г. Саратов |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А06-7435/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котляровой А.Ф.,
судей Никольского С.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ропотовой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НовоГрад"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 декабря 2020 года по делу N А06-7435/2020
по иску Муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Горэлектросеть" (ИНН 3015038531, ОГРН 1023000849937)
к обществу с ограниченной ответственностью "НовоГрад" (ОГРН 1153019000540, ИНН 3019014242)
об обязании предоставить доступ к местам установки общедомовых приборов учета электроэнергии многоквартирного жилого дома,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие г.Астрахани "Горэлектросеть" (далее-истец, МУП г.Астрахани "Горэлектросеть") обратилось в арбитражный суд Астраханской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "НовоГрад" (далее - ответчик, ООО "НовоГрад") об обязании предоставить доступ к местам установки общедомовых приборов учета электроэнергии многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Астрахань, ул.Джанибекова д.18, литер А и обязании обеспечить допуск приборов учета в эксплуатацию.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08.12.2020 постановлено обязать ООО "НовоГрад" допустить МУП г.Астрахани "Горэлектросеть" к местам установки общедомовых приборов учета электроэнергии многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Астрахань, ул.Джанибекова д.18, литер А и обязании обеспечить допуск приборов учета, обеспечивающих снабжение электрической энергией многоквартирный жилом дом, в эксплуатацию.
Также с ООО "НовоГрад" в пользу МУП г.Астрахани "Горэлектросеть" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "НовоГрад" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на попытки мирного урегулирования спора, а также что не препятствовало доступу истца к указанным местам установки приборов учета.
МУП г.Астрахани "Горэлектросеть" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в материалы дела представлен письменный отзыв с просьбой решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители истца, ответчика в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом, в порядке статьи 123 АПК РФ.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 14.01.2021.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении указанных лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП г. Астрахани "Горэлектросеть", на основании Распоряжения Службы по тарифам Астраханской области N 96 от 19.07.2016 "О включении в перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории Астраханской области регулируемые виды деятельности, МУП г.Астрахани "Горэлектросеть"", является территориальной сетевой организацией, осуществляющей оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) по распределительным сетям и по технологическому присоединению к распределительным сетям и включено в перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории Астраханской области регулируемые виды деятельности под номером 5.31 (л.д.73).
На основании Распоряжения администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 28.01.2019 N 187-р Обществу с ограниченной ответственностью "СМУ N3" рекомендовано передать безвозмездно (в форме дара) в собственность муниципального образования "Город Астрахань" имущество, указанное в приложении к данному распоряжению.
Согласно пункту 3 названного распоряжения переданного имущество закреплено за Муниципальным унитарным предприятием города Астрахани "Горэлектросеть" на праве хозяйственного ведения (л.д. 49-50).
01.02.2019 ООО "Строительно-монтажное управление N 3" передало по акту приема-передачи муниципальному унитарному предприятию "Горэлектросеть" инженерные сети электроснабжения вновь построенного многоквартирного жилого дома по адресу: г. Астрахань, ул. Джанибекова, 18, литер А, в том числе и КТП 1211 жилого дома (л.д. 51).
Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Астрахань, ул. Джанибекова, 18, литер А, оснащен коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии, однако, приборы не допущены в эксплуатацию.
Исполнителем коммунальных услуг в МКЖД по ул. Джанибекова, 18, литер: А является управляющая компания ООО "НовоГрад".
МУП г. Астрахани "Горэлектросеть" неоднократно обращалось в адрес исполнителя коммунальных услуг - ООО "НовоГрад" с просьбой о предоставлении представителям предприятия доступа к местам установки приборов учета: письма исх. N 600 от 11 сентября 2019, N693 от 14.10.2019, N 752 от 11.11.2019 г.
Кроме того, истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 86 от 18.02.2020 о предоставлении доступа к местам общего пользования, на которую ответчиком был направлен письменный ответ о готовности провести 10.04.2020 в 16.30 встречу для выяснения причин претензии и урегулирования правовых отношений.
Однако, доступ к местам установки прибора учета ответчиком так и не был предоставлен, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Астраханской области в с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Абзацем седьмым статьи 12 ГК РФ предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу закона или имеющегося гражданско-правового обязательства.
Отношения сторон по установке ОДПУ регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).
