город Ростов-на-Дону |
|
15 февраля 2021 г. |
дело N А32-48200/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.12.2020 по делу N А32-48200/2020
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу (ИНН 2312112955, ОГРН 1042307165966)
к акционерному обществу "Почта России" (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу (далее - административный орган, Управление Роскомнадзора по ЮФО, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении акционерного общества "Почта России" (далее - общество, АО "Почта России") к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 22.12.2020 суд удовлетворил заявление Управление Роскомнадзора по ЮФО и привлек АО "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Почта России" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в нарушение нормы права, суд привлек АО "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, за пределами срока, допустимого для привлечения к административной ответственности.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в результате рассмотрения обращений гражданки Ерофеевой О.В. (вх. от 24.09.2020 N 05-18-3801/23, вх. от 24.09.2020 N 05-18-3802/23) Управлением Роскомнадзора по ЮФО 09.10.2020 установлено осуществление предпринимательской деятельности юридическим лицом АО "Почта России" с нарушением п. 5 лицензии N 162571 (предоставление услуг почтовой связи) на территории Российской Федерации, выразившееся в нарушении порядка контрольных сроков пересылки регистрируемого почтового отправления (РПО) N 35350287005691.
Согласно письму Департамента управления качеством АО "Почта России" от 08.10.2020 N АУП-02/7947-Кач, РПО N 35350287005691 19.06.2020, принятое к пересылке в отделении почтовой связи (ОПС) Темрюк-353502 Таманского почтамта ОСП УФПС Краснодарского края - филиала АО "Почта России", адресованное Республика Адыгея, г. Майкоп, 20.06.2020 проходило обработку в Краснодарском магистральном сортировочном центре (МСЦ) ОСП УФПС Краснодарского края - филиала АО "Почта России". На 09.10.2020 почтовое отправление N 35350287005691 адресату не доставлено. Контрольной датой поступления РПО N 35350287005691 следует считать 23.06.2020.
На основании изложенного, административным органом сделан вывод о нарушении АО "Почта России" срока пересылки почтового отправления N 35350287005691.
В связи с выявленным нарушением, ведущим специалистом-экспертом отдела контроля и надзора в сфере почтовой связи Рафиковой Е.В. был составлен протокол об административном правонарушении от 21.10.2020 N АП-23/4/3661 по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
На лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" установлено, что операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Согласно статье 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".
В соответствии с п. 5 требований по лицензии N 162571 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством РФ.
Обязанность оператора почтовой связи обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора закреплена в пп. "в" п. 46 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" (далее - Правила).
Из материалов дела следует, что обществом нарушены контрольные сроки прохождения почтовой корреспонденции до адресата, что обществом не оспаривается.
Вместе с тем, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о соблюдении срока для привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В силу абз. 3 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при применении части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении, предусмотренных законом, обязанностей.
Невыполнение обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 19 Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Совершенное АО "Почта России" правонарушение связано с невыполнением в установленный срок обязанности при оказании услуг почтовой связи. Данное правонарушение не может быть отнесено к категории длящихся, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения правонарушения, а не с момента его обнаружения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ начинает истекать со дня, следующего за днем, когда письмо должно было быть доставлено в отделение почтовой связи по месту вручения адресату.
Из материалов дела, в том числе протокола об административном правонарушении от 21.01.2020 N АП-23/4/3661, следует, что контрольной датой поступления РПО N 35350287005691 следует считать 23.06.2020, таким образом, течение сроков давности начинается с 24.06.2020.
При таких обстоятельствах, трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ в отношении правонарушения выявленного управлением, истек 24.09.2020.
Заявление Управления Роскомнадзора по ЮФО поступило в суд первой инстанции 05.11.2020, то есть по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Привлечение 22.12.2020 судом первой инстанции АО "Почта России" к административной ответственности является недопустимым, поскольку в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах по делу, решение суда подлежит отмене, заявленные управлением требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2020 по делу N А32-48200/2020 отменить.
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу о привлечении акционерного общества "Почта России" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 21.10.2020 N АП-23/4/3661 отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48200/2020
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу
Ответчик: АО "Почта России", Управление Федеральной почтовой службы по Краснодарскому краю