г. Вологда |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2021 г. N Ф07-3978/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А52-4153/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 февраля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области и Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области Доновской Е.А. по доверенностям от 23.07.2019 N 49 и от 06.02.2020 N 2п-18/01380, соответственно,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного коммерческого банка "Пробизнесбанк" в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - на решение Арбитражного суда Псковской области от 30 ноября 2020 года по делу N А52-4153/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерный коммерческий банк "Пробизнесбанк" (ОГРН 1027700508978, ИНН 7729086087; адрес: 119285, Москва, улица Пудовкина, дом 3; далее - банк, АО "Пробизнесбанк") в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (ОГРН 1046000330683, ИНН 6027022228; адрес: 180017, Псковская область, город Псков, улица Яна Фабрициуса, дом 2а; далее - инспекция, МИФНС N 1, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Псковской области (ОГРН 1046000330001, ИНН 6027086207, адрес: 180017, Псковская область, город Псков, улица Спортивная, 5а; далее - управление, УФНС) о признании незаконными решений от 26.03.2020 N 20-05/501 и от 04.08.2020 N 2.5-07/07924.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 30 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Банк с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявление банка удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что неправомерно привлечен к налоговой ответственности, поскольку запрос о предоставлении выписки по счетам мог быть направлен только в электронной форме. Ссылается также на то, что испрашиваемые инспекцией документы находились в архиве, что объективно не позволило соблюсти установленный пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) срок.
МИФНС N 1 и управление в своих отзывах просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу банка - без удовлетворения.
Банк надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя налогового органа и УФНС, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с проведением камеральной налоговой проверки в отношении ООО "МИГДАЛ ТРЕЙДИНГ" налоговым органом посредством почтовой связи банку направлен запрос от 19.12.2019 N 46167 о представлении выписки (выписок) по операциям на счетах (специальных банковских счетах) этой организации за период с 01.01.2019 по 19.12.2019, который согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП "Почта России", получен банком 09.01.2020.
Поскольку с учетом положений пункта 2 статьи 86 НК РФ выписка по операциям на счетах ООО "МИГДАЛ ТРЕЙДИНГ" должна быть предъявлена 20.01.2020, а фактически направлена инспекции 21.01.2020, то есть с нарушением установленного срока на 1 рабочий день, что не отрицается банком, то налоговый орган, выявив это нарушение, составил акт от 03.02.2020 N 20-05/368 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, и принял решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение от 26.03.2020 N 20-05/501.
Этим решением от 26.03.2020 N 20-05/501 АО "Пробизнесбанк" привлечено к налоговой ответственности по статье 135.1 НК РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением УФНС от 04.08.2020 N 2.5-07/07924 жалоба конкурсного управляющего банка на решение инспекции от 26.03.2020 N 20-05/501 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с этими решениями инспекции и управления, банк оспорил их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 135.1 НК РФ установлена ответственность за непредставление банком, кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, справок о наличии счетов (счета инвестиционного товарищества), вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах (счете инвестиционного товарищества), вкладах (депозитах), выписок по операциям на счетах (счете инвестиционного товарищества), по вкладам (депозитам) в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения.
Согласно пункту 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ.
Пунктом 5 статьи 86 НК РФ установлено, что обязанности, предусмотренные пунктом 2 статьи 86 НК РФ, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации в течение семи дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Согласно пункту 3 статьи 86 НК РФ запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@ утвержден Порядок представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок по ТКС).
Действительно, в соответствии с пунктами 6 и 7 данного Порядка по ТКС предусмотрено направление запросов и получение сведений в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через Центральный банк Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Положением Центрального банка Российской Федерации от 06.11.2014 N 440-П "О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".
Вместе с тем, из системного толкования положений пункта 2 и абзацев второго и третьего пункта 3 статьи 86 НК РФ не следует, что запросы налоговых органов должны направляться только по установленной электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Напротив, приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/519@ (зарегистрирован в Минюсте России 06.11.2012 N 25770) утвержден и Порядок представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), об операциях на счетах (специальных банковских счетах), об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств по запросам налоговых органов на бумажном носителе (далее - Порядок N 519).
