город Ростов-на-Дону |
|
16 февраля 2021 г. |
дело N А32-8097/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Попова А.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от истца: представитель Колесников А.А. по доверенности от 18.12.2020,
от ответчика: представитель Голикова О.А. по доверенности от 28.05.2020 (онлайн-участие),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 декабря 2020 года по делу N А32-8097/2020 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к ответчику: публичному акционерному обществу "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" (ИНН 2315014748), о взыскании платы, процентов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичному акционерному обществу "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" (далее - ответчик) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции назначения в размере 767 434 рублей 80 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 41 557 рублей 68 копеек за период с 16.05.2019 по 26.02.2020, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.02.2020 по день фактической уплаты денежных средств.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что занятость выставочных путей в периоды указанные в актах общей формы подтверждается, как актами общей формы, так и памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов. Апеллянт настаивает на доводах о том, что вагоны простаивали на путях общего пользования по причине занятости выставочных путей ранее поданными вагонами, сформированные подачи в спорный период соответствовали п. 8 и п. 13 договора, т.к. не превышали норму подачи вагонов, установленную с технологических возможностей для нормальной работы хозяйствующих субъектов. Истец считает, что в материалах дела имеются все доказательства, подтверждающие правомерность начисления платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на жалобу, из содержания которого следует, что ответчик находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 12.12.2014 между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и публичным акционерным обществом "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" был заключен договор N 358/2 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий публичному акционерному обществу "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" при станции Новороссийск СКЖД, а также дополнительные соглашения к договору от 28.03.2016, от 11.05.2017, от 26.04.2018.
В соответствии с заключенным договором (в редакции дополнительного соглашения от 26.04.2018) сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика на один из свободных выставочных путей N 7, 10, 30, 31 владельца. Дальнейшее передвижение вагонов производится локомотивом владельца (ПАО "НКХП") с расстановкой их по местам погрузки, выгрузки (пункт 7 договора).
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению (пункт 5 договора).
Пунктом 6 договора установлено, что уведомление передается перевозчиком пользователю: не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов, круглосуточно, по телефону N 38-859, с последующей записью в книгу уведомлений (приемосдатчик станции Новороссийск - сменному мастеру транспортного участка ПАО "НКХП")".
В соответствии с пунктом 8 договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой пользователю, устанавливается не более 25 вагонов (100 осей), по весу не более 2200 тонн.
Суточная перерабатывающая способность по выгрузке основных родов грузов составляет 150 вагонов (пункт 13 Договора).
Из искового заявления следует, что в период с февраля 2019 года по март 2019 года на путях общего пользования станции Новороссийск СКЖД в ожидании подачи простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика. О предстоящей подаче вагонов истец уведомил ответчика.
По данному факту, в соответствии с требованиями статьи 119 УЖТ РФ, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС РФ 18.06.2003 N 45) и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26) истцом были составлены акты общей формы.
Истец указывает, что в спорный период времени вагоны простаивали на путях общего пользования по причине занятости выставочных путей ранее поданными вагонами. Для подтверждения своих требований истец предоставил выписки из Книги уведомлений о времени подачи вагонов, подтверждающие уведомление ответчика о предстоящей подаче вагонов; акты общей формы, подтверждающие простой вагонов, в ожидании подачи; памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, подтверждающие занятость выставочных путей ранее поданными вагонами.
За нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, истец начислил ПАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" плату в размере 767 434 рублей 80 копеек.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием об оплате спорной задолженности, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в суд за защитой нарушенного права.
При принятии настоящего судебного акта суд апелляционной инстанции полагает законным и обоснованным исходить из следующего.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику".
Частью 12 статьи 39 УЖТ предусмотрено: "Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)".
Статьей 39 УЖТ также предусмотрено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Согласно абзацу 1 пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Согласно абзацу 3 пункта 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В силу части 13 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с положениями статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии с положениями части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
По смыслу части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Из положений указанных норм следует, что формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, является исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.
В соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Истцом была предоставлена выписка из книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку за март 2019 г. (ГУ-2ВЦ), вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, доказательства направления ответчику данных уведомлений в материалы дела не представлены.
