г. Челябинск |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А76-39663/2020 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Плаксиной Н.Г., рассмотрел в порядке упрощенного производства, без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23 ноября 2020 г. по делу N А76-39663/2020.
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Магнитогорске (межрайонное) (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительными решения от 01.09.2020 N 084S19200014555.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2020 заявленные требования удовлетворены. Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске (межрайонное) от 01.09.2020 N 084S19200014555 признано недействительным.
Фонд не согласился с решением суда в полном объеме и обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы Фонд указывает, что в силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее также - Федеральный закон N 127-ФЗ) страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения.
Индивидуальные сведения на 123 застрахованных лица по форме СЗВ-М за апрель 2020 года страхователем ФГКУ "УВО ВНГ России по Челябинской области" были представлены в территориальный орган Пенсионного фонда 18.05.2020 по телекоммуникационным каналам связи, однако, срок представления формы СЗВ-М за отчетный период "апрель 2020" был установлен не позднее 15.05.2020, следовательно, отчет был сдан после истечения установленного законом срока.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии со статьей 272Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без проведения судебного заседания после истечения срока для предоставления отзыва на апелляционную жалобу - 27.03.2019.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ГУ УПФР в городе Магнитогорске (межрайонное) в отношении Отдела вневедомственной охраны по городу Магнитогорску - филиал Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области" 23.07.2020 составлен акт об установлении нарушения законодательства РФ о страховых взносах N 084S18200013153.
В указанном акте зафиксировано, что не представлены в установленный законом срок сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за апрель 2020 года.
По результатам рассмотрения материалов дела ГУ УПФР в городе Магнитогорске (межрайонное) вынесено решение от 01.09.2020 N 084S19200014555 о применении финансовых санкций к Отделу вневедомственной охраны по городу Магнитогорску - филиал Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области" за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 61 500 руб.
Несогласие с принятым решением послужило основанием для обращения Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области" в арбитражный суд с заявлением к ГУ Управлением Пенсионного фонда РФ в городе Магнитогорске (межрайонное) о признании недействительным решения от 01.09.2020 N 084S19200014555.
Удовлетворяя заявление, суд пришел к выводу, что Отдел вневедомственной охраны по городу Магнитогорску - филиал Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области" не может быть субъектом ответственности в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее также - ПФ РФ) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы ПФ РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь предоставляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым ПФ РФ.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.01.2017, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Материалами дела подтверждается, что Отдел вневедомственной охраны по городу Магнитогорску - филиал Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области" не исполнило надлежащим образом обязанность, установленную статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено, что страхователем 18.05.2020 по телекоммуникационным каналам связи направило отчет по форме СЗВ-М на 123 застрахованных лиц за отчетный период "апрель" 2020 года, при сроке представления, в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ, не позднее 15.05.2020.
В связи с непредставлением страхователем в установленный законом срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за апрель 2020 года в отношении Отдела вневедомственной охраны по городу Магнитогорску - филиала Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области" вынесено решение от 01.09.2020 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Размер штрафа составил 61 500 руб.
В отношении правильности определения размера санкции заявителем возражения не заявлены.
Вместе с тем, у Фонда не имелось оснований для привлечения филиала заявителя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку филиал не является самостоятельным субъектом ответственности.
Пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде
Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (пункт 3 статьи 49 ГК РФ).
Исходя из положений пункта 2 статьи 55 ГК РФ, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений (пункт 3 статьи 55 ГК РФ).
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 9 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).
Кроме того, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.01.2011 N 12902/10, в силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Поэтому нормативно-правовые положения, изложенные в Федеральном законе N 27-ФЗ, не могут применяться без учета правового регулирования, содержащегося в Федеральном законе N167-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации. Обособленные подразделения в числе страхователей не указаны.
Из указанного следует, что обособленные подразделения, исполняющие обязанности организаций в сфере обязательного пенсионного страхования, в том числе по представлению сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не рассматриваются в качестве самостоятельных участников правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Ответственность за неисполнение указанных обязанностей несет организация, в состав которой входит обособленное подразделение, а не само это подразделение.
Как следует из материалов дела, решение Фонда вынесено в отношении филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Челябинской области" - Отдела вневедомственной охраны по г. Магнитогорску, расположенного по адресу: 455038, Челябинская область, г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, д. 147, корп. 4.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц Отдел вневедомственной охраны по г. Магнитогорску является филиалом ФГКУ "УВО ВНГ России по Челябинской области" статуса юридического лица не имеет.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к неверному выводу, что Отдел вневедомственной охраны по г. Магнитогорску не может быть субъектом ответственности в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Таким образом, суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из того, что решение вынесено в отношении ненадлежащего субъекта - филиала юридического лица, не являющегося самостоятельным участником отношений (страхователем), и, соответственно, самостоятельным субъектом ответственности.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт не подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23 ноября 2020 г. по делу N А76-39663/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-39663/2020
Истец: ОВО по г. Магнитогорску-филиал ФГКУ "УВО ВНГ России по Челябинской области"
Ответчик: ГУГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. МАГНИТОГОРСКЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (МЕЖРАЙОННОЕ)