г. Владивосток |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А59-1299/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей В.В. Верещагиной, С.Н. Горбачевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Сахалинской области",
апелляционное производство N 05АП-72/2021
на решение от 01.12.2020
судьи Т.С. Горбачевой
по делу N А59-1299/2020 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993) в лице ОП "Восточное"
к федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Сахалинской области" (ОГРН 1106501009009, ИНН 6501232123)
о взыскании задолженности за коммунальные услуги в размере 35 461 рубль 75 копеек;
третьи лица: федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации;
при участии:
от ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (при участии онлайн): представитель Солдатенко Д.А. по доверенности от 17.12.2020 сроком действия на 2 года, диплом о высшем юридическом образовании КЛ N 64911, паспорт;
от Министерства обороны Российской Федерации (при участии онлайн): представитель Солдатенко Д.А. по доверенности от 10.11.2020 сроком действия до 23.10.2022, диплом о высшем юридическом образовании КЛ N 64911, паспорт;
от ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: представитель Горецкий А.А. по доверенности от 16.01.2021 сроком действия на 1 год, диплом о высшем юридическом образовании АВС 0156262, удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - истец, общество, ООО "ГУ ЖФ") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Сахалинской области" (далее - ответчик, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Сахалинской области", учреждение) о взыскании задолженности за оказание услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирного жилого дома (далее - МКД), расположенного по адресу: Сахалинская область, Курильский район, с.Горячие Ключи, ДОС 1 за период с 03.08.2015 по 31.10.2017.
Определением суда от 23.04.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. 13.05.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением суда от 15.06.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК Восточного военного округа"), Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России, Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 01.12.2020 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 8 578 рублей 94 копейки. В удовлетворении исковых требований в остальной части суд отказал.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, учреждение обжаловало его в порядке апелляционного производства, указав в обоснование жалобы на то, что не является собственником спорных помещений, в связи с чем не может нести расходы на их содержание. Указывает на то, что арендные обязательства по пользованию спорными жилыми помещениями возникли между учреждением и ФГУ "ДТУИО".
От Минобороны России и ФКУ "ОСК Восточного военного округа" поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых выражено несогласие с доводами апеллянта.
В судебном заседании апелляционного суда, в том числе онлайн, стороны поддержали свои позиции, изложенные ранее в письменном виде.
Повторно исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, и в отзывах на нее, коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
27.07.2015 между Минобороной России (заказчик) и ООО "ГУ ЖФ" (управляющая организация) заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами N 2-УЖФ-03 на оказание услуг с соответствии с приложениями к договору по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, указанным в Приложении N 1 к договору, предоставление коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения и членов их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность (пункт 2.2).
Договор вступает в силу с 03.08.2015 и действует до 01.08.2020 (пункт 10.1).
Согласно анкете многоквартирного дома, представленной с сайта reformagkh.ru, с 03.08.2015 истец осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Сахалинская область, Курильский район, с.Горячие Ключи, ДОС 1 (далее - спорный МКД).
Находящиеся в многоквартирном доме по адресу: с. Горячие Ключи, ДОС 1, квартиры N 31, 32 общей площадью 74,45 кв. м во исполнение приказа от 27.12.2011 N 874 выделены учреждению для размещения и работы персонала.
По результатам, проведенной 30.12.2016 истцом проверки, установлено, что ответчик использует помещения N 31 и N 32, находящиеся на 2 этаже спорного МКД.
В период с момента начала управления спорным многоквартирным домом истец являлся исполнителем коммунальных услуг, в частности, по предоставлению услуги по содержанию и ремонту общего имущества указанного МКД.
Полагая, что указанные расходы должен возмещать ответчик спорных нежилых помещений, обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
В ходе рассмотрения спора третьи лица заявили о пропуске срока исковой давности по требованиям за период с августа 2015 года по март 2017 года (т. 1, л.д. 132).
Рассмотрев данное заявление, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьей 195, 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 24, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", правомерно признал пропущенным срок исковой давности по требованиям о взыскании основного долга за период с 03.08.2015 по 16.03.2017, в связи с чем, отказал в удовлетворении требований в данной части.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 статьи 290 ГК РФ, частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливается, что собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Статьей 249 ГК РФ установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (статья 37 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Следовательно, обязанность несения расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме возложена как на собственников квартир, так и на собственников иных нежилых помещений в силу прямого указания закона.
В соответствии с положениями раздела VIII ЖК РФ и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Так, обязанность собственника нежилого помещения, иного владельца вещных прав в многоквартирном доме нести бремя расходов по содержанию многоквартирного дома установлена в силу закона, а размер таких расходов в виде внесения платы, определяется исходя из доли в праве общей собственности на общее имущество и соответствующего утвержденного тарифа.
