества не опровергают того обстоятельства, что значение строки 1250 бухгалтерского баланса за один и тот же отчетный период не может быть менее значения строки 11.6 раздела 2 отчетности застройщика.
Судом также не принимаются во внимание ссылки общества на то, что в Приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.10.2018 N 656/пр, которым утвержден Порядок предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, имеются недостатки.
В дело не представлено доказательств того, что содержание приказа препятствовало представлению достоверных сведений в части, зафиксированной протоколом об административном правонарушении.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела обществом с учетом требований ст. 68 АПК РФ не представлено надлежащих доказательств, опровергающих выявленные нарушения.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным также отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений и пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности. Суд учитывает, что общество не признало вину в совершении правонарушения.
Административное наказание назначено обществу в размере 60 000 рублей с учетом наличия обстоятельств, отягчающих ответственность, в виде повторного привлечения к ответственности, поскольку постановлением контролирующего органа от 04.07.2019 N 457/2019 общество привлечено к административной ответственности по статье 14.28 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2020 по делу А32-41337/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 2166 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41337/2020
Истец: ООО "Юг Инвест Строй"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НАДЗОРУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КК, ДЕПАРТАМЕНТ ПО НАДЗОРУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