г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июля 2021 г. N Ф07-6154/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А56-152873/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: Гаврилова Е.В. (доверенность от 21.07.2020)
- от ответчика: Кононенко З.В. (доверенность от 26.07.2019),
Ионина Н.А. (доверенность от 26.07.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26515/2020) товарищества собственников жилья "Оккервиль-1"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2020 по делу N А56-152873/2018,
принятое по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" к товариществу собственников жилья "Оккервиль-1"
3-и лица:
1) Жилищный комитет
2) Комитет по Тарифам Санкт-Петербурга
3) Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга
4) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
5) Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к товариществу собственников жилья "Оккервиль-1" (далее - Товарищество) о взыскании 1 789 9643,54 руб. задолженности по договору от 01.02.2005 N 3234.038.1 за период с декабря 2017 года по август 2018 года, 547 958,62 руб. неустойки, исчисленной по состоянию на 03.06.2019, а также неустойки, начисляемой на 2 189 964,54 руб. с 04.06.2019 по дату фактического исполнения основного обязательства, исходя из пункта 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
Определением от 18.04.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жилищный комитет, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу.
Определением от 22.08.2019 настоящее дело объединено в одно производство с делом N А56-66843/2019 по иску Предприятия к Товариществу о взыскании задолженности по договору за период с сентября 2018 года по февраль 2019 года.
Истец, уточнив в порядке статьи 49 АПК РФ заявленные требования, просил взыскать с ответчика 2 861 573,92 руб. долга за период с марта по июнь 2018 года, с октября 2018 года по февраль 2019 года, 1 164 032,23 руб. неустойки, исчисленной по состоянию на 05.04.2020.
Товариществом до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, предъявлен встречный иск о взыскании с Предприятия 780 894,87 руб. неосновательного обогащения, 129 027,51 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, исчисленных по состоянию на 05.03.2020, и начисляемых по дату фактического исполнения основного обязательства (с учетом уточнения размера исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 20.07.2020 первоначальные исковые требования удовлетворены. В удовлетворении встречных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ТСЖ просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Товарищества и об отказе в удовлетворении требований Предприятия.
Податель жалобы оспаривает начисления и полагает необоснованным применение тарифа по Гкал.
Также оспаривает задолженность в части начислений по нежилым помещениям, ссылаясь на наличие прямой обязанности собственников по оплате РСО. Ввиду чего полагает, что из задолженности надлежит исключить: 11 547,20 руб. по горячему водоснабжению и 151 080,56 руб. по отоплению.
Считает, что неверно произведен расчет неустойки.
Полагает необоснованным отказ в удовлетворении встречных требований, при том, что суду представлены убедительные доказательства существования разности начислений.
Рассмотрение апелляционной жалобы неоднократно откладывалось.
19.01.2021 в суд от представителя Предприятия поступило ходатайство о приобщении документов, а именно справочных расчетов.
20.01.2021 от представителя ТСЖ также поступили расчеты.
22.01.2021 в судебном составе произведена замена, судья Ракчеева М.А. заменена на судью Смирнову Я.Г.
В судебном заседании представитель ТСЖ настаивал на удовлетворении своей апелляционной жалобы.
Представитель Предприятия против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав мнения представителей сторон, суд апелляционной инстанции полагает, что судебный акт подлежит изменению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 этого Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Спор возник, в том числе, в связи с тем, что Предприятие выставляет счета, в которых просит оплатить ресурс исходя из количества потребленных гигакалорий (Гкал), а ТСЖ предъявляет населению плату за кубометр (куб.м) горячей воды.
Суд соглашается с ТСЖ в том, что оно должно оплатить горячую воду исходя из показаний ОДПУ, фиксирующих расход воды в куб.м, и по тарифу, установленному в рублях за куб.м.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Однако в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период: объем потребленного за месяц коммунального ресурса умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб.м холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб.м холодной воды или куб.м горячей воды на 1 человека.
Согласно подпункту "б" пункта 7(1) указанных Правил при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в отношении горячей воды используются показатели: куб.м холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб.м холодной воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб.м горячей воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с изложенным, проживающие в жилом доме граждане оплачивают горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб.м, и по тарифу, установленному регулирующим органом для оплаты одного куб.м горячей воды.
Таким образом, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его исходя из тарифа, установленного для населения для оплаты одного куб.м горячей воды.
ТСЖ как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается товариществом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учтя требования пункта 13 Правил N 354, законных оснований для возложения на ТСЖ оплаты коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям установленного в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета и оплачивать этот объем исходя из тарифа, утвержденного Комитетом по тарифам для населения для оплаты одного куб.м горячей воды.
