г. Хабаровск |
|
16 февраля 2021 г. |
А37-2200/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Дроздовой В.Г., Усенко Ж.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Магадану
на решение от 23 ноября 2020 года
по делу N А37-2200/2020
Арбитражного суда Магаданской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Соколовское ЖКХ"
к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Магадану
о взыскании 88 995,44 рублей
установил: общество с ограниченной ответственностью "Соколовское ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Магадану о взыскании долга в размере 88 995,44 рублей за содержание общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Магадан, п. Сокол, ул. Гагарина, д. 26, за период с 1 сентября 2017 года по 31 декабря 2019 года.
Решением суда от 23 ноября 2020 года иск удовлетворен.
Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование указано неправильное применение судом норм материального права. Обязательства по заключенным с истцом государственным контрактам на содержание и текущий ремонт имущества многоквартирного дома ответчиком исполнены; в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) возможность изменять существенные условия контракта в ходе его исполнения законом не предусмотрена, Законом N 44-ФЗ приведен исчерпывающий перечень условий и обстоятельств, при которых допустимы изменения условий контракта.
Стороны извещены, представители в судебное заседание не явились.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В оперативном управлении ответчика находится относящееся к федеральной собственности нежилое помещение с кадастровым номером 49:09:010021:109 общей площадью 525,1 кв. м, находящееся по адресу: г. Магадан, пгт. Сокол, ул. Гагарина, д. 26, пом. 2.
Право оперативного управления зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости с 15 ноября 2012 года, что подтверждается выпиской из реестра от 19 сентября 2020 года N 99/2020/348954270.
Истец на основании лицензии от 27 апреля 2015 года N 20, выданной Государственной жилищной инспекцией Магаданской области, осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе указанным выше МКД.
Из договора управления многоквартирным домом от 1 февраля 2011 года N 16, заключенного между истцом (управляющая организация) и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания объектов социальной сферы мэрии города Магадана (один из собственников помещений), у истца возникло обязательство оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества МКД N 26.
Согласно приложению N 2 к договору размер платы за жилое помещение на 2011 год установлен - 14,95 рублей за 1 кв. м общей площади в месяц.
В связи с тем, что собственники помещений указанного МКД на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, в соответствии с постановлением мэрии города Магадана от 13 февраля 2014 года N 553 "О размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах с 1 марта 2014 года в муниципальном образовании "Город Магадан" с 1 марта 2014 года по 31 декабря 2018 года для домов капитального исполнения без лифта разной этажности (3 - 5 этажей) действовал размер платы 21,49 рублей/кв. м общей площади в месяц; с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года - 18,29 рублей/кв. м общей площади в месяц (указанное постановление мэрии города Магадана в редакции постановлений от 28 декабря 2018 года N 3974, от 18 февраля 2019 года N 405).
Между сторонами заключено три государственных контракта на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома N 26:
на 2017 год - контракт от 19 июня 2017 года N 080021700037 на сумму 91 367,40 рублей по тарифу 14,50 рублей/кв. м общей площади в месяц;
на 2018 год - контракт от 30 марта 2018 года N 080021800025 на сумму 97 983,60 рублей по тарифу 15,55 рублей/кв. м общей площади в месяц;
на 2019 год - контракт от 26 февраля 2019 года N 080021900027 на сумму 97 983,60 рублей по тарифу 15,55 рублей/кв. м общей площади в месяц.
Плата, предусмотренная контрактами, перечислена ответчиком истцу в полном объеме на общую сумму 210 092,62 рублей, что подтверждается платежными документами.
Обнаружив, что размер платы, предусмотренный контрактами, был занижен по сравнению с размером платы, предусмотренным постановлением мэрии города Магадана, истец произвел перерасчет размера платы за период с 1 сентября 2017 года по 31 декабря 2019 года.
Кроме того, истцом по установленным тарифам и нормативам потребления дополнительно произведен расчет платы за холодную и горячую воду, потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме в указанный период, которая ранее к оплате не предъявлялась, на сумму 429,12 рублей (ХВС) и 2 859,58 рублей (ГВС).
