город Томск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июня 2021 г. N Ф04-2718/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А02-518/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.02.2021.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Кайгородовой М.Ю., |
|
|
Молокшонова Д.В. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаркези А.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЮТА" (N 07АП-229/2021) на решение от 02.12.2020 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-518/2020 (судья Амургушев С. В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "АЮТА" (ОГРН 1132223003110, ИНН 2223592139, ул. Ленина, д. 62, литер А, пом. 1, с. Майма, район Майминский, Республика Алтай, 649100) к казенному учреждению Республики Алтай "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор" (ОГРН 1020400736883, ИНН 0400000069, пр-кт Коммунистический, д. 182, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай, 649002) о взыскании основного долга в сумме 1026032 рублей по государственному контракту N ф.2018.243937 от 04.06.2018,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Дульцева А.В., доверенность N 1 от 06.02.2020, диплом, паспорт;
от ответчика: Функ М.Г., доверенность 15 от 25.03.2020, Саньков В.С., доверенность от 03.09.2020;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АЮТА" (далее - ООО "АЮТА") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к казенному учреждению Республики Алтай "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор" (далее - КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор", Управление автомобильных дорог) о взыскании 1 026 032 рублей задолженности по оплате выполненных работ за 2019 год по государственному контракту N ф.2018.243937 от 04.06.2018.
Решением от 02.12.2020 Арбитражного суда Республики Алтай исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ООО "АЮТА", ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы податель указывает на то, что согласно актам оценки уровня содержания автомобильных дорог за 2019 год, требуемый уровень содержания автомобильных дорог Каш-Агачского района всегда был допустимый. Истец обеспечил круглогодичный проезд автомобильных транспортных средств по объекту, а также создал условия для бесперебойного и безопасного дорожного движения. Выявленные дефекты являлись устранимыми и были устранены, что отражено в журнале производства работ.
КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 04.06.2018 на основании протокола рассмотрения единственной заявки электронного аукциона от 18.05.2018 N 0177200000918001302 между ООО "АЮТА" (подрядчик) и КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" (заказчик) заключен государственный контракт на выполнение работ N ф.2018.243937 от 04.06.2018, по условиям которого в целях обеспечения государственных нужд, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог Кош-Агачского района, в соответствии с требованиями указанными в Приложение N 3 к контракту, по созданию условий для бесперебойного и безопасного функционирования объекта, обеспечению сохранности имущественного комплекса объекта, а заказчик принимает на себя обязательства оплатить вышеуказанные работы, оказанные с надлежащим качеством, в соответствии с условиями разделом 3 контракта.
Согласно пункту 1.3. контракта, качество выполненных работ подрядчиком по содержанию Объекта оценивается комплексным показателем "Уровень содержания автомобильной дороги", отражающим фактический уровень содержания объекта, значения которого в течение срока действия контракта должны быть не ниже допустимого уровня, в соответствии с пунктом 5.1.2. контракта.
Согласно пункту 3.1. контракта, Приложения N 14/1 утвержденным дополнительным соглашением N 1 к контракту от 24.06.2019, объем предоставляемых лимитов за счет средств бюджета Республики Алтай в 2019 году составляет 53 341 946 рублей. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, согласно статье 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и условий контракта. При изменении цены контракта стороны подписывают дополнительное соглашение (пункт 3.5. контракта).
Пунктом 5.1.2 контракта установлено, что подрядчик обеспечивает допустимый уровень содержания Объекта в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 08.06.2012 N 163 "Об утверждении Порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения", для обеспечения круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств по Объекту, создания условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения.
В соответствии с пунктом 6.1 контракта приемка выполненных работ по объекту производится ежемесячно начиная с 20 по 30 (28.02) число отчетного месяца с участием представителя подрядчика и заказчика и оформляется акт проверки уровня содержания автомобильной дороги в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 08.06.2012 N 163 "Об утверждении Порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения" на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 19.02.2013 N 32 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта, автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения".
Пунктом 6.2. контракта предусмотрено, что подрядчик предоставляет заказчику с 20 по 30 (28.02) число отчетного месяца, следующие документы: акт о приемке выполненных работ КС-2; справку о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 с приложением счетов-фактур (счета); акт оценки уровня содержания автомобильных дорог; итоговую ведомости оценки уровня содержания автомобильных дорог; промежуточную ведомости оценки уровня содержания автомобильных дорог в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 08.06.2012 N 163 "Об утверждении Порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения" на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 19.02.2013 года N 32 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта, автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения".
В случае отсутствия дефектов содержания по отдельным автодорогам/мостам промежуточные и итоговые ведомости на них не составляются.
По мнению истца, КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" было неправомерно в одностороннем порядке изменен порядок оплаты выполненных работ за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, суммы Актов КС-2 ниже сумм, предусмотренных контрактом за каждый этап (месяц) и за 2019 год в целом, сумма за выполненные работы ниже, дополнительных соглашений по уменьшению цены контракта стороны не подписывали, ООО "АЮТА" считает изменение размера и порядка оплаты заказчиком в одностороннем порядке неправомерным, поскольку фактические объемы, не выполненные на момент подписания КС-2, были выполнены позднее, но во временных пределах следующих отчетных периодов и отражены в Журналах производства работ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления ООО "АЮТА" настоящего иска в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств допускается в исключительных случаях, прямо указанных в законе.
