г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2021 г. N Ф05-10734/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А40-161032/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
Е.В. Пронниковой, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.12.2020 по делу N А40-161032/20
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН1037739510423)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН 1097746680822),
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Федотова М.И. по дов. от 08.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Власов Д.Е. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее также - Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 03.07.2020 года N 77/20-65420 в снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 77:18:0171103:13, расположенный по адресу: г. Москва, п. Кокошкино, ул. Сентябрьская, д.3а; об обязании провести государственную регистрацию прекращения права и снять с кадастрового учета указанный объект недвижимости с 77:18:0171103:13.
Решением суда от 01.12.2020 заявление Департамента удовлетворено.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель Департамента поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации прекращения права и снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:18:0171103:13, расположенного по адресу: г. Москва, п.Кокошкино, дп Кокошкино ул. Сентябрьская, д.За.
Письмом Управления от 03.07.2020 N 77/20-65420 сообщено об отказе в осуществлении регистрационных действий со ссылкой на непредставление Департаментом документов, необходимых для осуществления последних.
Основанием для обращения Департамента с заявлением о снятии объекта с кадастрового учета явилось прекращение его существования.
Считая вышеуказанный отказ неправомерным, Департамент обратился с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Управление, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п.1 ст. 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральном законом порядке.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Департаментом проводились мероприятия по прекращению права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 77:18:0171103:13 в связи с тем, что объект прекратил фактическое существование, в то время как право собственности на него зарегистрировано как на объект недвижимого имущества.
В качестве оснований для проведения учетно-регистрационных действий в материалы регистрационных дел представлены:
- акт обследования;
- письмо Росреестра от 07.12.2018 N 14-13485/18 по вопросу снятия объектов недвижимости с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности;
- проект организации строительства N 889-4.2/2-ПОС.
Однако, регистрирующим органом указанные документы не приняты во внимание, что повлекло за собой принятие решения об отказе в учетно-регистрационных действиях по заявлению Департамента.
Вместе с тем, необходимо отметить, что снос вышеуказанного объекта был произведен с связи с необходимостью проведения строительных работ по объекту "Развитие Киевского направления Московского железнодорожного узла для усиления пригородного пассажирского движения. Строительство III главного пути на участке "Солнечная -Апрелевка" Реконструкция п. Кокошкино".
Согласно п.1 ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер подтверждает прекращение существования объекта недвижимости. Таким образом, указанная процедура регламентирует порядок проведения кадастровых работ и снятия с учета в отношении объекта недвижимости, однако, указанный объект признан судом движимым имуществом. Положениями Закона о регистрации не предусмотрено снятие с кадастрового учета объекта недвижимости на основании акта обследования в связи с не капитальностью такого объекта.
Согласно Федеральному закону N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино мест перепланировки помещений (ч. 2 ст.8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Наличие в ЕГРН сведений об объекте, который был снесён, приводит к недостоверности сведений реестра, что противоречит п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем законные основания для отказа в снятии с государственного кадастрового учета вышеуказанного объекта недвижимого имущества отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Департамента подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.12.2020 по делу N А40-161032/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-161032/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