г. Москва |
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А40-342507/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АЙ ФЛАЙ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.12.2020 г. по делу N А40-342507/19
по заявлению ООО "АЙ ФЛАЙ"
к ИФНС России N 29 по г. Москве
о признании незаконным постановления
в присутствии:
от заявителя: |
Мартынова А.Ю. по дов. от 28.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Аверина Ю.А. по дов. от 06.07.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АЙ ФЛАЙ" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 29 по г. Москве (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконными и отмене постановления N772920190275025 от 10.12.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением от 09.12.2020 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель Общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, 29.11.2019 в отношении ООО "АЙ ФЛАЙ" (Заявитель) должностным лицом ИФНС России N 29 по городу Москве (Административный орган) - старшим государственным инспектором отдела камеральных проверок N 9 ИФНС России N 29 по г. Москве Маяковым А.С. составлен протокол об административном правонарушении N 772920190275025 по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (Протокол).
10.12.2019 на основании вышеуказанного Протокола уполномоченным должностным лицом вынесено постановление N 772920190275025 (Постановление), в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 14 944 734,47 руб. Постановление было получено ООО "АЙ ФЛАЙ" 24.12.2019.
Обществу вменяется совершение незаконной валютной операции, выразившейся в зачислении 14.12.2017 на счет N LV21AIZK0000010407501, открытый в ABLV Bank, AS (Рига, Латвия) (Счет), минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, денежных средств в иностранной валюте за оказание услуги от нерезидента FOREIGN AIRLINE SERVICE CENTER OF HUNAN PROVINCE GP (КНР) в размере 338 239,00 долларов США (входящий платеж РМ111503644) по Договору о выполнении пассажирских перевозок от 09.06.2016 N 9/06/16-к и от нерезидента ARENA TOUR S.L. (Испания) в размере 220 000,00 долларов США (входящий платеж N 3650660236829408) по Договору о выполнении пассажирских перевозок от 20.10.2016 N06-10/2016, всего на сумму 558 239,00 долларов США, что, по мнению Административного органа, противоречит статье 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (ФЗ-173).
Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, установил, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, заинтересованным лицом соблюдены.
Как следует из фактических обстоятельств дела, на основании поручения от 15.08.2019 N 7729201908150045 Инспекция провела проверку соблюдения Заявителем валютного законодательства. В ходе проверки установлено, что 14.12.2017 Обществом проведены незаконные валютные операции по зачислению на счет в латвийском банке ABLV Bank AS N LV21AIZK0000010407501 денежных средств в размере 338 239,00 и 220 000,00 долларов США.
ООО "АЙ ФЛАИ" представило в Инспекцию отчет о движении средств по счету в банке за пределами территории Российской Федерации за 4 квартал 2017 года, а именно по счету N LV21AIZK0000010407501 с кодом валюты счета 840 (доллар США), открытом в латвийском банке ABLV Bank AS.
Из представленного отчета следует и не оспаривается Обществом, что 14.12.2017 на счет Общества N LV21AIZK0000010407501 зачислены, минуя банковские счета в уполномоченном банке Российской Федерации, денежные средства в иностранной валюте за оказанные услуги от нерезидентов "ARENA TOUR S.L." (Испания) в сумме 220 000,00 долларов США (входящий платёж N 3650660236829408) по договору от 20.10.2016 N06-10/2016 о выполнении пассажирских перевозок и Foreign Airline Service Center of Hunan Province GP (Китай) в сумме 338 239,00 долларов США (входящий платеж N РМП11503644) по договору о выполнении пассажирских перевозок от 09.06.2016 N 9/06/16-к, всего - на сумму 558 239,00 долларов США. Выявленные нарушения имеют признаки административных правонарушений, ответственность за которые установлена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в том числе, касающиеся валютных операций.
Объективная сторона заключается в совершении валютных операций, не входящих в перечень, установленный валютным законодательством Российской Федерации, или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Субъектом ответственности является лицо, участвовавшее в незаконной валютной операции.
Субъективная сторона правонарушения выражается в игнорировании либо намеренном нарушении лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность при наличии возможности их соблюдения, и непринятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами за пределами территории РФ, а также валютными ценностями определен Федерального Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" N 173-ФЗ от 10.12.2003 (далее - Закон N 173-ФЗ).
К валютным ценностям, среди прочего, относится иностранная валюта, в составе которой учитываются также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
Право резидентов открывать счета в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ установлено ст. 12 Закона N 173-ФЗ. Также установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых разрешено зачисление денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации минуя счета в уполномоченных банках в РФ.