На основании пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчик) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно части 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Из смысла указанной нормы права следует, что принятие результатов работы является не правом, а обязанностью заказчика, претензии по выполненным работам должны быть отражены в акте или в ином документе, удостоверяющем приемку.
Возникшие между сторонами спора отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются также положениями Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Кроме этого, отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются нормами Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), согласно пункту 12 статьи 3 которого под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (пункт 1 статьи 17, статья 18 Закона N 257-ФЗ).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ).
Согласно пунктам 1.1, 5.3.2 государственного контракта N ф.2018.243937 от 04.06.2018 заказчик обязан принять и оплатить работы надлежащего качества, в соответствии с условиями контракта.
Согласно пункту 4 Приказа Минтранса Российской Федерации от 08.06.2012 N 163, оценка уровня содержания автомобильных дорог проводится с целью определения уровня содержания автомобильных дорог, на основании которого в соответствии с условиями контракта на содержание автомобильных дорог, заключенного между заказчиком и исполнителем, принимается решение о величине оплаты выполненных работ, 8 применении или неприменении к исполнителю мер ответственности за несоблюдение условий контракта в части выполнения таких видов работ. В соответствии с пунктом 11 данного Приказа несоблюдение требуемого качества выполнения работ и уровня содержания автомобильной дороги влечет за собой изменения оплаты работ по содержанию автомобильной дороги.
Как следует из пункта 1.6. контракта, его существенным условием является, в том числе, качество выполненных работ. По смыслу указанного пункта контракта подрядчик обязан обеспечить допустимый уровень содержания объекта каждый день ежегодно в течение срока действия контракта.
В соответствии с пунктом 6.1 контракта приемка выполненных работ по объекту производится ежемесячно.
Таким образом, подрядчик ежемесячно обязан подтвердить выполнение работ в полном объеме и надлежащего качества в соответствии с условиями контракта.
В подтверждение факта выполнения работ по контракту за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 истец представил акты формы КС-2, согласно которым подрядчиком выполнены работы на сумму 51 169 627 руб., что ниже объема предоставленных лимитов на 2019 год на 2 172 319 руб.
Из представленных в материалы дела доказательств (в том числе промежуточных и итоговых ведомостей оценки уровня содержания автомобильных дорог в Кош-Агачском районе) следует, что уменьшение оплаты работ по контракту было произведено ответчиком в соответствии с пунктом 11 Приказа N 163 и условиями государственного контракта N ф.2018.243937 от 04.06.2018, в связи с наличием на момент приемки работ дефектов содержания автомобильных дорог.
При этом согласно пункту 6.2 контракта подрядчик (истец) самостоятельно составляет и предоставляет заказчику, в том числе, промежуточные и итоговые ведомости оценки уровня содержания автомобильных дорог, т.е., именно истцом составлялись и представлялись на утверждение заказчику промежуточные и итоговые ведомости, акты приемки, отражающие, в том числе, дефекты содержания автомобильных дорог и соответствующие коэффициенты снятия, влияющие на итоговый размер оплаты.
Доказательства наличия между сторонами разногласий в момент ежемесячной приемки работ в материалах дела отсутствуют, ведомости, акты подписаны обеими сторонами без возражений.
Согласно пункту 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда. Результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования.
Таким образом, указанные нормы регулируют обязательства сторон по качеству исполнения подрядных работ и гарантируют заказчику соответствие результата его обоснованным ожиданиям как одну из целей договора подряда.
В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397, пункт 1 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия (пункт 1 статьи 754 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из анализа указанных норм следует, что оплате подлежат качественно выполненные работы.
При этом твердая цена контракта при уменьшении объема выполненных по муниципальному контракту работ также подлежит соразмерному уменьшению (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2014 N 19371/13).
С учетом изложенного и фактических обстоятельств настоящего дела уменьшение оплаты работ по контракту заказчиком, вопреки позиции истца, не свидетельствует об одностороннем изменении цены контракта.
Расчет суммы иска в размере 1 026 032 руб., произведенный истцом, как разница между ценой, указанной в пункте 3.1 контракта, за вычетом суммы изъятия дорог для ремонта, и суммой, оплаченной заказчиком за фактически выполненные работы, правомерно отклонен судом первой инстанции в отсутствие доказательств того, что снижение оплаты в каждом месяце 2019 года по каждому из выявленных видов дефектов произведено заказчиком необоснованно.
Доводы истца о том, что фактические объемы, не выполненные на момент подписания КС-2, были выполнены позднее, но во временных пределах следующих отчетных периодов, несостоятельны.
Выполнение подрядчиком объемов работ позднее отчетного месяца (в следующем месяце) не может свидетельствовать о надлежащем выполнении работ в указанном месяце, поскольку противоречит предмету контракта - выполнение работ по содержанию автомобильных дорог по созданию условий для бесперебойного и безопасного функционирования объекта, обеспечению сохранности имущественного комплекса объекта, обеспечению допустимого уровня содержания объекта, для обеспечения круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств по объекту.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы, что исключает ее удовлетворение.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.12.2020 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-518/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЮТА" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-518/2020
Истец: ООО "АЮТА"
Ответчик: Казенное учреждение Республики Алтай "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор"