город Томск |
|
8 февраля 2024 г. |
Дело N А45-10727/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.02.2024.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Лопатиной Ю.М.,
Чикашовой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комиссаровой К.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-10804/2023) общества с ограниченной ответственностью "Фотолэнд" на решение от 10.11.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10727/2023 (судья Майкова Т.Г.)
по иску муниципального предприятия города Новосибирска "Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры" (630112, Россия, Новосибирская обл., город Новосибирск, Кошурникова ул., зд. 12а, ИНН 5406010778, ОГРН 1035402471411)
к обществу с ограниченной ответственностью "Фотолэнд" (630024, Новосибирская область, Новосибирск город, Бетонная улица, 14, ИНН 5401137509, ОГРН 1025400524819)
о взыскании денежных средств,
о признании договора незаключенным,
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия,
от ответчика: Победин А.А., доверенность от 19.02.2021.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие города Новосибирска "Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры" (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с требованием, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Фотолэнд" (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности по договору N 1477АЛ20 в размере 62 893,08 руб., пени в размере 20 613,21 руб. и по день фактической оплаты задолженности.
09.06.2023 общество обратилось в суд со встречным исковым заявлением к предприятию о признании договора N 1477АЛ20 от 12.02.2021 незаключенным.
Решением от 10.11.2023 Арбитражного суда Новосибирской области первоначальные исковые требования удовлетворены, в удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований и удовлетворить встречные исковые требования.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что между сторонами не согласованы существенные условия спорного договора; факт оказания услуг по водоотведению и их принятие не доказано; ответчик направлял письма от 05.02.2021, 15.03.2021 о невозможности заключить договор в связи с отсутствием на его территории точек приема сточных вод.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечил. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя истца.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав участника процесса, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства, до смены наименования - МУП "УЗСПТС") является субъектом естественных монополий в сфере услуг водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, на территории Новосибирской области.
Земельные участки с кадастровыми номерами: 54:35:051850:78, 54:35:051850:288 общей площадью 1,6281 Га принадлежат ответчику на праве собственности.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 27.09.2017 N 4410 "О схеме централизованной ливневой системы водоотведения города Новосибирска на 2017 - 2027 годы" утверждена Схема централизованной ливневой системы водоотведения города Новосибирска, в соответствии с которой отвод поверхностных сточных вод с территории города Новосибирска осуществляется по коллекторам ливневой канализации со сбросом в Новосибирское водохранилище, реки Обь, Ельцовка-1, Ельцовка-2, Каменку, Плющиху, Иню, Тулу, Нижняя Ельцовка, ручей Камышенский.
Согласно Схеме земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:051850:78, 54:35:051850:288 находятся в зоне централизованной ливневой системы, номер водосборного бассейна 10-151 (Графическое приложение N 10).
Общество обязано заключить договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод с предприятием, в порядке, предусмотренном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Основанием для заключения договора водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 8 Правил N 644).
Типовая форма договора в области холодного водоснабжения и водоотведения утверждена постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - постановление Правительства N 645).
Ответчику было направлено предложение от 23.12.2020 N 24/07/06219 о заключении договора водоотведения поверхностных сточных вод N 1477АЛ20 (далее - договор). В дальнейшем истец письмом от 12.02.2021 N 24/07/00725 уточнил точки приема поверхностных сточных вод.
Ответчик письмами от 05.02.2021, 15.03.2021 отказался от заключения договора, мотивировав отказ отсутствием на его земельных участках точек приема сточных вод.
Ссылаясь на оказание ответчику услуг по водоотведению в период 2021, 2022 года предприятие обратилось с первоначальным иском в арбитражный суд.
Ссылаясь на наличие оснований для признания договора N 1127АЛ20 от 02.10.2020 незаключенным, общество обратилось в арбитражный суд со встречным исковым заявлением.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования, суд первой инстанции исходил из обязанности общества как владельца земельных участков, расположенных в зоне ЦЛСВ города Новосибирска, по отношению к которым предприятию уполномоченным органом установлен тариф водоотведения поверхностных сточных вод, вносить соответствующую плату исходя из площади принадлежащих ему земельных участков, отсутствия оснований для освобождения от данной обязанности. Отказывая в удовлетворении встречного искового заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания договора незаключенным.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно статье 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктами 1 и 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) предусмотрено, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Пунктом 2 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении определено, что к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В силу пункта 15 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении истец как юридическое лицо, эксплуатирующее промышленно-ливневый коллектор, является организацией водопроводно-коммунального хозяйства, осуществляющей водоотведение, для которого установлен соответствующий тариф на оплату оказываемых услуг.
Порядок заключения договоров водоотведения, установлен Правилами N 644.
В силу пункта 38 Правил N 644 отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных Правилами.
Основанием для заключения договора водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 8 Правил N 644).
В соответствии с абзацем 2 пункта 9 Правил N 644 при направлении организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) абоненту предложения о заключении договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация) направляет абоненту в 2 экземплярах проект соответствующего договора, отвечающий условиям типовых договоров.
Типовая форма договора в области холодного водоснабжения и водоотведения утверждена постановлением Правительства N 645.