Операции по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидентов "ARENA TOUR S.L." и Foreign Airline Service Center of Hunan Province GP в счет оплаты за оказанные услуги, не входят в перечень случаев, указанных в ст. 12 Закона N 173-ФЗ.
Денежные средства, зачисление которых на счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, должны быть зачислены на счета резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации.
Резиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 25 Закона N 173-ФЗ).
Таким образом, зачислив 14.12.2017 на свой счет N LV21AIZK0000010407501 в байке ABLV Bank AS (Латвия) денежные средства в иностранной валюте в общей сумме 558 239,00 долларов США, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, Общество осуществило валютную операцию, не предусмотренную Законом N 173-ФЗ, то есть, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Расчеты при осуществлении валютных операций, производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, а также переводами электронных денежных средств производятся согласно ст. 14 Закона N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено данным законом.
Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами РФ через счета, открытые в соответствии со ст. 12 Закона N 173-ФЗ в банках за пределами территории РФ, за счет средств, зачисленных па эти счета в соответствии с Законом N 173-ФЗ.
Резиденты, нарушившие положение валютного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 25 Закона N 173-ФЗ).
Событие, вменяемого заявителю административного правонарушения, подтверждается представленными ответчиком доказательствами: протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях ответчика события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом требований 4.1 - 4.3 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом в пределах санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
При наличии вины в совершении административного правонарушения, разрешая вопрос о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, при вынесении постановления следует учитывать, что правонарушении, предусмотренные статьей 15.25 КоАП РФ, нарушают установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.
Положения статьи 15.25 КоАП РФ направлены на охрану финансовой системы Российской Федерации в сфере общественных правоотношений в области валютного регулирования. Учитывая, что целью административного наказания является предупреждение совершения административных правонарушений правонарушителем, применение ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае будет свидетельствовать не о предупреждении со стороны государственных контролирующих органов нарушений, а, напротив, о способствовании уклонения от административной ответственности, в связи с чем положения ст. 2.9 КоАП РФ обоснованно не применены административным органом в данном случае.
Довод Общества, что он имел право зачислять выручку на иностранный счет для использования ее в законных целях, предусмотренных действующим законодательством РФ, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Согласно условиям договора N 06-10/2016 от 20.10.2016, заключенного между ООО "АЙ ФЛАЙ" (перевозчик) и Arena Tour S.L. (заказчик), перевозчик обязуется оказать услуги по авиаперевозке пассажиров и багажа согласованными сторонами рейсами, осуществляемыми перевозчиком в порядке и на условиях, установленных договором и приложениями к нему.
Согласно условиям договора N 9/06/16-к от 09.06.2016, заключенного между ООО "АИ ФЛАЙ" (перевозчик) и Foreign Airline Service Center of Hunan Province GP (заказчик), перевозчик обязуется оказать услуги по авиаперевозке пассажиров и багажа согласованными сторонами рейсами, осуществляемыми перевозчиком в порядке и на условиях, установленных договором и приложениями к нему.
В АО "Альфа-Банк" Обществом оформлены паспорта сделок N 16100094/1326/0000/3/1 к договору от 20.10.2016 N 06-10/2016 и N 16120116/1326/0000/3/1 к договору от 09.06.2016 N 9/06/16-к. Следовательно, зачисления 14.12.2017 на счет Общества N LV21AIZK0000010407501 в банке ABLV Bank AS (Латвия) денежных средств в иностранной валюте от нерезидента "ARENA TOUR S.L." (Испания) в сумме 220 000,00 долларов США (входящий платёж N 3650660236829408) по договору от 20.10.2016 N 06-10/2016 и Foreign Airline Service Center of Hunan Province GP (Китай) в сумме 338 239,00 долларов США (входящий платеж N РМП11503644) по договору о выполнении пассажирских перевозок от 09.06.2016 N 9/06/16-к, являются выручкой от чартерных пассажирских рейсов.
Назначение платежей от 14.12.2017 на сумму 558 239,00 долларов США не содержит условия либо какой-либо оговорки о поступлении указанных денежных средств в целях оплаты, возникших у общества за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, портовых сборов и с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных судов и их пассажиров. Кроме того, в результате анализа представленных обществом платежных документов установлено, что обществом по данному счету в иные периоды времени производилась оплата нерезидентам аэронавигационных, портовых сборов, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных судов и их пассажиров, при этом взаимосвязи с конкретными договорами по конкретным платежам от 14.12.2017 из них не усматривается.
