город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 мая 2021 г. N Ф08-4369/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
15 февраля 2021 г. |
дело N А32-54550/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
при участии:
от АО "Трудовое": Шереметьева О.В. по доверенности от 21.12.2020 N 06/2021-11,
от администрации Краснодарского края: посредством системы веб-конференции ИС "КАД" Евсеенко В.Е. по доверенности от 25.12.2020 N 01-08-1373/20,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Трудовое"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.10.2020 по делу N А32-54550/2019
по заявлению акционерного общества "Трудовое" (ИНН 2341012070, ОГРН 1052323070491)
к администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926);
администрации муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края (ИНН 2341000075, ОГРН 1022304295496);
Краснодарского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ИНН 6167110026, ОГРН 1126193008523);
Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (ИНН 2308085917, ОГРН 102230122494)
о признании права на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Трудовое" (далее - АО "Трудовое", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации Краснодарского края (далее - администрация) о признании за обществом права на проведение оценки ущерба, причинённого 30 июля 2018 года в целях получения компенсации, признать за обществом право на проведение оценки ущерба в целях получения компенсации (с учетом уточнения требований, принятого судом к рассмотрению).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, администрация муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края, Краснодарский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края.
Решением от 23.10.2020 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Трудовое" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что по смыслу действующего законодательства, обстановка на территории Ленинградского района Краснодарского края от 30.07.2018, сложившаяся в результате опасного природного явления (стихийного бедствия), повлекшая за собой значительные материальные потери сельскохозяйственных производителей - АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани", является чрезвычайной ситуацией природного характера. Основанием для отказа во введении режима ЧС регионального характера послужило не несоответствие ЧС критериям и классификации, а то обстоятельство, что ЧС была ликвидирована. Действовавшая на момент возникновения ЧС редакция Федерального закона Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не предусматривала права органов государственной власти субъекта РФ принимать решение о признании события чрезвычайной ситуацией. В новой редакции указанного закона полномочия органов госвласти субъекта РФ, установленные статьей 11, уточнены и расширены: начиная с 31.12.2019 они вправе не только принимать решение о введении режима ЧС, но и принимать решение об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к ЧС регионального или межмуниципального характера.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда отменить, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель администрации просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Трудовое" является правопреемником ООО "Питомник "Сады Кубани" в связи с реорганизацией в форме присоединения.
АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани", входящие в состав акционерного общества Агрохолдинг "Степь", осуществляют свою деятельность на территории Краснодарского края и являются крупными сельхозпроизводителями в сегменте интенсивного садоводства.
30.07.2018 в период времени с 19 ч. 00 мин. до 21 ч. 00 мин., на территории Ленинградского района Краснодарского края (поселок Бичевый, хутор Восточный) были зафиксированы опасные метеорологические явления - крупный град диаметром до 30 мм, сопровождавшийся сильным шквалистым ветром порывами до 28 м/с, сильным дождем, в результате которых пострадали интенсивные сады яблонь АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани".
Решением N 5 от 31.07.2018 комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края был введен режим функционирования для органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Ленинградского района "Чрезвычайная ситуация".
В целях проведения предварительной оценки ущерба обществ от чрезвычайной ситуации природного характера 31.07.2018 по итогам обследования многолетних насаждений обществ, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, комиссией были составлены акты, согласно которым в АО "Трудовое" в результате опасных метеорологических явлений от 30.07.2018 пострадали многолетние насаждения сельскохозяйственных культур (сады яблонь), площадь гибели сельскохозяйственных культур и урожая составила 223,7 га, общая сумма материального ущерба составила 83 824 000 руб.
В ООО Питомник "Сады Кубани" площадь гибели сельскохозяйственных культур и урожая составила 67,21 га, общая сумма материального ущерба составила 32 878 000 руб. Совокупная сумма ущерба, понесенного АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани" в результате неблагоприятных метеорологических явлений, составила 116 702 000 руб.
01.08.2018 общество предоставило в управление сельского хозяйства муниципального образования Ленинградский район комплект документов, в том числе, копии ОГРН, сведения о гибели сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений, цветные фотографии с изображением повреждений пострадавших сельскохозяйственных культур, с указанием на обороте даты и времени съемки, вида чрезвычайной ситуации природного характера, наименования пострадавшего сельскохозяйственного товаропроизводителя, общей площади поля и площади гибели сельскохозяйственной культуры, полного наименования пострадавшей сельскохозяйственной культуры, сметы затрат на восстановление многолетних насаждений.
02.08.2018 перечисленные документы были направлены специалистами муниципального образования Ленинградский район в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Постановлением администрации муниципального образования Ленинградский район N 883 от 28.08.2018 "О снятии режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ленинградского района Краснодарского края" режим функционирования "Чрезвычайная ситуация" в Ленинградском районе снят с 09 ч. 00 мин. 29.08.2018.
В ответ на обращения АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани" администрация муниципального образования Ленинградский район 18.09.2018 направила информацию о том, что оценка ущерба от чрезвычайной ситуации природного характера, имевшей место 30.07.2018, не может быть проведена, в связи с отсутствием решения руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации (подпункт "а" пункта 3 Порядка осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, утвержденного приказом Минсельхоз России N 113 от 26.03.2015 - далее Приказ N 113).
АО "Агрохолдинг "Степь" 02.11.2018 направило обращение в адрес губернатора Краснодарского края с изложением правовой позиции АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани" и ходатайством о принятии решения о признании событий от 30.07.2018, связанных с выпадением града и шквалистым ветром на территории муниципального образования Ленинградский район, и причинением значительного материального ущерба, чрезвычайной ситуацией регионального характера в целях бюджетного финансирования и государственной поддержки в виде компенсации ущерба от неблагоприятных природных явлений АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани" в порядке, утвержденном Приказом N 113.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края письмом от 03.12.2018 N 206-04-05-12114/18 сообщило, что оценка ущерба от чрезвычайной ситуации природного характера, имевшей место 30.07.2018, не может быть проведена в связи с неполным предоставлением документов, указанных в пункте 3 Порядка осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, то есть в связи с отсутствием решения руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации.
АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани", полагая, что в силу закона имеют право на получение компенсации ущерба, понесенного в результате чрезвычайной ситуации природного характера от 30.07.2018, отсутствие решения руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации является лишь формальным препятствием для получения соответствующей компенсации, не имеют иной возможности реализации права на получение компенсации иначе, чем путем признания события от 30.07.2018 чрезвычайной ситуацией регионального характера, обратились в арбитражный суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2019 по делу N А32-2373/2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2019, заявленные требования оставлены без рассмотрения.
Указанные судебные акты мотивированы тем, что заявление АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани" фактически подано с целью признания их права на получение компенсации, что свидетельствует о необходимости разрешения вопросов права, а не установления юридического факта.
В связи с вышеизложенным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Правоотношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 Закона N 68-ФЗ координационными органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
а) на федеральном и межрегиональном уровнях - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций;
б) на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации;
в) на муниципальном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований;
г) на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Согласно пункту 8 статьи 4.1 Закона N 68-ФЗ, в редакции, действующей в июле 2018 года, при введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;
б) местный уровень реагирования:
решением главы городского поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного городского поселения;
решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района;
решением главы городского округа при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа;
решением должностного лица, определяемого законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, при ликвидации чрезвычайной ситуации на внутригородской территории города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя;
в) региональный (межмуниципальный) уровень реагирования - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;
г) федеральный уровень реагирования - решением Правительства Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в соответствии с пунктом 3.32 Положения о министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 N 741 "О министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края", организует в пределах установленной компетенции работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 N 1441 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера (далее по тексту - Правила). Определен перечень природных явлений, ущерб от которых компенсируется: засуха, суховей, заморозки, градобитие, пыльная буря, половодье, шторм, сильный ветер или снегопад, ураган, землетрясение, лавина, сель, природный пожар, удар молнии, наводнение, оползень. Приведена формула расчета выделяемых трансфертов.
Порядок осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера утвержден Приказом Минсельхоза России от 26.03.2015 N 113 (далее - Порядок N 113).
Для проведения оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации документы и сведения, определенные в п. 3 Порядка N 113.
Согласно п. 10 Порядка N 113 высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган представляет документы, указанные в пункте 3 Порядка в течение 30 дней со дня принятия решения руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации.
Результат проведения оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера оформляется актом с приложением реестра сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного характера.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 113, для проведения оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации следующие документы и сведения:
а) решение руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации;
б) сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, не застраховавших посевы сельскохозяйственных культур от чрезвычайных ситуаций природного характера и которым причинен ущерб в результате их гибели;
сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, застраховавших посевы сельскохозяйственных культур от чрезвычайных ситуаций природного характера и которым причинен ущерб в результате их гибели;
сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, не застраховавших сельскохозяйственных животных от чрезвычайных ситуаций природного характера и которым причинен ущерб в результате их гибели;
сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, застраховавших сельскохозяйственных животных от чрезвычайных ситуаций природного характера и которым причинен ущерб в результате их гибели;
сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, не застраховавших площади многолетних насаждений от чрезвычайных ситуаций природного характера и которым причинен ущерб в результате их гибели;
сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, застраховавших площади многолетних насаждений от чрезвычайных ситуаций природного характера и которым причинен ущерб в результате их гибели;
сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, не застраховавших объекты аквакультуры от чрезвычайных ситуаций природного характера и которым причинен ущерб в результате их гибели;
сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, застраховавших объекты аквакультуры от чрезвычайных ситуаций природного характера и которым причинен ущерб в результате их гибели;
сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, которым причинен ущерб в результате повреждения (разрушения) сельскохозяйственных объектов и объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций природного характера;
сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, которым причинен ущерб в результате повреждения ценностей, имеющих материально-вещественную форму (далее - материальные ценности) от чрезвычайных ситуаций природного характера;
в) информацию о стихийных гидрометеорологических явлениях, предоставляемую согласно Положению об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5410; 2008, N 13, ст. 1314);
