г. Пермь |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 9 июня 2021 г. N Ф09-3448/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А50-29122/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
при участии:
от заявителя ООО "УК "ТехКомфорт" - Пешков А.А., паспорт, доверенность от 10.09.2019, диплом; Комягина Н.А., паспорт, доверенность от 18.01.2021, диплом;
от Прокуратуры Пермского края - Меньтина А.С., удостоверение, доверенность от 05.02.2021;
от третьего лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края - Петухов С.Г., паспорт, доверенность от 11.01.2021, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТехКомфорт"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 ноября 2020 года
по делу N А50-29122/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТехКомфорт" (ОГРН 1165958059740, ИНН 5906137726, сокращенное наименование - ООО "УК "ТехКомфорт")
к Прокуратуре Пермского края (ОГРН 1055900376927, ИНН 5902293266)
третьи лица: Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стройком" (ОГРН 1085906002049, ИНН 5906081061), общество с ограниченной ответственностью "Пермкоммуналсервис" (ОГРН 1155958064181, ИНН 5905029848), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Пермская индустрия качества" (ОГРН 1165958110394, ИНН 5904342536), общество с ограниченной ответственностью "КИАР" (ОГРН 1175958045780, ИНН 5904356680), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТехКомфорт" (ОГРН 1135958000342, ИНН 5906995587)
об оспаривании представления прокуратуры Мотовилихинского района г. Перми N 2-21/194-2018 от 14 августа 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТехКомфорт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к прокуратуре Пермского края (далее - заинтересованное лицо) об оспаривании представления прокуратуры Мотовилихинского района г.Перми от 14 августа 2018 года N 2-21/194-2018 об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о том, что на момент вынесения оспариваемого представления Прокуратуры Мотовилихинского района г. Перми, которым заявителю предписывалось немедленно прекратить управление многоквартирными домами, поименованными в представлении, ни одно из решений собственников помещений указанных в представлении многоквартирных домов не было признано судом общей юрисдикции недействительным, а общее собрание собственников помещений - незаконным, следовательно, единственной законной управляющей компанией названных многоквартирных домов являлось Общество. Органы прокуратуры, как и Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края, не являются в соответствии с действующим законодательством органами, полномочными признавать общее собрание незаконным, а решения принятые на нем - недействительными. Представление о прекращении деятельности по управлению многоквартирным домом является неисполнимым в силу закона, поскольку в соответствии с действующим жилищным законодательством Общество не вправе в одностороннем порядке отказаться от управления общим имуществом многоквартирного дома. Судом не учтено, что на момент проверки и до настоящего времени не существует решений суда общей юрисдикции, которыми были бы признаны ничтожными решения собственников помещений многоквартирных домов N 19 по ул. Ким, N 18 по ул. Добролюбова и N 17 по ул. Бульвар Гагарина г. Перми о выборе в качестве управляющей организации Общества.
В судебном заседании представители заявителя на доводах жалобы настаивали, просили приобщить к материалам дела копию постановления по делу об административном правонарушении от 23.11.2018.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в целях полного и всестороннего изучения обстоятельств настоящего дела, считает возможным приобщить такие документы для их оценки в совокупности с иными материалами дела.
Представитель прокуратуры в судебном заседании ссылался на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края по основаниям, указанным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в августе 2018 г. прокуратурой Мотовилихинского района города Перми совместно со специалистами Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края проведена проверка правомерности принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах N N 8, 16, 40, 45 по улице Лебедева; N 16 по улице Дружбы; N 10 по улице Братьев Вагановых; NN 6, 8, 12, 14 по улице Розалии Землячки; NN 10, 29 по улице Тургенева; NN 1, 5 "А" по улице Веры Фигнер; NN 20, 35 по улице Крупской; NN 12, 18 по улице Инженерной; N 34/4 по улице Степана Разина; NN 75, 79, 83, 87, 109 по улице Уральской; N 12 по улице Николая Быстрых; N 10 по улице Металлургов; N 1 по улице Ким; N 2 по улице Халтурина; N 18 по улице Добролюбова; N 3 "А" по улице Работницы; NN 17, 39 по бульвару Гагарина города Перми решений о выборе управляющей организацией ООО "УК "ТехКомфорт" в целях заключения договоров управления многоквартирными домами, правомерности утверждения договоров и их заключения, правомерности предъявления платежных документов для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Основанием для проведения прокуратурой района данной проверки послужил пункт 2.10 решения коллегии прокуратуры Пермского края от 08.02.2018 "Об итогах работы органов прокуратуры Пермского края в 2017 году и задачах по обеспечению законности на 2018 год".