Порядок оформления задержки вагонов и контейнеров в пути следования установлен Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В соответствии с Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем ПАО "НКХП", примыкающего к станции Новороссийск, разработанной ПАО "НКХП" и согласованной ОАО "РЖД" от 13.04.2018 года (далее - "Инструкция"), совокупная вместительность, путей ПАО "НКХП" составляет 310 вагонов. Соответственно, вместимость путей необщего пользования в спорный период времени позволяла принять вагоны, следующие в адрес Ответчика. У ПАО "НКХП" отсутствует разделение путей по виду груза, что подтверждается Договором и Инструкцией, т.е. на любой из свободных выставочных путей мог приниматься любой вид груза, что также подтверждается памятками на подачу, из существа которых следует, что единовременно поданные партии имели разный груз как пшеницу, так и ячмень. Вышеуказанной инструкцией предусмотрена ритмичность подач - круглосуточная по уведомлению.
Исходя из изложенного, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой интонации о том, что в спорный период у ПАО "НКХП" имелась возможность принимать вагоны и уведомления об отказе от приема вагонов в адрес ОАО "РЖД" не направлялись, у ответчика имелись свободные выставочные пути в следующие даты спорного периода: 28.02.2019 г. по состоянию на 01:00 пути N 6, 29, 10, 32; 28.02.2019 г. по состоянию на 05:30 пути N 6, 29, 10, 32; 28.02.2019 г. по состоянию на 09:00 пути N 7, 10, 31; 28.02.2019 г. по состоянию на 12:30 пути N 6, 10, 29, 31; 28.02.2019 г. по состоянию на 16:30 пути N 7, 10, 31; 28.02.2019 г. по состоянию на 20:30 пути N 6, 9, 32; 01.03.2019 г. по состоянию на 01:00 пути N 7, 9, 32; 01.03.2019 г. по состоянию на 01:30 пути N 7, 9, 32; 01.03.2019 г. по состоянию на 05:30 пути N 7, 9, 32; 01.03.2019 г. по состоянию на 06:00 пути N 7, 9, 32; 01.03.2019 г. по состоянию на 08:30 пути N 10, 29, 31; 01.03.2019 г. по состоянию на 09:00 пути N 10, 29, 31; 01.03.2019 г. по состоянию на 12:30 пути N 10, 29, 31; 01.03.2019 г. по состоянию на 13:00 пути N 10, 29, 31; 01.03.2019 г. по состоянию на 16:30 пути N 10, 29, 31; 01.03.2019 г. по состоянию на 17:00 пути N 10, 29, 31; 01.03.2019 г. по состоянию на 20:30 пути N 10, 31; 01.03.2019 г. по состоянию на 21:00 пути N 10, 31; 02.03.2019 г. по состоянию на 00:30 пути N 6, 29, 31; 02.03.2019 г. по состоянию на 04:00пути N 6, 29, 31; 02.03.2019 г. по состоянию на 04:30 пути N 6, 29, 31; 02.03.2019 г. по состоянию на 08:00 пути N 6, 29, 31; 02.03.2019 г. по состоянию на 11:00 пути N 6, 29, 10, 31; 02.03.2019 г. по состоянию на 15:00 пути N 6, 29, 10, 31; 02.03.2019 г. по состоянию на 18:30 пути N 6, 29, 10, 31; 02.03.2019 г. по состоянию на 22:00 пути N 6, 29, 31; 03.03.2019 г. по состоянию на 01:00 пути N 6, 29, 31; 03.03.2019 г. по состоянию на 01:30 пути N 6, 29, 31; 03.03.2019 г. по состоянию на 05:00 пути N 6, 29, 31; 03.03.2019 г. по состоянию на 08:30 пути N 6, 9, 10, 31; 03.03.2019 г. по состоянию на 09:00 пути N 6, 9, 10, 31; 03.03.2019 г. по состоянию на 12:30 пути N 6, 9, 10, 31; 03.03.2019 г. по состоянию на 16:30 пути N 6, 9, 10, 31; 03.03.2019 г. по состоянию на 19:30 пути N 6, 9, 10, 29, 31; 03.03.2019 г. по состоянию