г. Ессентуки |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А77-536/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.02.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., в отсутствие представителей сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 11.12.2020 по делу N А77-536/2020 (судья Исмаилов Р.В.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ") обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлениями об оспаривании постановлений Службы государственного жилищного надзора Чеченской Республики (далее - Служба) N 797-01-42-ВХ-ТА-1, N 797-01-42-ВХ-ТА-2, N 797-01-42-ВХ-ТА-3 и N 797-01-42-ВХ-ТА-4 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Определением суда от 19.10.2020 дела объединены в одно производство под N А77-536/2020.
Решением суда от 11.12.2020 заявленные требования ФГБУ "ЦЖКУ" удовлетворены частично, отменены постановления Службы от 02.09.2020 N 797-01-42-ВХ-ТА-2, N 797-01-42-ВХ-ТА-3 и N 797-01-42-ВХ-ТА-4, в удовлетворении заявления Общества об отмене постановления Службы от 02.09.2020 N 797-01-42-ВХ-ТА-1 - отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, соблюдением Службой порядка его привлечения к ответственности, отсутствием признаков малозначительности и оснований для снижения размера назначенного административного штрафа. Поскольку однородные нарушения являются эпизодами одного административного правонарушения, фактически образуют одно событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, отдельные элементы объективной стороны правонарушения не образовывают самостоятельного административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Считает, что избранная мера наказания не соответствует тяжести обстоятельствам правонарушения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Общество и Служба явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Общества и Службы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 22.07.2020 в период с 11 по 13 часов сотрудниками 203 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть 20116, с привлечением специалиста Службы проведена проверка исполнения ФГБУ "ЦЖКУ" жилищно-коммунального законодательства в общежитиях специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ домов N 77, 78, 79 и 80 (в/городк N 1, н.п. Шали, Шалинский район, Чеченская Республика).
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований ч.ч.1 и 2.3 ст.161, ч.2 ст.162 и ч.1 ст.193 Жилищного кодекса РФ, пп. "а, б, в" Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N416), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Перечень нарушений отражен в актах проверки.
14.08.2020 в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Материалы проверки направлены в адрес Службы.
02.09.2020 руководителем Службы по итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесены оспариваемые постановления (N 797-01-42-ВХ-ТА-1, N 797-01-42-ВХ-ТА-2, N 797-01-42-ВХ-ТА-3 и N 797-01-42-ВХ-ТА-4), которыми ФГБУ "ЦЖКУ" привлечено к административной ответственности - штраф 250000р по каждому постановлению.
Не согласившись с принятыми постановлениями, ФГБУ "ЦЖКУ" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К лицензионным требованиям относятся требования, перечисленные в статье 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе иные требования, установленные Правительством Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
На основании пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
ФГБУ "ЦЖКУ" образовано в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 N 155 и основными целями его деятельности являются осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
На основании договора от 20.09.2017 N 3-УЖФ-ЮВО-01 на ФГБУ "ЦЖКУ" возложены обязанности по управлению многоквартирными домами, расположенными в военных городках на территории Чеченской Республики, в том числе по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества.
Службой, в ходе проведенной проверки, установлены нарушения, допущенные ФГБУ "ЦЖКУ" по управлению многоквартирными домами.
ФГБУ "ЦЖКУ" не обеспечено надлежащее исправное состояние общедомового имущества, чем не исполнена обязанность по договору управления о надлежащем содержании общедомового имущества, что является нарушением лицензионного требования.
Выявленные нарушения подтверждают наличие в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имея возможность для соблюдения установленных правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, ФГБУ "ЦЖКУ" не обеспечило выполнение лицензионных требований при управлении МКД N 78, 79, 77, 80.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности не представлено.
В рассматриваемом деле, суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования Общества и признавая незаконными постановления о назначении административного наказания от 02.09.2020 N 797-01-42-ВХ-ТА-2, N 797-01-42-ВХ-ТА-3 и N 797-01-42-ВХ-ТА-4, указал, что ФГБУ "ЦЖКУ" четырежды привлечено к административной ответственности за одно правонарушение. Службой не учтены положения ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ. Указанные постановления вынесены по результатам одной проверки, нарушения зафиксированы в одной справке от 22.07.2020, выявленные нарушения однородны (по одному и тому же вопросу - соблюдение ФГБУ "ЦЖКУ" требований законодательства при содержании и ремонте находящихся в управлении жилых домов). Наличие у ФГБУ "ЦЖКУ" обязанности соблюдать правила содержания и ремонта жилых домов в отношении каждого управляемого им дома, в целях привлечения к административной ответственности, не образуют самостоятельных правонарушений, а представляют собой лишь эпизоды одного административного правонарушения.
Повторно проверив соблюдение процедуры привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" к административной ответственности, в том числе в части его уведомления о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов ФГБУ "ЦЖКУ" при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Действия Службы законны и обоснованы.
Срок давности привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Суд апелляционной инстанции не усматривает исключительных обстоятельств совершенного ФГБУ "ЦЖКУ" правонарушения, свидетельствующих о его малозначительности.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, судом апелляционной инстанции не установлено, об их наличии не заявлено.
Административное наказание назначено Службой в минимальном размере санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ - 250000р, соответствует принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности и направлено на обеспечение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют и ФГБУ "ЦЖКУ" не представлены доказательства того, что имущественное и финансовое положение не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф (250000). Также, в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для ФГБУ "ЦЖКУ" необратимые последствия.
В данном случае, наказание в виде минимального размера штрафа в сумме 250000р с учетом установленных обстоятельств по делу обеспечивает достижение целей административного наказания.
Оснований для назначения ФГБУ "ЦЖКУ" административного наказания в виде предупреждения, снижения назначенного штрафа ниже низшего предела, суд апелляционной инстанции не усматривает.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ФГБУ "ЦЖКУ" к исполнению своих публично-правовых обязанностей по исполнению требований лицензионных обязательств в жилищной сфере.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у ФГБУ "ЦЖКУ" реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения ФГБУ "ЦЖКУ" от административной ответственности в порядке статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и подтверждаются сложившейся судебной практикой.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 11.12.2020 по делу N А77-536/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-536/2020
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление"" Минобороны России
Ответчик: Служба государственного жилищного надзора ЧР
Третье лицо: Джамулаев Махмад Геланиевич, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