г. Санкт-Петербург |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А42-13013/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле: извещены, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37940/2020) Администрации муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.11.2020 по делу N А42-13013/2019, принятое
по иску ООО "УК "Домоуправление"
к МО ЗАТО г. Александровск Мурманской области в лице Администрации МО ЗАТО г. Александровск Мурманской области
о взыскании,
третьи лица: МКУ "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск", Мурманская областная общественная организация "Дети Великой Отечественной Войны", ФГКУ "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК "Домоуправление" (ОГРН 1155110010208, ИНН 5116001394; Мурманская область, г.Полярный, ул.Героев Тумана, д.1; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Администрации муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области (ОГРН 1105105000010, ИНН 5112032360; Мурманская область, г.Снежногорск, ул.Флотская, д.9; далее - Администрация) о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказанных в отношении пустующих помещений муниципального жилищного фонда за период с 01.01.2017 по 31.08.2018 в размере 741 146 руб. 34 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск" (ОГРН 1115110000345, ИНН 5112000632; Мурманская область, г.Снежногорск, ул.Флотская, д.9), Мурманская областная общественная организация "Дети Великой Отечественной Войны" (ОГРН 1065100013879, ИНН 5190159677; г.Мурманск, ул.Коминтерна, д.15), федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547; Санкт-Петербург, ул.Звенигородская, д.5).
Решением суда от 03.11.2020 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 718 567 руб. 02 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 17 280 руб. 02 коп., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда от 03.11.2020, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований.
В жалобе Администрация ссылается на то, что часть спорных помещений имеет признаки общего имущества многоквартирного дома, согласно актам обследования.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в собственности муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области находятся следующие помещения, расположенные в городе Полярный Мурманской области: ул.Видяева, д.12, пом.I, площадью 360,3 кв.м; ул.Видяева, д.12, пом.II, площадью 151,3 кв.м; ул.Гагарина, д.2, пом.II, площадью 402,7 кв.м; ул.Гандюхина, д.1, пом.III, площадью 117,6 кв.м; ул.Гандюхина, д.6, пом.II, площадью 177,4 кв.м; ул.Гандюхина, д 6, кв.21, площадью 74,5 кв.м; ул.Гандюхина, д.6, кв.22, площадью 56,7 кв.м; ул.Героев Североморцев, д.1, пом. II, площадью 42,0 кв.м; ул.Героев Североморцев, д.1, пом.III, площадью 64,6 кв.м; ул.Героев Североморцев, д.6, пом.I, площадью 74,1 кв.м; ул.Героев Тумана, д.2, пом.III, площадью 30,2 кв.м; ул.Героев Тумана, д.2, пом.V, площадью 26,8 кв.м; ул.Героев Тумана, д.3, пом.38а, площадью 31,9 кв.м; ул.Героев Тумана, д.3, пом.109а, площадью 32,4 кв.м; ул.Героев Тумана, д.11, пом.II, площадью 69,8 кв.м; ул.Героев Тумана, д.11, пом.III, площадью 41,3 кв.м; ул.Душенова, д.2, пом.VI, площадью 108,7 кв.м; ул.Душенова, д.13, пом.I, площадью 39,6 кв.м; ул.Красный Горн, д.17, кв.37а, площадью 29,1 кв.м; ул.Красный Горн, д.26, кв 37а, площадью 26,9 кв.м; ул.Фисановича, д.8, пом 37а, площадью 32,3 кв.м.
По результатам открытого конкурса в качестве управляющей организации многоквартирных домов, расположенных в городе Полярный Мурманской области, выбрано Общество, указанные обстоятельства отражены в протоколе рассмотрения конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления жилыми домами от 18.05.2015.
В период с 01.01.2017 по 31.08.2018 истец предоставлял в отношении вышеуказанных многоквартирных домов услуги по содержанию общего имущества собственников помещений дома, обеспечивал предоставление коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Муниципальное образование участия в содержании общего имущества многоквартирных домов не принимало, коммунальные услуги не оплачивало, в результате образовалась задолженность в размере 741 146 руб. 34 коп., что послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
Согласно статьям 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по содержанию и сохранению общего имущества.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
При этом плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Как указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64, собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания. Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Размер доли в праве общей собственности на общее имущество определяется пропорционально площади находящихся в собственности помещений.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Администрация ссылается на отсутствие спорных помещений в реестре муниципальной собственности и наличие у ряда помещений признаков общедомового имущества, в частности: помещение I дома 12 по ул. Видяева, помещение II дома 12 по ул.Видяева, помещение II дома 1 по ул. Героев Североморцев, помещение III дома 1 по ул.Героев Североморцев, помещение I дома 6 по ул. Героев Североморцев, помещение 38а дома 3 по ул.Героев Тумана, помещение N 109а дома 3 по ул. Героев Тумана, помещение II дома 11 по ул. Героев Тумана, помещение III дома 11 по ул. Героев Тумана, помещение I дома 13 по ул.Душенова, помещение 37а дома 17 по ул. Красный Горн, помещение 37а дома 26 по ул.Красный Горн, помещение 37а дома 8 по ул. Фисановича.