на 23:00 пути N 6, 8, 10, 29, 31; 04.03.2019 г. по состоянию на 02:00 пути N 6, 8, 10, 29, 31; 04.03.2019 г. по состоянию на 02:30 пути N 6, 8, 10, 29, 31; 04.03.2019 г. по состоянию на 06:00 пути N 6, 8, 10, 29, 31; 04.03.2019 г. по состоянию на 06:30 пути N 6, 8, 10, 29, 31; 04.03.2019 г. по состоянию на 09:00 пути N 8, 29, 10; 04.03.2019 г. по состоянию на 12:30 пути N 8, 29, 10; 04.03.2019 г. по состоянию на 16:00 пути N 8, 29, 10; 04.03.2019 г. по состоянию на 20:00 пути N 8, 9, 6, 29, 31; 04.03.2019 г. по состоянию на 23:30 пути N 6, 8, 9, 31; 05.03.2019 г. по состоянию на 04:00 пути N 6, 8, 9, 31; 05.03.2019 г. по состоянию на 08:00 пути N 6, 10, 29; 05.03.2019 г. по состоянию на 11:30 пути N 6, 10, 29; 05.03.2019 г. по состоянию на 12:00 пути N 10, 29; 05.03.2019 г. по состоянию на 15:30 пути N 10, 29, 6; 05.03.2019 г. по состоянию на 16:00 пути N 10, 29; 05.03.2019 г. по состоянию на 19:30 пути N 6, 10, 29; 05.03.2019 г. по состоянию на 23:00 пути N 6, 29, 31; 05.03.2019 г. по состоянию на 23:30 пути N 6, 29, 31; 06.03.2019 г. по состоянию на 03:00 пути N 6, 29, 31; 06.03.2019 г. по состоянию на 03:30 пути N 6, 31; 06.03.2019 г. по состоянию на 08:00 пути N 6, 29, 31; 06.03.2019 г. по состоянию на 11:00 пути N 6, 10, 29; 06.03.2019 г. по состоянию на 11:30 пути N 10, 6; 06.03.2019 г. по состоянию на 16:00 пути N 6, 10, 29, 31; 06.03.2019 г. по состоянию на 16:30 пути N 6, 10, 29, 31; 06.03.2019 г. по состоянию на 19:30 пути N 6, 29, 31; 06.03.2019 г. по состоянию на 21:00 пути N 6, 10, 31; 07.03.2019 г. по состоянию на 00:30 пути N 6, 10, 31; 07.03.2019 г. по состоянию на 01:00 пути N 6, 10, 31; 07.03.2019 г. по состоянию на 04:30 пути N 6, 10, 31; 07.03.2019 г. по состоянию на 12:00 пути N 6, 10, 31; 07.03.2019 г. по состоянию на 17:00 пути N 6, 10, 31; 07.03.2019 г. по состоянию на 22:30 пути N 10, 29, 31; 08.03.2019 г. по состоянию на 02:00 пути N 10, 29, 31; 08.03.2019 г. по состоянию на 02:30 пути N 10, 29, 31; 08.03.2019 г. по состоянию на 06:00 пути N 10, 29, 31; 08.03.2019 г. по состоянию на 09:30 пути N 6, 10, 29; 08.03.2019 г. по состоянию на 10:00 пути N 6, 10, 29; 08.03.2019 г. по состоянию на 13:00 пути N 6, 10, 29; 08.03.2019 г. по состоянию на 13:30 пути N 6, 10, 29; 08.03.2019 г. по состоянию на 16:30 пути N 6, 10, 7; 08.03.2019 г. по состоянию на 21:30 пути N 6, 10, 29, 31; 08.03.2019 г. по состоянию на 22:00 пути N 6, 10, 29, 31; 09.03.2019 г. по состоянию на 00:30 пути N 6, 10, 29, 31; 09.03.2019 г. по состоянию на 03:30 пути N 6, 10, 29, 31; 09.03.2019 г. по состоянию на 12:00 пути N 6, 10, 29, 31; 09.03.2019 г. по состоянию на 12:30 пути N 6, 10, 31 09.03.2019 г. по состоянию на 16:00 пути N 6, 10, 29, 31; 09.03.2019 г. по состоянию на 16:30 пути N 10, 29, 31; 09.03.2019 г. по состоянию на 20:00 пути N 10, 29, 31; 09.03.2019 г. по состоянию на 20:30 пути N 10, 31; 10.03.2019 г. по состоянию на 00:00 пути N 10, 29, 31; 10.03.2019 г. по состоянию на 00:30 пути N 10, 29, 31; 10.03.2019 г. по состоянию на 04:00 пути N 10, 29, 31; 10.03.2019 г. по состоянию на 08:00 пути N 10, 29, 31; 10.03.2019 г. по состоянию на 08:30 пути N 10, 29, 31; 10.03.2019 г. по состоянию на 11:30 пути N 6, 8, 10, 29; 10.03.2019 г. по состоянию