г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июля 2021 г. N Ф07-6283/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А56-118279/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от заявителя: Назаров М.Э. (доверенность от 02.07.2016)
от заинтересованного лица: 1. Не явился, извещен, 2. Ефременко А.А. (доверенность от 21.12.2020)
от 3-го лица: Зеленина Н.К. (доверенность от 04.07.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35179/2020) Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мышастого А.Ф. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2020 по делу N А56-118279/2019 (судья Вареникова А.О.), принятое
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мышастого А.Ф.
заинтересованные лица: 1)Администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области; 2)Администрация Виллозского городского поселения Ломоносовского района
3-е лицо: АО "Можайское"
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мышастый Алексей Федорович (далее - заявитель, Глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации МО Ломоносовский муниципальный район (далее - Администрация района), оформленного письмом от 09.09.2019 N ОБ-12947-4765/19-0-1, о передаче заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мышастого А.Ф. от 22.09.2019 N 32/2 для рассмотрения по существу в Администрацию Виллозского городского поселения Ломоносовского района, обязании Администрации МО Ломоносовский муниципальный район в срок не позднее 30 календарных дней со дня вынесения решения суда рассмотреть заявление от 22.09.2019 N 32/2 по существу; о признании незаконным решения Администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района (далее - Администрация поселения), оформленного письмом от 16.10.2019 N 2133, об отказе в рассмотрении заявления от 22.09.2019 N 32/2, обязании Администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района в срок не позднее 30 календарных дней со дня вынесения решения суда устранить нарушение прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мышастого А.Ф.
В порядке ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил заявленные требования, отказался от требований к Администрации района, просил признать незаконным решение Администрации поселения, оформленное письмом от 16.10.2019 N 2133, об отказе в рассмотрении заявления от 22.09.2019 N 32/2, об обязании Администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района в срок не позднее 30 календарных дней со дня вынесения решения суда устранить нарушение прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мышастого А.Ф. путем принятия решения об утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству Мышастого А.Ф. земельного участка площадью 464 690 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения на кадастровом плане территории кадастрового квартала 47:14:0601005 по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО "Виллозское сельское поселение".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета пора, привлечено АО "Можайское".
Решением от 19.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе, в дополнении к апелляционной жалобе Глава хозяйства, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить, полагая недоказанным факт наложения испрашиваемого заявителем земельного участка и земельного участка, принадлежащего на праве собственности АО "Можайское" или иным лицам, земельный участок АО "Можайское" площадью 1926 га в первоначальном виде не существует, его границы надлежащим образом не установлены, факт нахождения испрашиваемого земельного участка на бывших землях совхоза "Можайский", обозначенных на "Схеме перераспределения земель совхоза Можайский Ломоносовского района Ленинградской области" от 1994, сам по себе не может служить основанием для вывода о наложении спорного земельного участка на земельный участок третьего лица. Податель жалобы указывает, что согласно представленному заключению специалиста - кадастрового инженера ООО "КадастрГеоТоп" Шакуровой Г.В. от 28.04.2020 фактически площадь бывших паевых земель превышает на 58,2 га площадь земельного участка 1926 га, предоставленного в коллективную совместную собственность АОЗТ "Можайское". По мнению подателя жалобы, у суда первой инстанции имелась обязанность по назначению судебной землеустроительной экспертизы по собственной инициативе.
В судебном заседании представители Администрации поселения и третьего лица возразили против удовлетворения апелляционной жалобы, представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, заявил ходатайство о проведении судебной землеустроительной экспертизы, в удовлетворении которого апелляционным судом отказано, поскольку данное ходатайство в суде первой инстанции не заявлялось.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, заявитель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, участвующего на основании соглашения (договора) от 29.03.2019 N 19-03/036, заключенного с Комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, в государственной программе Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 04.02.2014 N 15.