г) выписку из похозяйственной книги для личных подсобных хозяйств на дату, предшествующую дате возникновения чрезвычайной ситуации природного характера, и дату после возникновения чрезвычайной ситуации природного характера;
д) копию основного государственного регистрационного номера (ОГРН) для сельскохозяйственных товаропроизводителей и идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) для владельцев личных подсобных хозяйств;
е) акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления (далее - Комиссия) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к Порядку);
акт обследования многолетних насаждений, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами Комиссии (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к Порядку);
акт обследования сельскохозяйственных животных (птицы), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами Комиссии (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к Порядку);
акт обследования объектов аквакультуры, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами Комиссии (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Порядку);
акт обследования сельскохозяйственных объектов и объектов инфраструктуры сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами Комиссии (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к Порядку);
акт обследования материальных ценностей сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами Комиссии (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к Порядку);
ж) цветные фотографии с изображением повреждений пострадавших сельскохозяйственных культур, с указанием на обороте даты и времени съемки, вида чрезвычайной ситуации природного характера, наименования пострадавшего сельскохозяйственного товаропроизводителя, общей площади поля и площади гибели сельскохозяйственной культуры, полного наименования пострадавшей сельскохозяйственной культуры, которые должны быть заверены подписью и печатью руководителя Комиссии;
з) диагностическое заключение областной (краевой, окружной, республиканской, городской) ветеринарной лаборатории или соответствующего профильного научно-исследовательского института ветеринарии об установлении инфекционного заболевания или других причин гибели сельскохозяйственных животных (птицы) и/или объектов аквакультуры;
и) смету на восстановление (при повреждении или разрушении) сельскохозяйственных объектов и объектов инфраструктуры сельскохозяйственного товаропроизводителя (здания и сооружения).
Пунктом 12 Порядка N 113 установлено, что в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 3 Порядка, оценка ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера не проводится.
При этом в соответствии с пунктами 2 (1), 2 (2) Правил, иные межбюджетные трансферты предоставляются на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечившим в установленном порядке страховую защиту своих имущественных интересов, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера на территориях субъектов Российской Федерации, по решениям Правительства Российской Федерации, а в случае отсутствия возможности обеспечения страховой защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей в субъекте Российской Федерации - по решениям Правительства Российской Федерации, принимаемым по отдельным субъектам Российской Федерации, на основании обращений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Для предоставления иных межбюджетных трансфертов высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого произошла чрезвычайная ситуация природного характера, направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обращение о выделении средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Из материалов дела следует, 01.08.2018 общество предоставило в управление сельского хозяйства муниципального образования Ленинградский район комплект документов в соответствии с Правилами N 113, за исключением решения руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации.
Министерство рассмотрело представленный пакет документов и письмом от 24.08.2018 N 206-01-02-8251/2018 обратилось к министерству гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края с просьбой оказать содействие по введению режима чрезвычайной ситуации и просило рассмотреть вопрос о введении режима чрезвычайной ситуации, вызванного выпадением крупного града на территории муниципального образования Ленинградский район 30.07.2018.
Вместе с тем, методическими рекомендациями МЧС России по организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденных Протоколом Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 17.04.2015 N 4, определено, что подготовка нормативного документа органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о введении для органов управления и сил соответствующих режимов функционирования производится в течение первого часа с момента возникновения события.
Кроме того, постановлением администрации муниципального образования Ленинградский район от 28.08.2018 N 883 "О снятии режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной подсистемы, предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации Ленинградского района Краснодарского края" режим функционирования "Чрезвычайная ситуация" в Ленинградском районе снят с 9.00 29.08.2018.
Таким образом, основания для введения на территории Ленинградского района чрезвычайной ситуации регионального (межмуниципального) характера отсутствовали.
В связи с вышеизложенным, главой администрации (губернатором) Краснодарского края не принималось решения о введении режима чрезвычайной ситуации на территории Ленинградского района в период с 30.07.2018 по 01.08.2018.
В рассматриваемом случае упомянутые заявителем опасные природные явления имели место 30.07.2018, то есть вне периода введения режима чрезвычайной ситуации главой администрации (губернатором) Краснодарского края.
Основными требованиями заявителя в рамках настоящего спора является предоставление права на осуществление оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, в свою очередь, законодательством урегулирован порядок осуществления данной оценки.
При подаче соответствующего заявления, общество не представило требуемое в соответствии с пунктом 3 Порядка N 113 решение руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации.
Суд учитывает, что перечень документов, необходимый для проведения оценки ущерба является закрытым, в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 3 Порядка, оценка ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера не проводится (п. 12 Порядка N 113).
Таким образом, отсутствовали правовые основания для производства оценки ущерба.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у акционерного общества "Трудовое" не имелось оснований для на проведение оценки ущерба, причинённого 30 июля 2018 года в целях получения компенсации.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм жилищного и административного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы. Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное решение от 23.10.2020.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2020 по делу N А32-54550/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54550/2019
Истец: АО "Трудовое"
Ответчик: Администрация Краснодара края, Администрация Краснодарского края
Третье лицо: Администрация муниципального образования Ленинградский район, Администрация муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края, Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ФГБУ Краснодарский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды-филиала "Северо-Кавказское УГМС"