на 14:30 пути N 6, 8, 10, 29; 10.03.2019 г. по состоянию на 19:30 пути N 6, 8, 10, 29; 10.03.2019 г. по состоянию на 22:30 пути N 6, 10, 29, 31; 10.03.2019 г. по состоянию на 23:00 пути N 6, 10, 29, 31; 11.03.2019 г. по состоянию на 02:30 пути N 6, 10, 29, 31; 11.03.2019 г. по состоянию на 03:00 пути N 10, 29, 31; 11.03.2019 г. по состоянию на 06:30 пути N 6, 10, 29, 31; 11.03.2019 г. по состоянию на 11:30 пути N 6, 10, 29, 31; 11.03.2019 г. по состоянию на 15:30 пути N 7, 10, 29, 31; 11.03.2019 г. по состоянию на 21:00 пути N 8, 10, 29, 30; 12.03.2019 г. по состоянию на 00:30 пути N 8, 10, 29, 30; 12.03.2019 г. по состоянию на 04:30 пути N 8, 10, 29, 30; 12.03.2019 г. по состоянию на 05:00 пути N 8, 10, 29, 30; 12.03.2019 г. по состоянию на 10:30 пути N 6, 10, 29, 31; 12.03.2019 г. по состоянию на 14:30 пути N 6, 10, 29, 31; 12.03.2019 г. по состоянию на 20:00 пути N 6, 10, 29, 31; 13.03.2019 г. по состоянию на 00:00 пути N 6, 8, 9, 31; 13.03.2019 г. по состоянию на 03:30 пути N 6, 8, 9, 31; 13.03.2019 г. по состоянию на 04:00 пути N 8, 9, 29, 31; 13.03.2019 г. по состоянию на 08:00 пути N 6, 8, 9, 29, 31; 13.03.2019 г. по состоянию на 12:30 пути N 7, 10, 29, 31; 13.03.2019 г. по состоянию на 13:00 пути N 7, 10, 29, 31; 13.03.2019 г. по состоянию на 17:00 пути N 7, 10, 29, 31; 13.03.2019 г. по состоянию на 21:00 пути N 7, 8, 10; 14.03.2019 г. по состоянию на 01:00 пути N 7, 8, 10, 30; 14.03.2019 г. по состоянию на 05:00 пути N 7, 8, 10, 30; 14.03.2019 г. по состоянию на 09:30 пути N 7, 8, 10; 14.03.2019 г. по состоянию на 13:00 пути N 7, 8, 10; 14.03.2019 г. по состоянию на 18:00 пути N 7, 8, 10; 14.03.2019 г. по состоянию на 18:30 пути N 7, 8, 10; 14.03.2019 г. по состоянию на 23:00 пути N 7, 10, 31; 14.03.2019 г. по состоянию на 23:30 пути N 7, 8, 10, 31; 15.03.2019 г. по состоянию на 03:30 пути N 7, 10, 31; 15.03.2019 г. по состоянию на 08:00 пути N 7, 8, 9, 10, 31; 15.03.2019 г. по состоянию на 12:00 пути N 7, 10, 31; 15.03.2019 г. по состоянию на 12:30 пути N 7, 10, 31; 15.03.2019 г. по состоянию на 16:00 пути N 7, 10, 31; 15.03.2019 г. по состоянию на 16:30 пути N 7, 10, 31; 15.03.2019 г. по состоянию на 20:30 пути N 7, 10, 31; 16.03.2019 г. по состоянию на 00:30 пути N 8, 10, 29, 31; 16.03.2019 г. по состоянию на 04:30 пути N 10, 29, 31; 16.03.2019 г. по состоянию на 08:30 пути N 10, 29; 16.03.2019 г. по состоянию на 12:30 пути N 7, 10, 29, 31; 16.03.2019 г. по состоянию на 16:30 пути N 10, 29, 31; 16.03.2019 г. по состоянию на 21:30 пути N 8,10,29,31; 17.03.2019 г. по состоянию на 02:00 пути N 7, 10, 29, 31; 17.03.2019 г. по состоянию на 04:30 пути N 7, 10, 29, 31; 17.03.2019 г. по состоянию на 08:30 пути N 6, 7, 9, 10, 30; 17.03.2019 г. по состоянию на 12:30 пути N 6, 7, 9, 10, 30; 17.03.2019 г. по состоянию на 13:00 пути N 6, 7, 9, 10, 30; 17.03.2019 г. по состоянию на 18:00 пути N 6, 7, 9, 10, 30; 17.03.2019 г. по состоянию на 18:30 пути N 6, 7, 9, 10, 30; 17.03.2019 г. по состоянию на 22:30 пути N 8, 10, 30; 18.03.2019 г. по состоянию на 10:30 пути N 6, 10, 30; 18.03.2019 г. по состоянию на 06:30 пути N 8, 10, 30; 18.03.2019 г. по состоянию на 02:30 пути N 8, 10, 30; 18.03.2019 г. по состоянию на 14:30 пути N 6, 10, 30; 