До момента проведения указанной проверки в 2018 г. прокуратурой района у ООО "УК "ТехКомфорт" истребованы сведения и документы о правомерности управления вышеуказанными многоквартирными домами.
Привлечение специалиста Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края для проведения совместной с прокуратурой района проверки согласовано с прокуратурой Пермского края. По результатам проверки от Инспекции в прокуратуру района 14.08.2018 поступила соответствующая справка.
В ходе проверки установлено, что управляющей организацией при проведении общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах в Мотовилихинском районе г. Перми не проведена проверка наличия необходимого кворума, необходимого для принятия решения о заключении между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирных домах договоров управления многоквартирными домами.
14.08.2018 прокуратура Мотовилихинского района г.Перми выдала заявителю представление об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере, которым предложено рассмотреть представление с участием прокурора, незамедлительное прекратить деятельность по управлению, в том числе по предъявлению платежных документов для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственникам конкретных домов, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности начальника юридического отдела заявителя, иных должностных лиц, допустивших нарушение закона, о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить прокурору района в установленный законом месячный срок.
Не согласившись с представлением прокуратуры, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил совокупности оснований для признания оспариваемого представления недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно пункту 3 статьи 21 Закона о прокуратуре решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.
Согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 указанного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии со статьей 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся вопросы, предусмотренные частью 2 статьи 44 ЖК РФ, а также другие вопросы, отнесенные Жилищным кодексом Российской Федерации к его компетенции (пункт 5 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
Исходя из положений статьи 44.1 ЖК РФ, общее собрание собственников проводится посредством голосования, при этом в соответствии с частью 1 статьи 48 ЖК РФ определено, что правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме.
Часть 3 статьи 48 ЖК РФ устанавливает, что количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично так и через своего представителя.
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (часть 4.1 статьи 48 ЖК РФ).
Согласно части 5 статьи 48 ЖК РФ при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны: сведения о лице, участвующем в голосовании; сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
В силу части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1, 1.2-3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
Установив нарушение вышеуказанных норм, прокуратура района обоснованно внесла представление об устранении Обществом нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере.
По большинству домов решения общих собраний были впоследствии признаны недействительными судами общей юрисдикции. То есть выводы прокуратуры о ничтожности решений общих собраний (отсутствии у необходимого числа собственников воли на управление домами Обществом) подтвердилось, в связи с чем требование прокуратуры о прекращении Обществом деятельности по управлению многоквартирными домами являлось правомерным. По трем домам, по которым этого не было установлено, представление прокуратуры прав Общества не нарушило, поскольку фактически оно продолжало осуществление деятельности.
В части доводов о неисполнимости обществом требований представления о запрете предъявления платежных документов за жилищно-коммунальные услуги, о запрете осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом в силу закона, суд апелляционной инстанции отмечает, что оспариваемое предписание носит упреждающий характер, имеет целью побудить заявителя осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с соблюдением требований действующего законодательства, не возлагая при этом на него обязанность, не предусмотренную законом.
Нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности материалами дела не подтверждено.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 23.11.2019, вступившим в законную силу, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, в связи с тем, что Общество в принципе не предприняло никаких мер для исполнения представления прокурора.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 ноября 2020 года по делу N А50-29122/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-29122/2018
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ТЕХКОМФОРТ"
Ответчик: Прокуратура Мотовилихинского района г. Перми, Прокуратура Пермского края
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ, ООО "КИАР", ООО "ПЕРМКОММУНАЛСЕРВИС", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ТЕХКОМФОРТ", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПЕРМСКАЯ ИНДУСТРИЯ КАЧЕСТВА", ООО Васев Александр Викторович конкурсный управляющий "ук "техкомфорт", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СТРОЙКОМ"
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3448/2021
12.02.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3720/19
23.11.2020 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-29122/18
02.04.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3720/19