город Омск |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А75-7584/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14463/2020) общества с ограниченной ответственностью "РегионАвтоТранс" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.11.2020 по делу N А75-7584/2020 (судья Е.А. Голубева), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РегионАвтоТранс" (ОГРН 1138619002532, ИНН 8604055102, адрес: 628300, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, ул. Набережная, д. 16А, кв. 6) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27) о признании незаконным постановления от 06.02.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 086/04/14.32-206/2020,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РегионАвтоТранс" (далее - заявитель, Общество, ООО "РегионАвтоТранс") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС по ХМАО-Югре) о признании незаконным постановления от 06.02.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 086/04/14.32-206/2020 по части 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.11.2020 по делу N А75-7584/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "РегионАвтоТранс" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе податель ссылается на то, что протокол об административном правонарушении от 09.12.2019 N 190 не содержит сведений о месте, времени и обстоятельствах совершенного правонарушения, в отношении электронных аукционов NN 0187300001717000235, 0187300001717000305, 0187300001717000107 Управление ограничилось фразой "аналогичная модель поведения ООО "РегионАвтоТранс" и ООО "АТЮ" прослеживается в ОАФЭ NN 0187300001717000235, 0187300001717000305, 0187300001717000107", что расценивается Общество в качестве существенного недостатка протокола, влекущего незаконность оспариваемого постановления.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Управлением в ходе мониторинга соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства были обнаружены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Федеральный закон N 135-ФЗ) в действиях участников открытых аукционов в электронной форме (далее - ОАЭФ) - ООО "РегионАвтоТранс" и ООО "АвтоТрансЮгра".
В результате проведенного Управлением анализа данных в единой информационной системе, а также информации, представленной электронно-торговыми площадками установлены признаки заключения ООО "РегионАвтоТранс" и ООО "АвтоТрансЮгра" соглашения, направленного на поддержание цен при участии в открытых аукционах в электронной форме за период 2017-2018 годов.
Определением Управления от 30.08.2019 возбуждено антимонопольное дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "АвтоТрансЮгра" и ООО "РегионАвтоТранс" требований пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В ходе проверочных антимонопольный орган установил, что 21.04.2017 на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0187300001717000092 о проведении электронного аукциона на оказание автотранспортных услуг с начальной (максимальной) ценой (далее - НМЦ) контракта 197 986,06 руб.
На участие в ОАЭФ поступили 2 заявки - ООО "АвтоТрансЮгра" и ООО "РегионАвтоТранс".
В соответствии с итоговым протоколом от 15.05.2017 рассмотрены вторые части заявок и признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе.
Согласно сведениям, представленным АО "Единая электронная торговая площадка" по запросу антимонопольного органа, ценовые предложения подавались ООО "АвтоТрансЮгра" и ООО "РегионАвтоТранс" с одного IP-адреса 194.247.24.40.
На основании материалов, поступивших от АО "Единая электронная торговая площадка", Управлением установлено, что заявки при проведении электронного аукциона (извещение N 0187300001717000092) от ООО "АвтоТрансЮгра" (дата подачи заявки 10.08.2018 в 10:06:05) и от ООО "РегионАвтоТранс" (дата подачи заявки 10.08.2018 в 10:33:54), поданы в один день с одного и того же IP адреса в пределах территориальных границ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
ООО "АвтоТрансЮгра" и ООО "РегионАвтоТранс" снизили цену до одного уровня - 196 963,62 руб., снижение цены составило 0,5%.
По результатам аукциона победителем признано ООО "РегионАвтоТранс", первым предложившее цену контракта 196 963,62 руб.
По результатам проведенного аукциона между заказчиком и ООО "РегионАвтоТранс" заключен государственный контракт N 0187300001717000092-0057336-01 на оказание автотранспортных услуг.
Согласно сведениям, представленным электронно-торговой площадкой, заявки поданы с одного IP-адреса, контактным номером телефоном указан и для ООО "РегионАвтоТранс", и для ООО "АвтоТрансЮгра" телефонный номер (8 3463 231362).
Также в контактных данных указан один и тот же адрес электронной почты для двух участников - yrist_ctc@mail.ru.
Указанные факты ни заявителем, ни ООО "РегионАвтоТранс" по существу не оспариваются.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для вывода антимонопольного органа об использовании ООО "РегионАвтоТранс" и ООО "АвтоТрансЮгра" единой инфраструктуры для подготовки заявок и участия в ОАЭФ.