Этот Порядок применяется при представлении банками (филиалами банков) на бумажном носителе по запросам налоговых органов среди прочего и справок о наличии счетов (специальных банковских счетов); справок об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах); выписок об операциях на счетах (специальных банковских счетах); справок об остатках электронных денежных средств; справок о переводах электронных денежных средств.
При этом пунктом 5 Порядка N 519 предусмотрено, что расчет установленного пунктом 2 статьи 86 НК РФ срока (три рабочих дня), в течение которого банком в налоговый орган должна быть представлена справка (выписка) по запросу налогового органа, производится для запроса, направленного в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - со дня, следующего за днем вручения представителю банка почтового отправления, указанного в уведомлении о вручении.
Кроме того, согласно разъяснениям, изложенным в письме Минфина России от 29.03.2012 N 03-02-07/1-72, а также в пункте 6 письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, в случае отсутствия технической возможности передать в налоговый орган сообщение в электронном виде через территориальное учреждение Банка России рекомендуется незамедлительно сообщить в налоговый орган о таком факте, о причинах задержки направления указанного сообщения в электронном виде, представить соответствующее сообщение на бумажном носителе.
В случае, если в налоговые органы поступило уведомление Банка России (в лице его территориального учреждения) о прекращении или приостановлении банком обмена сообщениями в электронном виде, возможно направление налоговыми органами запросов в банк в соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ на бумажном носителе (аналогичная позиция отражена в письме ФНС России от 31.10.2012 N АС-4-2/18382@).
В рассматриваемом случае налоговый орган ссылается о прекращении банком обмена сообщения в электронном виде, что АО "Пробизнесбанк" не опровергнуто.
При этом в силу статьи 86 НК РФ обязанность предоставлять выписки по операциям на счетах возложена на банки. Соответственно, во исполнение данной обязанности банки должны предпринимать все возможные меры для исполнения соответствующей обязанности, что банком своевременно сделано не было.
В связи с этим не может быть принят довод банка об отсутствии оснований для привлечения его к ответственности в связи с несоблюдением способа направления налоговым органом запроса.
Довод АО "Пробизнесбанк" о том, что он не мог представить запрашиваемые документы в установленный срок, так как на момент запроса налогового органа запрашиваемые документы находились на хранении в государственном архиве, являлся предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку статья 86 НК РФ содержит императивную норму о сроках исполнения запроса инспекции, при этом указанная норма одинаково применяется ко всем банкам до даты их фактической ликвидации. Кроме того, как следует из ответа на запрос N 92к/3895, фактически он был составлен 16.01.2020 и зарегистрирован 17.01.2020, что не препятствовало банку направить данный запрос в установленные законом сроки.
В связи с этим суд первой инстанции сделал верный вывод о совершении банком нарушения, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ, и о правомерности вынесенного налоговым органом решения от 26.03.2020 N 20-05/501 и решения УФНС от 04.08.2020 N 2.5-07/07924.
Оценивая правомерность вынесенного УФНС решения от 04.08.2020 N 2.5-07/07924, суд кроме того правильно отметил, что согласно пункту 3 статьи 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение или вынести новое решение.
В пункте 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
При этом, как отмечалось ранее, решением управления от 04.08.2020 N 2.5-07/07924 жалоба банка оставлена без удовлетворения; доказательств того, что УФНС вышло при вынесении оспариваемого решения за пределы своих полномочий, допустило процессуальные нарушения, материалы дела не содержат.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены Арбитражным судом Псковской области при рассмотрении настоящего спора и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим приведенные театром аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
В связи с этим оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 30 ноября 2020 года по делу N А52-4153/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного коммерческого банка "Пробизнесбанк" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-4153/2020
Истец: ОАО Акционерный Комерческий Банк "Пробизнесбанк"
Ответчик: Управление Федеральной Налоговой службы по Псковской области, ФНС России Межрайонная инспекция N1 по Псковской области