Из материалов дела следует, что спорные нежилые помещения, переданные ответчику в пользование на основании приказа от 27.12.2011 N 874, находились в собственности Российской Федерации на момент их передачи.
В этой связи, как было указано ранее, 27.07.2015 между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и ООО "ГУ ЖФ" (управляющая организация) заключен договор N 2-УЖФ-03 на управление жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества и ремонта в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными силами Российской Федерации, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде.
Исходя из буквального толкования договора управления от 27.07.2015, с учетом переданных ответчику в пользование помещений на основании приказа от 27.12.2011 N 874, суд пришел к обоснованному выводу о том, что учреждение является надлежащим ответчиком по делу, расценив его как законного пользователя спорных помещений.
Оснований полагать о наличии арендных отношений между учреждением и ФГУ "ДТУИО" у коллегии апелляционного суда отсутствуют, в связи с недоказанностью.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статьи 210 ГК РФ). В деле отсутствует договор, возлагающий на собственника, бремя содержания имущества в виде эксплуатационных расходов связанных с техническим обслуживанием имущества.
Доказательства закрепления спорных помещений на праве оперативного управления за ФГУ "ДТУИО" в спорный период, ответчиком в материалы дела не представлено, напротив согласно выписке из приказа от 27.12.2011 N 874 спорные помещения выделены ответчику для размещения и работы персонала и использовались последним в спорный период.
Согласно части 3 статьи 153 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления несут расходы на содержание жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и коммунальные услуги только до заселения этих жилых помещений.
Учитывая, что спорные жилые помещении передана ответчику на основании приказа от 27.12.2011 N 874, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что задолженность по оплате услуг, потребленных ответчиком спорных помещений, не может быть возложена на Российскую Федерацию или ФГУ "ДТУИО".
Взыскание названных расходов с собственника или балансодержателя фактически направлено на освобождение ответчика, пользующегося помещениями N 31, 32 в жилом доме, от внесения платы за занимаемые им помещения, что жилищным законодательством не предусмотрено (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда N 302-ЭС15-1968 по делу N А19-12940/2013).
Выводы суда первой инстанции также соответствуют разъяснению, содержащемуся в ответе на вопрос N 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2015).
В этой связи доводы апеллянта об обратном подлежат отклонению.
При этом, ссылка арбитражного суда на пункт 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015) не привела к принятию неправильного решения.
Установив факт пользования помещениями N 31, 32 в спорный период учреждением, а также факт надлежащего оказания услуг по управлению спорным МКД, суд пришел к выводу о правомерности требований ООО "ГУ ЖФ" о возмещении понесенных истцом расходов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в рамках реализации принятых обязательств по управлению жилищным фондом истцом в спорный период осуществлялась деятельность по техническому обслуживанию спорных помещений.
Доказательств того, что в спорный период ответчик не получал от истца услуги по содержанию и ремонту общего имущества, того, что истец не обеспечивал собственников помещений и законных пользователей в МКД коммунальными услугами, равно как и доказательств того, что такие услуги оказывались ему другой управляющей организацией либо оказывались обществом некачественно в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Арбитражный суд изучив, представленные истцом акты, счета-фактуры с учетом Постановления Администрации муниципального образования "Курильский городской округ" от 06.10.2016 года N 1003 пришел к выводу о необходимости применения в рассматриваемом случае платы за содержание жилого помещения для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда в МКД, расположенном по адресу: с.Горячие Ключи, ДОС 1 в размере 31 рублей 61 копеек за 1 кв.м. общей площади.
Произведя с учетом вышеизложенного самостоятельный расчет суммы основного долга, суд первой инстанции определил его размер в сумме 8 578 рублей 94 копейки.
Доводов об ошибочности определения данной суммы основного долга (по основаниям, не связанным с правильностью расчета общей площади помещений) ответчиком не приведено.
При рассмотрении дела суд первой инстанции не усмотрел факта увеличения имущества на стороне ответчика за счет истца, в связи с чем признал нормы гражданского законодательства о неосновательном обогащении (глава 60 ГК РФ) не подлежащими применению в рамках настоящего спора.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределены судом на основании части 1 статьи 110 АПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы заявителей апелляционных жалоб фактически представляют собой ранее сформированную ответчиками позицию по делу, по существу сводятся к ошибочному толкованию норм материального права, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 01.12.2020 по делу N А59-1299/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
В.В. Верещагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1299/2020
Истец: ООО "Главное управление жилищным фондом"
Ответчик: ФКУ "УФО МО РФ" по Сахалинской области"
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ООО "Главное управление жилищным фондом", Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", Арбитражный суд Сахалинской области