Суммы за содержание и ремонт общего имущества с учетом перерасчета перевыставлены путем выставления счетов от 30 ноября 2019 года N 356 на сумму 9 604,08 рублей и от 30 декабря 2019 года N 357 на сумму 79 391,36 рублей, всего - на 88 995,44 рублей.
В досудебном порядке спор не был урегулирован.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491) плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу приведенных норм права независимо от наличия соответствующих договорных отношений собственник помещения обязан в силу закона нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества МКД пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.
В соответствии со статьей 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Соответственно, учреждение, владеющее объектом недвижимости на праве оперативного управления, несет обязательства, аналогичные обязательствам собственника.
На основании положений вышеуказанных статей Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации лицом, обязанным отвечать по иску, является ответчик.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Судом установлено, что на спорный период собственниками не был установлен размер платы за содержание жилого помещения, следовательно, правомерно применен размер платы, установленной органом местного самоуправления.
Исходя из установленного постановлением мэрии города Магадана от 13 февраля 2014 года N 553 (в соответствующей редакции) размера платы за услугу по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и общей площади принадлежащего ответчику на праве оперативного управления нежилого помещения, доля ответчика в расходах на содержание и ремонт общего имущества МКД N 26 составила в 85 706,74 рублей.
Расчет задолженности проверен апелляционным судом, признан арифметически верным, контр расчет ответчиком не представлен.
Кроме того, истец заявил требование о взыскании с ответчика стоимости холодной и горячей воды, потребленной при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме за указанный период.
Плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, не входит в состав платы за коммунальные услуги, а включена в состав платы за содержание жилого помещения, которая уплачивается в пользу управляющей организации.
Размер расходов на холодную воду определен истцом в соответствии с пунктом 17 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, в размере 429,12 рублей, за горячую воду - в соответствии с пунктом 27 приложения N 2 к названным Правилам - в размере 2 859,58 рублей, исходя из площади помещений ответчика, нормативов и тарифов, установленных приказами Департамента цен и тарифов Магаданской области от 18 мая 2017 года N 3/2017-НКУ, от 2 декабря 2015 года N 2-ЖКК/56, от 25 октября 2019 года N 2-ЖКК/33, от 30 декабря 2016 года N 58-24/э, от 29 декабря 2017 года N 45-21/э, от 29 декабря 2018 года N 66-1/э.
Доказательств оплаты долга либо его наличие в ином размере суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы судом во внимание не приняты.
Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение цены контракта при его исполнении допускается в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.
Согласно пункту 6.5 контрактов, заключенных между сторонами, размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества объекта устанавливается на основании утвержденных в установленном порядке тарифов.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Из приведенных норм следует, что начисление ответчику платы за предоставленные услуги истец должен был произвести с учетом цены, установленной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, либо с применением установленных органом местного самоуправления тарифов.
По материалам дела установлено, что на общем собрании не утверждался размер платы за управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах расчет стоимости услуг с применением тарифа, указанного сторонами в государственных контрактах на содержание, техническое обслуживание и ремонт дома, противоречит приведенным нормам материального права, соответственно, перерасчет стоимости услуг произведен истцом правомерно на основании нормативов и тарифов, установленных постановлением мэрии города Магадана от 13 февраля 2014 года N 553.
Таким образом, исковые требования истца обоснованно признаны судом доказанными, и по праву, и по размеру.
Дав оценку собранным по делу доказательствам, суд апелляционной инстанции не усмотрел фактических и правовых оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы.
Обстоятельств, которые в суде апелляционной инстанции могли повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, не установлено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения судебного акта в обжалуемой части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 23 ноября 2020 года по делу N А37-2200/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2200/2020
Истец: ООО ГКУ " Соколовское ЖКХ"
Ответчик: Отдел Министерства внутренних дел РФ по городу Магадану