В силу части 2 статьи 1 Закона N 261-ФЗ целью настоящего федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах и многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а так же индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых они осуществляют.
В силу ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, до 1 января 2012 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию.
Таким образом, нормами Закона об энергосбережении обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома. Если собственники помещений многоквартирного дома в установленный срок не выполнили указанную обязанность, то оснащение коллективным прибором учета выполняется независимо от воли и за счет средств собственников такого дома.
Факт неисполнения обязанности по установке ОДПУ ответчик не оспаривает.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны способы управления многоквартирным домом и общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать, в том числе, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме. При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в число которых входит управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в заключаемом с управляющей организацией договоре управления многоквартирным домом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, а именно по заданию этой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме), а не отдельных собственников, управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из приведенных норм следует, что с момента выбора способа управления многоквартирным домом управляющей организацией именно она, в силу закона, является полномочным представителем собственников помещений в многоквартирном доме во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями во всех правоотношениях, охватываемых понятием - управление многоквартирным домом, в которое входит и оборудование такого дома приборами учета.
Согласно пункту 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 29.06.2020) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".
Статьей 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об электроэнергетике" предусмотрено, что многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
В соответствии с пунктом 136 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 29.08.2020) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии", гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности): при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику); в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электрической энергии (мощности), за исключением установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике" случаев оснащения вводимых в эксплуатацию многоквартирных жилых домов индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).
В силу требований пункта 151 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, сетевые организации и гарантирующие поставщики осуществляют установку либо замену прибора учета в случаях, не связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии (мощности), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 12 статьи 13 ФЗ N 261, лицо, не исполнившее обязанности по оснащению и вводу в эксплуатацию данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск организаций, уполномоченных в рамках данного федерального закона и осуществляющих снабжение энергетическими ресурсами или их передачу, к местам установки приборов: учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 2 (2016) указал, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Из материалов дела следует, что МУП г. Астрахани "Горэлектросеть" включено в перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории Астраханской области регулируемые виды деятельности, является территориальной сетевой организацией, осуществляющей оказание услуг по передаче электрической энергии.
Исполнителем коммунальных услуг в МКЖД по адресу: г. Астрахань, ул. Джанибекова, 18 литер А является - ООО "НовоГрад". В соответствии с приведенными выше нормами действующего законодательства ответчик обязан предоставить доступ истцу к местам установки общедомовых приборов учета электроэнергии.
За МУП г.Астрахани "Горэлектросеть" на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, в том числе, КТП 1211 с оборудованием 6/0,4 кВ, которое питает жилой дом, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Джанибекова, 18 литер А. Однако, общедомовые приборы учета электрической энергии до настоящего времени не допущены в эксплуатацию, что не оспаривается ответчиком.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, об обязании ООО "НовоГрад" предоставить МУП г.Астрахани "Горэлектросеть" доступ к местам установки общедомовых приборов учета электроэнергии многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Астрахань, ул.Джанибекова д.18, литер А и обязано обеспечить допуск приборов учета, обеспечивающих снабжение электрической энергией многоквартирный жилой дом, в эксплуатацию.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, правовых оснований для его переоценки не имеется.
Ссылки о попытках мирного урегулирования спора отклоняются, поскольку вопреки доводам заявителя, из пояснений истца, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу, следует, что ответчик действительно направлял в адрес истца ответ на претензию с предложением о допуске в помещение МКД. Однако в назначенное время - 10.04.2020 в 16:30 представитель ответчика не явился. В дальнейшем все попытки связаться с генеральным директором ООО "НовоГрад" Алентьевым А.О. были проигнорированы.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, истцом неоднократно предлагалось ответчику урегулировать спор, путем организации допуска представителя истца к местам установки общедомовых приборов учета электроэнергии, однако данные предложения были также проигнорированы.
При распределении судебных расходов судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права. Доказательств обратного не установлено, а апеллянтом не представлено.
Иные доводы ответчика не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Оценивая изложенные в жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 декабря 2020 года по делу N А06-7435/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ф. Котлярова |
Судьи |
С.В. Никольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7435/2020
Истец: МУП г. Астрахани "Горэлектросеть"
Ответчик: ООО "Новоград"