г. Вологда |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А05-10090/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 февраля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Снигиревой К.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Профреал" представителя Тикуш М.Е. по доверенности от 28.09.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профреал" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 ноября 2020 года по делу N А05-10090/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" (адрес: 163046, город Архангельск, улица Поморская, дом 45, помещение 1-Н; ИНН 7743274766; ОГРН 1187746816608; далее - ООО "ЭкоИнтегратор") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Профреал" (адрес: 165150, Архангельская область, Вельский район, город Вельск, улица Набережная, дом 58, офис 2; ИНН 2901188591; ОГРН 1092901000092; далее - ООО "Профреал") с требованием о признании незаконными действия ответчика по прекращению с 28.08.2020 приема и размещения твердых коммунальных отходов на полигоне деревни Погореловская (номер в государственном реестре объектов размещения отходов 29-00035-З-00905-121115), расположенном в деревне Погореловская муниципального образования "Усть-Вельское" Вельского муниципального района Архангельской области, по договору на оказание услуг по размещению, захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) IV-V классов опасности, от 10.01.2020 N 02-2020, заключенному с ООО "ЭкоИнтегратор" (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением от 22.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЭкоПрофи" (далее - ООО "ЭкоПрофи").
Решением суда от 17.11.2020 иск удовлетворен.
ООО "Профреал" с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, исковые требования оставить без удовлетворения.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Установленные по делу обстоятельства не позволяют определить положение ООО "Профреал" как доминирующее и признать с его стороны реализацию субъективных прав исключительно во вред ООО "ЭкоИнтегратор" и гражданам. Суд не учел меры по досудебному урегулированию спора, приостановление договора.
Представитель ООО "Профреал" в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
ООО "ЭкоИнтегратор" в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
ООО "ЭкоИнтегратор", ООО "ЭкоПрофи" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителя ООО "Профреал", исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО "ЭкоИнтегратор" (региональный оператор) 29.10.2019 заключили соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, которым ООО "ЭкоИнтегратор" наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО в данном регионе и с 01.01.2020 приступило к выполнению своих обязательств.
Согласно территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 11.04.2017 N 144-пп, потоки образованных на территории Вельского района Архангельской области твердых коммунальных отходов подлежат направлению на эксплуатируемый обществом с ограниченной ответственностью "Профреал" "Полигон д. Погореловская", расположенный в деревне Погореловская муниципального образования "Усть-Вельское" Вельского муниципального района Архангельской области.
В целях исполнения своих обязательств перед Министерством по соглашению, в частности подпункта 5 пункта 3.2, ООО "ЭкоИнтегратор" (региональный оператор) и ООО "Профреал" (оператор) заключили договор на оказание услуг по размещению, захоронению твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности от 10.01.2020 N 02-2020.
По условиям пункта 1.1 договора оператор принял на себя обязательство осуществлять сбор, размещение, захоронение ТКО, а региональный оператор (самостоятельно или силами операторов, привлеченных им для ТКО) - передавать ТКО такому оператору и оплачивать услуги по размещению, захоронению ТКО по регулируемым тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Архангельской области, в порядке, на условиях и в сроки, установленные настоящим договором.
В силу пунктов 2.1,1 2.1.7, 2.1.8 договора отходы будут соответственно передаваться и приниматься от автотранспортных средств по предоставленному региональным оператором оператору перечню транспортных средств по форме приложения 3 к договору. Оператор принял на себя обязательство обеспечить доступ для транспортных средств регионального оператора или транспортных средств привлеченных операторов, осуществляющих транспортирование ТКО к местам разгрузки на территории объекта размещения отходов. При приеме отходов на объект размещения оператор осуществляет визуальный контроль поступающих от регионального оператора и операторов, оказывающих услуги по транспортированию ТКО, на предмет соответствия заявленным видам, компонентному составу, наличию запрещенных для размещения отходов.
В соответствии с пунктом 2.3.2 договора региональный оператор принял на себя обязательство предоставить перечень транспортных средств, обеспечивающих транспортирование отходов на полигон ответчика, в срок не менее чем за два рабочих дня до начала работы. В случае необходимости региональный оператор актуализирует перечни и предоставляет их оператору не менее чем за два рабочих дня до начала их действия.
ООО "ЭкоИнтегратор" (региональный оператор) и ООО "ЭкоПрофи" (исполнитель) заключили договор на осуществление транспортирования ТКО на территории Архангельской области от 18.12.2019 N ЭИ/12-19-01.
Согласно пункту 1.1 договора исполнитель оказывает региональному оператору услуги по транспортированию ТКО в порядке и на условиях, определенных настоящим договором, на территории, описание границ которой определено в приложении 1 к договору в пределах зоны деятельности регионального оператора, в соответствии с требованиями действующего законодательства и территориальной схемой, а региональный оператор оплачивает услуги исполнителя в соответствии с условиями договора.
Перечень транспортных средств, осуществляющих транспортирование ТКО, направлен ответчику письмами: от 11.01.2020 N 0026/01, от 25.03.2020 N 0755/03, от 08.05.2020 N 1316/05, от 25.06.2020 N 2379/06, от 15.07.2020 N 3038/07.
Как указано в иске, начиная с 28.08.2020 ООО "Профреал" не допускает транспортные средства на свой полигон для разгрузки собранных ТКО.
ООО "ЭкоИнтегратор" с участием представителя транспортной компании составили соответствующий акт от 28.08.2020.
Полагая, что односторонний отказ ООО "Профреал" исполнять договорные обязательства является незаконным и необоснованным, свидетельствует о злоупотреблении доминирующим положением, так как данный полигон является единственным полигоном для размещения (захоронение, хранение) ТКО на территории Вельского района Архангельской области, а также в целях недопущения совершения ответчиком указанных действий на будущее, поскольку отказ в допуске на полигон по указанному основанию может привести к накапливанию мусора, возникновению несанкционированных свалок, и, как следствие, резкому ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации и экологической обстановки на территории административного центра Архангельской области, а также повышению рисков заболеваемости, угрозе жизни и здоровья граждан, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Как правильно указал суд первой инстанции, между сторонами возникли правоотношения в сфере обращения с ТКО, регулируемые нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ деятельность по обращению с отходами включает сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение (захоронение и хранение) отходов.
Под сбором отходов Закон N 89-ФЗ понимает прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Размещением отходов являются хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе, шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу пункта 1 статьи 24.6. Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Из материалов дела видно, что деятельность по сбору и транспортированию отходов в Вельском районе Архангельской области осуществляет ООО "ЭкоИнтегратор", а деятельность по размещению отходов на специально оборудованном сооружении (полигоне) - ООО "Профреал".
Согласно статье 24.7 Закона N 89-ФЗ, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Учитывая положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", исследовав и оценив в совокупности в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные истцом в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия ООО "Профреал" по отказу в допуске на полигон деревни Погореловская, являются необоснованными, нарушают условия договора N 02-2020 и соответственно незаконны.
При этом суд правомерно указал, что ООО "Профреал", занимающее доминирующее положение на рынке услуг по размещению отходов в Вельском районе Архангельской области, а также с учетом специфики услуг и их социальной значимости, не вправе отказывать ООО "ЭкоИнтегратор" в приеме собранных ТКО для размещения и захоронения их на полигоне. При необходимости защиту своих прав при возможном наличии задолженности за оказанные услуги вправе осуществить в установленном законом порядке.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 ноября 2020 года по делу N А05-10090/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профреал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10090/2020
Истец: ООО "Экоинтегратор"
Ответчик: ООО "Профреал"
Третье лицо: ООО "ЭкоПрофи"