18.03.2019 г. по состоянию на 18:30 пути N 6, 10, 30; 19.03.2019 г. по состоянию на 05:00 пути N 7, 10, 31; 19.03.2019 г. по состоянию на 10:00 пути N 7, 10, 30; 19.03.2019 г. по состоянию на 20:00 пути N 7, 10, 30; 19.03.2019 г. по состоянию на 15:00 пути N 7, 10, 30; 20.03.2019 г. по состоянию на 00:00 пути N 8, 10, 31; 20.03.2019 г. по состоянию на 04:00 пути N 8, 10, 31; 20.03.2019 г. по состоянию на 08:00 пути N 9, 10, 31; 20.03.2019 г. по состоянию на 12:00 пути N 9, 10, 31; 20.03.2019 г. по состоянию на 16:00 пути N 9, 10, 31; 20.03.2019 г. по состоянию на 20:00 пути N 10, 7; 21.03.2019 г. по состоянию на 02:30 пути N 10, 7; 21.03.2019 г. по состоянию на 03:00 пути N 7, 10, 31; 21.03.2019 г. по состоянию на 07:30 пути N 10, 7; 21.03.2019 г. по состоянию на 11:30 пути N 8, 10, 31; 21.03.2019 г. по состоянию на 12:00 пути N 10, 8; 21.03.2019 г. по состоянию на 16:00 пути N 10, 8; 21.03.2019 г. по состоянию на 20:30 пути N 6, 8, 10, 31; 21.03.2019 г. по состоянию на 20:00 пути N 6, 8, 10, 31; 22.03.2019 г. по состоянию на 00:30 пути N 6, 8, 10, 31; 22.03.2019 г. по состоянию на 01:00 пути N 6, 8, 10, 31; 22.03.2019 г. по состоянию на 05:00 пути N 6, 10, 31; 22.03.2019 г. по состоянию на 09:00 пути N 10, 30; 22.03.2019 г. по состоянию на 13:00 пути N 10, 30; 22.03.2019 г. по состоянию на 17:00 пути N 10, 30; 22.03.2019 г. по состоянию на 21:30 пути N 7, 8, 10, 31; 23.03.2019 г. по состоянию на 06:30 пути N 7, 8, 10; 23.03.2019 г. по состоянию на 10:30 пути N 9, 10, 31; 23.03.2019 г. по состоянию на 11:30 пути N 9, 10, 31; 23.03.2019 г. по состоянию на 15:30 пути N 10, 31; 23.03.2019 г. по состоянию на 19:30 пути N 9, 10, 31; 23.03.2019 г. по состоянию на 23:30 пути N 10, 9; 24.03.2019 г. по состоянию на 03:00 пути N 10, 9; 24.03.2019 г. по состоянию на 07:00 пути N 9, 10, 31; 24.03.2019 г. по состоянию на 07:30 пути N 9, 10, 31; 24.03.2019 г. по состоянию на 11:30 пути N 6, 10, 30; 24.03.2019 г. по состоянию на 15:30 пути N 6, 10, 30; 24.03.2019 г. по состоянию на 20:00 пути N 6, 10, 30; 25.03.2019 г. по состоянию на 00:00 пути N 8, 9, 10, 30; 25.03.2019 г. по состоянию на 04:00 пути N 8, 9, 10, 30; 25.03.2019 г. по состоянию на 04:30 пути N 8, 9, 10, 30; 25.03.2019 г. по состоянию на 08:30 пути N 7, 10, 30; 25.03.2019 г. по состоянию на 20:30 пути N 7, 10, 30; 26.03.2019 г. по состоянию на 00:30 пути N 9, 10, 30; 26.03.2019 г. по состоянию на 01:00 пути N 9, 10, 30; 26.03.2019 г. по состоянию на 05:00 пути N 7, 9, 10, 30; 26.03.2019 г. по состоянию на 09:00 пути N 10, 29, 31; 26.03.2019 г. по состоянию на 13:30 пути N 10, 29, 31; 26.03.2019 г. по состоянию на 17:30 пути N 10, 29, 31; 26.03.2019 г. по состоянию на 21:30 пути N 10, 31, 30; 27.03.2019 г. по состоянию на 02:00 пути N 10, 7; 27.03.2019 г. по состоянию на 06:00 пути N 10, 7; 27.03.2019 г. по состоянию на 10:30 пути N 10, 31; 27.03.2019 г. по состоянию на 15:00 пути N 10, 31; 27.03.2019 г. по состоянию на 19:00 пути N 10, 31; 27.03.2019 г. по состоянию на 23:00 пути N 10, 30, 31; 28.03.2019 г. по состоянию на 03:00 пути N 10, 30, 31; 28.03.2019 г. по состоянию на 07:00 пути N 10, 30, 31; 28.03.2019 г. по состоянию на 11:00 пути N 8, 9, 10, 31; 28.03.2019 г. по состоянию на 11:30 пути