Довод ответчика об отсутствии в реестре муниципального имущества спорных помещений отклонен судом в связи с отсутствием иных собственников спорных помещений.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила) в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Правил в случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества также включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (пункты 6,7 Правил).
В материалы дела представлены технические паспорта многоквартирных домов; договоры управления многоквартирными домами, тождественные договорам, размещенным в аукционной документации, согласно которым площадь общего имущества многоквартирных домов (за исключением лестниц) составляет 0 кв.м; акты осмотра спорных помещений от 26.08.2020; справка ГОКУ "Центр технической инвентаризации" от 01.10.2020 N 0978 о датах приватизации первой квартиры в многоквартирных домах г.Полярный.
В технических паспортах многоквартирных домов назначение помещения II, расположенного в доме N 1 по ул.Героев Североморцев, площадью 42,0 кв.м, указано как теплоцентр; назначение помещения N 109а, расположенного в доме N 3 по ул.Героев Тумана, площадью 32,4 кв.м, указано как диспетчерский пульт, электрощитовая; назначение помещения N I, расположенного в доме N 13 по ул.Душенова, площадью 39,6 кв.м, указано как теплоцентр. Таким образом, по своему функциональному назначению и техническим характеристикам помещение II по ул.Героев Североморцев, д.1; помещение 109а по ул.Героев Тумана, д.3; помещение I по ул.Душенова, д.13 фактически относятся к имуществу, необходимому для обслуживания всего дома, так как обладают признаками, установленными статьей 36 ЖК РФ, в связи с чем на них распространяется режим общей долевой собственности. К имуществу, расположенному в данных помещениях необходим постоянный доступ для его технического обслуживания, ремонта и т.п.
Указанные помещения изначально предназначались для обслуживания самого дома; они не отвечают требованиям, при которых возможно их самостоятельное использование. При наличии обременения в виде общедомового имущества вопрос использования помещения может решаться исключительно собственниками жилых (нежилых) помещений.
При таких обстоятельствах указанные помещения не могут находиться в собственности муниципального образования, в связи с чем взыскание расходов по их содержанию с ответчика является необоснованным.
Ответчик полагает, что иные спорные помещения, расположенные в городе Полярный Мурманской области, по адресам: ул. Видяева, д. 12, пом. I (площадью 360,3 кв.м); ул.Видяева, д. 12, пом. II (площадью 151,3 кв.м); ул. Героев Североморцев, д. 1, пом. III (площадью 64,6 кв.м); ул. Героев Североморцев, д. 6, пом. I (площадью 74,1 кв.м); ул.Героев Тумана, д. 3, пом. 38а (площадью 31,9 кв.м); ул. Героев Тумана, д.11, пом. II (площадью 69,8 кв.м); ул. Героев Тумана, д. 11, пом. III (площадью 41,3 кв.м); ул.Красный Горн, д. 17, кв. 37а (площадью 29,1 кв.м); ул. Красный Горн, д. 26, кв. 37а (площадью 26,9 кв.м); ул. Фисановича, д. 8, пом. 37а (площадью 32,3 кв.м), обладают признаками общедомового имущества.
Согласно совместным актам осмотра от 26.08.2020: помещение I дома 12 по ул.Видяева, площадью 360,3 кв.м, включает в себя коридор, мастерские, кабинеты, бойлерную; помещение II дома 12 по ул.Видяева, площадью 151,3 кв.м, состоит из складов; в помещении II дома 1 по ул. Героев Североморцев, площадью 42,0 кв.м, располагается теплоцентр; помещение III дома 1 по ул.Героев Североморцев, площадью 64,6 кв.м, включает в себя коридор, помещения; помещение I дома 6 по ул. Героев Североморцев, площадью 74,1 кв.м, включает в себя коридор, мастерские, склад, умывальник, санузел, душ, бойлерную; помещение 38а дома 3 по ул.Героев Тумана, площадью 31,9 кв.м, является жилой квартирой и состоит из жилой комнаты, прихожей, ванной, кухни, кладовой; при входе в помещение, справа, имеется помещение, оборудованное дверью, в котором расположена электрощитовая; помещение N 109а дома 3 по ул. Героев Тумана, площадью 32,4 кв.м, состоит из коридора, кладовой, туалета, электрощитовой, диспетчерского пульта; помещение II дома 11 по ул. Героев Тумана, площадью 69,8 кв.м, включает в себя коридор, помещение для хранения инвентаря; помещение III дома 11 по ул. Героев Тумана, площадью 41,3 кв.м, является спортзалом; в помещении I дома 13 по ул. Душенова, площадью 39,6 кв.м, располагается теплоцентр; помещение 37а дома 17 по ул. Красный Горн, площадью 29,1 кв.м, является жилой квартирой, состоящей из жилой комнаты, прихожей, санузла, коридора; при входе в помещение, справа, имеется помещение - электрощитовая, оборудованное деревянной дверью; помещение 37а дома 26 по ул.Красный Горн, площадью 26,9 кв.м, является жилой квартирой, состоящей из жилой комнаты, прихожей, ванной, кухни, туалета; при входе в помещение, справа, имеется помещение - электрощитовая, не оборудованное дверью; помещение 37а дома 8 по ул. Фисановича, площадью 32,3 кв.м, является жилой квартирой, состоящей из жилой комнаты, прихожей, кладовой, туалета; при входе в помещение, слева, имеется помещение, не оборудованное дверью, в котором расположена электрощитовая.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 13391/09, правовой режим отдельных помещений как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности собственников помещений в доме должен определяться на дату приватизации первой квартиры в доме.
Разрешение этого вопроса зависит от того, были ли спорные помещения на указанный момент предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, использовались ли фактически в качестве общего имущества домовладельцами.
Указанные помещения, согласно представленным в материалы дела доказательствам, в т.ч. техническим паспортам, актам обследования от 26.08.2020, фактически использовались третьими лицами (в/ч 90124, РСУ, УМИ ЗАТО г. Полярный, ППЖКХ, горнолыжная база) как самостоятельные объекты для осуществления хозяйственной деятельности, не связанной с непосредственным обслуживанием жилого дома, т.е. были введены в хозяйственный оборот.
Кроме того, при составлении аукционной документации для проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления жилыми домами организаторы конкурса не учитывали эти помещения в качестве общего имущества многоквартирных домов. В последующем собственниками помещений многоквартирных домов решения о включении спорных помещений в став общего имущества в установленном законом порядке не принимались, соответствующие изменения в Реестр не вносились.
На основании изложенного, доводы ответчика о том, что указанные помещения обладают признаками общего имущества, отклонены как недоказанные. Акты обследований, проведенных в сентябре 2020 года, не опровергают выводы суда о том, что указанные объекты не относятся к общему имуществу дома, непосредственно связанными с обслуживанием дома. Надлежащие доказательства отнесения спорных помещений к общему имуществу многоквартирных домов и использования их исключительно для обслуживания домов, в материалы дела не представлены.
Следовательно, муниципальное образование закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области, являясь собственником спорных помещений в многоквартирном жилом доме, обязано в силу положений статей 39, 158 ЖК РФ и 210 ГК РФ. нести бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания всего дома в целом, оплачивать коммунальные услуги.
Факт оказания истцом в спорный период услуг и выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также стоимость оказанных услуг и выполненных работ, подтверждены материалами дела и установлены судом.
Возражений по расчету задолженности Администрацией не заявлено.
Доказательств направления Администрацией в спорный период каких-либо претензий относительно объема и качества оказанных услуг, суду не представлено.
Возражения ответчика относительно обязанности пользователей нежилых помещений нести расходы по оплате соответствующих услуг подлежат отклонению, поскольку законом бремя содержания имущества возложено на его собственника (статья 210 ГК РФ). Договор об исполнении обязанностей собственника иными лицами (пользователями) в материалы дела не представлен.
Требование истца о взыскании с Администрации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2017 по 31.08.2018 правильно частично удовлетворено в размере 718 567 руб. 02 коп. (за исключением расходов по помещению II, площадью 42,0 кв.м, расположенному в доме N 1 по ул. Героев Североморцев; по помещению 109а, площадью 32,4 кв.м, расположенному в доме N 3 по ул. Героев Тумана; по помещению I, площадью 39,6 кв.м, расположенному в доме N 13 по ул. Душенова).
Решение суда является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.11.2020 по делу N А42-13013/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-13013/2019
Истец: ООО "УК "ДОМОУПРАВЛЕНИЕ", ООО "УК "Домоуправление"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АЛЕКСАНДРОВСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск", МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ "ДЕТИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