г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2021 г. N Ф07-3564/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А56-48455/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Пряхиной Ю.В.
судей Масенковой И.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем В.И. Лиозко,
при участии:
от заявителя: представитель М.М. Борисов по доверенности от 19.01.2021;
от ответчика: представитель Т.Е. Дегай по доверенности от 27.01.2021;
от 3-их лиц: 1), 2) - не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38116/2020) индивидуального предпринимателя Савельевой Анастасии Сергеевны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2020 по делу N А56-48455/2020 (судья А.Г. Сайфуллина),
по заявлению индивидуального предпринимателя Савельевой Анастасии Сергеевны
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
3-и лица: 1) Инспекция Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области;
2) Управление архитектуры Всеволожского муниципального района
о признании, обязании
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Савельева Анастасия Сергеевна (далее - заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - ответчик, Управление) от 27.03.2020 N 47/20-26294 об отказе в учете изменений объекта недвижимости и обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Росреестр) внести изменения в документы кадастрового учета, изменив вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:07:0957003:502, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Всеволожское городское поселение, город Всеволожск, шоссе Южное, участок 85, на "для индивидуального жилищного строительства".
Решением от 05.11.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в части признания отказа ответчика внести изменения в ЕГРН незаконным, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Податель жалобы ссылается на то, что ответчик во время судебного разбирательства внес изменения в ЕГРН и изменил разрешенное использование для земельного участка с кадастровым номером 47:07:0957003:502 на индивидуальное жилищное строительство, тем самым ответчик признал, что его решение от 27.03.2020 N 47/20-26294 об отказе в учете изменений объекта недвижимости было незаконным.
Заявитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Ответчик в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения по изложенным в жалобе основаниям.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район. Всеволожское городское поселение, город Всеволожск, шоссе Южное, участок 85, кадастровый номер 47:07:0957003:502 (далее - земельный участок).
20.12.2019 истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о внесении изменений в документы кадастрового учета в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:07:0957003:502 на "для индивидуального жилищного строительства".
Решением от 27.03.2020 N 47/20-26294 (л.д. 42) Управление отказало в учете изменений объекта недвижимости со ссылкой на то, что в Правилах землепользования и застройки "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района для зоны ТЖ 2-2 выбранный вид разрешенного использования отсутствует.
Полагая доводы ответчика не соответствующими действительности, в частности Заключению Управления Архитектуры и градостроительства от 19.12.2019 N 6838 с прилагаемой выпиской из ПЗЗ, в котором указывается на принадлежность участка с кадастровым номером 47:07:0957003:502 к подзоне малоэтажной застройки ТЖ-2-2 для застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами, истец обратился с настоящим иском в суд.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно пункту 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 10), земельный участок с кадастровым номером 47:07:0957003:502, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Всеволожское городское поселение, город Всеволожск, шоссе Южное, участок 85, отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение малоэтажных жилых домов, имеет площадь - 155000 кв.м, статус - учтенный, поставлен на учет 13.03.2014.
Пунктом 22 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, установлено, что в ЕГРН указываются такие дополнительные сведения о земельном участке, как вид или виды разрешенного использования земельного участка, путем указания:
- установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
- вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
Из пункта 2 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав, в том числе, принятое им решение об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно представленному истцом заключению Управления архитектуры и градостроительства администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 19.12.2019 N 6838 (далее - Заключение, л.д. 28) земельный участок с кадастровым номером 47:07:0957003:502 "относится к ТЖ-2 - Зона малоэтажной жилой застройки, ТЖ-2-2 - Подзона малоэтажной жилой застройки индивидуальными (одноквартирными) и многоквартирными жилыми домами".
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Всеволожсж" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - ПЗЗ) к разрешенным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне малоэтажной жилой застройки (ТЖ-2) относится, в том числе, вид разрешенного использования "размещение малоэтажных жилых домов".
Вместе с тем положения ПЗЗ, в том числе содержащиеся в представленном Заключении, не содержат сведений о виде разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" применительно к зоне малоэтажной жилой застройки (ТЖ-2).
При этом, в силу пункта 5 статьи 49 ПЗЗ зонирование зоны малоэтажной жилой застройки (ТЖ-2) на подзоны, в том числе на подзону малоэтажной жилой застройки индивидуальными (одноквартирными) и многоквартирными жилыми домами (ТЖ-2-2) необходимо в целях установления предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (л.д. 30, оборот).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что из представленного истцом в обоснование требований Постановления Администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 25.08.2010 N 476 (л.д. 33-37) не следует, что указанное Постановление вынесено, в том числе, в отношении земельного участка с кадастровым номером: 47:07:0957003:502.
Между тем, Постановление Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 25.09.2020 N 3079 (л.д. 75), которым установлено соответствие между видом разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Всеволожское городское поселение, город Всеволожск, шоссе Южное, участок 85, с кадастровым номером 47:07:0957003:502, "размещение малоэтажных жилых домов" и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участок - "для индивидуального жилищного строительства" (код (числовое обозначение) вида разрешенного использования - 2.1), принято Администрацией уже после принятия оспариваемого решения Управления от 27.03.2020, в связи с чем на его законность влиять не может.
Следовательно, суд первой инстанции со ссылками на положения Закона N 218-ФЗ и пункта 5 статьи 49 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Всеволожсж" Всеволожского муниципального района Ленинградской области правомерно отказал в удовлетворении требований истца.
Подзона ТЖ-2-2 - это малоэтажная жилая застройка индивидуальными (одноквартирными) и многоквартирными жилыми домами согласно Заключению от 19.12.2019 N 6838. Аналогичное содержание приведено в правилах землепользования и застройки (л.д. 29-41). Поскольку (л.д. 10) в ЕГРН в графе видов разрешенного использования было указано на размещение малоэтажных жилых домов, правовых оснований до вынесения Постановления N 3079 для изменения вида разрешенного использования на наименовании части подзоны у регистрационного органа не имелось.
Обращаясь с настоящей апелляционной жалобой в суд, истец просил решение суда первой инстанции от 05.11.2020 отменить, принять новый судебный акт с удовлетворением требований в части признания отказа ответчика внести изменения в ЕГРН незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Частью 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В силу прямого указания нормы части 7 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.
На основании указанных положений не подлежит удовлетворению требование истца о признании отказа ответчика внести изменения в ЕГРН незаконным, как раннее, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, не заявленное (соответственно, новое требование). Признание действий незаконными не равнозначно признанию незаконным решения.
Между тем, апелляционный суд отмечает, что на момент рассмотрения настоящей апелляционной жалобы истца, ответчик в добровольном порядке, с учетом Постановления от 25.09.2020 N 3079, внес изменения в ЕГРН и изменил разрешенное использование для земельного участка с кадастровым номером 47:07:0957003:502 на индивидуальное жилищное строительство, в связи с чем, оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции и удовлетворения требований истца на настоящий момент не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции вынесен законный и обоснованный судебный акт, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2020 по делу N А56-48455/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Пряхина |
Судьи |
И.В. Масенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48455/2020
Истец: ИП Савельева Анастасия Сергеевна
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Третье лицо: Управление архитектуры Всеволожского муниципального района, ИФНС по Всеволожскому райну ленинградской области