N 8, 9, 10, 31; 28.03.2019 г. по состоянию на 21:00 пути N 8, 9, 10, 31; 29.03.2019 г. по состоянию на 03:00 пути N 8, 10, 31; 29.03.2019 г. по состоянию на 03:30 пути N 9, 10, 31; 29.03.2019 г. по состоянию на 08:00 пути N 8, 9, 10, 31; 29.03.2019 г. по состоянию на 12:30 пути N 10, 31; 29.03.2019 г. по состоянию на 16:30 пути N 10, 8, 31; 29.03.2019 г. по состоянию на 17:00 пути N 10, 8; 29.03.2019 г. по состоянию на 21:00 пути N 9, 10, 31; 30.03.2019 г. по состоянию на 01:00 пути N 10, 9; 30.03.2019 г. по состоянию на 13:00 пути N 7, 9, 10, 29, 30, 31; 30.03.2019 г. по состоянию на 20:00 пути N 6, 10, 29, 31; 31.03.2019 г. по состоянию на 00:00 пути N 6, 10, 29, 31; 31.03.2019 г. по состоянию на 00:30 пути N 6, 10, 29; 31.03.2019 г. по состоянию на 04:30 пути N 6, 10, 29; 31.03.2019 г. по состоянию на 09:30 пути N 8, 10, 29, 30; 31.03.2019 г. по состоянию на 14:00 пути N 8, 10, 29, 30; 31.03.2019 г. по состоянию на 14:30 пути N 8, 10, 29, 30; 31.03.2019 г. по состоянию на 22:00 пути N 8, 10, 29, 30.
Доказательства, свидетельствующие о том, что после получения от истца уведомления о прибытии вагонов и готовности их поставить на путь необщего пользования (книга уведомлений о времени подачи вагонов) ответчик заявлял отказы от такой подачи, в материалах дела отсутствуют. В связи с наличием у ответчика технической и технологической возможности принимать вагоны, уведомления об отказе в принятии вагонов ответчиком не направлялись.
Ответчиком регулярно передавались телефонограммы о необходимости обеспечения своевременной подачи вагонов на путь необщего пользования ПАО "НКХП".
В даты простоя составов, указанных в исковом заявлении ПАО "НКХП" производило плановый прием груженых вагонов, что подтверждается памятками приемосдатчика на подачу вагонов, ведомостями подачи и уборки вагонов и представленном анализе занятости путей необщего пользования ПАО "НКХП". Из предоставленных ответчиком памяток приемосдатчика следует, что вагоны в адрес ответчика подавались в меньшем количестве, чем предусмотрено договором (п. 13 договора), что является еще одним доводом, подтверждающим, что в спорный период времени у ПАО "НКХП" была возможность принимать вагоны. Так, 28.02.2019 г. за сутки было принято 138 вагонов; 07.03.2019 г. за сутки было принято 125 вагонов; 08.03.2019 г. за сутки было принято 149 вагонов; 09.03.2019 г. за сутки было принято 133 вагона; 11.03.2019 г. за сутки было принято 122 вагона; 12.03.2019 г. за сутки было принято 127 вагонов; 15.03.2019 г. за сутки было принято 128 вагонов; 16.03.2019 г. за сутки было принято 148 вагонов; 17.03.2019 г. за сутки было принято 143 вагона; 18.03.2019 г. за сутки было принято 125 вагона; 19.03.2019 г. за сутки было принято 99 вагонов; 21.03.2019 г. за сутки было принято 132 вагона; 22.03.2019 г. за сутки было принято 142 вагона; 23.03.2019 г. за сутки было принято 130 вагонов; 24.03.2019 г. за сутки было принято 126 вагонов; 25.03.2019 г. за сутки было принято 99 вагонов; 27.03.2019 г. за сутки было принято 148 вагонов; 28.03.2019 г. за сутки было принято 81 вагон; 29.03.2019 г. за сутки было принято 123 вагона; 30.03.2019 г. за сутки было принято 68 вагонов; 31.03.2019 г. за сутки было принято 111 вагонов.