12.01.2021 ответчику получил предложение заключить договор в двух экземплярах, что подтверждается отметкой о вручении.
Пунктом 12 Правил N 644 предусмотрен обязательный для сторон порядок действий при заключении договора водоотведения (поверхностных сточных вод), в соответствии с которым Абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводноканализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор.
Договор считается заключенным со дня получения организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) подписанного абонентом договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не установлено Правилами или соответствующим договором.
В случае если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Закона N 416-ФЗ, Правил N 644 и условиям типовых договоров (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В установленный срок каких-либо предложений об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Закона о водоснабжении и водоотведении, Правил N 644 и условиям типовых договоров (в части условий договоров, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), ответчиком представлено не было.
На основании указанных доводов и фактических обстоятельств договор, считается заключенным с 17.03.2021.
При этом согласно пункту 4 договора, датой начала приема сточных вод является 01.01.2021, срок действия договора с 01.01.2021 (пункт 57 договора).
При этом какие-либо суждения ответчика о незаключенной договора, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в течение 30 дней (абзац 2 пункта 12 Правил N 644) абонент (ответчик) не представил указанные документы организации водопроводно-канализационного хозяйства (истцу).
На основании изложенного, основания для признания договора незаключенным не имеются, встречные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Вопреки доводам апелляционной жалобы направление ответчиком писем от 05.02.2021, 15.03.2021 о невозможности заключить договор в связи с отсутствием на его территории точек приема сточных вод не влияет на процедуру заключения договора в соответствии с Правилами N 644.
Пунктом 6 договора предусмотрено, что оплата осуществляется абонентом по тарифам на водоотведение, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Тариф на водоотведение поверхностных сточных вод за 2021 год составляет 14,46 руб./м. куб. (без НДС), согласно приказу Департамента по тарифам Новосибирской области от 08.12.2020 N 468-В "О корректировке на 2021 год тарифов на водоотведение поверхностных сточных вод, установленных на долгосрочный период регулирования для Муниципального унитарного предприятия города Новосибирска "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений, осуществляющего деятельность по водоотведению поверхностных сточных вод на территории города Новосибирска", тариф на 2022 год составляет 14,46 руб./м. куб. (без НДС) согласно приказу Департамента по тарифам Новосибирской области N 525-В от 16.12.2021.
Согласно расчету истца, размер оплаты водоотведения поверхностных сточных вод за 2021 и 2022 год составляет 62 893,08 руб.
Доказательства об отсутствии или о наличии иной суммы задолженности, а также контррасчет ответчиком не были представлены в материалы дела.
Доводы апеллянта о недоказанности предоставления услуги по водоотведению суд апелляционной инстанции не принимает ввиду следующего.
Согласно статье 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Поверхностные сточные воды - это принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды (пункт 2 Правил N 644).
В силу статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно пунктам 40, 41 Правил N 644 в отношении каждой организации ВКХ, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод, органом местного самоуправления определяется зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод в схеме водоснабжения и водоотведения. Отведение (прием) поверхностных вод может осуществляться без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.
В пунктах 2, 7 Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила N 782) дано понятие схемы водоснабжения и водоотведения, под которой понимается совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.
При разработке схем водоснабжения и водоотведения используются, в том числе материалы инженерно-геологических изысканий и исследований, опорные и адресные планы, регистрационные планы подземных коммуникаций и атласы геологических выработок, материалы инженерно-геодезических изысканий и исследований, картографическая и геодезическая основы государственного кадастра недвижимости, публичные кадастровые карты, кадастровые карты территорий муниципальных образований, кадастровая карта территории субъекта Российской Федерации, схемы, чертежи, топографо-геодезические подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы; сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе о результатах технических обследований централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В процессе рассмотрения настоящего дела сторонами произведен совместный осмотр точек приема, подписан акт от 12.09.2023 (л.д. 89), согласно которому осуществляется отвод ливневых стоков с земельных участков ответчика 54:35:051850:78 и 54:35:051850:288.
Ответчик не представил доказательств осуществления им самостоятельного сбора, транспортировки и утилизации поверхностных сточных вод с земельных участков 54:35:051850:78, 54:35:051850:288.
Факт оказания услуг по водоотведению подтверждается не только направлением договора водоотведения в адрес ответчика и выставлением счетов на оплату, а вышеуказанными обстоятельствами в совокупности.
В силу части 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно части 6.2 статьи 14 Закона о водоснабжении, пункту 30 Правил N 644, пункту 54 договора абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В связи с нарушением ответчиком сроков оплаты по договору истцом начислена неустойка в размере 20 613,21 руб. за период с 10.01.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 02.11.2023.
Расчет неустойки проверен судом, является верным, ответчиком не оспорен.
Согласно пункту 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Таким образом, право истца требовать присуждения процентов до даты фактического исполнения обязательства обусловлено действующим законодательством, что опосредовало правомерное удовлетворение судом первой инстанции требования в указанной части.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, не установлены.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.11.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10727/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фотолэнд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
Ю.М. Лопатина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10727/2023
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "МОДЕРНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ"
Ответчик: ООО "ФОТОЛЭНД"
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Новосибирской области "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области", Седьмой арбитражный апелляционный суд