г. Санкт-Петербург |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А56-42870/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкина В.В.
судей Зайцева Е.К., Сотов И.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарь судебного заседания Тюрина Д.Н.,
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Седлицкая Л.В. (доверенность от 14.08.2020)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16163/2017) ООО "УПРАВДОМ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2019 по делу N А56-42870/2016 (судья Геворкян Д.С.), принятое
по иску акционерного общества "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
к обществу с ограниченной ответственностью "УПРАВДОМ"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" (далее - истец, Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - арбитражный суд) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УПРАВДОМ" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 10 564 754 руб. 53 коп., задолженности по договору теплоснабжения от 01.11.2012 N 3 (далее - Договор) за период с января 2014 по апрель 2016 года (с учетом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2017 исковые требования удовлетворены: взыскано с общества с ограниченной ответственностью "УПРАВДОМ" в пользу публичного акционерного общества "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" задолженность в размере 10 564 754 руб. 53 коп., судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 75 824 руб. и расходов на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей.
ООО "УПРАВДОМ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований АО "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" в полном объеме.
В обоснование жалобы ООО "УПРАВДОМ" ссылается на то, что истец при расчетах неверно применил тариф для населения, неверно в расчетах применял площадь нежилых помещений, незаконно начислил оплату за тепловую энергию в межотопительный период.
Истец в судебное заседание не явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
АО "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ", Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие обществ в порядке статьи 156 АПК РФ.
Определением от 28.01.2021 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд заменил публичное акционерное общество "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" на акционерное общество "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" (ОГРН: 1054700433028, ИНН: 4712022146).
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Как установлено материалами дела, между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения в горячей воде от 01.11.2012 N 3 (далее - Договор), согласно которому истец принял на себя обязательство подавать на объект ответчика, расположенный по адресу, указанному в приложении N 1 к договору, а ответчик обязался своевременно оплачивать тепловую энергию.
Абонент приобретает коммунальные ресурсы по названному договору для предоставления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения потребителям коммунальных услуг в объектах теплоснабжения (пункт 1.2 договора).
Пунктом 1.4 договора установлено, что место исполнения обязательств сторон договора, связанных с их ответственностью за эксплуатацией сетей теплоснабжения, являются границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, установленные пунктом 2.1 договора. Согласно пункту 2.1 договора границей эксплуатационной ответственности за состояние и обслуживание сетей теплоснабжения является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Положениями раздела 6 договора, стороны согласовали условие о том, что объем поставленной тепловой энергии определяется на основании показаний соответствующих общедомовых приборов учета. В соответствии с условиями раздела 8 договора цена, подлежащая оплате ответчиком, определяется исходя из объемов потребленной тепловой энергии на основе утвержденных тарифов.
За период с 01.01.2014 по 30.04.2016 истцом поставлена тепловая энергия на общую сумму 10 564 754 руб. 53 коп., из которой следует, что сумма в размере 4 997 549.22 руб. задолженность Ответчика за тепловую энергию в январе 2014 -апреле 2016 года, 2 708 958.13 руб. является задолженностью ответчика за горячее водоснабжение в 2014 году, 2 858 247.18 руб. задолженность ответчика за горячее водоснабжение с января 2015 года по апрель 2016 года.
Ответчик возражал в отношении удовлетворения требований, предоставляя контррасчет. Согласно расчету ответчика задолженность отсутствует.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя Ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
01.11.2012 между АО "Тепловые сети" (теплоснабжающей организацией) и ООО "Управдом" (абонентом) заключен договор снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг N 3, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать коммунальные ресурсы на объекты теплоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.
Абонент приобретает коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения. Согласно пункту 6.3 Договора количество тепловой энергии определяется по показаниям общедомовых приборов учета.
В соответствии с пунктом 8.2 Договора стоимость отпущенной тепловой энергии определяется за каждый расчетный месяц из действующих тарифов на тепловую энергию и расчетного объема тепловой энергии.
В обоснование исковых требований Компания ссылалась на то, что тепловая энергия, поставленная на нужды горячего водоснабжения исходя из данных приборов учета в многоквартирных жилых домах, обслуживаемых Обществом, населению полностью не предъявлена. Исходя из данных приборов учета в МКД, обслуживаемых ответчиком, расход тепловой энергии превышает расчетное количество 0,06 Гкал/куб.м, в связи с чем возникает разница в платежах граждан и суммой, предъявляемой к оплате истцом.