Как видно, 01.03.2019 г. за сутки было принято 169 вагонов, 02.03.2019 г. за сутки было принято 172 вагона, 03.03.2019 г. за сутки было принято 182 вагона, 04.03.2019 г. за сутки было принято 184 вагона, 05.03.2019 г. за сутки было принято 160 вагонов, 10.03.2019 г. за сутки было принято 185 вагонов, 13.03.2019 г. за сутки было принято 154 вагона, 14.03.2019 г. за сутки было принято 151 вагон, максимальная суточная пропускная способность, предусмотренная договором со стороны ОАО "РЖД" была превышена (150 вагонов в сутки). Несмотря на это ПАО "НКХП" готово было в указанный период принимать вагоны и отказы от приема не направляло.
В представленных в материалы дела АОФ в качестве причины нахождения вагонов на путях необщего пользования Истец указал занятость выставочных путей, ранее поданными вагонами, однако доказательств, подтверждающих занятость одновременно всех выставочных путей, не предоставил. При этом временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей, однако, в материалах дела отсутствуют доказательства того, каким образом истец определял время окончания задержки вагонов на станции, и относительно каких железнодорожных путей, а также доказательства, подтверждающие невозможность истца подавать ответчику вагоны единовременной группой на каждый из 4 (четырех) выставочных путей ПАО "НКХП" по причинам, зависящим от ответчика. Данные выставочные пути используются ответчиком и доказательств, подтверждающих что эти пути были заняты и отсутствовала возможность подать спорные, Истец не предоставил.
Кроме того, представленные в материалы дела памятки на подачу вагонов подтверждают только дату и время подачи истцом груженых вагонов на один из выставочных путей ПАО "НКХП", указанный в пункте 7 договора и не содержат дату и время о завершении грузовой операции, соответственно установить обоснованность продолжительности простоя, не представляется возможным. Истец не сообщал ответчику о существовании технологических ограничений для подачи вагонов на какой-либо или одновременно на все 4 выставочных пути ПАО "НКХП" в спорный период и не связывал с ними простой спорных вагонов на станции Новороссийск.
Как верно указано судом первой инстанции, в представленных истцом актах отсутствует ссылка на номера путей необщего пользования, соответственно определить, какой из путей необщего пользования, по мнению Истца, в спорный период времени был занят, не представляется возможным. Вместе с тем надлежащий анализ нахождения вагонов на разгрузке у ответчика с учетом количества конкретных разгружаемых вагонов, занятости путей необщего пользования, которая бы препятствовала подаче новых партий вагонов и влекла их задержку на станции назначения, отсутствует.
В соответствии с частью 18 статьи 39 УЖТ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:
вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;
обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 настоящего Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
Полезная вместимость путей необщего пользования, эксплуатируемых ответчиком, позволяла разместить спорные вагоны. Следовательно, довод о том, что спорные вагоны простаивали по причинам, зависящим от грузополучателя и, соответственно, существовали объективные основания для начисления платы, обоснвоанно отклонен судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что подпунктом 18.8 договора установлено, что при наличии на станции готовых (раскредитованных, осмотренных в коммерческом и техническом отношении) к подаче груженых вагонов, прибывших в адрес Пользователя, подача очередной группы вагонов производится Перевозчиком не позднее 4 часов. При наличии у Перевозчика эксплуатационной возможности подачи очередной группы вагонов ранее установленного срока, подача осуществляется по согласованию Сторон.
Доказательства, подтверждающие наличие технической и технологической возможности у перевозчика досрочно производить подачу спорных вагонов, в материалы дела не представлены.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 декабря 2020 года по делу N А32-8097/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 3000 (три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8097/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ПАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов"