г. Тула |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А68-7809/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.02.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И., при участии от истца - Владивостокской таможни (Приморский край, г. Владивосток, ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767) - Рыбакова К.И. (доверенность от 28.09.2020 N 102), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Техника для сада" (г. Тула, ОГРН 1197154008941, ИНН 7104082280), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техника для сада" на решение Арбитражного суда Тульской области от 14.12.2020 по делу N А68-7809/2020 (судья Елисеева Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
Владивостокская таможня (далее - истец, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением (с учетом уточнения от 02.12.2020) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Техника для сада" (далее - ООО "Техника для сада", общество, ответчик) утилизационного сбора в размере 966 000 руб. и пеней в размере 87 487 руб. 40 коп.( с учетом исковых требований от 02.12.2020).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 14.12.2020 по делу N А68-7809/2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, ООО "Техника для сада" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на тяжелое финансовое положение, в связи с чем общество не имеет возможности произвести единовременное погашение задолженности по уплате утилизационного сбора и пени.
Податель жалобы указывает на то, что таможенный орган не представил ответ на заявление ООО "Техника для сада" об отсрочки и рассрочки уплаты имеющейся задолженности по уплате утилизационного сбора и неприменению пеней. Считает, что таможенный орган имел возможность рассмотреть ходатайство ООО "Техника для сада" об отсрочке/рассрочке уплаты утилизационного сбора и пени, учесть текущее положение организации, в том числе связанное с трудностями, возникшими по вине таможенных органов, а также обязан был учесть произведенную оплату по таможенной декларации ДТ N 10702030/260719/0007637 с предоставлением соответствующей информации суду.
Таможенный орган в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал свою позицию по делу.
Представители ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя таможенного органа, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, что ООО "Техника для сада" ввезло на таможенную территорию ЕАЭС и поместило под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по декларации на товары N 10702030/260719/0007637 самоходные машины, классифицируемые в подсубпозиции 8701911000 ТН ВЭД ЕАЭС (товары N 1-16).
В целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, предъявленных при таможенном декларировании товара, определения правильности исчисления и своевременности уплаты утилизационного сбора, проведен анализ деклараций, поданных ООО "Техника для сада" в отношении товаров, подпадающих по действие постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В ходе проверки установлено, что таможенные приходные ордера (далее - ТПО) на уплату утилизационного сбора не оформлялись и утилизационный сбор не взимался.
Заявителем в адрес общества направлялось уведомление об уплате утилизационного сбора.
Общество 21.05.2020 уплатило утилизационный сбор за товар N 14 в сумме 69 000 руб. и соответствующую сумму пени в размере 4 155 руб. 53 коп.
Общество 10.07.2020 уплатило утилизационный сбор за товар N 6 в сумме 69 000 руб. и соответствующую сумму пени в размере 4 706 руб. 95 коп.
Ссылаясь на то, что утилизационный сбор в отношении ввезенной техники в количестве 14 штук не уплачен, таможенный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
В пункте 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ указано, что виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 этой статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Таким образом, исходя из положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации издано постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81), которым утверждены: правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила); перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3 Правил).
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу положений пункта 11 раздела II Постановления N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы: а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, по форме, приведенной в приложении N 1; б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии); в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора; г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме, приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия; д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Их пункта 5 Правил следует, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем.
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что таможенные органы осуществляют проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
В соответствии с примечанием 4 Перечня размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 руб.
В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в перечне указаны наименования (виды) самоходной техники и их коды по ТН ВЭД ЕАЭС.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении тракторов сельскохозяйственных колесных, классифицируемых в соответствии с кодом 8701 91 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС, установлены разделом XIV Перечня в зависимости от мощности силовой установки. Для новых самоходных машин с мощностью силовой установки более 5,5 л.с. и не более 30 л.с. указанный коэффициент равен "0,4".
Как установлено судом, ООО "Техника для сада" ввезло на таможенную территорию ЕАЭС и поместило под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по декларации на товары N 10702030/260719/0007637 самоходные машины, классифицируемые в подсубпозиции 8 701 91 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС, а, именно: мини-тракторы колесные, новые, 2019 года выпуска, мощностью двигателя от 22 л.с. до 24 л.с. в количестве 16 штук (товары N 1 - 16).
Следовательно, в отношении указанной самоходной техники для расчета суммы утилизационного сбора применяется коэффициент 0,4.
Таким образом, как верно заключил суд первой инстанции, утилизационный сбор за одну самоходную машину составляет: 0,4 x 172 500 = 69 000 руб.
Из материалов дела усматривается, а также обществом не оспаривается, что утилизационный сбор ООО "Техника для сада" уплачен только в отношении 2 единиц самоходной техники, из 16.
При этом ответчик 21.05.2020 уплатил утилизационный сбор за товар N 14 в сумме 69 000 руб. и соответствующую сумму пени в размере 4 155 руб. 53 коп.; 10.07.2020 уплатил утилизационный сбор за товар N 6 в сумме 69 000 руб. и соответствующую сумму пени в размере 4 706 руб. 95 коп.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, утилизационный сбор за 14 единиц самоходных машин составляет: 14 x 172 500 х 0,4 = 966 000 руб.
Суд первой инстанции, проверив расчет суммы утилизационного сбора, обоснованно признал его правильным.
В свою очередь, ответчик контррасчет в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не представил. Доводов, связанных с несогласием определения размера утилизационного сбора, ответчиком не заявлено.
Документов, позволяющих отнести ввезенные самоходные машины к транспортным средствам, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, обществом не представлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела по существу ответчик не представил суду доказательств уплаты утилизационного сбора в отношении 14 единиц техники, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика неуплаченного утилизационного сбора в сумме 966 000 руб..
В свою очередь таможенным органом также заявлено требование о взыскании с ответчика на основании пункта 11 (1) Постановления N 81 пени за неуплату утилизационного сбора.
Согласно пункту 11 (1) Постановления N 81 непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Суд первой инстанции, проверив расчет пеней, начисленных на задолженность в размере 966 000 руб. за период с 13.08.2019 по 10.12.2020, в размере 87 487 руб. 40 коп., обоснованно признал его правильным.
Ответчиком расчет не оспорен, контррасчет пени в материалы дела не представлен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требование таможенного органа о взыскании с общества пени в размере 87 487 руб. 40 коп., начисленной на задолженность в размере 966 000 руб. за период с 13.08.2019 по 10.12.2020, является обоснованным, в связи с чем правомерно удовлетворил требования истца.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что доводов, связанных с несогласием определения размера утилизационного сбора и пени в отношении самоходных машин, задекларированных по ДТ N 10702030/260719/0007637, апелляционная жалоба не содержит. Обязанность по уплате утилизационного сбора ООО "Техника для сада" признает и не оспаривает.
Вопреки доводам жалобы, ввиду того, что утилизационный сбор не является таможенным платежом, положения об отсрочке или рассрочке уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в данном конкретном случае неприменимы, поскольку указанные нормативные правовые акты имеют иной предмет правового регулирования.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает рассрочки (отсрочки) платежей по уплате утилизационного сбора.
Ссылка на тяжелое финансовое положение, в связи с чем общество не имело возможности произвести единовременное погашение задолженности по уплате утилизационного сбора и пени, отклоняется судом апелляционной инстанций, как не имеющее правового значения для настоящего спора. Тяжелое финансовое положение организации не является основанием для освобождения от уплаты, как утилизационного сбора, так и пени, соответственно, не является основанием для уменьшения размера подлежащих к уплате утилизационного сбора и пени.
Ссылка общества на то, что приведенный в первоначальном заявлении расчет по неуплаченному утилизационному сбору и пени не учитывал уплату ООО "Техника для сада" по платежным поручения от 13.05.2020 N 818, от 13.05.2020 N 819, от 11.06.2020 N 1031, от 11.06.2020 N 1035, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции таможенный орган уточнил исковые требования (заявление на 02.12.2020) с учетом уплаченных сумм.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба не содержат.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 14.12.2020 по делу N А68-7809/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техника для сада" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-7809/2020
Истец: Владивостокская таможня
Ответчик: ООО "Техника для сада", ООО "Техника для сада"