Глава хозяйства обратился в Администрацию района с заявлением от 22.08.2019 исх. N 32/2 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 464 690 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 47:14:0601005 по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО "Виллозское сельское поселение", предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в аренду сроком на 5 лет на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), части 8 статьи 10 Федерального закона от 27.02.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Администрация района письмом от 09.09.2019 N БО-12947-4765/19-0-1 сообщила заявителю об отсутствии у нее полномочий по рассмотрению обращения заявителя и рекомендовала ему обратиться с указанным заявлением в Администрацию поселения.
Письмом Администрации поселения от 16.10.2019 Главе хозяйства в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании земельного участка отказано, поскольку участок, который предстоит образовать, находится в составе земель, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также не относится к числу земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Полагая отказы в согласовании схемы расположения участка и в предварительном согласовании его предоставления незаконными, Глава хозяйства обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения участвующих в деле лиц, апелляционный суд пришел к выводу, что судом первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований правомерно, обжалуемое решение не подлежит отмене.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ). Статьей 39.6 ЗК РФ определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Исчерпывающий перечень случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов установлен в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
Статьей 39.14 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которому осуществляется подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу пункта 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 названной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы, доводы сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отказа в рассмотрении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Оснований для переоценки данного вывода у апелляционного суда не имеется.
Как обоснованно указано судом, в силу вышеприведенных правовых норм уполномоченный орган принимает решение исключительно в отношении земель, находящихся в государственной муниципальной собственности или в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что из схемы перераспределения земель совхоза "Можайский" следует, что имеется наложение испрашиваемого земельного участка с земельными участками третьего лица, о чем в том числе свидетельствуют пояснения кадастрового инженера Шакуровой Г.В., испрашиваемые заявителем земли расположены в границах земель совхоза "Можайский", и сделать однозначный вывод о том, что испрашиваемый земельный участок не накладывается на земли АО "Можайское" или земли пайщиков, нельзя.
Постановлением мэра Ломоносовского района Ленинградской области от 10.03.1994 N 94/10 утверждена схема перераспределения земель совхоза "Можайский". В коллективно-совместную собственность передано 1 962 га земель. В фонд перераспределения земель включено 1 472 га. Из этого фонда АОЗТ "Можайское" в аренду с правом выкупа предоставлено 1 181 га земель, в постоянное бессрочное пользование - 291 га. На администрацию Горской волости возложена обязанность принять постановление о предоставлении АОЗТ "Можайское" 31 га под площадями, улицами, дворами, 17 га под постройками.
Из указанных документов следует, что никакие земли совхоза "Можайский" не передавались в собственность муниципального образования или государственную собственность. Следовательно, на территории бывших земель совхоза "Можайский" отсутствуют земли, распоряжение которыми осуществляют Администрация поселения и Администрация района.
Надлежащих доказательств, опровергающих данные обстоятельства, заявителем в материалы дела не представлено. Вывод о том, что испрашиваемый участок не накладывается на земли АО "Можайское", сделанный в заключении кадастрового инженера Шакуровой Г.В., является предположительным, что следует из текста самого заключения и из пояснений кадастрового инженера, данных в судебном заседании.
В силу части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Между тем таких ходатайств участвующими в деле лицами при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявлено не было. Основания для назначения экспертизы по инициативе суда отсутствовали.
При таких обстоятельствах доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, оснований для отмены обжалуемого решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2020 по делу N А56-118279/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-118279/2019
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мышастый Алексей Федорович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВИЛЛОЗСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛОМОНОСОВСКОГО РАЙОНА, Администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области
Третье лицо: АО "МОЖАЙСКОЕ, ООО " ПАРТНЕРСТВО ЭКСПЕРТОВ СЕВЕРО-ЗАПАДА", ООО " Экспертный центр "САТЕЛЛИТ", ООО "Инженер План", ООО "Межригиональное бюро судебных экспертиз", ООО "ПетроЭксперт", ЧЭУ " ГОРОДСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ", ООО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ БЮРО СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ"