г. Москва |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А40-167560/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Н.И. Левченко,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу Акционерного общества "Спецэнерготранс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2020 года
по делу N А40-167560/20, принятое судьей Чекмаревой Н.А. в порядке упрощенного производства,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ПМХ-Транспорт"
(ОГРН: 1127746459246)
к Акционерному обществу "Спецэнерготранс"
(ОГРН: 5087746149640)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПМХ-Транспорт" (далее - ООО "ПМХ-Транспорт", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Акционерному обществу "Спецэнерготранс" (далее - АО "Спецэнерготранс", ответчик) о взыскании 75 927 рублей 60 копеек убытков.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 18.09.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.11.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт, в котором отказать в исковых требованиях в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на условия пункта 3.1.14 договора, освобождающие ответчика от обязанности возмещать расходы, договором предусмотрена ответственность арендодателя, так как в соответствии с пунктом 3.14 договора была замена колесных пар.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда от 30.11.2020 не имеется на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 02.04.2018 между ООО "ПМХ-транспорт" (арендодатель) и АО "Спецэнерготранс" (арендатор) заключен договор N ПМХ-304/2018, на основании пунктов 1.1, 1.3, 1.4, 1.5 которого в мае 2018 года арендодатель передал за плату арендатору технически исправные и коммерчески пригодные вагоны-цистерны N 51609212, N 51609352, N 53961181, что подтверждается актом приема-передачи в аренду от 30.05.2018.
Вышеуказанные вагоны-цистерны предоставлены ООО "ПМХ-Транспорт" в аналогичный период в рамках договора от 16.05.2018 N 313/2018, заключенного между ООО "СВК" (арендатором) и ООО "ПМХ-Транспорт" (субарендатором), что подтверждается актом приема-передачи от 30.05.2018 N 1.
В период действия договора от 16.05.2018 N 313/2018, переданные ООО "ПМХТранспорт" цистерны N 51609212, N 51609352, N 53961181 были отцеплены в пути следования работниками ОАО "РЖД", в связи с возникновением эксплуатационных неисправностей, препятствующих их дальнейшему движению по железной дороге: - на станции Шушары (Октябрьская ж.д.) при техническом обслуживании поезда N 3863 16.08.2019 в вагоне-цистерне N 51609212 была обнаружена неисправность "тонкий гребень" (классификатор КЖА 2005 05 - код неисправности 102 - экслуатационная неисправность), что подтверждается уведомлением на ремонт вагона формы ВУ-23-М от 16.08.2019 N 219.
В соответствии с данным уведомлением на ремонт вагона формы ВУ-23-М вагонцистерна N 51609212 направлен в текущий ремонт (ТР-2) на станцию для осуществления ремонтных работ в эксплуатационное вагонное депо Санкт-Петербург - Сортировочный - Витебский - структурное подразделение Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".
Колесные пары N 0029-284486-92, 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ и N 0029-773780-86, 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ были забракованы, что подтверждается актом браковки запасных частей от 02.09.2019 и актом осмотра колесных пар от 01.09.2019. В результате ремонтных работ вагона-цистерны N 51609212 был проведен средний ремонт (обточка) колесных пар N 0029- 284486-92, 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ и N 0029-773780-86, 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ.
Под данными ремонтными работами подразумевается снятие колесных пар собственника N 0029-284486-92, 44- 40/899-890 ЦКК ГОСТ и N 0029-773780-86. 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ и установкой после проведения среднего ремонта (обточки) тех же колесных пар собственника с N 0029- 284486-92.44-40/899-890 ЦКК ГОСТ и N 0029-773780-86,44-40/899-890 ЦКК, что подтверждается актом о приеме-передачи товарно- материальных ценностей (МХ-1) от 02.09.2019, актом выполненных работ от 02.09.2019 N 5601591, расчетно-дефектной ведомостью от 02.09.2019, дефектной ведомостью формы ВУ-22 от 02.09.2019, акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей (МХ-3) от 02.09.2019.
ООО "СВК" оплатило вышеуказанный ремонт платежным поручением от 02.09.2019 N 367; - на станции Шушары (Октябрьская ж.д.) при техническом обслуживании поезда N 3841 31.07.2019 в вагоне-цистерне N 51609352 была обнаружена неисправность "тонкий гребень" (классификатор КЖА 2005 05 - код неисправности 102 - эксплуатационная неисправность), что подтверждается уведомлением на ремонт вагона формы ВУ-23-М от 31.07.2019 N 2238.
В соответствии с данным уведомлением на ремонт вагона формы ВУ-23-М вагон-цистерна N 51609352 был направлен в текущий ремонт (ТР-2) на станцию для осуществления ремонтных работ в Эксплуатационное вагонное депо Санкт-Петербург -Сортировочный - Витебский - структурное подразделение Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".
Колесные пары N 0029-284486-92,44-40/899-890 ЦКК ГОСТ и N 0029-773780-86, 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ были забракованы, что подтверждается актом браковки запасных частей от 05.08.2019.
В результате ремонтных работ вагона-цистерны N 51609352 был проведен средний ремонт (обточка) колесных пар N 0029-111569-87, 59-55/929-920 ЦКК ГОСТ и N 0029-15442-79, 54-50/919-910 ЦКК ГОСТ.
Под данными ремонтными работами подразумевается снятие колесных пар N 0029-284486-92. 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ и N 0029-773780-86. 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ собственника и установкой после проведения среднего ремонта (обточки) тех же колесных пар собственника с N 0029-773780-86. 54-50/919-910 ЦКК ГОСТ и N 0029- 15442-79. 44-40/899-890 ЦКК, что подтверждается актом выполненных работ от 05.08.2019 N 35534144, расчетно-дефектной ведомостью от 05.08.2019, дефектной ведомостью формы ВУ-22 от 05.08.2019.
ООО "СВК" оплатило вышеуказанный ремонт платежным поручение N 280 от 05.08.2019; - на станции Сургут (Свердловская ж.д.) при техническом обслуживании поезда N2948 в вагоне-цистерне N 53961181 15.03.2019 была обнаружена неисправность "тонкий гребень" (классификатор КЖА 2005 05 - код неисправности 102 - эксплуатационная неисправность)), что подтверждается уведомлением на ремонт вагона формы ВУ-23-М от 15.03.2019 N 517.
В соответствии с данным уведомлением на ремонт вагона формы ВУ- 23-М вагон-цистерна N 53961181 был направлен в текущий ремонт (ТР-2) на станцию для осуществления ремонтных работ эксплуатационное вагонное депо Сургут - структурное подразделение Свердловской дирекции инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (далее - ВЧДэ -Сургут). Колесные пары N 0029-284486-92, 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ и N 0029-773780- 86, 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ были забракованы, что подтверждается актом браковки запасных частей от 07.05.2019.
В результате ремонтных работ вагона-цистерны N 53961181 был проведен средний ремонт (обточка) колесных пар N 0029-284486-92, 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ и N 0029-773780-86, 44-40/899-890.
Под данными ремонтными работами подразумевается снятие колесных пар N 0029-284486-92, 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ и N 0029-773780-86. 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ собственника и установкой после проведения среднего ремонта (обточки) тех же колесных пар собственника с N 0029- 284486-92. 39-35/8889-880 ЦКК ГОСТ и N 0029-773780-86, 34-30/879-870 ЦКК, что подтверждается актом выполненных работ от 07.05.2019 N 5330721, расчетно-дефектной ведомостью от 07.05.2019, дефектной ведомостью формы ВУ-22 от 07.05.2019. уведомлением о приемке вагона из ремонта формы ВУ-36 от 07.05.2019.
Ремонтные работы вагона-цистерны N 53961181 были проведены ВЧДэ-Сургут на основании гарантийного письма от 18.03.2019 исх. N47-785 на ремонт указанного вагона-цистерны.
ООО "СВК" оплатило вышеуказанный ремонт платежным поручением N 326 от 23.08.2019.
В адрес ООО "ПМХ-Транспорт" были направлены ООО "СВК" от 31.05.2018 N 09/55, от 27.08.2019 N112, от 30.06.2019 от N 93 с требованием возместить понесенные расходы в общем размере 75 927 рублей 60 копеек.
ООО "СВК" за устранение эксплуатационных неисправностей по вагон-цистернам N N 51609212, 51609352, 53961181.
Согласно пункту 3.1.7 договора от 16.05.2018 N 313/2018 следует, что субарендатор несет ответственность за эксплуатационную неисправность.
Согласно условиям договора от 16.05.2018 N 313/2018, ООО "ПМХ-Транспорт" возместило расходы ООО "СВК" за устранение эксплуатационных неисправностей вагонов-цистерн: N N 51609212, 51609352, 53961181 путем перечисления денежных средств на расчетный счет ООО "СВК" платежными поручениями от 18.10.2019 N 3101 на сумму 39 182 рубля 40 копеек, от 18.10.2019 N 3100 на сумму 27 898 рублей 80 копеек, от 18.10.2019 N 3099 на сумму 8 846 рублей 40 копеек, вследствие чего, ООО "ПМХ - Транспорт" понесло убытки на общую сумму в размере 75 927 рублей 60 копеек.
В соответствии с договором N ПМХ-304/2018 АО "Спецэнерготранс" является арендатором вагон-цистерн N 51609212, N 51609352, N 53961181.
В соответствии со пунктом 3.2.3 договора N ПМХ-304/2018, арендатор самостоятельно своими силами и за свой счет проводит текущий и текущие отцепочные ремонты вагонов, кроме ремонтов, указанных в пункте 3.2.,3.14,3.1.15,3.2.5, а также подготовку (очистка/пропарка/промывка/) перед проведением текущих ремонтов, кроме ремонтов, указанных в пунктах 3.1.7, 3.1.14,3.1.15,3.2.5.
Расходы по отправке вагонов к местам и из мест проведения текущего и текущего отцепочного ремонта оплачивается арендатором, кроме ремонтов, указанных в пунктах 3.1.7, 3.1.14, 3.1.15, 3.2.5.
Таким образом, в силу пункта 3.2.3. договора N ПМХ-304/2018, арендатор несет ответственность за ремонты, связанные с эксплуатационной неисправностью.
С четом изложенного, общий размер расходов составил 75 927 рублей 60 копеек без учета НДС.
Согласно разъяснению пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15, 393 ГК РФ, кредитор должен представить доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
Обязанность доказывания факта неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства (противоправности), наличия убытков (вреда), причинной связи между неисполнением или ненадлежащим исполнением договорного обязательства и убытками возложена законом на истца.
Действующее гражданско-правовое регулирование института ответственности по общему правилу исходит из того, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность при наличии вины (пункт 1 статьи 401 ГК РФ).
В абзаце 4 пункта 5 Постановления ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Таким образом, требование о взыскании убытков, может быть удовлетворено при доказанности факта нарушения стороной обязательств по договору, наличия причинной связи между понесенными убытками и ненадлежащим исполнением обязательств, документальным подтверждением размера убытков, вины лица, нарушившего обязательство, если в соответствии с законом или договором вина является основанием ответственности за причинение убытков.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом обязанности ответчика по возмещению расходов.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал на то, что пункт 3.1.14 договора освобождает ответчика от обязанности возмещать расходы, договором предусмотрена ответственность арендодателя, так как в соответствии с пунктом 3.14 договора была замена колесных пар.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
Ответчик утверждает о том, что в ходе устранения эксплуатационных неисправностей вагон - цистерн N 51609212, N 51609352, N 53961181 якобы была произведена замена колесных пар, однако под данными ремонтными работами подразумевается снятие колесных пар собственника и установка после проведения среднего ремонта (обточки) тех же колесных пар собственника, о чем свидетельствует информация, отраженная в расчетно-дефектным ведомости.
В вагоне-цистерне N 51609212 под данными ремонтными работами подразумевается снятие колесных пар собственника N 0029-284486-92, 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ и N 0029-773780-86, 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ и установкой после проведения среднего ремонта (обточки) тех же колесных пар собственника, о чем также свидетельствуют сведения в РДВ из колонки "Установленные", где указано -установлено пара колесная с N 0029-284486-92,44-40/899-890 ЦКК ГОСТ и N 0029-773780-86,44-40/899-890 ЦКК, что подтверждается актом о приеме-передаче товарно-материальных ценностей (МХ-1) от 02.09.2019, актом выполненных работ от 02.09.2019 N 5601591, расчетно-дефектной ведомостью от 02.09.2019, дефектной ведомостью формы ВУ-22 от 02.09.2019, актом о приеме-передаче товарно-материальных ценностей (МХ-3) от 02.09.2019
В вагоне-цистерне N 51609352 согласно расчетно-дефектной ведомости от 05.08.2019, под данными ремонтными работами подразумевается снятие колесных пар N 0029-284486-92, 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ и N 0029-773780-86, 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ собственника и установкой после проведения среднего ремонта (обточки) тех же колесных пар собственника, о чем также свидетельствуют сведения в РДВ из колонки "Установленные", где указано - установлено пара колесная с N 0029-773780-86, 54-50/919-910 ЦКК ГОСТ и N 0029-15442-79, 44-40/899-890 ЦКК, что подтверждается актом выполненных работ от 05.08.2019 N 35534144, расчетно-дефектной ведомостью от 05.08.2019, дефектной ведомостью формы ВУ-22 от 05.08.2019.
В вагоне-цистерне N 53961181 согласно расчетно-дефектной ведомости от 07.05.2019, под данными ремонтными работами подразумевается снятие колесных пар N 0029-284486-92, 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ и N 0029-773780-86, 44-40/899-890 ЦКК ГОСТ собственника и установкой после проведения среднего ремонта (обточки) тех же колесных пар собственника, о чем также свидетельствуют сведения в РДВ из колонки "Установленные", где указано - установлено пара колесная с N 0029-284486-92, 39-35/8889-880 ЦКК ГОСТ и N 0029-773780-86, 34-30/879-870 ЦКК, что подтверждается актом выполненных работ от 07.05.2019 N 5330721, расчетно-дефектной ведомостью от 07.05.2019, дефектной ведомостью формы ВУ-22 от 07.05.2019. уведомлением о приемке вагона из ремонта формы ВУ-36 от 07.05.2019.
Исходя из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что обточка является одной из операций, входящих в состав среднего ремонта, который был необходим колесным парам в связи с их неисправностями, и, следовательно, обоснованно включена в состав исковых требований.
Согласно перечню операций контроля и регламентных операций обязательных для каждого вагона поступившего в ТОР под номером М5287 - после ремонта устанавливается деталь собственника.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства по делу и пришел к правомерному выводу о том, что в соответствии с пунктом 3.2.3. договора N ПМХ-3 04/2018 и статьи 616 ГК РФ, арендатор несет ответственность за ремонты, связанные с эксплуатационной неисправностью.
Ответчик указал на то, что договором, заключенным между истцом и ответчиком предусмотрена ответственность арендодателя, так как в соответствии с пунктом 3.14 договора была замена колесных пар. Как было установлено судом апелляционной инстанции, в результате ремонтных работ спорных вагон-цистерн был проведен средний ремонт (обточка) колесных пар, а в соответствии с пунктом 3.2.3 договора, арендатор самостоятельно своими силами и за свой счет проводит текущий и текущие отцепочные ремонты вагонов, ввиду чего доводы в заявленной части подлежат отклонению.
Таки образом, факт ненадлежащего исполнения обязательств ответчиком подтверждается материалами дела, в связи с чем, имеются основания для взыскания расходов понесенных ООО "ПМХ-Транспорт" за текущий ремонт, связанный с эксплуатационной неисправностью.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2020 года по делу N А40-167560/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-167560/2020
Истец: ООО "ПМХ-ТРАНСПОРТ"
Ответчик: АО "СПЕЦЭНЕРГОТРАНС"