Также Управление установило, что аналогичная модель поведения ООО "РегионАвтоТранс" и ООО "АвтоТрансЮгра" прослеживалась при проведении аукциона N 0187300001718000455.
На официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 27.07.2018 размещено извещение N 0187300001718000455 о проведении электронного аукциона на оказание автотранспортных услуг с начальной (максимальной) ценой контракта 1 150 875,60 руб. На участие в ОАЭФ поступили 4 заявки.
В соответствии с итоговым протоколом от 15.08.2018 электронного аукциона N 0187300001718000455, допущены 4 заявки, предложены следующие ценовые предложения: - ООО "Русское" - 503933,47 руб.; - ООО "АвтоТрансЮгра" - 509 687,85 руб.; - ООО "РегионАвтоТранс" - 877968,17 руб.; - ООО "Профимпульс" - 1067862,71 руб. Таким образом, снижение начальной максимальной цены договора составило 43%.
Аналогичная модель поведения ООО "РегионАвтоТранс" и ООО "АвтоТрансЮгра" прослеживается в следующих открытых аукционах по электронной форме: N N 0187300001717000235, 0187300001717000305, 0187300001718000107, что отражено в решении антимонопольного органа.
Управление пришло к выводу, что действия ООО "РегионАвтоТранс" и ООО "АвтоТрансЮгра" в вышеуказанных ОАЭФ направлены не на обеспечение конкуренции, не на выбор наилучшего предложения в условиях конкурентной борьбы, расширение возможностей для участия хозяйствующих субъектов в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, а на достижение победы одного из участников сговора с наименьшим снижением цены контракта.
По мнению антимонопольного органа, приведенная схема действий хозяйствующих субъектов явилась следствием достигнутого между ООО "АвтоТрансЮгра" и ООО "РегионАвтоТранс" устного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционах.
Каждый из двух участников осознанно направлял заявку на участие в торгах, что предполагает соперничество за заключение контракта, однако, будучи допущенными до участия к торгам, участники не конкурировали между собой, а подавали одинаковые ценовые предложения, чем обеспечили поддержание цен в рассматриваемых аукционах.
Решением Комиссии УФАС России по ХМАО - Югре от 08.11.2019 N 086/01/11-34/2019 ООО "АвтоТрансЮгра" и ООО "РегионАвтоТранс" признаны нарушающими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции".
Указанное решение было предметом судебного разбирательства в рамках дела N А75-1373/2020, признано законным и правомерным.
На основании решения от 08.11.2019 N 086/01/11-34/2019 в отношении ООО "РегионАвтоТранс" возбуждено дело об административном правонарушении N 086/01/11-34/2019.
Административным органом 09.12.2019 в отношении ООО "РегионАвтоТранс" составлен протокол N 190 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела постановлением от 06.02.2020 ООО "РегионАвтоТранс" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено наказание в виде штрафа в размере 229 264 рублей 33 копеек.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, Общество обратилось с настоящим требованием в суд.
24.11.2020 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано ООО "РегионАвтоТранс" в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы расценивает как необоснованные, исходя из следующего.
Часть 2 статьи 14.32 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них.
Объективную сторону правонарушения образует, в том числе, осуществление хозяйствующим субъектом согласованных действий, которые одновременно ограничивают конкуренцию и являются недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Соответственно, для подтверждения наличия в действиях Общества события правонарушения административный орган должен доказать следующие обстоятельства: факт осуществления недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий; факт ограничения указанными действиями конкуренции.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения, определены Федеральным законом N 135-ФЗ.
Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, урегулированы Федеральным законом N 135-ФЗ.
На основании пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренцией признается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции включают сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ запрещены соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Осуществление согласованных действий хозяйствующих субъектов, которые привели или могли привести к последствиям, указанным в пункте 2 части 1 статьи Закона о защите конкуренции, в силу прямого указания закона является ограничением конкуренции. Изложенное соответствует правовой позиции, отраженной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".
В пункте 7 поименованного выше постановления Пленума Высшего Арбитражного Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 разъясняется, что запрещены соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к последствиям, поименованным в части 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ; а также иные соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции (часть 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Факт нарушения ООО "РегионАвтоТранс" запретов, установленных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен комиссией УФАС по ХМАО-Югре. По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принято решение от 08.11.2019 N 086/01/11-34/2019.
Так, в рамках указанного дела административный орган установил, что при участии в торгах (извещения N N 0187300001717000092, 0187300001718000455, 0187300001717000235, 0187300001717000305, 0187300001718000107) одним из участников картельного сговора подавалось ценовое предложение с незначительным снижением цены контракта (0,5%), вторым участником подавалось аналогичное ценовое предложение, чем создавало видимость конкуренции для непризнания заказчиком таких аукционов несостоявшимися.
Каждый из двух указанных в решении Управления аукционов ограничивается одним ценовым предложениям от каждого участника. Таким образом, контракт заключается по цене, приближенной к начальной максимальной цене. При этом антимонопольным органом установлено, что заявки на участие подаются упомянутыми двумя участниками практически одновременно.
Вместе с тем, как установлено в решении и не опровергнуто заявителем, при вступлении в аукционы других добросовестных участников ООО "АвтоТрансЮгра" и ООО "РегионАвтоТранс" активно участвуют в торгах, по результатам которых предлагают более выгодное предложение о цене контракта.
В поведении ООО "АвтоТрансЮгра" и ООО "РегионАвтоТранс" в указанных в решении аукционах наблюдается минимальное снижение цены, что создает только мнимость проявления конкурентной борьбы. ООО "АвтоТрансЮгра" и ООО "РегионАвтоТранс", заранее зная о том, что вторым участником является участник картеля, сознательно отказываются от конкурентной борьбы с целью заключения кем-либо из указанных лиц контракта на наиболее выгодных условиях, а победитель торгов заранее определен.
Законность решения Управления от 08.11.2019 N 086/01/11-34/2019 и предписания от 05.11.2019 N 102 по делу N 086/01/11-34/2019 с участием в деле в качестве заинтересованного лица ООО "АТС" была предметом судебной оценки в рамках дела N А75-1373/2020. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.07.2020 по делу N А75-1373/2020 в удовлетворении требований отказано. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020 решение суда оставлено без изменения.
При рассмотрении названного дела судами подтверждены выводы Управления о создании ООО "АвтоТрансЮгра" и ООО "РегионАвтоТранс" видимости конкуренции для непризнания заказчиком таких аукционов несостоявшимися, в результате чего контракты по результатам аукционов заключается по цене, приближенной к начальной максимальной цене.
Таким образом, наличие в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, и выразившегося в нарушении обществом требований пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ является доказанным.
В силу правил части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективно непреодолимых либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля и ответственности ООО "РегионАвтоТранс", исключающих возможность обеспечения соблюдения требований Федерального закона N 135-ФЗ, не усматривается из материалов дела. Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Федерального закона N 135-ФЗ, за нарушение которых частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Доводы ООО "РегионАвтоТранс" о том, что протокол об административном правонарушении от 09.12.2019 N 190 не содержит сведений о месте, времени и обстоятельствах совершенного правонарушения, в отношении электронных аукционов NN 0187300001717000235, 0187300001717000305, 0187300001717000107 Управление ограничилось фразой "аналогичная модель поведения ООО "АвтоТрансЮгра" и ООО "РегионАвтоТранс" прослеживается в ОАФЭ NN 0187300001717000235, 0187300001717000305, 0187300001717000107", что расценивается Общество в качестве существенного недостатка протокола, влекущего незаконность оспариваемого постановления, отклоняются апелляционным судом, так как, во-первых, описание нарушения даже по одному из аукционов само по себе отражает событие по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Во-вторых, указание на применение аналогичной модели поведения сделано на основании решения Управления от 08.11.2019 N 086/01/11-34/2019, в котором указывалась противоправность действий Общества, которое также было основано на заключении об обстоятельствах дела N 086/01/11-34/2019, аналитическом отчете по результатам анализа аукционов.
Таким образом, существенных процессуальных нарушений порядка привлечения ООО "РегионАвтоТранс" к административной ответственности не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, заинтересованным лицом соблюден.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ООО "ЛАТ".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РегионАвтоТранс" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.11.2020 по делу N А75-7584/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-7584/2020
Истец: ООО "РЕГИОНАВТОТРАНС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