г. Челябинск |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А07-14451/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Уфаводоканал" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.11.2020 по делу N А07-14451/2020.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Гирфанов А.М. (доверенность от 12.01.2021 N 8, служебное удостоверение).
Муниципальное унитарное предприятие Республики Башкортостан "Уфаводоканал" (далее - МУП "Уфаводоканал", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решения от 18.06.2020 N ТО 002/10/18.1-1710/2020 и предписания по делу N ТО 002/10/18.1-1710/2020 от 18.06.2020, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Башкортостанское УФАС России, антимонопольный орган).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявитель сменил наименование на Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан "Уфаводоканал".
Судом, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены АО "Оренбургская финансово - информационная система город", муниципальное унитарное предприятие Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.11.2020 отказано в удовлетворении заявленных требований.
С указанным решением не согласился заявитель, направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что лицо, не участвующее в торгах вправе обжаловать только действия, совершенные до окончания срока подачи заявок и при этом связанные с нарушением установленного порядка размещения информации о проведении торгов или порядка подачи заявок на участие в торгах.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия представителей не явившихся лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.05.2020 на официальном сайте РФ - zakupki.gov.ru было размещено извещение N 32009196920 о проведении закупки на право заключения договора на оказание услуги по ведению базы данных, расчету (перерасчету), начислению платежей, учету оплат, формированию, печати, конвертированию и доставке квитанций потребителям.
Дата начала подачи заявок - 29.05.2020.
Дата окончания подачи заявок - 15.06.2020.
Дата подведения итогов - 17.06.2020.
Протоколом от 15.06.2020 поступила одна заявка.
Протоколом от 16.06.2020 заявка N 3315 была допущена к участию в закупке.
Протоколом от 17.06.2020 закупка была признана несостоявшейся по причине поступления 1 заявки.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан поступило заявление вх.N 10636 от 11.06.2020 АО "Оренбургская финансово-информационная система город" на действия МУП "Уфаводоканал" при проведении закупки на право заключения договора на оказание услуги по ведению базы данных, расчету (перерасчету), начислению платежей, учету оплат, формированию, печати, конвертированию и доставке квитанций потребителям, извещение N 32009196920 размещенное на официальном сайте РФ - zakupki.gov.ru.
11.06.2020 в адрес Управления поступило дополнение к ранее поданной жалобе АО "Оренбургская финансово-информационная система город".
По мнению заявителя, нарушение со стороны заказчика выразилось в необоснованном установлении заказчиком неправомерных требований в документации в части установления требования: о наличии у агента на момент и период заключения договора актуальной базы данных потребителей г. Уфа, позволяющей агенту осуществлять корректный расчет размера платы за услуги водоснабжение и водоотведение, для целей формирования, печати, конвертированию и доставке квитанций на оплату услуг водоснабжение и водоотведение потребителям г. Уфа, а также оказания вышеуказанных услуг; наличие офисов приема физических лиц (не менее двух офисов в каждом районе г. Уфы) с указанием адресов; ежемесячно до 1 числа месяца, следующего за истекшим, производить формирование платежных документов с использованием отдельного линейного/двухмерного штрих кода Принципала, содержащего информацию о Ф.И.О., адрес, номер лицевого счета потребителя, банковских реквизитов и сумме к оплате, а также конвертование и доставку платежного документа с другими поставщиками услуг по согласованию с Принципалом.
По результатам рассмотрения жалобы АО "Оренбургская финансово-информационная система город", антимонопольным органом принято решение от 18.06.2020 N ТО 002/10/18.1-1710/2020, в соответствии с которым жалоба признана обоснованной.
Также заявителю выдано предписание от 18.06.2020, которым заказчику предписано аннулировать закупку на право заключения договора на оказание услуги по ведению базы данных, расчету (перерасчету), начислению платежей, учету оплат, формированию, печати, конвертированию и доставке квитанций потребителям.
Считая, что решение Башкортостанского УФАС России от 18.06.2020 N ТО 002/10/18.1-1710/2020 и выданное на основании него предписание, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что жалоба АО "Оренбургская финансово-информационная система город" поступила до окончания приема заявок, и, пришел к выводу о правомерности рассмотрения жалобы антимонопольным органом.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходи к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рассматриваемом случае дата начала подачи заявок - 29.05.2020, дата окончания подачи заявок - 15.06.2020.
Согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 2.17 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденному приказом Федеральной антимонопольный службы от 25.05.2012 N 339, датой представления заявления или материалов дела является дата их регистрации в антимонопольном органе.
Жалоба АО "Оренбургская финансово-информационная система город" поступила 11.06.2020, то есть до окончания приема заявок.
С учетом изложенного, судебной коллегией отклоняется довод подателя жалоба о неправомерности рассмотрения антимонопольным органом жалобы АО "Оренбургская финансово-информационная система город".
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке это документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является Положение о закупках.
В силу ч.1 ст.3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Разделом 3 Документации по запросу предложений в электронной форме (далее - Документация) установлены общие требования к содержанию и составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме.
Пунктом 2 Раздела 3 Документации установлено, что участник должен указать конкретные (точные) размеры и характеристики товара, работ, услуг, соответствующие значениям, установленным в описании объекта закупки.
Разделом 4 Документации установлено описание объекта закупки. В вышеуказанное описание входят "функциональные, технические, качественные характеристики объекта закупки (товара), единицы измерения (эксплуатационные характеристики, при необходимости)", а именно: база данных; офисы приема; формирование, печать, конвертирование платежного документа; формат квитанции.
Разделом 4 установлен показатель "значение характеристик": Наличие у агента на момент и период заключения договора актуальной базы данных потребителей г. Уфа, позволяющей агенту осуществлять корректный расчет размера платы за услуги водоснабжение и водоотведение, для целей формирования, печати, конвертования и адресной доставки квитанций на оплату услуг водоснабжение и водоотведение потребителям г. Уфа, а также оказания вышеназванных услуг; не менее 2 в каждом районе г. Уфы из расчета 285 000:7:20:2=1018, где 285 000 - количество лицевых счетов, 7 количество районов г. Уфы, 20 - среднее количество рабочих дней в месяц, 2 - количество офисов приема, 1018 - максимальное количество потребителей обслуживаемых в день одним офисом приема; ежемесячно до 1 числа месяца, следующего за истекшим, производить формирование платежных документов с использованием отдельного линейного/двухмерного штрих кода Принципала, содержащего информацию о Ф.И.О., адрес, номер лицевого счета потребителя, банковских реквизитов и сумме к оплате, а также конвертование и доставку платежного документа с другими поставщиками услуг по согласованию с Принципалом.
Требование, установленное Документацией о том, что участник закупки должен сформировать и иметь актуальную базу данных о потребителях на момент заключения договора при прочих равных условиях фактически является не исполнимым. Фактически, договорные отношения существуют лишь между потребителями и МУП "Уфаводоканал".
У участника закупки до момента заключения договора отсутствуют правовые основания на оказание услуг по обработке персональных и конфиденциальных данных потребителей услуг МУП "Уфаводоканал", включая сбор, запись, систематизацию накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В силу ч.1 ст.5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.
Согласно ч.2 ст.5 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
Таким образом, обработка персональных данных, без правовых оснований, является нарушением ч.1 ст.3 Закона о закупках, 4.1, ч.2 ст.5 Закона о персональных данных.
В силу п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Закупочная документация должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы Участники закупки могли принять решение об участии в закупке, подготовить и подать Заявки таким образом, чтобы Закупочная комиссия могла оценить их по существу и выбрать наилучшее предложение.
Требование о наличии не менее 2 офисов в каждом районе (7 районов) г. Уфы предусмотрено Техническим заданием, а именно материально-техническая база для оказания услуг (Раздел 4 Документации).
При этом, участникам необходимо в составе заявки приложить копии документов, подтверждающих наличие не менее 2 офисных помещений в каждом районе г. Уфа.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, предъявленные к участникам требования о необходимости наличия не менее 2 офисов в каждом районе (7 районов) г. Уфы сами по себе не могут гарантировать надлежащего исполнения обязательств по оказанию услуг предмета закупки. Гарантии исполнения обязательств по договору могут обеспечиваться предъявлением к участникам квалификационных требований, в частности о наличии опыта на соответствующем рынке оказания услуг.
В силу п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу п. 17 ст.4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Установление заказчиком требований в части наличия офисов приема физических лиц (не менее двух офисов в каждом районе г. Уфы) с указанием адресов нарушает ч.1 ст.3 Закона о закупках.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы рассмотрены и отклонены по вышеизложенным основаниям.
Арбитражным судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.11.2020 по делу N А07-14451/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Уфаводоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14451/2020
Истец: МУП ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА "УФАВОДОКАНАЛ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: УФАС РФ по РБ
Третье лицо: АО "Оренбургская финансово-информационная Система Город", МУП ЕДИНЫЙ РАСЧЕТНО-КАССОВЫЙ ЦЕНТР ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, АО Оренбкргская финансово-информационная система город