Повышенный расход тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, по мнению истца, может быть вызван различными причинами, в том числе, может быть связан с теплоотдачей через стояки и полотенцесушители. Этот расход ресурса должен быть распределен между всеми собственниками помещений.
Полагая, что Общество, как абонент по договору должно оплатить весь объем тепловой энергии, определенный по показаниям общедомовых приборов учета, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Материалами дела установлено, что предметом настоящего спора является взыскание с ответчика разницы в объемах поставленной тепловой энергии, зафиксированной приборами учета и выставленной населению (в Гкал), а также разницы в объемах тепловой энергии между данными приборов учета и объемом,
предъявленным населению.
Согласно представленному истцом расчету, за период 01.01.2014 по 30.04.2016 года им было поставлено тепловой энергии в объеме 1392,423 Гкал на общую сумму 4 997 549.22 руб.
Ответчик представил контррасчет задолженности, согласно которому сумма задолженности за поставленную в спорный период тепловую энергию отсутствует.
При этом ответчик указывает на то, что объем тепловой энергии, расходуемый на подогрев воды, нельзя определять по показаниям прибора учета, а исполнитель коммунальных услуг должен оплачивать потребленную горячую воду исходя из тарифа в руб./1куб.м, не компенсируя образовавшуюся разницу на подогрев воды, в связи с чем помимо услуг по обеспечению теплоснабжения спорных объектов тепловой энергией, направленной на отопление домов в зимний период, истцом необоснованно заявлены требования о взыскании таких услуг в летний период, когда отопительный сезон окончен. (Постановления Администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области от 13.05.2014 г. N 1155 и от 12.05.2015 г. N 310р в указанном Муниципальном образовании подача тепловой энергии потребителям для нужд отопления была прекращена с 14.05.2014 г и с 15.05.2015 г. соответственно). Таким образом следует согласиться с доводами ответчика о том, что заявленные требования о взыскании услуг по обеспечению тепловой энергии в летний период заявлены не правомерно и удовлетворению не подлежат.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции ошибочно признал обоснованными требования истца в части суммы 4 477 137.49 руб., предъявленной ко взысканию за расход тепловой энергии в системе ГВС в межотопительный период (через полотенцесушители в ванной комнате и стояки).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья
либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, определено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Аналогичное требование об установлении двухкомпонентного тарифа на горячую воду в открытой системе теплоснабжения для теплоснабжающих организаций одержит пункт 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
Приказами Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области (далее - ЛенРТК) от 30.12.2013 N 261-п, от 19.12.2014 N
496-п и от 18.12.2015 N 490-п на территории муниципального образования "Приозерское городское поселение" Приозерского муниципального района в зоне
теплоснабжения Компании для открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) установлены тарифы на горячую воду для населения в руб./куб.м с разбивкой на два компонента: теплоноситель (холодная вода, руб./куб.м) и тепловая энергия (руб./Гкал).
В нарушение указанной нормы права Истец применил тариф для организаций, а не для населения. С учетом указанного сумма 1 327 421.50 рублей заявлена не правомерно.
При этом Истец также неправильно рассчитал сумму задолженности применив неверную площадь нежилых помещений (Т3, Л.Д.73, Т.4 Л.Д.54), исходя из которого сумма переплаты Ответчика составляет 2 378 563.78 руб.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом
доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
Раздел VII Приложения 2 к Правилам N 354 вступил в силу 28.02.2015. До этой даты размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета горячей воды согласно пунктам 42 и 43 Правил N 354 определялся по показаниям приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб.м в месяц). При отсутствии индивидуального
прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб.м в
месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг").
В пункте 7(1) Правил N 306 установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб.м горячей воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, население, проживающее в жилом доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб.м, и по тарифу, установленному ЛенРТК для оплаты одного куб.м горячей воды.
Общество должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг в 2014 году определяет в куб.м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивает его исходя из тарифа, установленного ЛенРТК для населения для оплаты одного куб.м горячей воды.
Общество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.
Истцом выставлены Ответчику минусовые счета-фактуры за период с января 2017 года по май 2018 года в сумме 1 821 518.03 руб.
С учетом изложенного, оснований для взыскания денежных средств недополученных с населения в сумме 560 113 руб. 73 коп. не имеется (неверная площадь нежилых помещений 2 378 563.78 + 4 477 137.49 (оплата за межотопительный период)+1 327 421.50 (неверный тариф)+ 1 821 518.03 (минусовые счета-фактуры)=10 004 640 руб. 80 коп.).
Законных оснований возлагать на Общество оплату коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции допущено нарушение законодательства, регулирующего порядок определения платы за горячую воду, поставленную ресурсоснабжающей организацией в многоквартирные жилые дома.
Согласно информационному письму ЛенРТК от 31.01.2014 "О применении тарифов на горячую воду, установленных на 2014 год", объем тепловой энергии, необходимый для подогрева 1 куб.м холодной воды составляет 0,06 Гкал при использовании открытой системы горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по отоплению потребителю осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
В силу пункта 5 Правил N 354 если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 42.1 Правил N 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по соответствующим формулам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с Постановлениями администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 13.05.2014 N 1155 и от 03.10.2014 N 605-руб. отопительный сезон 2013-2014 г.г. на территории указанного муниципального образования прекращен с 14.05.2014, а отопительный сезон 2014 - 2015 годов начат с 01.10.2014.
Материалами дела установлено, что истцом заявлены требования о взыскании стоимости услуг по обеспечению тепловой энергии, которая была учтена приборами учета, в том числе за период с июня по сентябрь 2014-2015 года.
В перечень видов коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, содержащийся в пункте 4 Правил N 354, такой вид коммунальной услуги, как тепловая энергия на полотенцесушитель, не включен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что правомерно начисление собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома платы за коммунальную услугу по отоплению в межотопительный период, а также платы за тепловую энергию на полотенцесушитель, поскольку противоречит вышеуказанным положениям жилищного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы опровергают правомерность выводов суда первой инстанции.
Факт отпуска тепловой энергии фиксируется прибором учета на вводе в многоквартирный дом в Гкал.
Тепловая энергия поставляется в соответствии с договором теплоснабжения между теплоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, что обязывает исполнителя произвести оплату ресурса по тарифам в руб./Гкал, установленным Комитетом по тарифам Ленинградской области.
В случаях когда расход тепловой энергии превышает расчетное количество 0,06 Гкал/куб. м горячей воды, возникает разница в платежах граждан и суммой, предъявленной к оплате теплоснабжающей организацией.
Основными причинами в указанном дополнительном расходе тепловой энергии могут явиться теплоотдача от неизолированных стояков и(или) полотенцесушителей, осуществление постоянной циркуляции теплоносителя, которая должна обеспечить предусмотренные СанПиН параметры горячей воды.
Согласно пункту 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Вышеуказанным перечнем не предусмотрено предоставление потребителю такого вида коммунальной услуги как "тепловая энергия", "тепловая энергия на полотенцесушитель".
В спорный межотопительный период не оказывалась услуга по отоплению, а предоставлялась услуга по горячему водоснабжению. Обогрев полотенцесушителей производится только в связи с предоставлением потребителям услуг по горячему водоснабжению и не связан с системой отопления. Межотопительный период - это период между завершением отопительного периода и началом следующего (теплое время года).
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил предоставление коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода.
Спорный межотопительный период не относится к отопительному периоду. В силу Правила N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1670) (далее - Постановление N 129) на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по
горячему водоснабжению не позднее 01.01.2020.
В определении от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 Верховный Суд Российской Федерации указал, что установленный пунктом 2 Постановления N 129 срок не может рассматриваться как исключающий применение до указанной даты ранее установленных нормативов.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 предусмотрено, что разъяснения по применению Правил N 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).
Согласно разъяснениям, изложенным в письме Минстроя России от 22.03.2017 N 9268-ОО/04, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода (отопительный или неотопительный) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределены в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2019 по делу N А56-42870/2016 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований акционерного общества "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" отказать.
Взыскать с акционерного общества "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" в пользу общества с ограниченной ответственностью "УПРАВДОМ" 3 000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42870/2016
Истец: ПАО "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ООО "УПРАВДОМ"
Третье лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Комитет по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области