При этом количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, население должно оплачивать ее в объеме установленного норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения (в данном случае 0,06 Гкал).
Поскольку для целей определения количества тепловой энергии, необходимого для подогрева воды, исполнителем коммунальных услуг применяется норматив, а не показания общедомового прибора учета, Предприятие не вправе предъявлять к оплате стоимость тепловой энергии на ГВС в размере, превышающем обязательства ТСЖ по оплате коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Истец неправомерно предъявил требование завысив объем поставленной тепловой энергии, судебный акт в данной части подлежит изменению.
Разница начислений составляет 110 106,37 руб., в удовлетворении требований в данной части надлежит отказать, с перерасчетом исчисленной на эту сумму неустойки.
Довод ответчика о том, что у ТСЖ "Оккервиль-1" отсутствует обязанность по оплате тепловой энергии, потребленной собственниками нежилых помещений, подлежит отклонению.
Согласно абзацу 3 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), а также пунктом 6 Изменений, утвержденных Постановлением N 1498, с 01.01.2017 у владельца нежилого помещения возникла обязанность заключения договора теплоснабжения непосредственнос ресурсоснабжающей организацией Пунктом 6 Правил N 354 установлена обязанность управляющей организации предоставить ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направить уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Стоит отметить, что Постановление N 1498 не содержит положений относительно сроков заключения договоров между собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями в письменной форме, а также не устанавливает сроков передачи управляющими организациями сведений о собственниках нежилых помещений в ресурсоснабжающую организацию.
Таким образом, до момента заключения договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют правоотношения по снабжению и оплате поставленных коммунальных ресурсов с управляющей компанией.
Как пояснил представитель Предприятия, у него отсутствуют сведения, которые бы позволяли однозначно идентифицировать собственников нежилых помещений. Заявки (оферты) собственников нежилых помещений с приложением установленных нормами действующего законодательства документов на заключение договоров теплоснабжения в адрес Предприятия также не поступали.
Кроме того, истец при рассмотрении дела в суде первой инстанции приобщал к материалам дела копию обращения от 28.08.2018 в адрес ответчика с просьбой предоставить информацию о собственниках нежилых помещений.
В материалы дела представлен договор, заключенный между Предприятием и АО "Тандер" в отношении помещения 2-Н в спорном МКД.
Однако истец плату ответчику за данное помещение не предъявляет.
Не нашел своего подтверждения довод о том, что суд взыскал неустойку больше, чем заявлял истец.
Неустойка взыскана судом в соответствии с уточненным требованием Предприятия (л.д.101, т.д. 5).
Также суд апелляционной инстанции полагает, что судом обоснованно отказано в удовлетворении встречных требований.
Объем принятой абонентом тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения определен Предприятием на основании показаний общедомового прибора учета в соответствии с условиями договора.
Таким образом, исходя из системного толкования положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ своим постановлением от 14.02.2012 N 124, Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, оплата тепловой энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии.
Конституционный Суд РФ в постановлениях от 10.07.2018 N 30-П и от 20.12.2018 N 46-П отметил, что правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за энергетические ресурсы.
Истец в спорный период оплатил весь объем поставленной в жилой дом тепловой энергии на основании показаний общедомового прибора учета в Гкал.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Возникновение указанной разницы связано с тем, что тарифы для населения на горячую воду в рублях за куб. м определены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга с использованием расчетной величины количества тепловой энергии (0,06 Гкал/куб. м), необходимой для приготовления 1 кубического метра горячей воды.
Поскольку в настоящем случае в заявленный период расчеты за тепловую энергию осуществлялись на основании данных прибора учета, корректность работы которого не оспаривалась лицами, участвующими в деле, и истцом оплачено фактически принятое им количество энергии, на стороне ответчика неосновательное обогащение отсутствует. Ответчик получил плату за тот объем тепловой энергии, который поставил в жилой дом.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации остаются на ответчике.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2020 по делу N А56-152873/2018 изменить.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Оккервиль-1" в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 2 751 467,55 руб. долга за период с марта по июнь 2018 года и с октября 2018 года по февраль 2019 года, 1 110 831,58 руб. неустойки, исчисленной по состоянию на 05.04.2020, а также 41 475 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2020 по делу N А56-152873/2018 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-152873/2018
Истец: ГУП "Топливно-эенргетический комплекс Санкт-Петербурга, ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: ТСЖ "ОККЕРВИЛЬ-1"
Третье лицо: Жилищный комитет, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Управление Федеральной антимонорпольной службы по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6154/2021
15.02.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26515/20
20.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-152873/18
24.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-152873/18