г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 апреля 2021 г. N Ф05-6429/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А40-137051/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.12.2020 по делу N А40-137051/20
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решений,
при участии:
от заявителя: |
Караваева А.О. по дов. от 08.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Сухов Д.А. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.12.2020 признаны незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенные в уведомлениях от 03.07.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-674, от 02.07.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-813, от 01.07.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-671, 77/20-61252, от 30.06.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-676, 77/20-60048 об отказах в снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости: нежилого помещения площадью 475,6 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003012:2159 по адресу: г. Москва, пер. Посланников, д. 18, стр. 4; нежилого помещения площадью 89,7 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003012:2161 по адресу: г. Москва, пер. Посланников, д. 18, стр. 6; нежилого помещения площадью 98,1 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003012:2125 по адресу: г. Москва, пер. Посланников, д.18, стр. 8; нежилого помещения площадью 26,6 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003012:2146 по адресу: г. Москва, пер. Посланников, д. 18, стр. 9.
Суд обязал Управление Росреестра по Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Департамента городского имущества города Москвы в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу путем снятия с государственного кадастрового учета указанных выше объектов недвижимости.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Управления поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, представитель Департамента просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Управления без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из обстоятельств дела, Департаментом в Управление Росреестра по Москве были поданы заявления от 11.03.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-671, 77-0-1-88/3005/2020-674, 77-0-1-88/3005/2020-676 и от 18.03.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-813 о снятии с государственного кадастрового учета следующих объектов недвижимости:
1) нежилое помещение площадью 475,6 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003012:2159 по адресу: г. Москва, пер. Посланников, д. 18, стр. 4;
2) нежилое помещение площадью 89,7 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003012:2161 по адресу: г. Москва, пер. Посланников, д. 18, стр. 6;
3) нежилое помещение площадью 98,1 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003012:2125 по адресу: г. Москва, пер. Посланников, д. 18, стр. 8;
4) нежилое помещение площадью 26,6 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003012:2146 по адресу: г. Москва, пер. Посланников, д. 18, стр. 9 в связи с прекращением существования объекта недвижимости.
Письмами Управления Росреестра по Москве от 20.03.2020 N 77/20-33087, от 20.03.2020 N 77/20-33086 приостановлено осуществление регистрационных действий, от 03.07.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-674, от 02.07.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-813 сообщено об отказе в снятии с государственного кадастрового учета по причинам отсутствия в составе приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости.
С целью проведения вышеуказанных учетно-регистрационных действий в ГБУ МосгорБТИ было заказано осуществление работ по составлению акта обследования. В качестве приложений к акту обследования были представлены Акты обследования Управы Басманного района г.Москвы ЦАО от 28.01.2020 об отсутствии объектов капитального строительства с фотофиксацией.
Управление Росреестра в письмах, изложенных в уведомлениях от 03.07.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-674, от 02.07.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-813, от 01.07.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-671, 77/20-61252, от 30.06.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-676, 77/20-60048 отказало в снятии с государственного кадастрового учета указанных выше объектов недвижимости.
Полагая, что отказ Управления нарушает законные права и интересы Департамента, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Подпунктом 7 пункта 2 ст.14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N218-ФЗ предусмотрено, что акт обследования кадастрового инженера является основанием для кадастрового учета и регистрации.
Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение, машино-место было расположено. В соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2015 г. N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" установлено, что акт обследования подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
При этом абз. 2 пункта 3 Требований прямо предусмотрена возможность отсутствия документов о сносе в составе акта обследования. В таком случае кадастровый инженер указывает причину их отсутствия в заключении.
Позиция Управления Росреестра по данному вопросу изложена в письме от 07.12.2018 N 14-13485/18. Данными разъяснениями подтверждено, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие
прекращение существование объекта, в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину в заключении.
Таким образом, документы о сносе объекта не являются обязательными приложениями к акту обследования.
При этом ни Законом N 218-ФЗ, ни Требованиями N 861 не предусмотрена обязанность органа регистрации прав осуществлять проверку соблюдения установленного в субъекте Российской Федерации порядка проведения работ по сносу (демонтажу) объектов недвижимости, а акт обследования кадастрового инженера сам по себе является документом, подтверждающим прекращение существования объекта недвижимости.
Согласно Федеральному закону N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (ч. 2 ст.8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Таким образом, наличие в ЕГРН сведений об объекте, который прекратил свое существование, приводит к недостоверности сведений реестра, что противоречит п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Департамент представил на осуществление кадастрового учета надлежащим образом оформленный пакет документов.
С учетом изложенного уведомление об отказе в государственной регистрации от 03.07.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-674, от 02.07.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-813, от 01.07.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-671, 77/20-61252, от 30.06.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-676, 77/20-60048 не имеют под собой правового основания.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2020 по делу N А40-137051/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-137051/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