Вместе с тем, судом отмечено, что из документов общества не представляется возможным идентифицировать за счет каких денежных средств осуществлены указанные оплаты, а также в какой период времени данные расходы возникли. Обществом не представлены доказательства взаимосвязи оплаченных расходов с зачисленной от нерезидентов "ARENA TOUR S.L." (Испания) по договору от 20.10.2016 N 06-10/2016 и Foreign Airline Service Center of Hunan Province GP (Китай) по договору от 09.06.2016 N 9/06/16-к иностранной валюты, а условия самих договоров не имеют оговорки, что нерезидент возмещает расходы, связанные с оплатой аэронавигационных, портовых сборов и с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных судов и их пассажиров, а также формулу расчета возникающих у общества расходов в связи с оказанием услуг перевозки нерезидентам по конкретным договорам.
Довод жалобы, что произведенный налоговым органом расчет штрафа является необоснованным и противоречащим нормам права, судом отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.
Принимая во внимание положения валютного законодательства, в части возможности осуществления без использования банковских счетов в уполномоченных банках РФ расчетов с нерезидентами за аэронавигационные, аэропортовые, портовые сборы и иные обязательные сборы, действующих на территориях иностранных государств и связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц, в целях соблюдения прав и законных интересов Общества при расчете штрафа налоговый орган исходил из следующего.
На основании ч. 1 ст. 24.2 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке, государственном языке Российской Федерации.
Согласно п. 9 Приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 N 1598) документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.
Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. По результатам анализа банковской выписки за 4 квартал 2017 года по счету Общества N LV21AIZK000001040750i, открытого в банке ABLV Bank AS (Латвия), налоговым органом установлено: за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 на счет Общества N LV21AIZK0000010407501, открытого в банке ABLV Bank AS (Латвия), зачислено 19 721 041,00 долларов США; за период с 01.10.2017 по 31.12,2017 списано денежных средств на аэронавигационные, портовые сборы и на расходы, связанные с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных судов и их пассажиров -7 818 999,98 долларов США.
Таким образом, размер денежных средств, правомерно не зачисленных на счет, открытый Обществом в уполномоченном банке РФ, в силу положений ст. 14 Закона N 173-ФЗ, составил 39,6480 % от общей суммы денежных средств, зачисленных на счет Общества.
На основании произведенного налоговым органом расчета сумма незаконной валютной операции, совершенной Обществом 14.12.2017 в размере 558 239,00 долларов США, подлежала перерасчету и составила 336 908,4013 долларов США (558 239,00 долларов США* 60,3520%).
Сумма незаконной валютной операции по курсу Банка России на дату совершения административного правонарушения (1 доллар США = 59,1446 руб. составляет 19 926 312,63 руб. (558 239,00 долларов США * 59,1446 руб.). Заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере % от суммы незаконной валютной операции, что составляет 14 944 734 руб. 47 коп.
Административное наказание назначено в пределах санкции вменяемой статьи и является минимальным. Мотивированных доводов о неверном исчислении налоговым органом штрафа Общество не привело. Документы, опровергающие расчет налогового органа, Обществом в ходе административного производства не представлены.
Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с учетом положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.
Общественная опасность совершенного правонарушения состоит в сознательном игнорировании требований валютного законодательства, устанавливающих общеобязательные требования. При назначении наказания Обществу в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, должностное лицо учло обстоятельства и характер совершенного Обществом административного правонарушения.
Довод общества о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, апелляционной коллегией отклоняется.
Ходатайство об отложении судебного заседания судом первой инстанции отклонено, поскольку введенные меры по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не являются безусловным основанием для отложения рассмотрения дела (пункт 1 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020).
В силу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совершение данного процессуального действия является правом, а не обязанностью суда. Суд рассмотрел заявленное ходатайство, однако не усмотрел оснований для его удовлетворения, что не является нарушением норм процессуального права.
Апелляционным судом рассмотрены все доводы жалобы, однако они не опровергают выводы суда и не свидетельствуют об отсутствии событии и (или) состава вменяемого административного правонарушения, а также о незаконности судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2020 г. по делу N А40-342507/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-342507/2019
Истец: ООО "АЙ ФЛАЙ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 29 ПО Г. МОСКВЕ